Этнос, племя, народ, нация - понятия
В общественном сознании весьма неконкретно определяются такие важные и весьма актуальные в современной политике понятия, как: ЭТНОС, ПЛЕМЯ, НАРОД, НАЦИЯ. Это приводит к спекуляциям политиков данными понятиями в своей общественной деятельности с целью достижения тех или иных конкретных целей, как в области государственного строительства, так и в общественной жизни, да и для себя лично. И это в то время, когда с философской точки зрения и по канонам международного права имеются вполне конкретно определённые, констатированные определения этих весьма важных в нынешних политических процессах духовных нравственных сущностей, поскольку в них системно увязаны материальные, культурные, экономические и географические аспекты бытия людей и их сообществ.
Приведённые ниже понятия различных социальных сущностей человеческого бытия имеют систематизированное содержание следующих основных определений:
ЭТНОС – язык, мифы, обряды, этнокультура;
ПЛЕМЯ – религия, вождь, территория, защищённая нравственной системой социальная структура;
НАРОД – единство племён и этносов обусловленное регламентирующими их социальное бытие законами, обеспечивающими жизненные, духовные, социальные и материальные интересы членов данного социума;
НАЦИЯ - этнокультура, государственная история, границы, экономика.
Из приведённой классификации системной организации социального бытия людей на различных уровнях своего исторического цивилизованного развития – обладания определённым энергетическим потенциалом, - следует неоднородность и неоднозначность определяющих эти определения факторов. Но эти факторы - средства имеют четыре принципиальных аспекта воздействия на определённые изменения социального бытия людей:
ЯЗЫК – любая по форме система передачи информации от одного человеческого сознания, другому;
ВЕРА – регламентирующая социальное поведение человека система табу, опирающаяся на инстинкты и рефлексы, а также эмпирически выработанные правила поведения людей в конкретном социуме;
РЕЛИГИЯ – мульти-социальная система нравственной оценки воспринимаемой человеческим сознанием информации;
НАУКА – над социальная система умного определения Истины по средствам математики всех вселенских сущностей: материальных, духовных, физических, метафизических.
Возвращаясь к определению НАЦИЯ, столь часто употребляемому сегодня в политической аналитике социальных процессов, введённом во второй половине ХIХ века в международный оборот итальянским юристом С.-П. Манчини, отметим такой важный аспект в определении данного понятия НАЦИЯ посредствам таких сущностей как «границы» и «экономика». Эти два материальных фактора бытия людей, по существу, не имеют логической связи с такими духовными факторами как «язык», «этнокультура», «государственная история». Инструментарий для фиксации «границ» и уровня развития «экономики» отличается от инструментария, при определении факторов: «язык», «этнокультура», «государственная история».
В самом деле, сегодня в границах одного государства могут проживать различные племена, этносы, народы, представители различных наций. Причём территории их бытия как в природе, так и в городах, порой невозможно разграничить, не возбуждая при этом отрицательные или положительные эмоциональные реакции у аборигенов. А определение «экономика» вообще является показателем уровня цивилизованности данного социума, в основе которого энергетическая мощь данного социума, зависящая полностью и напрямую от физического бытия этих людей со всеми систематизированными параметрами объективных физических факторов, определяющих их жизнь.
Резюмируя, хочу ещё раз подчеркнуть важность чёткого понимания различия систем научного инструментария для понимания вышеизложенных определений социальной организации людей на разных уровнях прогресса цивилизационного развития. Прогресс в развитии цивилизаций обусловлен научными открытиями в области материального бытия людей и обществ. И в то же время, состояние культурного бытия людей в социумах различно цивилизованного мира, сегодня характеризуется симфонией – созвучной резонансной системой высоконравственных гуманных отношений различных религиозных учений по отношению к: человеку, его семье, работнику, творческому человеку культуры и спорта, учёному, - установленному в государственных законах, принятых демократическими государственными органами власти, представленными основными социальными слоями данной нации.
Только такая методика позволит находить правильные решения в вопросах современного существования национальных государств и избавит человечество от войн и социального неравенства народов друг перед другом, будет нивелировать проблемы, объективно вытекающие в связи с социальной несправедливостью в обществах различного цивилизационного уровня развития.
Валерий Иванов, 16 октября 2024 г., Вильнюс
Свидетельство о публикации №224101601463