Внезапно струна оборвалась. Глава 11
Почти через восемь лет после смерти Максима Трошина русская поэтесса Нина Карташёва, в творчестве которой преобладают православные и патриотические мотивы, напишет стихотворение «Мой сон на 27 февраля 2003 года», где угадывается образ юного брянского подвижника:
...Но моя звезда родных полей
Светит там, где русый отрок тихий,
Разберет, кто на Руси великий
И услышит в песне журавлей
Пращуров таинственные клики,
Звоны древнерусские церквей.
Между тем автограф Нины Карташёвой на сборнике своих стихов 1992 года: «Максиму Трошину, Светлому отроку, Гласу Ангельскому Святой Руси», уже почти тридцать лет живет в названии ежегодного песенного фестиваля.
Началось все с вечера памяти Максима Трошина в знаменитом Политическом музее Москвы 2 ноября 1995 года. Дата имела значение для Русской Православной Церкви, поскольку в тот день (20 октября по старому стилю) с XVI века чествуется память святого праведного Артемия Веркольского. Слова о Максиме Трошине в этот вечер должны были тем самым получить дополнительное звучание как дань признательности всем русским отрокам за их жертвенные подвиги. Воспоминания о Максиме органично сочетались с классическим исполнением духовных песнопений, и все же больше времени заняли талантливые выступления ребят с гитарами и гуслями, их песни, танцевальные номера в старорусских одеждах.
Там же, на памятном вечере, было предложено его патриотический, духовный потенциал, в равной мере восхитивший всех, кто был в зале и на сцене, реализовать в ежегодных песенных фестивалях, название которым должны были дать пронзительные слова Нины Карташёвой о Максиме Трошине. Ведущую роль в организации этих праздников взял на себя учрежденный Николаем Детковым Межрегиональный благотворительный общественный фонд содействия поиску, поддержке и прославлению народных талантов «Глас ангельский Руси».
Название фестиваля и фонда помогло с замыслом, каким должен быть приз победителю. Фигура «Ангела трубящего», носителя благой вести Божией, по просьбе Николая Деткова создана скульптором Вячеславом Клыковым, произведения которого являются яркими символами православия и патриотизма.
Первые две награды были посмертными для Игоря Талькова и Максима Трошина. Обладателями «Ангелов» стало уже около 180 талантливых ребят, а также признанных мастеров в сфере русской духовной культуры.
Брянские землячества в Москве и Санкт-Петербурге периодически проводят акции памяти Максима Трошина. Его творчество активно пропагандирует российский сайт «Русская народная линия», главным редактором которого является историк и публицист Анатолий Степанов, также уроженец брянской земли.
В Брянске с 2012 года существует мемориал Максима Трошина. Мемориал, как часть местного филиала одного из московских юридических вузов, выполнял свою просветительскую и духовную миссию. Через несколько лет приехали ликвидаторы из столицы в стремлении поправить финансовое положение головного вуза. Но мемориал Максима Трошина удалось отстоять. Его с благословения митрополита Брянского и Севского Александра (Агрикова) принял Брянский кафедральный собор во имя Святой Живоначальной Троицы.
Открытие мемориала на соборной территории в помещении Духовно-просветительского центра имени благоверного князя Олега Брянского состоялось в день двадцатой годовщины со дня трагической гибели Максима Трошина.
Вечером во Дворце культуры крупнейшего в регионе промышленного предприятия «Брянский машиностроительный завод» состоялся вечер памяти юного брянского дарования. Программу, подготовленную Брянским областным методическим центром «Народное творчество», представила Нина Карташёва.
Через год в мемориале состоялась презентация новой экспозиции о роли Русской Православной Церкви в жизни и творчестве Максима Трошина и биографического видеопроекта.
Протоиерей Брянского кафедрального собора во имя Святой Троицы Сергий Рысин передал в мемориал текст послания из Брянской митрополии.
Слово митрополита Брянского и Севского Александра (Агрикова):
«Как правящий архиерей Брянской митрополии, я испытываю чувство огромной духовной радости от сознания того, что талант Максима Трошина возрос здесь, на нашей святой Брянской земле, просвещенной миссионерскими трудами священномученика Кукши, героическим подвигом Александра Пересвета, подвижничеством святых благоверных князей Олега и Поликарпа Брянских. Эти великие люди освятили наш край, и, может быть, потому среди нас и поныне рождаются светочи веры и высоты духа.
Любой талант дан человеку от Бога, и любое творчество есть отражение Самого Творца в нас. И в этом отношении Максим был особо одарен Богом, имел необычайно отзывчивую и тонкую душу, пропускающую через себя судьбу своей страны, своего народа, своих земляков. В то время, когда наше Отечество пребывало в тяжком состоянии духовного упадка и неопределенности, переживая смутное время становления нового государственного устройства, песни молодого талантливого мальчика для многих стали настоящим откровением, поводом заглянуть в свою душу сквозь слезы, вызванные голосом «русского соловушки».
Как важно сегодня, говоря о духовном и патриотическом воспитании современной молодежи, не забывать о ярких примерах, способных увлечь за собой, вдохновить на служение Богу, людям, родной Земле.
Молясь об упокоении раба Божия Максима, мы верим, что он один из тех выдающихся и талантливых людей, которыми богата русская земля.
Символично, что этот мемориал, посвященный памяти Максима Трошина, расположен в Духовно-просветительском центре имени преподобного благоверного князя Олега Брянского при Свято-Троицком кафедральном соборе. Молюсь, чтобы все, приходящие сюда, становились хотя бы на малую толику лучше и чище от Божественного дара отрока, рано ушедшего из жизни временной, чтобы наследовать жизнь вечную».
С годами все очевиднее, что Православная Церковь помогла Максиму взять такую высокую ноту, которая и сейчас беспрепятственно проникает в сокровенные глубины души, питает сердечные переживания и мысли слушателей его песнопений.
Брянская митрополия продолжает покровительствовать всем добрым делам по увековечению образа и духовных стараний светлого отрока. Однажды мемориал Максима Трошина стал одной из дискуссионных площадок при проведении Рождественских образовательных чтений. Здесь с основным докладом о русском патриотизме и православии выступил депутат Государственной Думы Российской Федерации Виктор Малашенко, который увидел пример яркого и образного выражения единства этих двух понятий в песенной строке Максима Трошина «На молитве Русская земля». Виктора Александровича знают также как прихожанина Тихвинского храма. Он с первых дней существования мемориала оказывал ему содействие и помощь.
Нескрываемым волнением были наполнены слова Надежды Михайловны Трошиной, матери Максима. Она рассказала о роли семейного воспитания в раскрытии и развитии музыкального таланта своего сына, его чувства любви к Отечеству и движении к православной вере.
На заседании секции прозвучали также слова о Православной Церкви как доме духовных наставлений Максима Трошина и месте его служения, о слиянии духовных, творческих сил иеромонаха Романа и Максима Трошина в критические периоды истории Российского государства, значении мемориала в духовном и патриотическом воспитании, образовательном процессе молодежи. Настоятелем прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери архимандритом Никитой, а также участниками Рождественских чтений в завершение работы секции была прочитана молитва торжественного поминовения трагически погибшего юного брянского песенника, патриота и православного подвижника.
18 июня 2018 года событием для Брянска стал памятный вечер в конференц-зале Брянской областной библиотеки имени Фёдора Тютчева, где недалеко от микрофона были выставлены три музыкальных инструмента. Рядом с портретом Максима, образ которого запечатлел Николай Детков, режиссер, художник и друг семьи Трошиных, была та самая скрипка, изготовленная руками отца.
Она не прозвучала на вечере, но своей невероятной хрупкостью наглядно символизировала человеческую жизнь. Потертая гитара Максима со всеми признаками частой игры на ней будто была перенесена в зал с экрана биографического фильма, показанного в начале встречи. Пианино в углу зала напомнило о себе лишь однажды. Минорная мелодия вальса «На сопках Маньчжурии» из песенного репертуара Максима Трошина создала настроение, объединившее близкие по времени, но исключавшие друг друга события: в тот день, 18 июня, Максиму исполнилось бы 40 лет, а 5 июня была 23-я годовщина со дня его трагической гибели.
Проникновенными были слова матери Максима, Надежды Михайловны, о сыне и его отце. Пример их отношения к жизни, Православию и Святой Руси, по ее словам, мог бы сейчас стать нравственным навигатором для людей созидательных, чтобы их стремление строить спасительный ковчег не завершилось возведением нового Вавилона.
На встрече было немало прихожан Брянского храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери, где продолжает служить Надежда Михайловна. Выпускницы воскресной школы при этом храме Екатерина Белых, ныне учащаяся Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени Петра Чайковского, и Христина Андреева, студентка Московской духовной академии Русской Православной Церкви, исполнили а капелла сложные произведения из репертуара Максима Трошина.
Вот так, без музыкального сопровождения, звучали и другие песни в зале областной библиотеки, проникая в сердца и души слушателей. Людмила Сергеевна Васильева, ведущая первых концертов Максима, поделилась своими воспоминаниями и представила творчество вокальной группы из ребят воскресной школы «Тихвинские Славичи», художественным руководителем которой сейчас является.
Ценителей творчества Максима Трошина с каждым годом становится все больше. Ведущая программы упомянула австралийский Брисбен на берегу Тихого океана.
В Русском клубе этого города в 2011 году прошел вечер памяти Максима Трошина. Перефразируя известные строки Сергея Есенина, со значительного расстояния участники вечера увидели большее, чем мы. Вот слова из выступлений о Максиме: «И счастлив век, и народ, породивший такое органическое слияние души, звука, песни, родины. Такие таланты рождаются, может, раз в поколение. Как часто уходит такой человек от нас безвременно, не успев прожить, не сумев сотворить только ему ведомые шедевры, оставив после себя малую часть того, для чего пришел на эту землю. Но и малая часть для него – огромное богатство для нас!»
В каждую печальную годовщину трагической смерти Максима архимандрит Никита служит панихиды в Тихвинском храме и на Центральном кладбище Брянска. Среди клириков, помогавших настоятелю в молитвенном служении 5 июня 2018 года, был иерей Николай (Ланцев). Некогда он, еще будучи мирянином, вместе с Трошиными, другими первыми прихожанами восстанавливал этот храм и уже после смерти Юрия Павловича и Максима много сил приложил к строительству часовенки над их могилами.
Желание отслужить панихиду на месте их вечного успокоения выразил иеромонах Антоний (Короткий) из Шуйской епархии Ивановской области в письме Надежде Михайловне Трошиной: «Мне не пожелать лучшего друга и молитвенника. Давно дорожу памятью о Максиме. Неожиданно произошло мое знакомство с его песнями. Было это на встрече друзей в монастыре. На следующий день не мог думать ни о чем другом. Готов был кричать об этом открытии».
Печальная дата в судьбе юного брянского дарования на этот раз больше прежнего привлекла внимание людей, которых вроде как и нельзя было назвать паломниками, посещающими известные всем православным сакральные, святые места, но которые устремились сюда за сотни километров с поклоном Максиму за неземной чистоты голос и правду его песен.
Еще до службы в храме к матери Максима подошли одетые в темные, но не монашеские, одежды Олег и Екатерина из Липецкой области. Рассказали о том, как песни Максима побудили их собраться в дорогу. Среди прихожан угадывались и другие дальние гости.
В цветах, которых с утра у могил было немало, Надежда Михайловна вдруг увидела небольшой портрет в белой рамке. На нем был узнаваемым ее сын еще детских лет, с выразительными глазами и изображением поющего соловья в монастырском окне рядом. Надписи и посвящений на обратной стороне картины не было. Но на другой день автор сам объявился в Тихвинском храме.
Это была Юлия Игнатова из Оренбурга. Перед отъездом молодая женщина передала Надежде Михайловне школьную тетрадь со своим исповедальным рассказом о том, как встреча с Максимом во сне, а затем, как могло ей показаться, и наяву, изменила ее жизнь:
«Я прежде жила без Бога. Родители не были религиозными. Отец занимался компьютерными технологиями, мать – экономикой. Но крещена я была по настоянию прабабушки Анны в первые дни после своего рождения. Она жила в большом оренбургском селе. Была мастерицей по вязанию пуховых платков. Один из ее узоров включен в список образцов искусства российских пуховниц. Еще с войны, когда село осталась без мужчин и священнослужителя, она, человек, близкий к церкви, исполняла в приходе дозволенные ей труды псаломщика, прекрасно пела в церковном хоре.
Жила я, не обращаясь к Господу, и не видела в этом причины своих повседневных бед. Их же было немало – хронические заболевания, сильные спинные боли, панические атаки, депрессия, проблемы, сопутствующие распаду моей некогда счастливой семьи, работа не по вузовской специальности.
В ночь со второго на третье ноября минувшего года вижу сон. Будто я и мама заходим в белую церковь. Проходим к иконам, а у стены на лавочке парень сидит. Заметил нас, встал и также подошел к иконе Божией Матери. Я смотрю на него и узнаю Максима по тому образу, который у меня уже создался о нем.
Впервые Максима Трошина я увидела на российском телеканале «Спас». Случайно переключилась на документальный фильм о нем. Умилил момент, когда он учил пению младшего брата. Потом был сериал «Громовы». Мама смотрела, а у меня на это не было времени. Услышала только наложенный на заключительные кадры пронзительный голос в песне о монахе, просившем соловья не мешать молитве, а спеть над его могилой.
Стала искать по интернету сведения об исполнителе. Была удивлена, что им оказался уже знакомый мне по «Спасу» юноша. И вот теперь, во сне, он оказался рядом у иконы. Говорит нам: «Дайте, пожалуйста, двадцать рублей». Мама протягивает ему две латунные монетки по десять рублей. Он слегка улыбается и…
Тут я просыпаюсь. Не увидела, взял ли он деньги. С утра не могла найти себе места, жила этим сном. Пересказала его маме в деталях, словно все случилось со мной наяву. Она все объяснила моей впечатлительностью. К вечеру, мол, все пройдет. Не прошло.
На другой день, в большой праздник Казанской иконы Богородицы, я торопила маму в церковь. Говорю, надо подать милостыню. Обязательно двадцать рублей и обязательно мужчине какому-нибудь. Пришли к храму и не знаем, кому подать. Нет просящих. Один старичок у ворот, инвалид на коляске, привлек внимание. Говорю маме: «Иди, хоть ему подай!» А сама чувствую, что не тому, а другому это надо. Мама с деньгами едва направилась к инвалиду, как тот укатил от нее очень быстро. Как от огня.
Стали мы назад собираться. Но решили прежде зайти в магазин. Вроде нужды в продуктах не было. Погода такому маршруту также не благоприятствовала: была плохая, дождливая, холодная.
Стоим мы у светофора. А из серой толпы на другой стороне улицы широко и солнечно улыбается нам пешеход. Улыбается, как это может делать человек, если не сказать что больной, то явно чудаковатый. Зеленый свет зажегся, и мы пошли по переходу. На середине улицы светлый человек встает перед нами и говорит:
– Подайте, пожалуйста.
– Сколько нужно? – спрашиваю у него.
А он свой кулачок разжимает. На ладони – мелочь разная. Показывает на десятирублевую монету.
– Вот таких мне две надо. Желтеньких. Надо две.
Он явно не разбирался в деньгах. Странным он казался и в то же время лучился добротой. Меня поразила связь пережитого во сне и этой реальной встречи с человеком, будто иных пространств и миров.
Деньги прохожему, конечно, дали. Он поблагодарил и продолжил свой путь. Мы же перешли дорогу и не могли дальше ступить шагу. Моей маме плохо стало. А я рыдала.
Две недели плакала, словно прорвало. Со слезами многое, меня тяготившее прежде, ушло. Светлая грусть сменила прежнюю боль, вымарала прошлые поводы для волнения и беспокойства. Свое новое состояние я нашла прекрасным, часто стала посещать храм. Уже не просто, чтобы поставить свечку и перекреститься. Задерживалась на час, другой. Скоро легко могла выстаивать службу. И этим временем стала дорожить, получая в церкви сердечную радость и душевное успокоение, готовность к добрым делам и всепрощенческой любви к другим людям. После того, как стала принимать боль других на себя, избавилась от собственных физических мук.
Стала читать Евангелие, жития православных святых. Конечно, продолжила собирать записи о творчестве и жизни Максима. Он помог мне, указал дорогу к храму именно тогда, когда я крайне нуждалась в этом. Будто прабабушка Анна попросила его явиться мне.
Мной овладела большая душевная потребность, не обязанность, помолиться на могилах Максима и его отца, низким поклоном выразить благодарность здравствующим ныне матери Максима, Надежде Михайловне, и настоятелю Тихвинского храма батюшке Никите».
Этому рассказу не нужны комментарии. У каждого свой путь к Богу. Но с первым шагом иногда помогают те, кто оказывается рядом совсем не волею случая. В истории с Юлией Игнатовой это сделал Максим Трошин.
На снимке: протоиерей Сергий (Рысин) в мемориале Максима Трошина Духовно-просветительского центра имени благоверного князя Олега Брянского на территории Брянского Кафедрального Собора во Имя Святой Троицы.
Свидетельство о публикации №224101500374
И главное, чтобы свой Бог был у каждого внутри!!!
За праведную Веру!
ЗА!!!
Алексей Чернышов 5 11.03.2025 16:39 Заявить о нарушении
Николай Исаков 11.03.2025 18:02 Заявить о нарушении