Медвежье сердце. Эпилог

Каждое событие, свершившись, оставляет после себя тайны - большие и маленькие, значительные и ничтожные, не имеет значения, но тайны, ждущие каждая свое время. События близ заимки Васильевской не исключение.

В тот несчастный летний день были убиты трое работников Ленинградской геологической партии. Геологи перебрались на новое место поиска, оставив на прежнем ящики с пробами пород и завхоза. Утром на моторной лодке двое геологов поплыли за пробами.

Случилось страшное. Выстрелом в спину был убит завхоз, одним выстрелом в голову убит в подплывшей к стоянке лодке молодой геолог, первый год работавший в поле, главный геолог партии Нефедов - тремя выстрелами.
Такова картина преступления, так был написан первый вариант повести, которую приняли для печати, но при условии, что будет в ней упомянуто двое убитых.

Суровый редактор сказал мне, что нельзя нам говорить о массовых убийствах, чтобы не сделать такие явления обыденными, привычными, что задачей детектива является не смакование жестоких убийств, а рассказ о трудной работе по раскрытию преступления, чтобы каждый убийца был наказан.

Редактор говорил так убедительно, что я с ним согласилась и чем больше потом работала и писала, тем больше убеждалась в его правоте. В общем, пришлось мне править текст в соответствии с пожеланиями редакции, но в настоящем послесловии мне захотелось открыть этот секрет, чтобы читатели острее почувствовали опасность, которой подвергалась группа под руководством Николаева, которая разыскивала убийцу в тайге.

Вооруженный опытный охотник, видимо, думал зимовать в тайге, совершил три убийства и в поисках необходимых для зимовки вещей, одежды, боеприпасов мог совершить новые преступления, поэтому группа розыска должна быть очень осторожна.
За все отвечал Иван Александрович Николаев, а прообразом его был Николай Александрович Арестов, мой супруг (можно считать это тайной для повести), он работал следователем областного УВД и его направляли для раскрытия особо важных преступлений.
Это дело было далеко не единственным на счету Николая, я писала и о других, но таежное происшествие, мне кажется, сыграло какую-то роль в нашей судьбе.

Понятно, что из первых уст мне были известны мельчайшие детали и преступления, и расследования, мне очень хотелось написать о нем, я ждала завершения следствия, но вдруг возникли обстоятельства, заставившее забыть о Медвежьем сердце.
Николай Александрович вдруг сообщает, что его назначают начальником Горрайотдела милиции района, где он задерживал убийцу геологов.

Это назначение нарушило мои планы по смене работы, меня пригласили преподавать в филиал Высшей школы милиции я уже собралась уволиться из прокуратуры, но я понимала, что самостоятельная работа в таком сложном округе для молодого специалиста будет хорошим уроком жизни.
Пришлось забыть о себе, и мой супруг на двадцать седьмом году жизни возглавил коллектив из более сотни человек.

Семь лет отработали мы в этом районе, я много писала о нем и о нашей работе.
Дед Сорока стал верным другом Николая. Происходили в тех таежных краях чудеса из чудес, о которых еще не дописано.
Но зато в повести «Медвежье сердце» я рассказала правду о самоотверженной работе участкового, о шофере Яше, об охотнике Сороке и других достойных людях, о борьбе со злом.

Честно говоря, мои заметки, наброски долго лежали без движения, случился перевод в область, потом в Москву, где тоска по родным Сибирским местам буквально взяла за горло.
Как свидание с прошлым возникала рукопись повести и вот она была готова, с таким красивым названием «Медвежье сердце».

Один известный писатель-детективщик, которому я необдуманно показала рукопись, сходу раскритиковал название и преподнес мне урок, который я всегда помню.
Нельзя давать работе название, прежде времени раскрывающее интригу.
Да, так и было с моей повестью. Пришлось найти другое имя таежной истории - «Поиск в тайге». С этим названием повесть вышла впервые в Приложении к журналу «Советская милиция», были такие замечательные книжечки.

Прошло время и мне очень захотелось сделать журнальный вариант повести и опубликовать его на Прозе.ру под старым красивым названием – «Медвежье сердце».
С большим удовольствием я это сделала и предложила читателям, искренне сердечно благодаря всех.
Приятного вам чтения.

И еще. Суд приговорил Андрея Медвежье сердце к высшей мере наказания - расстрелу. Его жалобу о смягчении наказания и ходатайство о помиловании оставили без удовлетворения.
Пришло время и приговор был приведен в исполнение.

Парочку слов добавлю.  Когда я работала в областном суде, при рассмотрении уголовных дел давать заключения иногда приходила пожилая худенькая женщина с грустными глазами и я ее не знала, хотя по прежней прокурорской работе была знакома со многими.

Я спросила о незнакомке у коллег и мне рассказали, что когда-то при исполнении расстрельного приговора присутствовал прокурор, вот эта дама выполняла такие обязанности, конечно, поначалу тщательно проверяя законность приговора и последующих решений. Так сказать, последняя инстанция.

Да, ничего не скажешь, трудное дело.
Но вот однажды она зашла в наш кабинет, где я была одна и набралась смелости спросить об Андрее Медвежье сердце.
Она сперва отрицательно покачала головой, а потом вдруг переспросила, не здоровенный ли это красивый парень-охотник?
Я ведь и не видела Андрея вживую, но торопливо закивала, подтверждая -да, да, это он.
Прокурор махнула рукой и грустно так сказала: «Помню, сам вошел и молчал...»

Вот и все тайны и тайночки о Медвежьем сердце. Наверное, это и вообще не тайны, а просто воспоминания.
Но о медвежьем сердце.


Рецензии
Произведение создаёт редкое ощущение подлинности: здесь нет лишнего пафоса, но есть суровая правда тайги, которая проверяет людей на прочность. Сочетание документальной точности в описании следствия с живыми характерами (Балуткин, Николаев, Сорока, Вадим) делает текст одновременно напряжённым и человечным. Атмосфера сибирской глухомани, детали быта, тяжёлый труд и усталость — всё это выписано так, что читатель словно сам идёт рядом с героями.

Особенно силён финал: признание Игошина — трагичная исповедь, а прощание с геологами и подарок Сороки добавляют светлого тепла после мрачных событий. История оставляет чувство завершённости, горечи и уважения к людям, которые в тяжёлых условиях сумели исполнить долг. Это крепкая, честная проза — с дыханием тайги и уважением к человеку. Спасибо Любовь, под большим впечатлением!

С уважением,

Вера Мартиросян   02.10.2025 01:27     Заявить о нарушении
Огромное Вам спасибо,Вера,за внимание и такой интересный отклик. Мне очень понравился Ваш анализ повести,очень чутко Вы отметили и самые значимые места, и труд людей,причем,не только силовиков,но и охотника дела Сороки,геологов,особенно приятно,что Вам понравилось описание прелестей тайги.
Очень Я Вам благодарна за такое внимательное чтение повести,она очень мне дорога,после раскрытия этого убийства геологов вскоре нас направили в этот город работать.

Всего самого доброго Вам.

С глубоким уважением и теплом.

Любовь Арестова   02.10.2025 15:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.