Герасимов Николай Семенович
В 1931 году окончил курсы шофёров в Ульяновске. До декабря 1932 года работал шофёром в Ульяновской бронетанковой школе.
В 1933 году окончил Ульяновскую лётную школу Осоавиахима, в 1934 году - курсы инструкторов при Тушинском аэроклубе в Москве.
В 1934-1935 годах работал лётчиком-инструктором аэроклуба авиазавода № 21 в городе Горький (ныне – Нижний Новгород).
В РККА с 7 сентября 1935 года, был призван Ульяновским районным военкоматом.
Окончил 3-ю Пермскую военную школу авиатехников имени В. М. Молотова (учился с 7 сентября 1935 года по 1936 год).
Окончил 2-ю Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков-истребителей имени Осовиахима СССР (учился с 5 ноября 1936 года по 1937 год).
13 октября 1937 года присвоено звание лейтенанта.
С 18 октября 1937 года служил в Киевском военном округе в должности младшего летчика, а с 8 мая 1938 года - командира звена 28-й истребительного авиационного полка 56-й (69-й) истребительной авиационной бригады.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 10 июня по 26 октября 1938 года в качестве летчика-истребителя, командира звена, командира эскадрильи истребителей И-16.
Всего в Испании произвел около 80 боевых вылетов, участвовал в 38 воздушных боях, лично сбил 3 истребителя (2 Фиата-32 и 1 Ме-109). По другим данным сбил 6 самолетов (2 лично и 4 в группе).
29 июля 1938 года в воздушном бою над Валенсией был тяжело ранен в правую руку.*
После возвращения из Испании продолжал служить в авиации.
31 декабря 1938 года присвоено звание капитана.
5 февраля 1939 года присвоено воинское звание «майор».
17 февраля 1939 года был назначен на должность инспектора-летчика по технике пилотирования и теории полета 69-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.
Участвовал в боях в районе реки Халхин-Гол с 17 мая по 7 сентября 1939 года, был летчиком-инспектором по технике пилотирования 22-го истребительного авиационного полка.
Летал на истребителе И-16.
«…К вечеру того же дня к нам прилетел Николай Герасимов. Некоторое время для пользы общего дела он был прикомандирован к полку майора Забалуева, все время находился там, передавая опыт молодым летчикам, а иногда заглядывал к нам. В нашей группе у него было много друзей.
Моя большая дружба с Герасимовым началась после одного очень тяжелого воздушного боя, в котором нам пришлось быть вместе. Пожалуй, тот бой был самым необычным из всех в моей практике.
…Первыми заметили противника мой однофамилец Андрей Смирнов и Смоляков, но в бой нам вступать было невыгодно - самураи имели небольшое преимущество в высоте. Мы готовились к отражению атаки, однако и японцы не спешили с ней, а продолжали набирать высоту. То же самое пришлось делать нам. Так началось своеобразное соревнование, кто раньше займет исходное положение для начала атаки.
Наконец нам удалось поравняться с самураями. Шесть с половиной тысяч метров по прибору плюс семьсот метров превышения над уровнем моря - итого семь тысяч двести! На такой высоте до этого не было ни одного воздушного боя. Кислородное голодание уже несколько минут давало себя знать. Появилось легкое головокружение, от минусовой температуры застыло все тело, разреженность воздуха заметно ограничила маневренность самолета. Нельзя было терять ни одной секунды.
Первая атака получилась удачной. Кому-то из наших удалось дать хорошую прицельную очередь. Японский самолет загорелся, летчик был вынужден воспользоваться парашютом, и тут же к его раскрытому куполу устремились два других самурая. Кажется, потерпевший был их командиром. Это обстоятельство сразу облегчило нашу задачу, к тому же Герасимов вскоре сбил еще одного, но сам вдруг стал проваливаться вниз. Меня это обеспокоило. Не тот человек Николай, чтобы без причин уходить из боя, а его «Чайка» продолжала спиралью терять высоту. Я поспешил пристроиться к нему вплотную. Герасимов сидел в кабине как-то неуклюже, его голова склонилась набок. Неужели ранен? Хотелось крикнуть, может быть, очнется, но разве услышит! И тут неожиданно пришла мысль: ведь выстрелы хорошо слышны даже при работающем моторе. Я подстроился еще ближе и дал длинную очередь из всех четырех пулеметов. Николай поднял голову и вывел самолет в нормальное положение.
Я смотрел на Герасимова, все еще не понимая, что произошло, и ждал, что он будет делать дальше. Николай осмотрелся в надежде увидеть остальных товарищей, но возвращаться к месту боя не было смысла, мы потеряли слишком много высоты.
На пути к аэродрому в спокойной обстановке причина происшествия стала понемногу проясняться. Николай чувствовал себя бодро, даже улыбнулся. Просто сказалось кислородное голодание, в результате чего произошла временная потеря сознания.
Герасимов произвел посадку первым. Прислонившись к фюзеляжу самолета, он медленно расчесывал волосы, держа в другой руке маленькое зеркальце, а когда я подошел к нему, он, не глядя на меня, вдруг произнес слова, которые я не ожидал услышать:
- Что же, дружище, не помогал мне в трудные минуты?
- Что мог, то сделал, - ответил я, стараясь сдержать обиду.
Герасимов быстро оглянулся в мою сторону и протянул мне круглое зеркальце.
- Извини, пожалуйста, я обращался не к тебе, а к моему второму пилоту.
На обратной стороне зеркала была наклеена фотография улыбающегося мальчугана.
- Сын, - пояснил Герасимов. - В Испании и здесь летаем вместе.
Положив зеркало в нагрудный карман гимнастерки, Николай обнял меня и задумчиво сказал:
- Спасибо. Я услышал твои пулеметы…
Спустя много лет на встрече ветеранов-летчиков в Военно-воздушной академии ко мне подошел старший лейтенант. Он назвал меня по имени и отчеству и передал привет от своей матери. Я, конечно, не узнал в этом статном молодом летчике того самого мальчугана, фотографию которого видел в Монголии. Николая Герасимова уже не было в живых, но его желание исполнилось: сын стал летать самостоятельно и, кажется, тоже не расставался в полетах с фотографией отца…»
(Из книги Б. А. Смирнова «Небо моей молодости»)
27 июня 1939 года был сбит во время взлёта с аэродрома и совершил вынужденную посадку.
Всего над Халхин-Голом произвел несколько десятков боевых вылетов, лично сбил 2 японских истребителя Ки-27. По другим данным, в составе группы сбил 4 самолёта.
Участвовал в освобождении Западной Украины и Западной Белоруссии с 9 сентября по 5 ноября 1939 года в должности заместителя командующего 5-й армией по ВВС.
Участвовал в советско-финляндской войне с 1 ноября 1939 года по 26 марта (апрель) 1940 года, был заместителем командующего ВВС 7-й армии.
С 26 апреля 1940 года был помощником командира 43-й истребительной авиабригады (43-го истребительного авиационного полка) в Одесском военном округе.
Из-за аварии самолёта был понижен в должности и 10 октября 1940 года назначен помощником командира 46-го истребительного авиационного полка Московского военного округа.
27 марта 1941 года был назначен на должность заместителя командира 179-го истребительного авиационного полка Северо-Кавказского военного округа.
В марте-июне 1941 года был слушателем командного факультета Военно-воздушной академии в Монино.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня (1 июля) 1941 года. С 24 июня 1941 года был заместителем командира 271-го истребительного авиационного полка (ПВО Ростова-на-Дону), затем с 1 октября 1941 года по 9 (19) октября 1942 года командовал 512-м истребительным авиационным полком. За это время полком было сбито 88 немецких самолетов. Сам командир совершил более 50 боевых вылетов и сбил 2 самолета.
Воевал на Донском фронте, в боях за Сталинград был ранен.*
9 октября 1942 года был назначен инспектором по истребительной авиации при НКО СССР.
28 мая 1943 года ему присвоили воинское звание «полковник».
Некоторое время исполнял обязанности заместителя командира дивизии, а с июля 1943 года (4 февраля 1944 года) по ноябрь 1944 года командовал 256-й истребительной авиационной дивизией. Участвовал в Курской битве и битве за Днепр, Житомирско-Бердичевской, Корсунь-Шевченковской, Ровно-Луцкой, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской и Восточно-Карпатской операциях.
Всего за время Великой Отечественной войны произвел 155 боевых вылетов на истребителях И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Як-7 и Як-9, в воздушных боях лично сбил 7 самолётов противника.
В конце 1944 года был отозван с фронта и направлен на Дальний Восток.
С 18 декабря 1944 года был заместителем командира 245-й истребительной авиационной дивизии.
Участвовал в советско-японской войне с 9 августа по 3 сентября 1945 года в должности заместителя командира 245-й истребительной авиационной дивизии.
Всего за время советско-японской войны произвел 3 боевых вылета.
Всего, участвуя в пяти войнах и военных конфликтах, произвел около 500 боевых вылетов. По некоторым данным, всего сбил 26 самолетов (16 лично и 10 в составе группы), но эти данные, вероятно, преувеличены.
В боях получил десять ранений.*
После войны продолжал службу в ВВС на Дальнем Востоке.
Затем, в 1947-1948 годах служил старшим лётчиком-инспектором по технике пилотирования в отделе боевой подготовки Управления 17-й воздушной армии, Управления ВВС Киевского военного округа.
С 14 октября 1948 года был помощником командира 279-й истребительной авиационной дивизии в Прикарпатском военном округе.
Освоил реактивный истребитель МиГ-15.
18 октября 1950 года присвоено звание «Военный летчик 3-го класса»,
В феврале 1954 года вышел в отставку в звании полковника.
Проживал в городе Жданов (ныне Мариуполь) Донецкой области (Украина).
Умер 29 июня 1960 года. Похоронен на Клиновом кладбище в Мариуполе.
Список известных воздушных побед Н. С. Герасимова:
13.07.1937 1 Фиат-32 Вальбон лично
00.07.-00.09.1938 1 Фиат-32 Испания лично
00.07.-00.09.1938 1 Ме-109 Испания лично
22.06.1939 1 Ки-27 Халхин-Гол лично
20.08.1939 1/3 Ки-27 Халхин-Гол в составе звена
21.08.1939 2/гр. ЛБ Халхин-Гол в составе группы
22.08.1939 1/гр. СБ-96 Халхин-Гол в составе группы
25.08.1939 2/гр. Ки-27 Халхин-Гол в составе группы
24.11.1941 1 Хш-126 Южный фронт лично
22.06.1942 1 Ме-110 Южный фронт лично
За мужество и героизм 22 февраля 1939 год Николаю Семёновичу Герасимову было присвоено звание Героя Советского Союза («Золотая Звезда» № 114).
Награжден двумя орденами Ленина (22.02.1939, 23.10.1942), двумя орденами Красного Знамени (29.08.1939, 21.03.1940), орденом Кутузова 2-й степени (08.04.1944), орденом Отечественной войны 1-й степени (05.11.1942), двумя орденами Красной Звезды (28.08.1945, 15.11.1950), медалями «За боевые заслуги» (06.11.1945), «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Японией», «30 лет Советской Армии и Флота» и другими, а также монгольским орденом Боевого Красного Знамени 1-й степени (18.08.1939) и монгольской медалью «За победу над Японией».
Примечание:
* В личном деле Н. С. Герасимова записано, что ранений и контузий он не имел.
Свидетельство о публикации №224101600440
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 16.10.2024 14:27 Заявить о нарушении
С дружеским приветом,
Олег Каминский 16.10.2024 15:05 Заявить о нарушении