Ты не один

Двадцать лет не была в день памяти брата, Сергея, в монастыре.

В прошлый раз в 2004-м были с дочкой в Задонске, целую жизнь назад.

Успела с тех пор выйти замуж, вернуться на родину, вырастить сына и узнать, что  в ближайшем монастыре, в Казимирово, 16- го октября день местночтимой чудотворной иконы Божией Матери, которая так и называется - Казимировская.

Но попасть туда в этот день не получалось.

И вот нынче добралась.

На воротах ограды, на аналое, в кивоте троекратно повторялся местный образ Пречистой Девы с Младенцем.

История его такова: в начале XVIII пан Казимир Юдицкий, Речицкий маршалок и подкаморий, в ходе Северной войны "одержал неожиданную победу". Побуждением к постройке им монастыря «было чувство благоговения и благодарности к чудотворной иконе Пресвятой Девы Марии, доставшейся ему от предков и бывшей с ним на войне".
Икона написана на холсте в живописной традиции. С 1720-го года чудеса от иконы записывали в особую книгу.

Монастырь был униатский, базилианский -  до раздела Польши и  Наполеона. В 1812-м многие белорусские шляхтичи приняли сторону Наполеона во время его нашествия на Российскую империю. Тем не менее император Александр I простил шляхту, участвовавшую в войне и оказавшую содействие французской армии, и предоставил Польше большую, чем ранее, автономию. Вскоре после этих событий униатская община Казимирово решила преобразоваться в католический приход.

Однако после польского восстания 1830-31-го годов католический приход прекратил свое существование, и казимировский костел стал православным храмом.

Прошло сто лет. Последнего казимировского настоятеля о.Симеона Столбикова большевики расстреляли, храм  закрыли. "Из разобранных бревен сделали школу. Но занятия в ней так и не начались: деревню заняли немцы, школу разобрали на блиндажи».

В 2000-м году в монастырь, в конце 90-х возобновленный как женский (раньше был мужской) была возвращена местная чудотворная икона Божьей Матери, которая долгое время считалась утерянной. Как оказалось, она хранилась в тайне от богоборческих властей у жительницы деревни Казимирово.

Епископ, правда, сегодня сказал, что это список, не оригинал, оригинал, как он думает, находится сейчас в другом сельском храме Гомельской епархии, и чтобы в этом разобраться, потребуется комиссия.

Но и этот список на холсте древний. Относительно, конечно, "всего" 300 лет. Однако в них вместились:

- Северная война,

- раздел Польши,

- Наполеон,

- польское восстание,

- русская революция,

- Гитлер.

Матушки украсили храм не только осенними цветами, но и кленовыми ветками с кистями калины,  дорожку  из кленовых листьев с георгинами сделали.

Пасмурный дождливый день подсветили эти яркие краски.

Писала длииинные поминальные записки на Литургию и думала, что это только моя память, каких-то 60 лет, икона за 300 столько всего повидала, а вообще уже две тысячи лет прошло с тех пор, как Дионисий Ареопагит, чья память именно сегодня, был в Афинах обращён апостолом Павлом, отправился в Иерусалим к живой тогда ещё Божией Матери и писал оттуда своему учителю:  "Свидетельствую Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил".

День почитания Казимировский иконы выбрали просто поближе к Покрову, но хорошо получилось, что на память Дионисия Ареопагита.

Посмотрела намедни интересную дискуссию в СФИ: "Возрождение церкви в России - состоялось ли оно".


При всех оговорках  (в СФИ специфическая аудитория и спикеры) на безрыбье и рак рыба, лучше уж так, чем полная тишина.

Согласна с тем, что декларировать и исповедовать не одно и то же, на словах большинство православные, на деле нет, тот разрыв, который больше всего по поколению наших родителей, военных сирот, уже не получивших никакого религиозного воспитания и соответственно нам его не давших, заметен, никуда не делся. Распалась связь времён.

Но надежда есть всегда. Недавно только посмотрела "День сурка" и удивилась, по-моему, у авторов получилась притча про покаяние: пока ты не изменишься - тебе не выскочить из замкнутого круга. Удовольствия быстро приедаются, а умереть не получается, и тогда остаётся только начать делать добро.

Немного смазана граница, непонятно, это про земную жизнь или душу в Чистилище, но всё равно поучительно. По-другому никак из дня сурка не выскочить: только переменой изнутри.

Смерть, гибель, брата, молодого, здорового, полного сил и надежд, накануне свадьбы, разделила жизнь на до и после.

Молодые гибнут, старики живут, никто не знает, сколько кому отмерено, и поэтому всегда нужно быть готовым к смерти.

Чтобы понять эту прописную истину, пришлось прочувствовать её на собственной шкуре, по-другому не доходит.

И как дойдет - невозможно постоянно держать в памяти, если не в монастыре живёшь. Хорошо, что они есть и напоминают о ней.

Серёжа, помню и люблю тебя. Ты не один.


Рецензии