Пояснение. Перечитывая дневники Шмемана

В целом об отце Александре Шмемане можно все найти и почитать в свободном доступе.
Здесь скажем только, что за 10 лет до своей смерти (о которой ему вряд ли было известно заранее) он начинает писать свои дневники.

Я скажу лишь коротко, зачем и почему берусь за письменное перечитывание его дневников и почему это вдруг может быть интересно кому-то (ведь я это делаю публично, на странице проза.ру).

Наверное, каждый переживал нечто подобное, что переживал я: в некоторые моменты своей жизни ты находишь определенное "нечто" (или оно находит тебя, или еще лучше сказать - Бог тебе дает то, что ты только и можешь взять), и это помогает тебе пройти определенный период.

Проходит время и ты, довольный, исцеленный от своего какого-то недуга, решивший свой вопрос - уже и не помнишь про это "нечто". Тебе кажется, что это был паром, на котором ты просто переплыл реку. Но это не так. С книгами, идеями, авторами все намного сложнее. Как оказывается.

В какой-то момент ты можешь увидеть, что определенная идея, которую ты вольно или невольно взял на вооружение, начинает "прокалывать тебе колеса". Это происходит примерно так: с вечера ты приготовил автомобиль к путешествию, а утром обнаруживаешь колеса спущенными.

И некоторое время ты не догадываешься, в чем именно причина. Ты торопишься и стремишься быстро решить вопрос, ведь ты в путешествии, и ты куда-то спешишь добраться. Но со временем ты делаешь большой привал и начинаешь крепко задумываться о причинах регулярных поломок.

И если дело в идеях, которые озвучил автор, который тебе помог, то все довольно непросто. Потому что если думать не думая, а спешно, то тебе кажется, что если ты преодолеешь какую-то его идею, то ты как будто бы его предашь. Ведь он помог тебе, а значит, отчасти, он твой учитель.

Но проходит еще немного времени (а ты мучаешься вновь и вновь), и вдруг начинает до тебя доходить, что когда Господь сказал не называться учителями, потому что один у нас учитель - Христос, Он уже обо всем позаботился. И вдруг ты понимаешь, что нет никакого предательства здесь.

И потом ты вспоминаешь, что ты пришел в Церковь вообще-то, а не в партию, или в идейный кружок, и не в читальный зал, и не в компанию друзей... Понимаете, о чем я? Многих это унесло, когда вставал выбор между Христом и Церковью и всем этим "нечто", пусть и дорогим, но не более дорогим, чем Сам Христос и Его Церковь.

А потом ты вдруг понимаешь, что дети глупы, если обвиняют своих родителей, но становятся мудры, если понимают, что для того их родители и были такими, чтобы у них было больше сострадания к ним, а значит, сердце больше, а также чтобы они могли молиться не за себя только, но и за них, и жить во славу Божию дальше.

И ты вдруг вспоминаешь еще слова Христа, Который, как оказывается, и здесь уже все для тебя приготовил, сказав, что тот, кто верует в Него, сотворит больше дел, чем Он. И вдруг тебе становится легче и ты понимаешь, что главное - не предать Христа и не сломать свое сердце, выбирая "нечто", а не Христа, потому что умрешь живым.

Я буду читать (получается - писать) дневники отца Александра, смотреть на себя и свои взгляды. Не скрою: мне хочется и встретиться с тем Петей, который на 3 курсе ради этой книжки ходил в читальный зал, а иногда просил ее у хранителя почитать ночью тихонько в своей келье, а утром она должна была уже стоять на своем месте.

----

вперед:

скоро (с помощью Божией)

назад, к Эпиграфу:

http://proza.ru/2024/10/15/503


Рецензии