Работа в Арктике это штатная внештатная ситуация..

ПАМЯТИ ГЕННАДИЯ СЕМЁНОВИЧА ЧУМАЧЕНКО

НЕУТОМИМОГО, БЕСКОРЫСТНОГО ТРУЖЕНИКА,
ТАЛАНТЛИВОГО РЕЖИССЕРА_ДОКУМЕНТАЛИСТА, ОПЕРАТОРА,
ВЫПУСКНИКА ВГИКа и РАДИОТЕХНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
ТАГАНРОГСКОГО РАДИОТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
При жизни был влюблен в Арктику, участвовал
во многих высокоширотных экспедициях,
много лет дружил с людьми,
создававшими ЯДЕРНЫЙ ЩИТ РОССИИ.
Автор фильма
о Новоземельском ядерном полигоне и его людях.
Высокий профессионал, каких теперь нет.


Фото из личного архива
ГЕННАДИЯ СЕМЁНОВИЧА.

Подготовка к организации «СП -35» началась ещё в июне 2007-го,  когда 9 сотрудников Арктического и Антарктического НИИ были высажены на льдину в районе Новосибирских островов. Изначально планировалось  в сентябре дополнить зимовочный состав до двадцати человек. Однако в конце августа, из-за внезапного разлома, и быстрого таяния льдины, станцию пришлось срочно эвакуировать. В это время льдина находились в точке с координатами:  86° с. ш, 180° в. д.  В связи со сложившейся экстренной ситуацией на дрейфующей станции «СП-35», выбор льдины стал одной из задач третьего этапа экспедиции «Арктика-2007».   

Подробности о рейсе научно-исследовательского судна «Академик Федоров»  рассказал сотрудник Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, непосредственный участник этого похода -Геннадий Семёнович Чумаченко, только что  вернувшийся из Тикси. Там проходила ротация экспедиционного состава.

-  Геннадий Семёнович, в Арктике происходят такие грандиозные события, решаются, можно сказать важные государственные задачи, да и ситуация  с дрейфующей станцией  «Северный полюс-35»  складывается не лучшим образом, - речь идет о спасении  жизни, научных сотрудников станции, а в наших  СМИ что-то совсем ничего не слышно о работе экспедиции… В чём тут дело?

-  На самом деле причин у этой ситуации несколько. Во-первых, сейчас на борту «Академика Федорова» нет прессы. Во-вторых, в точке, где сейчас  находится «Федоров», не ахти  какая связь. В Арктике вообще зависимость человека  от природы особенно заметна. Прохождение сигнала на КВ (короткой волне) нерегулярное, спутниковый телефон выручает далеко не всегда, потому что и спутник расположен низко над горизонтом, и корабль постоянно меняет курс, в зависимости от ледовой обстановки. Да и корабельные надстройки  частенько перекрывают тарелку антенны во время маневров…

А ведь не хотелось бы, чтобы весь рейс «Федорова» был сведен к операции по погружению глубоководных аппаратов «Мир». Это было бы просто несправедливо по отношению к  другим участникам экспедиции.  Погружение, конечно,  дело серьёзное и полезное, но это все-таки, больше политика, или даже спортивно-техническое мероприятие, чем научное. В этой экспедиции гораздо более важны научные результаты похода.

В частности, на «Федорове»  сейчас работает большой отряд специалистов разного профиля из Мурманска, Владивостока, Петербурга, Москвы. Все научные исследования  проходят в рамках фундаментальных вопросов современной  науки об Арктике. Без их решения, нельзя подступиться к вопросам прикладного характера.
Исследования проводятся в рамках  «Международного полярного года»,  экспедиция на «Академике Федорове» состоит из трёх этапов.
И только самый первый из этих этапов как раз и есть погружение глубоководных аппаратов «Мир» в точке Северного полюса.  Об этом пресса писала много.
Второй и третий этапы отданы типовым экспедиционным работам (гидрология, океанография, геология, ледовые исследования) в малоизученных районах Ледовитого океана (Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Центральная Арктика).
Также планируется высадка на лед дрейфующей станции« СП-35».
 «Типовые исследования» – это повседневная, точнее круглосуточная, однообразная рутинная работа.  Отбор и анализ проб воды с разных горизонтов, отбор донного грунта, сбор кернов льда, измерение глубин, измерения уровня солнечной радиации.  Сюда же относятся гидрометеорологические наблюдения, вертолётная разведка и пр. То есть,  это  та незаметная, кропотливая работа, на основе которой и  рождаются открытия.
Простой пример. Сейчас в наш обиход вошло название «подводный хребет Ломоносова», а это и есть итог огромной рутинной работы, проделанной на Нансеновском «Фраме», на «Георгии Седове», и в ходе советских высокоширотных экспедиций 1941, 1948 - 49 годов.
То есть, это открытие  - итог долгой работы, а не демонстративной установки флажка на дне. На научном языке такая работа  называется - «разрез». Это когда судно идет постоянным курсом, периодически останавливается, отбираются пробы… И в этом году непростая эта работа прерывалась только на время эвакуации  «Ледовой базы»…

-   Геннадий Семенович, благодаря Вашей оперативности, мы первыми сообщили о решении эвакуировать дрейфующую  станцию « СП-35». Расскажите, пожалуйста, подробнее, как это было, и почему именно «Фёдоров» направлен для решения этой задачи?

- Это была вынужденная мера. За два с лишним месяца дрейфа ледяное поле не раз подвергалось сжатию, в результате, осталась льдина размером в сотню метров, а толщина льда уменьшилась с трёх до полутора метров. При этом, аномально теплая погода не оставляла надежд на лучшее.
 Научно-исследовательский корабль «Академик Федоров» в это время  находился ближе к ледовой базе, чем даже ледокол  «Россия». Анализ спутниковых снимков ледовой обстановки, вертолетная разведка и консультации с петербургскими коллегами, опекавшими экспедицию, показали, что у него есть шанс самостоятельно, без ледокольной поддержки, пробиться к базе...

Поэтому «Федоров» поспешил на помощь. Сплошных ледяных полей у нас на пути не было. Были отдельные участки годовалого сплоченного льда, но их  удавалось преодолеть, работая набегами: вперёд – назад – снова вперёд, скорость при этом падала до 3-4 узлов. Правда, пробитый канал, из-за сжатия,  сразу забивало обломками льда…

Когда вспоминаешь все это сейчас, начинаешь понимать, что люди на льдине в случае внезапного торошения, или подвижки льдов могли рассчитывать только на себя. Все происходит очень быстро. Ни один корабль не успеет подойти, ни один вертолёт не долетит, да и самолет не подберёт…

- А какая была обстановка в это время на «Федорове» Люди в курсе были того, что происходит с  дрейфующей станции« СП-35»? Волновались?

-  Скажем, так: внешне никаких признаков нервозности не было, жизнь по обычному расписанию, и даже радиопереговоры с «льдиной» обычные,  деловые, я бы сказал, странно официальные…  У руководителя экспедиции Владимира Соколова железная выдержка...

Утром 22 августа до льдины было около ста миль, туда отправился вертолет, подсел, не заглушая двигателей, привез сетки для упаковки снаряжения. А ночью к «Ледовой базе» уже подошел «Академик Федоров».
Надо сказать, что погода не благоприятствовала. Плотный туман, подсвеченный ночным солнцем, лагерь едва виден: на самом большом обломке льдины - три синих палатки, радиомачта, движок, на льдинах поменьше – банька, часть оборудования, бочки с топливом.

Вся льдина – в голубых озерцах проталин, через трещины проброшены доски, вокруг – крупнобитый лёд, участки чистой воды. Вот так:  льдина, которая еще в июне была в центре большого ледового массива, теперь оказалась на его краю. До последнего момента не было ясно, удастся ли подойти непосредственно к  льдине, чтоб судовым краном поднять всё это обширное дрейфующее хозяйство.

Здесь надо обязательно сказать, как ювелирно подошел к льдине  капитан Михаил Калошин. Подрабатывая подруливающими винтами, бочком, с величайшей осторожностью «Федоров» коснулся льдины бортом.  И дальше  пошла четкая, слаженная – будто на учениях! – работа: кран одну за другой подхватывал большие «авоськи» с оборудованием, затем в два захода поднял на палубу людей...
 
Льдина опустела, и почти незамеченным остался момент, когда льдина раскололась ещё раз и её кусок со связкой досок, стульями и ещё чем-то земным  у всех на глазах  как-то лениво отошел  в сторону,  пустился в самостоятельное плавание.
Уплывшее на этих обломках льда снаряжение, «Федоров» подбирал крановой авоськой еще несколько часов. Это совсем не так просто, как может показаться. Корабль, буквально, подкрадывался к каждому ледовому обломку тихим ходом…   

-  Геннадий Семенович, а как расценивают   факт эвакуации  дрейфующей станции «СП-35» специалисты на «Фёдорове»?

- Вы имеете в виду, не была ли ликвидация «ледовой базы» следствием ошибок в выборе льдины, в прогнозе ледовых условий,   или Арктика преподнесла нам очередной сюрприз?

По мнению специалистов ААНИИ, предсказать траекторию движения конкретной льдины, предвидеть изменение её толщины заранее, на длительный срок очень трудно, можно строить гипотезы только относительно общего направления дрейфа.
Тем более это трудно сделать сегодня, когда «ледовая шапка»  Северного полушария съехала  набекрень в сторону Канады, а кромка дрейфующих льдов в восточном секторе,  оказалась намного севернее своего обычного многолетнего положения. Да и такого протаявшего «кружевного» льда в столь высоких широтах  ученым ещё не доводилось наблюдать.

К тому же,  история дрейфующих станций знает немало случаев нештатных ситуаций... И персонал приходилось эвакуировать, - ломало их не раз, да так, что лед прямо под палаткой трескался, и лагерь приходилось переносить. И прижимало, бывало, к острову.
Всё это в порядке вещей, можно сказать, что для Арктики «нештатная ситуация является типичной, штатной ситуацией»…      

- Несколько слов о сотрудниках «Ледовой базы»...

- Люди провели на льдине в каждодневных трудах около трёх месяцев, ломалось и таяло всё на их глазах, но эвакуация была для них, похоже, скорее приказом, нежели осознанной необходимостью. Жаль было оставлять уже обжитую льдину, - снова куда-то высаживаться, заново обустраивать и обживать новую льдину.

Часть из них – опытные полярники, зимовали на предыдущих станциях СП, в том числе начальник базы Алексей Висневский, другие – новички, познакомившиеся  уже перед высадкой на лёд. Это скромный, преданный делу народ, отнюдь не геройской стати… Их автографы мы сохраним до того времени, когда они станут всемирно знаменитыми!

- Что уже сейчас  можно сказать о  результатах работ?

- Мы, конечно, беседовали об этом с учеными. «Федоров» - это уникальное экспедиционное судно,  и в таких высоких широтах без ледокола ещё никто не хаживал, так что  материал собран обширный. Еще предстоит провести лабораторные анализы, камеральные работы, потому сейчас можно говорить только о каких-то предварительных результатах.

К примеру, температура атлантических вод (они здесь уходят на глубины 200-800 метров) оказалась где-то на полградуса выше обычной для этих мест. Измерены, наконец,  глубины многих неизученных точек,  в других точках глубины уточнены, т.е. подготовлены данные для коррекции навигационных карт. Получены первые данные о газообмене СО-2 между атмосферой и океаном (это исследования «парникового эффекта»). Набрана огромная статистика изменения  толщины льда на всём маршруте судна. Зафиксировано уменьшение площади ледников на Земле Франца Иосифа и Северной Земле.

Питерские геологи высадились на обнажившиеся участки островов, взяли образцы пород, - и, по сути, они были первыми, кто ступил на эту землю. Конечно, нас интересовали не только наука, но и люди…

- Геннадий Семёнович, а чем занимались на борту «Академика Фёдорова» Вы лично?

- Мы были на борту «Фёдорова» как сотрудники  НИИ наследия, точнее, как участники Морской Арктической Комплексной экспедиции (МАКЭ). Экспедиция  занимается изучением историко-культурной и природной среды Арктики. Северный стаж невелик – 20 лет.

И одно из направлений работы – тема освоения Севера. Сейчас мы к 75-летию создания Главного Управления Северного морского пути при Совнаркоме СССР готовим видеофильм. Хотелось бы воздать должное и первопроходцам арктической трассы, и тем, кто сегодня, несмотря на разруху, обеспечивает здесь судоходство.
Северяне – особый народ, не заражённый коварно-денежными (не исправлять! Именно так: коварно-) отношениями, на таких, говорят, Земля и вертится, -  для них мы работаем.

Институт бюджетный, особо не размахнёшься, но нам помогают люди, сердцем и биографией связанные с «Северами». Мы уже отработали с ветеранами СМП, сняли зимнюю навигацию на линиях Мурманск-Дудинка и Архангельск - Харасавей, теперь, вот, отработали на «Федорове». Еще одна наша группа уже идёт на «Михаиле Сомове».

- А как с поисками площадки для «СП-35»?

- Подходящую льдину сейчас ищут сообща, и на «Федорове»  с  «Россией»  и в ААНИИ. Используются данные многолетних наблюдений, космические снимки, сопоставляются сведения синоптиков и метеорологов, на этой основе составляется прогноз дрейфа льдов.

Дело в том, что спутниковые фотографии не дают всей нужной информации, к тому же наших спутников нет, а фото с зарубежных достаточно дороги. В отделе ледовых прогнозов нам показали карту с двумя предполагаемыми точками базирования станции: одна в нашей зоне, но у неё выше вероятность разлома, вторая же в результате дрейфа может оказаться в экономической зоне Канады.
 
Многое зависит от того, куда попадут льдины -  в русло генерального дрейфа или кругового, - тут, как говорится, бабушка, надвое сказала…

Вот уже десять дней ищут, разными курсами прошли с 83-его градуса до 88-го, а это больше 2,5 тысяч миль. Пока везде на пути битый лёд – крупно- или мелко- , но битый. Возможно, всё решит авиаразведка на месте.

Беседовала  Жанна  Лабутина


Рецензии