Река Времени

«Тебе отсюда никогда не выйти -
Стал этот лабиринт твоей вселенной.»

Хорхе Луис Борхес «Лабиринт 1»                перевод  Олега  Гаврилова


   Архетипы (архетипы сознания), как известно, это первообразы и первоидеи, в одном бытии гармонично соединяющие мудрость смыслового сообщения и совершенный Лик. Все явления в природе берут свое начало в мире архетипов, устойчивость этого процесса создает космический порядок.

    Смысловое сообщение первоидеи подразумевает временную длительность, первообраз, наоборот, является пространственной формой. В их соединении очевидна манифестация, взаимодействие некоторых надсистемных Игроков, с целью обучения друг друга в картинках.

     Общение этих загадочных Персонажей, порождающих мириады миров как игровые площадки, происходит в пространственно – временной длительности и никак иначе. Эти Существа вселенской Игры диаметрально противоположны друг другу по природе и выражают свои состояния на своих языках, непонятных и странных. Пространство создано одним из них, а время - другим. В каждой отдельной игре – взаимодействии, называемой жизнью, перед Игроками имеется игровое поле, наподобие шахматной доски, в котором разыгрывается определенный сюжет. Сюжеты разные, но заготовка игрового поля всегда одна и та же.
 
    Мы с вами находимся внутри Игры и к сожалению наша игра когда-нибудь неизбежно закончится. Но игры вкладываются друг в друга как матрешки и, если мы осознали себя частью игры более высокого уровня, мы все еще в Игре. Возможно даже наше инициативное поведение, позволившее переместится на следующий уровень осознания, получит одобрение со стороны тех Двоих, которые все это и придумали.
   Традиционно в истории, т.е. люди до нас, Игроками называли Абсолют и Хаос.

Абсолюту приписывались мужские качества, Хаосу женские. Абсолют-  это абсолютное Единство самоосознания, он нематериален и неподвижен, его изображают точкой сверхинтенсивного сияния. Хаос - это абсолютное динамическое множество, лишенное света и какой-либо определенности. Весь наш понятийный аппарат и суждения, на нем основанные, опираются на принцип единства, о природе хаотической множественности мы можем только догадываться.
 
    Лучи Света, исходящие от Абсолюта создают во мраке Хаоса первую световую форму – пространство максимальной светимости с границами, которые частично отражают свет обратно к Источнику, а частично пропускают свет дальше в глубины темноты. Пройдя несколько границ, Свет создает пространство, в котором мы живем. Внутри этого пространства, как и любого, все формы также определены Светом.
 
     В разных мирах соотношение пространства – времени разное. В мирах, близких к Источнику Света, времени - как хаотического влияния мало и пространственные формы существуют долго, в нашем мире к сожалению, все наоборот.

     Возникает законный вопрос, как вообще Единство Абсолюта становится множеством форм пространственных объектов? Здесь очевидно влияние множественного, динамичного Хаоса, называемого Зиянием, Лоном, Матерью Кормилицей, первоматерией, изначальным Протогеносом. Из двух Начал, Тьма видимо изначальней, ведь Свет зажигается чтобы осветить Тьму, а не наоборот. Однако желание Хаоса проявить свои потенции столь же сильны, сколь велико и стремление Абсолюта к организации космического универсума. Хаос осознает свои возможности в предложениях Абсолюта, наполняя формы жизненным материалом и временной динамикой.  Весь материал от Хаоса, все идеи от Абсолюта.

     Мужской Абсолют создает все формы, но делает акцент на женских формах, внутри которых есть пространство матки, способное к раз-множению телесных форм. Женский Хаос материализует все тела но в стремлении к осознанному восхождению более поддерживает мужское направление. От Абсолюта исходит поток сознания, от Хаоса начинается движение осознания. Осознание подразумевает вертикальное восхождение за счет организации неопределенных множеств в единства суждений, поскольку решение любой задачи никогда не лежит в плоскости задачи.

    Абсолют удерживает материал Хаоса в созданной Им форме единства индивидуального сознания, ровно столько сколько длится жизнь этого существа в этом пространстве, но Игра вообще, никогда не заканчивается.
 
    Однако вернемся к пониманию игрового поля. Всякое живое пространство – время, как ограниченная подвижная структура, имеет вполне определенное морфологическое строение, необходимое для динамики жизнедеятельности, внутреннего метаболизма. Процесс жизнедеятельности направлен на сохранение формы и самоосознание. Планетарная экосистема, или отдельный организм, или модель человеческого сознания, представленная как античный космос, для морфологии, подразумевающей возможность жизненного процесса, это неважно.

    Посмотрим на мой рисунок.

    Мы видим округлую форму пространства монады, внизу которой есть проницаемая граница. Свет пришел к этой границе и отразился от нее создав округлую форму, рассеянный свет внутри этой формы – эфир. Эта первичная форма-идея представляет архетип Великой Богини, с очень разными именами, я назвал этот архетип – Дева Эфира. Данный архетип подразумевает не только эфирное наполнение пространства, из которого будут возникать новые формы, но и защитные границы, пределы. Великая Богиня в образе Кибелы по этой причине носит корону в виде крепостных стен и башен.

   Любая живая система имеет границы, но если это система закрытая и границы полностью непроницаемы, то это уже не живая система. Организм должен питаться и выделять отработанный материал во вне, совершая первичный информационный обмен со средой, осознавая себя на этом уровне. Однако если система не контролирует свой обмен со средой и полностью открыта внешнему, то система распадается или поглощается организацией большей системы. Нужно образование в виде шлюза, точнее системы шлюзов, совершающих процессы подобные перистальтике полых органов. Это следующий архетип, на этот раз мужской – Человек Хаоса, представляющий собою корни мужского древа осознания и параллельные процессы подсознания. Близость к множественному началу делает его сознание неопределенным, сумрачным, многоглавым, поэтому его иногда изображают драконом со множеством голов, пугающим ящером.

     Хаос, начало бесконечных возможностей, которые должны быть как- то ограничены в процессе создания жизненной структуры, чем и занимается Человек Хаоса. Но как бы он не старался и не чувствовал себя демиургом, даже частично трансформированный материал Хаоса, поступающий через него в монаду, создает моменты бифуркационных взрывов.

      Множественность хаотической природы проявляется в пространстве как экспансия, возбуждение и активизация динамики всех скрытых смысловых возможностей, т.е. как энергия различных качеств. Пространство Великой Богини теряет внутреннее равновесие. Архетипы, непосредственно находящиеся в зоне влияния Человека Хаоса, направляют свое внимание из внутреннего единства в сторону внешнего множества, что К. Юнгом названо установкой на экстраверсию. В мифологии направленность на внешнее характерно для богинь Дев.

     Ближе всего к Человеку Хаоса, который также Крон, Аид, двуликий Янус, и т.д. находится девственная Артемида –Диана, затем Персефона, называемая Корой, т.е. Девой, за ней следует Дева Афина и Дева Афродита. Завершает восходящий импульс Уни – Астарта, старшая из перечисленных богинь, но все же уница - т.е девица, воплощающая собою все состояния девичества и становящаяся в итоге принцессой невестой. Почему они следуют в таком порядке и какой универсальный принцип, подходящий для любой формы жизни они представляют, читайте в статьях им посвященных.

    Динамика времени делает богинь Дев очень подвижными, избыточно свободными, неопределенными в своих целях и очень яркими в образной манифестации.

     Следующий обмен ходами в Игре должен перенаправить вниз движение, только что достигшее высшей точки в округлой монаде, и ограничить избыточную активность пространства. Игрок Абсолют, делает свой ход, помещая подвижное множество внутрь единства форм. К .Юнг назвал это движение внимания внутрь сознания, с адаптацией к ценностям внутреннего пространства - интроверсией. Акцент Игры делается на пространстве специфического органа восприятия, находящегося внутри тела женщины – матке. Единство, т.е. Раз, – множится.

    Восходящий поток экстраверсии по круговой поверхности монады сменился на нисходящий интроверсии, на сцену выходят богини Матери. Первой следует богиня предводительница матрон, властная царица – мать Гера, за ней Афродита, мать эротов и много еще кого, Афина, мать городов и наставница героев, Деметра, мать сырой черной плодородной земли. Геката, яростная защитница всякого рождения, завершающая как девочка – женщина – старуха вообще все волшебные женские превращения, уносит с собой в черноту ночи горящий факел сознания.

    Переход от состояния блаженных энергий девичества, к сознательной самоотдаче в труде материнства, невозможен без значительной фигуры мужского архетипа, находящейся на вершине осознания. Матери воплощают материальный мир, который уже существует в виде идей. Поэтому потенциальность космического рождения нуждается в мужской форме сознания в которой импульс временной динамики уже претворен в структурное видение смысловых конструкций пространства. Это образ античного Зевса, архитектора космоса, потенциально способного промыслить все элементы той Игры, в которой он участвует, понять ее сюжет. В своей трактовке образа, я назвал этот архетип Навигатором, поскольку он способен подыматься в сверхсознании над своей вовлеченностью в Игру, быть бесстрастным лидером в движении к абстрактным целям осознания.
 
    Круговое движение подразумевает центр, вокруг которого происходит вращение, совершается переход энергии в материю и наоборот. Мужской архетип, определяющий центр монады, является хранителем системы, поскольку движение энергетического насыщения и самовоспроизводства являются основой существования живых форм. Это архетип античного бога Посейдона, владыки срединного мира, в котором пространство и время уравновешены в сознании здесь и сейчас. Его символ - волна, определяющая подвижную границу между двумя средами.  Само движение по кругу энергии – материи, а также смены направления движения, в которых участвует этот архетип, называют течением Большой Космической Реки, титаном Океаном, я же назвал эту модель Рекой Времени. Множественные повторения создают опыт и память системы в целом, происходит научение, приобретение полезных навыков, кодирование информации, в связи с чем можно определить этот мужской архетип как Ученого.

    Рядом с Аидом, Человеком Хаоса, определяющим начало процесса осознании, стоят два мужских архетипа, выражающие хаотические качества гиперпластики и гиперструктуры. Это античные боги Дионис и Аполлон. Эти архетипы только начинают свои перемещения по системе монады в непосредственной близости к хаотическому и подсознательному. Бог чувства Дионис может определять и сознательные чувства, и сверхсознательные мистические состояния чувственного резонанса. В равной мере это относится и к Аполлону, богу сознательного рационального мышления, способного подниматься к сверхсознательному бытию космического Разума.

    В близости к Зевсу, Навигатору системных процессов, находятся Арес и Геракл – Гермес, выражающие Власть и Силу сверхсознательного владыки космоса. Эти боги – архетипы также движутся по различным уровням монады. Арес, с идеей яростного творческого и фантастического дара воображения и интуиции, может выражать себя как на сознательном уровне, так и на подсознательном. Верно это и для Геракла – Гермеса, с его воплощенностью в качествах ощущения - преодоления и воли, которые могут быть и надвременным намерением, и властным администрированием, и несокрушимой волей к жизни.

     Женские архетипы определяются как экстравертные или интровертные, за исключением архетипа Великой Богини общего для всех пространства, которая Дева и Мать одновременно, т.е. экстра и интровертна одновременно.

       В отношении мужских архетипов, стремящихся к осознанию во времени истин, заключенных в женском по природе пространстве, общую установку сознания согласно Э.  Нойманну, ученику К. Юнга, следует назвать центроверсией. Он справедливо замечает, что: «Центроверсия - это врожденная тенденция целого к созданию единства своих частей и к синтезу их в объединенные системы».

    Таково описание игровой площадки, театра, а также основной сценической труппы постоянно действующих актеров, певцов и музыкантов, способных к самым неожиданным постановкам.

     Движение по кругу постоянно приходит к своему началу, двуликий Янус (Человек Хаоса) в облике вредного старика принимает фрагменты уставшего солнца сознания в виде утомленных актеров и запирает всех за дубовые двери. А утром он же в виде розовощекого юноши отпирает двери и выпускает всех наружу, солнце вновь начинает свое шествие по небесам, а берега Реки Времени наполняются веселыми голосами.


Рецензии