Хорошая работа - ЖИТЬ! 37
( Часть 8. Гл. 4)
Глава 4.
Москва - Европа - Москва
В июле - августе 1944 года Гринчик занимается своей обычной работой. Он и Марк Галлай испытывают машину ОКБ Яковлева Як - 7 БЛ. Это был первый самолёт, на котором применили новые отечественные так называемые ламинарные профили крыла.
Их теоретически разработали и обосновали специалисты ЦАГИ. Полный цикл исследований прошёл в аэродинамической трубе института. Но только испытатели могли дать исчерпывающий ответ: насколько эти разработки могут уменьшить лобовое сопротивление самолета в реальном полете, увеличить его скорость и в каких величинах.
Практические исследования показали прирост скорости от 5 до 23 км в час (в зависимости от гладкости поверхности крыла).
Благодаря Гринчику и Галлаю учёные получили богатейший экспериментальный материал. Работы по теме были продолжены с разными типами машин. В итоге уже через два года в СССР появился серийный самолёт ЛА - 9 с ламинарным профилем крыла. Реальный результат в борьбе за скорость был несомненным успехом отечественной науки,
Завершив одно дело, Алексей брался за другое. А стремительное время подкидывало ему все новые и новые с большой готовностью.
Осенью этого же сорок четвёртого он отправится в командировку.
***
Этот документ в первый момент не показался мне сколь- нибудь важным. Однако при более внимательном прочтении стало понятно - он ведёт к новому повороту событий.
"Командировочное удостоверение.
Выдано Гринчик Алексею Николаевичу, летчику - испытателю Летно - исследовательского института НКАП, командированному в гор. Симферополь и Питешты.
Срок командировки 12 дней. Удостоверение личности 112-04
Основание: приказ по ЛИИ от 27 сентября 1944года..
Начальник ЛИИ НКАП
генерал-майор.
А. В. Чесалов. "
Ввиду особой секретности цель поездки не указана, а сам документ с открытой датой.
Дорога Гринчику предстояла совсем не близкая. Лететь же ему следовало в Европу, и конкретно в Румынию.
***
Европа сорок четвёртого - в огне войны.
На западе с нашим общим противником воюют американские и английские войска.
С востока стремительно наступает Красная Армия.
Соединения 2 и 3 Украинских фронтов начинают 20 августа стратегическую наступательную Яско-Кишиневскую операцию.
Румыния, союзник фашистской Германии в войне, почувствовала на себе всю мощь этого наступления уже в первые сутки. Крупный экономический и политический центр город Яссы оказался в руках наступавших уже на следующий день.
Ещё через несколько дней бои уже шли за центр нефтедобычи и нефтепереработки Плоешти. Для Германии это был важный ресурсный узел при походе на восток. Поэтому его охраняла группировка немецких солдат и офицеров численностью в 25 тысяч человек. И она была разгромлена.
От Плоешти до столицы страны оставалось 60 километров. И уже 31 августа в Бухарест вошли советские войска.
Город же Питешти, указанный в командировочном удостоверении летчика, обозначится на направлении главного удара наших войск к 5 сентября, когда Красная Армия преследовала разбитые немецкие части.
Становится очевидным, что успех на поле боя в этом регионе во многом определял время командировки Гринчика.
***
Остановить энергичное продвижение наших войск должна была группа немецких армий " Южная Украина." Но в сентябьских боях была освобождена центральная часть Румынии, потом и все её пределы, а войска армий "Южная Украина" - разбиты, перемолоты, рассеяны.
В октябре, 25, советские войска громили последние немецкие опорные пункты.
А накануне, 24-го, в Бухарест прилетел Гринчик. В его документах появляются отметки:
"Прибыл в Бухарест 24 октября 1944 года.
Выданы тыловые деньги за 9 дней с 24.10. по 1.11 44. от оклада 3000 рублей в сумме 435 - 49, в румынских леях 15 721.
Бухарест. 24.10.44."
Документ подписал военный комендант города генерал-майор Иван Буренин. ( Он одновременно и заместитель начальника штаба 2 - го Украинского фронта.)
То, что командировка в Европу летчика с боевым опытом, инженера, испытателя прямо по горячим следам войны , вызвана чрезвычайно важными обстоятельствами -
сомнения не вызывает.
***
Пожалуй, при этом надо иметь ввиду, что 1944 год стал временем активного и самого пристального внимания руководства страны к реактивной тематике. И не только к её теоретической и практической реализации советскими учёными.
Важным посчитали изучение успехов военно-промышленного комплекса Германии в этой сфере.
Так в феврале 1944г. выходит Постановление Государственного Комитета Обороны 5201сс "О работе Государственного института реактивной техники при СНК СССР и о мероприятиях по развитию реактивной авиации."
В мае - ещё два документа: Постановление ГКО №5945 "О создании авиационных ракетных двигателей" и Постановление ГКО №5946 "О создании самолетов с реактивными двигателями".
Да и обмен информацией с союзниками в этом плане тоже представлял серьезный интерес.
Известно, что 13 июля 1944 года к маршалу Сталину с личным посланием обратился премьер - министр Англии У. Черчиль.
В нем он сообщал, что по достоверным сведениям известно - в течении длительного времени немцы проводили испытания летающих ракет с экспериментальной станции в Дебице в Польше.
1... "Согласно нашей информации этот снаряд имеет заряд 12 тысяч фунтов, и действенность наших контрмер зависит от того, как много мы можем узнать об этом оружии.
Дебице лежит на пути Ваших победоносно наступающих войск, и вполне возможно, что вы овладеете этим пунктом в ближайшие несколько недель.
2. Хотя немцы почти наверняка вывезут столько оборудования, находящегося в Дебице, сколько смогут, вероятно может будет получить много информации, когда этот район будет находиться в руках русских. В частности, мы надеемся узнать, как запускается ракета, потому что это позволит нам установить пункты запуска ракет.
3. Поэтому, я был бы благодарен, Маршал Сталин, если бы Вы смогли дать надлежащие указания о сохранении той аппаратуры и устройств в Дебице, которые Ваши войска смогут захватить после овладения этим районом, и если бы затем предоставили нам возможность для изучения этой экспериментальной станции нашими специалистами. "
Как напишет в своей книге "Ракеты и люди" академик Б. Е. Черток, англичане получат доступ к желаемому, но попозже.
"Соответственно наши службы армейской разведки , получили приказы проявить особую активность в районе Дебице, который в июле 1944г. ещё находился в 50 км от линии фронта.
В то же время по линии наркомата авиапромышленности Шахурин получил от Сталина указание подготовить группы советских специалистов, которые должны изучить все, что будет найдено на этом полигоне ещё до того, как там появятся английские специалисты. "
Так что, думается, командировка Алексея Николаевича в Европу, проходила, если и не в связи, но все же с учётом общей обстановки.
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №224101500880