Загадочная смерть режиссёра Томаса Х. Инса
В тот день на роскошной яхте ,,Онеида” собралось пёстрое голливудское общество для празднования 44-летия Томаса Инса. Главной же причиной было заключение контракта между кинокомпаниями Херста и Томаса Инса и обсуждение планов предстоящего сотрудничества, но закончилась вечеринка внезапной смертью режиссёра Т.Х.Инса. В это дело оказалась вовлечена большая группа людей, оно вызвало множество слухов и гипотез, которые обсуждают до сих пор. Но дело никогда не было расследовано и всегда оставалось под покровом глубокой тайны, не сохранилось никаких фото или кинодокументов.
Томас Харпер Инс (1880-1924) был одним из пионеров Голливуда и основателем американской киноиндустрии. С 1908 года Инс уже активно работал в Голливуде, куда постепенно переезжали деятели кино из бывшей кинометрополии Нью-Йорк. Человек неукротимой энергии и трудоголик, Инс владел в совершенстве всеми кинопрофессиями: он сам писал сценарии своих фильмов, сам их ставил и монтировал, играл перед камерой и создавал декорации, которые же и строил с молотком в руках, человек-оркестр! Томас Инс был создателем жанра ,,вестерн”- фильмов из истории покорения американского Запада, жанра наиболее любимого зрителями; другой его специализацией были истории из гражданской войны в США и очень сентиментальные мелодрамы. После нескольких лет участия в производстве различных киностудий, в 1916 г. Томас Инс построил собственную киностудию в районе Калвер-сити недалеко от Лос-Анжелеса. Это был целый огромный город под названием Инсвилл с большим количеством съёмочных павильонов и производственных помещений, различными натурными площадками и декорациями на любой случай, будь то улица в Париже, городок Дикого Запада, средневековый замок, восточный город или что-то иное. На студии работали тысячи человек творческого и технического персонала, были табуны лошадей и питомники других животных, одновременно на студии снималось минимум 10 фильмов. Для участия в фильмах Инс перевёз из резервации целое племя индейцев, которое как и большинство служащих кинокомпании жили прямо на студии или в коттеджах поблизости. Сам же Инс построил для себя роскошное имение Диас Дорадос. Кинокомпания приносила огромную прибыль, но время шло- его стали теснить конкуренты, а стиль фильмов Инса стал устаревать. Публику стали больше привлекать большие полнометражные фильмы с развитием сюжета, фильмы же Томаса Инса были 20-минутными короткометражками, этих короткометражек Инс снял многие сотни. если не тысячи. Первый полнометражный фильм Инса потерпел неудачу и в начале 1920-х годов финансовые дела кинокомпании стали стремительно ухудшаться, а надо было содержать целую армию служащих. Тогда Томас Харпер Инс стал стремиться к сотрудничеству с магнатом У.Р.Херстом, уже была достигнута договоренность о слиянии кинокомпаний Инса и Херста.
Уильям Рандольф Херст (1863-1951) создал гигантскую мощную информационную империю со множеством газет и журналов, радиостанций и кинокомпанией. Уильям Херст создавал свою империю сам, начиная с самых низов газетного дела, в этом он был близок Томасу Х. Инсу. Газеты Херста выходили миллионными тиражами и их ежедневно читал каждый третий американец и миллионы людей по всему миру, так Уильям Херст создавал общественное мнение и диктовал свою точку зрения. Основой информационной политики Херста была сенсация, ежедневно передовицы его газет занимали новые сенсации, которых жаждала публика. Такие понятия как газетная шумиха, газетная утка (то, что сегодня называют словом фейк), газетная травля, всё это появилось в эпоху Херста. В начале 1920-х годов Уильям Херст занялся также кинопроизводством причиной чему послужила его страстная любовь к актрисе Марион Дэвис. Сам Херст был женат с 1903 г. и имел со своей женой Миллисент (бывшей танцовщицей) пятерых сыновей. Встретив Марион Дэвис Херст бросил жену и требовал развода, но не получил его до конца своих дней. Миллисент жила с сыновьями в Нью-Йорке и вела жизнь респектабельной дамы из высшего общества, магнат же большую часть времени проводил в Калифорнии с любовницей.
Марион Дэвис (1897-1961) до встречи с Херстом в 1916 г. работала танцовщицей и иногда снималась в кино в маленьких ролях. Встреча с богатым магнатом перевернула её судьбу: Херст решил сделать из Дэвис кинозвезду первой величины и стал финансировать фильмы с её участием. Большой актрисой Марион Дэвис совсем не была, от природы очень живая и с большим чувством юмора она могла бы сделать карьеру комедийной актрисы, но Херст видел в ней большую драматическую актрису. Марион Дэвис играла главные роли в драматических фильмах с большими бюджетами, но выглядела в этих фильмах очень бледно. Несмотря на громкую кампанию по рекламе актрисы в изданиях Херста, публика по большей части оставалась равнодушной к её фильмам. Марион Дэвис была полной хозяйкой на яхте Херста ,,Онеида” где постоянно устраивались шумные вечеринки характерные для ,,диких двадцатых”, не исключением была и злополучная вечеринка 17 ноября 1924 г.
Другой ключевой фигурой в этой роковой истории был знаменитый Чарли Чаплин бывший также гостем на яхте в тот день. Чаплин искал финансирование для своего нового фильма ,,Золотая лихорадка” и надеялся на помощь Херста, главную женскую роль могла сыграть Марион Дэвис. Кроме того, Чаплин сгорал от страсти к Марион Дэвис, великий актёр был в жизни очень любвеобильным мужчиной. Несмотря на то, что Чаплина ждала дома беременная невеста ( которой едва исполнилось 16 лет), он вновь и вновь искал встречи с Марион Дэвис. Марион очень тепло и по-дружески относилась к Чарли, но заводить же с ним романа не собиралась.
В субботу 15 ноября 1924 г. в Сан-Педро стали съезжаться автомобили гостей, которые поднимались на борт ,,Онеиды”, яхта должна была за выходные проплыть от Сан-Педро до Сан-Диего. На борту гостей встречали хозяева Уильям Херст и Марион Дэвис. Томас Х. Инс приехал со своим финансовым управляющим и его супругой, Чарли Чаплин был один. Среди гостей были также журналистка Луэлла Парсонс, она уже год вела колонку светский новостей в газете Херста и надеялась остаться на этой должности навсегда; английская писательница и сценаристка Элинор Грин, очень популярная в те годы; кинозвезда Маргарет Ливингстон, у неё была любовная связь с Томасом Инсом. На борту был доктор Дэниэл Гудман и его жена актриса Альма Рубенс, доктор сыграет в этой истории отдельную роль. Другими гостями были дизайнер по костюмам Гретль Урбан, русский балетный танцовщик и киноактёр Теодор (Фёдор) Козлофф, киноактрисы Джулианна Джонстон, Сина Оуэн, Вера Бернетт и Эйлин Прингл. Среди гостей были также сёстры Марион Дэвис Этель и Рейн и племянница-подросток Пэпи, злые языки утверждали, что три сестры Дэвис были излишне пристрастны к спиртному. Всего было 20 гостей, ни один из них позже не проронил прессе ни слова о той вечеринке, а многие из них и вовсе отрицали своё присутствии на яхте. Вечер субботы закончился ужином, а в воскресенье 16 ноября уже бушевала дикая вечеринка с танцами с популярным чарльстоном под исполнение специально приглашенной джаз-банды. Несмотря на сухой закон в США, на яхте Херста было в избытке алкогольных напитков, менее открыто присутствовали и наркотики, практически обязательные на голливудских вечеринках тех лет. Уильям Херст весь день находился в состоянии крайнего нервного возбуждения. Магнат был болезненно ревнив и часто нанимал детективов для слежки за Марион Дэвис, которая была моложе его на 34 года. Присутствие на яхте Чаплина, не скрывавшего своей страсти к Марион, выводило Херста из себя; кроме того, Томас Инс, опасавшийся конкуренции с Чаплиным в предстоящих планах, всячески подогревал ревность магната своими намёками и насмешками. До позднего вечера гости бродили по каютам и палубе, уже глубокой ночью на яхте прозвучали выстрел и крики и на яхте началась паника: режиссёр Томас Х. Инс был тяжело ранен в голову выстрелом из револьвера Уильяма Херста. Что же произошло?
По одной из версий Херст поднявшись на палубу застал там в пикантном положении Томаса Инса и секретаршу Дэвис Абигайль Хинсольвиг, приняв их в ночной мгле за Чаплина и Марион Дэвис и выстрелил в Инса. Эта история не очень вероятна: Инса сопровождала ревнивая Маргарет Ливингстон, которая с истериками требовала от Инса его развода с женой, чего режиссёр не собирался делать.
По другой версии Херст застал Чарли Чаплина в каюте Марион Дэвис и устроил скандал. На крики сбежались другие гости яхты и в образовавшейся сумятице Херст целясь в Чаплина случайно попал в голову Томаса Инса.
Историки и исследователи этой драмы всё же склоняются к другой версии: Марион Дэвис и Томас Инс сидели за разговором в полутьме на лестнице, когда к ним подкрался Уильям Херст. Чаплин и Инс были одеты в тот вечер в одинаковые костюмы и Херст выстрелил в предполагаемого соперника из револьвера. Деталь: револьвер был украшен бриллиантами!
Первую помощь пострадавшему оказали доктор Гудвин и ассистент Херста, они, как и другие гости яхты пребывали в страшном смятении. Томас Инс находился в состоянии комы. Яхта дошла до Сан-Диего и было решено перевезти Инса в его усадьбу в Голливуде. Вечеринка закончилась. К определённому часу к причалу в Сан-Диего были вызваны автомобили гостей. По каким-то причинам автомобиль Чарли Чаплина приехал на два часа раньше и шофёр и камердинер Чаплина японец Тораити Коно, видел как с яхты выносят носилки с телом Инса с явным пулевым ранением в голове. Вечером Коно рассказал об увиденным жене и на следующий день о случившемся на яхте Херста знала вся японская прислуга в Голливуде, через них известия дошли и до хозяев и Голливуд заполнился слухами.
В это время раненного Инса привозят на его виллу Диос Дорадос к семье, всю дорогу Инса сопровождает доктор Гудвин, на вилле был и другой врач и несколько медсестёр. Несмотря на квалифицированную медицинскую помощь режиссёр так и не приходит в сознание и рано утром 18 ноября 1924 года Томас Харпер Инс умирает на руках своей жены Нел. Официальной причиной смерти указывают остановку сердца от несварения желудка. Томас Инс был крепким и спортивным 44-летним мужчиной без вредных привычек и предположить, что его сердце не выдержало обжорства на банкете было бы очень странно. Тело Инса кремируют на следующий же день. Газета ,,Нью-Йорк таймс” выходит с заголовком ,,Режиссёр Томас Х. Инс был застрелен на яхте Уильяма Херста”, но выпуск не успевает дойти до читателя, его снимают с продажи и уничтожают, ни в одном архиве мира не найти этого номера газеты. Одновременно все газеты страны выходят с некрологом о несварении желудка. Через несколько дней состоялись похороны Томаса Инса на которые приезжают все участники того уикэнда, кроме Уильяма Херста. Перепуганный до смерти Чарли Чаплин успевает за эти несколько дней съездить в Мексику и оформить свой брак с 16-летней беременной Литой Грэй, его страсть к Марион Дэвис улетучивается. Толпы истеричных поклонников и охотников за автографами превращают похороны в постыдное зрелище. Под давлением упорных слухов прокуратура Сан-Диего всё же заводит дело о предполагаемом убийстве, но для дачи показаний вызывают всего лишь единственного свидетеля- доктор Даниэля Гудвина, который повторяет историю о несварении желудка, дело закрывают.
Что былодальше?
Через некоторое время после похорон главой кинокомпании Инса была объявлена его вдова. Нелл Инс (1884-1971), бывшая актриса Элинор Кершоу, была человеком, обладавшим деловой хваткой и правой рукой в бизнесе своего мужа Томаса Х. Инса; но, до управления кинокомпанией дело не дошло- студия приостановила свою деятельность и была окончательно продана в 1926 году. Уильям Херст передал Нелл крупный денежный фонд, из которого она брала деньги для спекуляций недвижимостью. Ещё в 1925 она уехала в долгое путешествие по Европе. Крах на бирже в 1929 г. превратил её финансы в прах и Нелл осталась без средств. Долгое время она работала водителем такси, общения с прессой Нелл избегала.
Любовница Томаса Инса актриса Маргарет Ливингстон подписала выгодный контракт с кинокомпанией Херста и её обычный гонорар утроился. Карьерные продвижения и крупные гонорары получили и другие актрисы бывшие в тот злополучный день на яхте, карьера всех их закончилась с приходом в кино звука в 1929 году.
Загадочный доктор Гудвин на момент происшествия с Инсом хоть и имел действительную лицензию хирурга, уже несколько лет работал на киностудии Херста как сценарист. Через четыре месяца после драмы на яхте Херст увольняет Дэниэля Гудвина, и безработный сценарист покупает роскошной имение в Голливуде, в котором ведёт жизнь на широкую ногу.
Жена Гудвина актриса Альма Рубенс (1898-1931) была также гостем на яхте ,,Онеида” в тот день. Рубенс имела контакт с киностудией Херста, но большую часть времени была нетрудоспособна из-за наркотической зависимости, Гудвин развёлся с Альмой в 1926 г. В 1931 г. Альма Рубенс была арестована за хранение и контрабанду морфия и кокаина, в тюрьме актриса впала в кому и умерла через три дня.
Журналистка Луэлла Парсонс (1881-1972) после драмы на яхте подписала с Херстом вожделенный ею контракт. Десятки лет Парсонс была самым влиятельным голливудским обозревателем, её ежедневную колонку в газете Херста читали 200 миллионов человек по всему миру. Власть Парсонс на вкусы и мнения публики была неограниченной, её мнение считалось непререкаемым и её негативных рецензий боялись как огня, Луэлла при желании могла разрушить любую карьеру. До конца своих дней Луэлла Парсонс яростно отрицала своё присутствие на яхте и даже сфабриковала себе алиби что 16 ноября 1924 г. она была вообще на другом побережье, хотя по всем версиям именно Луэлла Парсонс первой из гостей увидела тело застреленного Инса (после чего ей самой понадобилась медицинская помощь).
Со временем своё присутствие на яхте в тот день стали отрицать все гости, включая главных фигурантов истории- Марион Дэвис и Чарли Чаплина, которые в своих воспоминаниях упоминают о звонке с известием о смерти Инса, но не упоминают что этому предшествовала. Чаплин и Дэвис остались в хороших дружеских отношениях до конца своих дней.
Марион Дэвис продолжала сниматься и после прихода звука в кино, обстоятельства, которое разрушило почти все карьеры звёзд немого кино. Со временем её фильмы, которые по-прежнему финансировал Херст, стали более лёгкими и комедийными, что более соответствовало её дарованию. Но, по словам самой актрисы, оплачиваемая Херстом назойливая реклама её образа и её фильмов сыграли обратную роль: публика стала её тихо ненавидеть и дело доходило до оскорблений на улицах. В 1937 г Марион Дэвис ушла из кино, она оставалась с Уильямом Херстом до конца его дней, многие говорили, что это было вызвано чувством вины с её стороны. Когда после краха на бирже финансовое состояние Херста пошатнулось, Марион Дэвис не задумываясь продала свои драгоценности и вырученные за них больше миллиона долларов помогли спасти его газетную империю. Позже Херст и Дэвис устраивали большие экстравагантные вечеринки, на которые собирался ,,весь Голливуд”. Перед своей смертью в 1951 г. Уильям Херст позаботился о финансах Марион, передав ей большое количество различных акций. Практически сразу после смерти Херста актриса вышла замуж за очень богатого человека, но брак оказался неудачным. Дэвис серьёзно занималась благотворительностью и жертвовала миллионные суммы в основном на строительство детских больниц. Десятилетия злоупотребления алкоголем не прошли для актрисы бесследно и Марион Дэвис скончалась в 1961 г. в возрасте 64 лет. В истории остался яркий образ с незаурядной судьбой, но в памяти зрителей не сохранились фильмы с участием актрисы Марион Дэвис.
В 1941 году знаменитый режиссёр Орсон Уэллс снимает фильм ,,Гражданин Кейн”, прообразом главного героя которого стал Уильям Херст. Уэллс изобразил Херста в фильме безжалостным чудовищем, шагающим по человеческим судьбам- Херст был в ярости и всеми путями пытался запретить выход фильма на экраны, но этого ему не удалось и репутации Херста был нанесён непоправимый удар. Фильм ,,Гражданин Кейн” стал одним из лучших фильмов всех времён. Ещё во время подготовки к съёмкам, Орсон Уэллс по крупицам собирал детали истории с убийством Томаса Харпера Инса. Английская писательница Элинор Глин бывшая в ту ночь на яхте говорила, что все гости Херста были повязаны обетом молчания, данным под страхом перед всесильным магнатом. Несмотря на данную клятву, все участники события рано или поздно открывали эту тайну своему ближайшему окружению, из этих фрагментов Орсон Уэллс и сложил общую картину. По разным причинам история с убийством не вошла в фильм ,,Гражданин Кейн”, уже в последние годы жизни Орсон Уэллс передал эту историю своему другу режиссёру Питеру Богдановичу. В 2001 г. Питер Богданович поставил фильм ,,Кошачье мяуканье”, сюжет которого целиком построен на истории с убийством Инса на яхте ,,Онеида”. Фильм оказался довольно слабым, но восстановил канву событий того ноябрьского дня 1924 года.
Эта криминальная история страстей 100-летней давности отразила в себе как в зеркале американскую ,,эпоху джаза” с её эксцессами и безнравственностью. Споры сторонников и противников подлинности этой голливудской истории не стихают и по сей день.
Свидетельство о публикации №224101500219