Восход современно католического социального учения
Социальный католицизм и Папа Лев XIII
Джеральд Дж. Бейер
Я решил заняться христианской этикой, когда узнал о католическом социальном учении. Я был взволнован, узнав, что Церковь солидарна с трудящимися на протяжении столетий. Богатое и высокоразвитое социальное учение католицизма говорит со мной, потому что мой отец был сварщиком. Он пять раз получал травмы на работе. Знание того, что Церковь защищала достоинство и права таких людей, как мой отец, с первых лет промышленной революции, вдохновило меня на изучение католического социального учения и применение его в борьбе за справедливость для трудящихся сегодня.
Как вы знаете, знаковая энциклика Папы Льва XIII 1891 года Rerum Novarum стала
краеугольным камнем защиты прав трудящихся современным католическим социальным учением, которая достигла высшей точки в одном из величайших из когда-либо написанных работ о достоинстве труда, Laborem Exercens Иоанна Павла II. Я расскажу о Rerum Novarum в свое время. Однако стоит сначала описать контекст, который привел к энциклике.
Вопреки распространенному заблуждению, 2 современное католическое социальное учение началось не с Rerum Novarum. Напротив, оно имеет гораздо более глубокие исторические корни. 1 В конечном итоге оно берет свои корни в Библии. Как заявил Иоанн Павел II в Centesimus Annus, католическое социальное учение излагает требования Евангелия с большей конкретностью.2 По словам Компендиума социальной доктрины Церкви, «посредством своей социальной доктрины Церковь берет на себя задачу провозглашения того, что Господь доверил ей. Она несет послание о свободе и искуплении, совершённом Христом, Евангелие Царства, присутствующим в человеческой истории».3 Библия даёт ориентацию и указатели для исправления великих социальных проблем эпохи, но не излагает конкретных решений вопросов например, как искоренить глобальную нищету, как остановить поток торговли людьми или как решить проблему глобального потепления. Как писал Кароль Войтыа, Евангелие не дает готовых рецептов для решения сложных социально-экономических проблем. Скорее, «разум, просвещенный
верой» должен извлечь из Евангелия принципы для «социально-экономических проблем нашего времени».4.
Иными словами, католическое социальное учение служит инструментом евангелизации, помогая нам воплощать библейские ценности и принципы в действия для конкретных исторических, экономических, социальных и политических обстоятельств. Оно помогает католикам и другим понять, как «видеть, судить и действовать» (слова кардинала Кардинала Кардейна, использовавшийся Молодыми христианскими рабочими в 1920-х годах, и позднее сформулированный Иоанном XXIII в Mater et Magistra, № 236), будучи вдохновленными Евангелием в свете знамений времени.5
Католическая социальная традиция проходит через всю христианскую историю. Однако бурный опыт современной эпохи, отмеченный либерализмом, промышленной революцией, социальными потрясениями, новыми формами эксплуатации, вызванными капитализмом, ростом атеизма, антирелигиозными настроениями и коммунистическими идеологиями, побудил католиков читать знаки времени в свете Евангелия с новой срочностью. Первый этап промышленного капитализма начался примерно в середине
XVIII века.6 В 1740 году Папа Бенедикт XIV опубликовал первый современный папский
энциклика Ubi primum. Между 1740 годом и понтификатом папы Льва XIII папы выпустили еще 77 энциклик.7 По словам католического теолога Михаэля Шука,
папы до-львовского периода уделяли значительное внимание «безнравственным деловым практикам», таким как «чрезмерные прибыли от продаж, мошенничество, воскресный труд, ростовщичество» и «воровство».8 Уже в 1800 году Пий VII впервые осудил «врагов частной собственности» (Diu satis, № 13).9 Папы этой эпохи критиковали культурный и политический либерализм, порицали упадок традиционной аграрной жизни и
одобряли заботу о бедных. Они еще не разработали устойчивую критику раннего (местного) капитализма как такового.10
Однако «социальный католицизм» начал расцветать в нескольких частях Европs. Социальный католицизм представлял собой «организованный ответ католических христиан на суровое воздействие капиталистической индустриализации на рабочий класс».11 Новый «социальный вопрос», с которым они столкнулись в XIX веке, заключался в «трудности примирения интересов новых классов промышленной буржуазии и их клиентуры, с одной стороны, с интересами промышленных
рабочих, с другой».12 Жестокие условия труда особенно мучили женщин и детей
рабочих масс, которым приходилось работать день и ночь, чтобы выжить.13
Некоторые социальные католики создавали трактаты или документы по острым социальным вопросам того времени. Например, в более поздней опубликованной серии лекций в Дрездене в 1808 и 1809 годах Адам Генрих Мюллер опроверг как индивидуалистическую концепцию Адама Смита о человеческой личности, так и
защиту свободной торговли, а также отрицание коллективистских альтернатив.14 Другие претворяли требования Евангелия в жизнь. В 1830-х годах сестра Розали Рендю помогала нуждающимся на улицах Парижа и обращала в свою веру богатых покровителей, таких как Арман де Мелен, тем самым положив начало раннему этапу французского социального католицизма.15 Хотя ее эксперимент, по-видимому, не удался, католическая мирянка Полин Мари Жарико купила фабрику в Рюстреле, Франция, в 1840 году, чтобы воплотить в жизнь свое видение рабочего места и города, где рабочие получали бы достойную заработную плату, дети посещали школы, а о больных заботились.16
«Христианское фабричное движение» возникло во Франции среди социальных католиков, таких как предприниматель Леон Армель (1829-1915). Армель был пионером «христианской корпорации» и схемы управления рабочими.17 На его текстильной фабрике в Шампани рабочие участвовали в принятии решений, касающихся заработной платы, страхования, медицинского обслуживания, профессиональное обучение и т. д.18 С 1887 года Армель также возглавлял паломничества рабочих в Рим, чтобы побудить Папу заняться социальным вопросом и евангелизацией рабочего класса.19 Бывшие французские офицеры Альбер де Мюн и Рен; Ла Тур дю Пэн способствовали росту осознания социального вопроса среди католических аристократов, создав Общество католических рабочих кружков (Oeuvre des Cercles Catholique d'Ouvriers).20 К 1884 году таких клубов насчитывалось около 400, и в них насчитывалось около 50 000 членов. Члены растущего
католического рабочего класса могли вести диалог и молиться с богатыми работодателями и слушать лекции аристократов. Де Мюн также основал Католическую ассоциацию французской молодежи, чтобы привлекать будущих членов для рабочих клубов. Журнал OCC Revue de l'Association Catholique помог повысить осведомленность о социальных вопросах по всей Европе.21 OCC также помог сформировать французские законы о «профсоюзах, минимальной заработной плате, медицинском страховании, пенсиях, безопасности на рабочем месте, восьмичасовом рабочем дне и ограничениях на детский труд».22
Выдающейся фигурой социального католицизма в Германии был Вильгельм Эммануэль фон Кеттлер (1811-77). Он противостоял своим современникам, которые утверждали, что Евангелие обосновывает личную этику только путем демонстрации ее значимости для социального вопроса.23 К разочарованию многих католиков, которые были довольны существующим положением вещей, Кеттлер начал в 1848 году - в том же году, когда появился «Манифест» Маркса - публично говорить о необходимости
реагирования Римско-католической церкви на бедственное положение рабочих. На первой генеральной ассамблее католиков в Германии он осуждал огромное неравенство богатства и значительное увеличение собственности.24 Будучи архиепископом Майнца, он критиковал как капитализм, так и социализм за неуважение достоинства рабочих и продвигал конкретные средства для «уменьшения зол» промышленной революции в
речи перед немецкими епископами в 1869 году: 1) отмена детского труда; 2) ограничение рабочего дня фабричных рабочих; 3) разделение мужчин и женщин на рабочем месте; 4) ликвидация небезопасных рабочих мест; 5) запрет на работу по воскресеньям; 6) забота о временно или постоянно нетрудоспособных рабочих; 7) государственная инспекция фабрик.25 Его книга «Рабочий вопрос и христианство» (Die Arbeiterfrage und das Christendum) стала основополагающим текстом в католической социальной традиции. Как
отмечает Марвин Криер Мич, «корни Rerum Novarum можно найти в проповедях и трудах
этого приходского священника, который высказывался и анализировал бедность и прожиточный минимум своей общины». Фактически, десятилетия спустя Папа Лев XIII сам называл архиепископа Кеттелера «нашим великим предшественником».26
Кеттелер оказал сильное влияние на более поздних католических мыслителей Фрибургского союза.27 Епископ Гаспар Мермиллод, один из немногих европейских епископов, выходцев из рабочего класса, созвал эту преимущественно мирскую группу в 1885 году для изучения социального вопроса. Дю Пэн, принц Карл фон Левенштейн из Германии, делегат австрийской корпоративистской группы Карла фон Фогельзанга
и другие представители Италии и Швейцарии встречались в 1885-1991 годах, чтобы разработать предложения по улучшению положения рабочих.28 Они выступали против представления Шарля Перина и других католических либералов о том, что бедность - это хорошо, потому что она дает богатым возможность реализовать свои их обязанность благотворительности. В этом ключе Мермиллод призывал их «идти дальше благотворительности к справедливости». 29
Католические епископы, такие как «Кеттелер в Германии, Фогельзанг в Австрии, де Паскаль во Франции, Потье в Бельгии и Мэннинг в Англии», все выступали за справедливую и прожиточную заработную плату. 30 Подобно им, Фрибургский союз выступал за справедливую заработную плату (которая должна позволить содержать семью), в дополнение к государственному вмешательству для обеспечения справедливой заработной платы, ограничивая право частной собственности ради общего блага и корпоративной модели экономики. Это видение экономики предлагало организовать рабочих «в соответствии с их общими интересами и общей социальной функцией». Это не только способствовало бы их материальному благополучию, но и помогло бы преодолеть «анонимность и безличность» нового индивидуалистического индустриального капиталистического порядка, поощряя солидарность среди рабочих и отношения сотрудничества между работодателями и работниками. К 1880-м годам Папа Лев полностью осознал необходимость того, чтобы католики занялись социальным вопросом. Поэтому он запросил отчеты у Фрибургского союза, подробно описывающие их работу.31 Он также одновременно сформировал Римский комитет социальных исследований, в который, среди прочих, входил епископ Мермиллод.32
По ту сторону Атлантики католики также занялись в XIX веке проблемами рабочих. Как и в Европе, рабочие в индустриализирующихся США терпели тяжелые условия труда. Они регулярно сталкивались с 12-часовым рабочим днем, шестидневной рабочей неделей, отсутствием отпуска или больничных и очень опасными условиями труда без медицинской страховки.33 В 1833 году богатый ирландский иммигрант Мэтью
Кэри, который был издателем и филантропом, выступал за достоинство и права
рабочих, особенно женщин, в публичных речах и трудах.34 Он настаивал на том, что всем рабочим должна выплачиваться заработная плата, не превышающая прожиточного минимума.35 О. Август Тебо, пастор из Трои, штат Нью-Йорк, который позже стал первым иезуитским президентом Фордхэмского университета, осудил бессердечие работодателей по отношению к своим угнетенным работникам.36
В то время как многочисленные священники и миряне играли ключевые роли в рабочем движении США, кардинал Джеймс Гиббонс из Балтимора занимает уникальное место в этой истории. Во время своей поездки в Рим в 1887 году Гиббонс убедил Льва XIII не осуждать «Рыцарей труда», первый крупный профсоюз США. Урия Стивенс основал этот мощный профсоюз в 1869 году в моем родном городе Филадельфия. В 1880-х годах «Рыцари» выросли до более чем 700 000 членов под руководством Теренса Паудерли, машиниста и сына ирландских католических иммигрантов. Хотя рыцари
исключали китайских рабочих, Паудерли выступал за «солидарность между квалифицированными и неквалифицированными рабочими, мужчинами и женщинами, черными и белыми» и гарантировал их включение, хотя и на «отдельных и неравных условиях».37 По словам Паудерли, католики составляли более половины членов профсоюза. Тем не менее, некоторые члены католической иерархии США не одобряли рыцарей , потому что они приравнивали призыв профсоюза к перераспределению богатства к социализму и отвергали секретность профсоюза (которую он поддерживал, чтобы защитить рабочих от мести работодателей).
Канадские епископы официально осудили рыцарей.38 Однако большинство
архиепископов США одобрили профсоюз, а Гиббонс и архиепископ Иоанн Ирланд из Сент-Пола решительно поддерживал его.39 Полагая, что обнищание рабочих обусловило необходимость права на организации, Гиббонс и другие лидеры убедили Паудерли положить конец тайной клятве рыцарей. Это проложило путь к одобрению Рима.
Усилия Гиббонса и других привели к тому, что Рим не запретил католикам вступать в профсоюзы и помогли убедить Папу Льва XIII в необходимости решения проблемы бедственного положения рабочих.40 Они умоляли Папу издать энциклику о «соответствующих правах и обязанностях как капитала, так и труда».41 Гиббонс повторил утверждение кардинала Мэннинга из Англии о том, что церковь должна объединиться
с массами, а не с аристократией. Гиббонс сказал папе, что он «встревожен перспективой
представления церкви… как друга могущественных богачей и врага беспомощных
бедняков».42 Церковь уже потеряла многих своих членов рабочего класса из-за социалистических движений в Европе. Гиббонс высказал мнение, что американский рабочий класс также в конечном итоге потеряет терпение без однозначной поддержки со стороны церкви.
Принятие папой Львом XIII социального католицизма
Короче говоря, без работы «церковных чиновников, профессиональных авторов, ученых и низовых лидеров» между 1740 и 1890 годами Rerum Novarum «никогда бы не появилась».43 Однако собственный опыт Льва XIII также заставил его испытывать симпатию к рабочим массам. С 1843 года он был папским нунцием в Бельгии. Во время своих поездок в Англию, Германию и Францию он особенно стал свидетелем поступательного движения промышленного капитализма и его влияния на
рабочих. Как я уже упоминал выше, на него оказали влияние Фрибургский союз и
паломничества рабочих Армеля в Рим в 1888 году. Выражение солидарности кардинала Мэннинга с бастующими докерами в Лондоне в 1889 году также произвели на него впечатление. Если говорить кратко, он пришел к убеждению, что Церковь должна предоставить решение рабочего вопроса, и понял, что евангелизация рабочего класса необходима, чтобы остановить дальнейшую потерю рабочих в атеистическом
социализме.44 Лев выражал обеспокоенность рабочими с возрастающим вниманием в более ранних заявлениях по другим вопросам, но Rerum Novarum станет Великой хартией вольностей социального католицизма и папского социального учения. Энциклика, которая основана на работе Августа Лемкуля SJ о минимальной заработной плате, сочинении Анри Лорена о кредите и корпоративном видении La Tour du Pin, безусловно, является самой длинной работой Папы Льва.45 Маттео Либератторе SJ, кардинал Томассо Джиллара OP и кардинал Камилло Маццелла - все они приняли участие в составлении этой энциклики.46
Я не могу провести здесь полноценный анализ Rerum Novarum. Я намерен лишь
выделить несколько из ее многочисленных непреходящих вкладов. Энциклика начинается с обозначения признаков времени, среди которых Лев упоминает «нищету и жалость» масс бедняков, «бессердечность работодателей и жадность ничем не сдерживаемой конкуренции», «хищное ростовщичество» и концентрацию богатства и средств производства среди небольшой группы богатых людей, что создает «иго, немногим лучшее, чем само рабство» (№ 1). Затем Лев защищает право на частную
собственность, осуждая порочный подход социалистов, которые лишают угнетенных рабочих права владеть частной собственностью - права, которое «преимущественно соответствует человеческой природе» (№№ 5–8; см. также 35).
Мы можем отметить, что более поздние папы одобряют, но ограничивают право на частную собственность, тем самым более близко следуя позиции Аквината. Как утверждал св. Иоанн Павел II, частная собственность ограничена «социальной ипотекой», что означает, что государство может ограничивать право частной собственности, если удовлетворение основных потребностей всех действительно требует этого.47 Папа Лев упоминает утверждение Фомы о том, что моральный закон требует от людей делиться своим имуществом, когда другие нуждаются (№ 22). Однако, в отличие от будущих пап, он не признает права государств перераспределять собственность. Один историк интересно заметил, что архиепископ Майкл Корриган из Нью-Йорка лоббировал Маццеллу, чтобы тот сильнее подчеркнул частную собственность, чтобы упрекнуть социалистического священника в его епархии, который был отлучен от церкви в 1887 году.48
Иногда понтифик цитирует Писание как источник социального учения Церкви.
Например, он апеллирует к Иак. 5:4, чтобы обосновать обязанность работодателей платить работникам то, что они справедливо заслуживают (№ 17). Лев апеллирует к нескольким другим отрывкам из Священного Писания на протяжении всей
энциклики, но чаще всего он обосновывает права человеческой личности в «законе природы» (№ 7). На основе естественного закона люди имеют право на «еду и все необходимое» для своих детей (№ 10), справедливую заработную плату (№ 20) и право создавать профсоюзы (№ 36-38). Отвергая идею классового конфликта, отстаиваемую социалистами, Папа Лев осудил снижение заработной платы рабочих «либо силой, либо мошенничеством, либо ростовщическим путем» (№ 17). Лев утверждал, что право на получение заработной платы, достаточной для «поддержания наемного работника в разумном и бережливом комфорте», основано на «требовании природы» (№ 34). Согласно естественному праву, все люди должны сохранять свою жизнь и жизни членов своей семьи. Для бедных, которые не владеют капиталом, этого можно достичь только путем получения справедливой заработной платы (№ 34).
Признание Львом уязвимости бедных и дисбаланса власти между
работодателями и работниками также подкрепляло его поддержку права рабочих создавать профсоюзы (см. №№ 36-38). Кроме того, государство должно защищать право на организацию и другие права трудящихся. Если оно этого не делает, то оно «противоречит самому принципу собственного существования» (№ 38; см. также
28). Государство должно ограничить себя минимумом, необходимым для «устранения зла или устранения опасности» (№ 29, см. также 28). Тем не менее, государство должно принимать законы, защищающие права трудящихся, обеспечивая им достойные условия труда и заработную плату, тем самым устраняя необходимость забастовок (№ 31, см. также 29). Папа Лев также утверждает, что коммутативная и распределительная
справедливость требуют от государства содействия «интересам бедных» и рабочего класса (№ 27).
Папа Лев упрекал капиталистов, которые жестоко эксплуатировали своих рабочих, обращаясь с ними как с «простыми инструментами для зарабатывания денег». Он утверждал, что труд не должен быть настолько чрезмерным, чтобы вызывать
ухудшение состояния ума и тела рабочего. В то время, когда работодатели, как правило, не уважали право рабочего на жизнь и здоровье, Лев настаивал на том, что достоинство рабочего требует делать все возможное для содействия его или ее здоровью и безопасности (№ 33, 34). Детей, утверждал Лев, нельзя заставлять трудиться преждевременно, потому что «тяжелая работа губит юные надежды детских
способностей» и исключает образование (№ 34).
Хотя Папа Лев отверг и социализм, и чрезмерный индивидуализм, он не
продемонстрировал осознания того, что экономическое неравенство возникает из справедливости и искажает ее так, как это все чаще делали более поздние Папы. Фактически, он утверждает, что неравенство богатства возникает из «неравенства в состоянии», которое «далеко не является невыгодным ни для отдельных лиц, ни для
общества» (№ 14). Уже в "Католической социальноц этике" Войтыла утверждал, что общее благо требует, чтобы «члены общества достигали материального благополучия равномерно и пропорционально». Таким образом, «необходимо ограничить роскошь».49
Папа Бенедикт XVI признал в Caritas in Veritate, что неравенство подрывает «социальную сплоченность» (№ 32), и призвал к распределению богатства (№ 35). Папа Франциск наиболее решительно заявил, что «экономика исключения и неравенства… убивает» (Evangelii Gaudium, № 53). Другими словами, в то время как Лев был обеспокоен справедливым распределением, его потребность исправить социалистов смягчила его
позицию по неравенству.
Католическое социальное учение с окраин
Хотя Церковь несколько медлила с решением социальных вопросов напрямую,
католики все же взялись за дело рабочих с возрастающим рвением на протяжении всего XIX века, достигнув кульминации в великой энциклике Льва о «новых вещах» социально-экономического и политического порядка. Великая энциклика папы Льва заложила основу непоколебимой приверженности Церкви достоинству и правам труда. Однако следует сказать, что за некоторыми исключениями католики в целом и магистериум в частности не демонстрировали большого лидерства в вопросах отмены рабства и разграбления коренных народов по всей Северной и Южной Америке, Африке и Азии вплоть до ХХ века.50 Магистериум не смог понять, что «современный капитализм, сначала в торговой, а затем в промышленной форме, был частично экономически основан на западном расистском разграблении неевропейских народов и их земель…»51 Фактически, католические университеты в Соединенных Штатах только в последние несколько лет начали считаться с собственным использованием рабского труда и работорговли в качестве источника дохода вплоть до XIX века.52 Некоторые выдающиеся белые католики, такие как ирландец Дэниел О'Коннелл (1775-1847), епископ Орлеанский, Феликс Дюпанлу (1802-78) и Уильям Гастон в США (1778-1844) понимали и утверждали, что всеобщее человеческое достоинство лежит в основе прав всех людей, включая цветных и коренные народы. 53 Однако большинство этого не делало. Даже ярые защитники труда, такие как Мэтью Кэри, поддерживали институт рабства как жизненно важный для американского капитализма.54
Черные католики, с другой стороны, призывали Церковь отстаивать их достоинство и права. Например, Харриет Томпсон из Нью-Йорка и 26 других подписавших написали Папе Пию IX в 1851 году, призывая его обязать белых католиков признавать черных своими братьями и сестрами во Христе и разрешить их детям обучаться в католических школах. Историк Киприан Дэвис пишет: «Впервые, но не в последний раз, чернокожие миряне-католики высказались за себя, выразив как преданность и любовь к церкви, так и гнев и смятение по поводу расистских практик тех, кто был внутри церкви». 55 Ранее в 1828 году Мэри Ланге OSP (1784-1882) основала первую религиозную конгрегацию чернокожих женщин, сестер Провидения. Они также бросили вызов расизму и сексизму в церкви и обществе, основав школы для чернокожих детей и женщин уже в 1860-х годах. 56 . Как белые католики оправдывали подчинение и бесчеловечное обращение с цветными так долго? Католический теолог Кэти Уокер Граймс утверждает, что белые католики «одобряли африканское рабство не вопреки своей католической принадлежности, а в основном из-за нее». 57
В Соединенных Штатах и Европе слишком много католиков по-прежнему демонстрируют избирательное и искаженное понимание учения Церкви о человеческом достоинстве и правах. Например, цветные иммигранты рассматриваются как изгои, а не дети Божьи, пытающиеся найти достойную работу и условия жизни.58 Хотя католическое социальное учение однозначно осудило расизм, ксенофобию и этническую ненависть, магистериум до сих пор не посвятил себя такому систематической трактовке, которая была бы похожа на то, что он дал рабочей и экономической справедливости.59.
Исторически официальное католическое социальное учение также не сделало многого, чтобы помочь женщинам, пытающимся пробиться в мире труда. Феминистские теологи, такие как Кристин Фирер Хинце, указали, что настойчивое утверждение Льва XIII о том, что «женщина по природе приспособлена для домашней работы» (Rerum Novarum, № 43), никогда по-настоящему не пересматривалось должным образом. Неспособность магистериума подчеркнуть, что мужчины в равной степени созданы и несут ответственность за воспитание детей и домашнюю работу, препятствует способности женщин полностью посвятить себя воспитанию детей и карьере.60 Более того, Церковь еще не полностью осознала последствия католического социального учения для своих собственных структур, о чем свидетельствует отсутствие женщин на руководящих должностях. Как недавно утверждал Джеймс Кинан SJ, нет ничего в церковной доктрине или каноническом праве, что мешало бы женщинам
служить на ряде постов в церкви.61
Однако следует также сказать, что женщины давно преодолели сексизм в Церкви и обществе, чтобы воплотить католическое социальное учение в мире. В XIX веке женские религиозные общины создали самую большую сеть приютов для сирот в Европе и Соединенных Штатах.62 Начиная с 1840-х годов, женщины-монахини играли ключевую роль в создании и поддержании работы католических больниц в Соединенных Штатах.63 К тому времени, как Элизабет Энн Сетон умерла в 1821 году, сестры милосердия Элизабет Энн Сетон создали первую «структурированную систему предоставления социальных услуг бедным», создав школы, больницы и приюты для сирот.64 Несмотря на то, что Папа Лев сказал о природе женщины в Rerum Novarum, он лично призвал Св.Катарину Дрексель стать миссионеркой в Америке. Вскоре после этого она начала основывать школы для коренных американцев и чернокожих католиков. Ее главным достижением стало основание в 1925 году Университета Ксавье, первого
и единственного католического высшего учебного заведения для чернокожих в Соединенных Штатах. Она и ее сестры даже добивались принятия законодательства против линчевания и вносили финансовый вклад в Национальную ассоциацию содействия прогрессу цветного населения (NAACP).65 Такие женщины, как радикальный
лидер профсоюзов Мэри «Мать» Джонс (1837-1930), не останавливались и даже вдохновлялись учениями католической веры, чтобы яростно бороться за права трудящихся.66 Элизабет Роджерс, католичка, мать нескольких детей, стала «Мастером труда» или главой Рыцарей в Чикаго в 1992 году, представляя 40 000 рабочих.67 В 1886 году ирландская католическая иммигрантка Леонора М. Барри (1849-1930) стала президентом отделения Рыцарей труда, насчитывавшего 9200 членов, и его первой
Генеральный исследователь «Женской работы». Она также прочитала сотни лекций о работе женщин и против детского труда.68 Набожные католички Мэри Кенни и Агнес Нестор помогли сформировать Женскую профсоюзную лигу в 1903 году.69
Несмотря на свои слабости в областях гендерной и расовой справедливости, давняя традиция социального католицизма и современного католического социального учения остается одним из самых драгоценных даров Католической церкви миру. Как я уже подчеркивал, Церковь внесла большой вклад в повышение осведомленности о положении рабочих в промышленном капитализме. Церковь продолжает отстаивать права и достоинство трудящихся, которые постоянно подвергаются нападкам в современной
глобальной экономике. Великая энциклика Льва XIII направила Церковь на путь к католицизму, который продолжает вдохновлять умы и сердца молодых людей. Иоанн Павел II справедливо утверждал, что католическое социальное учение имеет важное значение для новой евангелизации. Он также справедливо утверждал, что реализация католического социального учения путем его воплощения в нашей практике, политике и институтах - это лучший способ сделать его заслуживающим доверия в мире, который возвеличивает радикальный индивидуализм, беспрепятственное стремление к богатству и гедонистическим удовольствиям в ущерб общему благу.
Давайте будем считать себя наследниками великой традиции Кеттелера, Мермиллода, Паулины Жарико, Папы Льва XIII, Марии «Матери» Джонс, Агнес Нестор, Сезара Чавеса, Долорес Уэрты, блаженного Ежи Попе;ушко, Алины Пеньковской и Солидарности, блаженного Оскара Ромеро и многих других католиков, которые боролись за достоинство и права рабочих и их семей. Давайте продолжим бросать вызов тем, кто некритически принимает «экономику, которая убивает», как выразился Папа Франциск, и не может справедливо компенсировать работникам плоды их труда и защитить их от многочисленных опасностей, с которыми они сталкиваются во время своего труда.
1 Многие историки относят начало современной папской социальной энциклической традиции к 1740 году, а не к публикации Rerum Novarum в 1896 году.См. напр. Michael Joseph Schuck, That They Be One: The Social Teaching of the Papal Encyclicals 1740-1989 (Washington: Georgetown University Press, 1991); Joe Holland, Modern Catholic Social Teaching: The Popes Confront the Industrial Age, 1740-1958 (New York: Paulist Press, 2003).
2 John Paul II, Centesimus Annus, no. 5; 56-7; USCCB, Economic Justice for All, nos. 61-68 and Compendium of the
Social Doctrine of the Church, nos. 62-7.
3 Compendium, no. 63. Available at
ompendio-dott-soc_en.html
4 Karol Wojty;a, Katolicka Etyka Spo;eczna (unpublished manuscript), 26: “rzeczywiste ;r;d;o objawione etyki
spo;ecznej, zawiera bowiem ca;y szereg zasad dotycz;cych etycznego wsp;;;ycia ludzi w spo;ecze;stwie, stosunku
do dуbr materialnych, itp.” See also 204.
5 See Young Christian Workers website, “The Method of See, Judge, Act, Review,”
https://www.ycw.ie/resources/see-judge-act-resources-2/
6 Holland, Modern Catholic Social Teaching: The Popes Confront the Industrial Age, 1740-1958, 17. Холланд говорит, что эта стадия промышленного капитализма была отмечена местным капитализмом, современным либерализмом невмешательства и фабричной
революцией.
7 Schuck, That They Be One: The Social Teaching of the Papal Encyclicals 1740-1989, 1.
8 Ibid., 7.
9 Ibid., 9.
10 Holland, Modern Catholic Social Teaching: The Popes Confront the Industrial Age, 1740-1958, 14; Michael J.
Schuck, "Early Modern Roman Catholic Social Thought, 1740-1890," in Modern Catholic Social Teaching :
Commentaries and Interpretations, ed. Kenneth R. Himes and Lisa Sowle Cahill (Washington, D.C.: Georgetown
University Press, 2005), 10; Paul Misner, Social Catholicism in Europe: From the Onset of Industrialization to the
First World War (London: Darton, Longman and Todd, 1991), 35.
11 Holland, Modern Catholic Social Teaching: The Popes Confront the Industrial Age, 1740-1958, 130.
12 Misner, Social Catholicism in Europe: From the Onset of Industrialization to the First World War, 39.
13 Ibid., 28.
14 Ibid., 36.
15 Ibid., 64.
16 Schuck, "Early Modern Roman Catholic Social Thought, 1740-1890," 101, 14. and
http://paulinejaricot.org/en/oeuvres-sociales/
17 Holland, Modern Catholic Social Teaching: The Popes Confront the Industrial Age, 1740-1958, 138.
18 Schuck, "Early Modern Roman Catholic Social Thought, 1740-1890," 115.
19 Holland, Modern Catholic Social Teaching: The Popes Confront the Industrial Age, 1740-1958, 138.
20Холланд отмечает, что совесть де Манна была уязвлена его участием в «военном подавлении рабочих во время Парижской коммуны 1871 года». Таким образом, он поклялся помочь улучшить судьбу рабочих в дальнейшем
. Ibid.
21 Marvin L. Krier Mich, Catholic Social Teaching and Movements (Mystic, CT: Twenty-Third Publications, 1998), 8.
See also Schuck, "Early Modern Roman Catholic Social Thought, 1740-1890," 115; Holland, Modern Catholic Social
Teaching: The Popes Confront the Industrial Age, 1740-1958, 138.
22 Schuck, "Early Modern Roman Catholic Social Thought, 1740-1890," 115.
23 Wojty;a, Katolicka Nauka Spo;eczna, 26. Mich notes that not all Catholics were proponents of social Catholicism.
Mich, Catholic Social Teaching and Movements, 16.
24 Misner, Social Catholicism in Europe: From the Onset of Industrialization to the First World War, 91; Mich,Catholic Social Teaching and Movements, 6-7.
25 Mich, Catholic Social Teaching and Movements, 7.
26 Ibid.
27 Ibid., 6.
28 The corporativism of Vogelsang advocated the “reorganization of society according to professions rather than by
classes. These professional associations would be represented in the governing branches of the state…” ibid., 8-9.
See also Misner, Social Catholicism in Europe: From the Onset of Industrialization to the First World War, 169-80.
29 Mich, Catholic Social Teaching and Movements, 11.
30 John A. Ryan, A Living Wage, Rev. and Abridged ed. (New York,: The Macmillan Company, 1920), 49.
31 Mich, Catholic Social Teaching and Movements, 12-15. See also Holland, Modern Catholic Social Teaching: The
Popes Confront the Industrial Age, 1740-1958, 143.
32 Holland, Modern Catholic Social Teaching: The Popes Confront the Industrial Age, 1740-1958, 142.
33 Owen F. Campion, "The Labor Movement: Church’s Role in Bringing Human Rights Theory to Reality," Our
Sunday Visitor, August 4 2014. Available at
34 Maria Mazzenga, "One-Hundred Years of American Catholics and Organized Labor, 1870s-1970s," Journal
Catholic Social Thought 9, no. 1 (2012): 23.
35 Campion, "The Labor Movement: Church’s Role in Bringing Human Rights Theory to Reality."
36 Mazzenga, "One-Hundred Years of American Catholics and Organized Labor, 1870s-1970s," 23-24. See also
Campion, "The Labor Movement: Church’s Role in Bringing Human Rights Theory to Reality."
37 Mazzenga, "One-Hundred Years of American Catholics and Organized Labor, 1870s-1970s," 26-27.
38 Ibid., 26-28.
39 Campion, "The Labor Movement: Church’s Role in Bringing Human Rights Theory to Reality."
34 Maria Mazzenga, "One-Hundred Years of American Catholics and Organized Labor, 1870s-1970s," Journal
Catholic Social Thought 9, no. 1 (2012): 23.
35 Campion, "The Labor Movement: Church’s Role in Bringing Human Rights Theory to Reality."
36 Mazzenga, "One-Hundred Years of American Catholics and Organized Labor, 1870s-1970s," 23-24. See also
Campion, "The Labor Movement: Church’s Role in Bringing Human Rights Theory to Reality."
37 Mazzenga, "One-Hundred Years of American Catholics and Organized Labor, 1870s-1970s," 26-27.
38 Ibid., 26-28.
39 Campion, "The Labor Movement: Church’s Role in Bringing Human Rights Theory to Reality."
44 Mich, Catholic Social Teaching and Movements, 18-19.
45 Holland, Modern Catholic Social Teaching: The Popes Confront the Industrial Age, 1740-1958, 142-43, 76-77.
46 Ibid., 143; Mich, Catholic Social Teaching and Movements, 19.
47 John Paul II, Sollicitudo Rei Socialis, no. 42. See also Paul VI, Populorum Progressio, nos. 23-4; John Paul II,
Laborem Exercens, no. 14; Centessimus Annus, no. 15, 30-31, 42. В своей речи в 1979 году в Куилапане, Мексика, Иоанн Павел II заявил: «Если общее благо того требует, не должно быть никаких колебаний даже при экспроприации, осуществляемой в надлежащей форме»
See spe_19790129_messico-cuilapan-indios.html.
48 Mich, Catholic Social Teaching and Movements.
49 Wojty;a, Katolicka Etyka Spo;eczna, 335. See also John Paul II, Dives in Misericordia, no. 11.
50 Holland, Modern Catholic Social Teaching: The Popes Confront the Industrial Age, 1740-1958, 19. . Войтыла
утверждает, что In plurimus (1888) Льва XIII «относится к ликвидации рабства» («Do zniesienia niewolnictwa
odnosi si; encyclika …» (34)). Однако Джон Т. Нунан утверждает, что некоторые папы, такие как Григорий XVI (In supremo)
и Лев XIII (In plurimis), делали заявления, оспаривающие институт рабства, но они не представляли собой
недвусмысленного осуждения. Лев XIII, например, назвал институт «„низменным и жестоким“», но не «внутренне
злым».
.” John Thomas Noonan, A Church That Can and Cannot Change: The Development of Catholic Moral Teaching
(Notre Dame, Ind.: University of Notre Dame Press, 2005), 113, see also 17-26. See also Katie Walker Grimes,
Fugitive Saints: Catholicism and the Politics of Slavery (Minneapolis Minnesota: Fortress Press, 2017), 93-96. Mich,
Catholic Social Teaching and Movements, 136-38.
51 Holland, Modern Catholic Social Teaching: The Popes Confront the Industrial Age, 1740-1958, 18.
52 Sм Craig Steven Wilder, "War and Priests: Catholic Colleges and Slavery in the Age of Revolution," in Slavery's
Capitalism: A New History of American Economic Development, ed. Sven Beckert and Seth Rockman (2016).
53 Cyprian Davis, The History of Black Catholics in the United States (New York: Crossroad, 1990), 62-65. For other noteworthy exceptions, see Schuck, "Early Modern Roman Catholic Social Thought, 1740-1890."
54 Andrew Shankman, "Capitalism, Slavery, and the New Epoch," in Slavery's Capitalism: A New History of American
Economic Development, ed. Sven Beckert and Seth Rockman (2016). For white Catholics’ approval of slavery, see
Davis, The History of Black Catholics in the United States, 28-29.
55 Davis, The History of Black Catholics in the United States, 97, see 94-97.
56 Diane Batts Morrow, Persons of Color and Religious at the Same Time : The Oblate Sisters of Providence, 1828-1860 (Chapel Hill: University of North Carolina Press, 2002); Davis, The History of Black Catholics in the United
States, 99-105.
57 Grimes, Fugitive Saints: Catholicism and the Politics of Slavery, xiv.
58 See my article Gerald J. Beyer, "Donald Trump, Catholics, and the Scourge of Racism," Political Theology Today,December 2 2016. Available at 59 Bryan N. Massingale, Racial Justice and the Catholic Church (Maryknoll, N.Y.: Orbis Books, 2010).
60 Christine Firer Hinze, "Women, Families, and the Legacy of Laborem Exercens: An Unfinished Agenda," Journal
Catholic Social Thought 6, no. 1 (2013): 74, 82. Хинце указывает, например, на обсуждение отцовства Иоанном Павлом в Mulieris Dignitatem. Хотя Папа, безусловно, верит, что отцы играют важную роль, утверждение о том, что отцы должны «учиться своей роли у матери», является проблематичным. Это подразумевает, что отцовство каким-то образом «вне» природы мужчин. См. там же, 77, 22
22.
61 James Keenan, “If We Want to Reform the Church, Let’s Make Women Cardinals,”National Catholic Reporter,
September 8, 2018. Available at 57 Grimes, Fugitive Saints: Catholicism and the Politics of Slavery, xiv.
58 See my article Gerald J. Beyer, "Donald Trump, Catholics, and the Scourge of Racism," Political Theology Today,
December 2 2016. Available at j-beyer/
59 Bryan N. Massingale, Racial Justice and the Catholic Church (Maryknoll, N.Y.: Orbis Books, 2010).
60 Christine Firer Hinze, "Women, Families, and the Legacy of Laborem Exercens: An Unfinished Agenda," Journal
Catholic Social Thought 6, no. 1 (2013): 74, 82. Hinze points, for example, to John Paul's discussion of fatherhood
in Mulieris Dignitatem. While the Pope certainly believe fathers have an important role, saying that fathers must
“learn their role from the mother” is problematic. It implies that fatherhood is somehow “outside” of the nature
of men. See ibid., 77, note 22.
61 James Keenan, “If We Want to Reform the Church, Let’s Make Women Cardinals,”National Catholic Reporter,
September 8, 2018. Available at women-cardinals
68 Mary Jo Weaver, New Catholic Women: A Contemporary Challenge to Traditional Religious Authority
(Bloomington: Indiana University Press, 1995), 22.
69 Patricia A. Lamoureux, "Irish Catholic Women and the Labor Movement," U.S. Catholic Historian 16, no. 3 (1998).
Beyer, Gerald J. "Donald Trump, Catholics, and the Scourge of Racism." Political Theology Today,
December 2 2016.
Campion, Owen F. "The Labor Movement: Church’s Role in Bringing Human Rights Theory to Reality."
Our Sunday Visitor, August 4 2014.
Davis, Cyprian. The History of Black Catholics in the United States. New York: Crossroad, 1990.
Grimes, Katie Walker. Fugitive Saints: Catholicism and the Politics of Slavery. Minneapolis
Minnesota: Fortress Press, 2017.
Hinze, Christine Firer. "Women, Families, and the Legacy of Laborem Exercens: An Unfinished Agenda."
Journal Catholic Social Thought 6, no. 1 (2013): 63-92.
Holland, Joe. Modern Catholic Social Teaching: The Popes Confront the Industrial Age, 1740-1958. New
York: Paulist Press, 2003.
Lamoureux, Patricia A. "Irish Catholic Women and the Labor Movement." U.S. Catholic Historian 16, no.
3 (1998): 24-44.
Massingale, Bryan N. Racial Justice and the Catholic Church. Maryknoll, N.Y.: Orbis Books, 2010.
Mazzenga, Maria. "One-Hundred Years of American Catholics and Organized Labor, 1870s-1970s."
Journal Catholic Social Thought 9, no. 1 (2012): 23-42.
McCauley, Bernadette. Who Shall Take Care of Our Sick? : Roman Catholic Sisters and the Development
of Catholic Hospitals in New York City [in English]. Medicine, Science, and Religion in Historical
Context. Baltimore, Md.: Johns Hopkins University Press, 2005.
Mich, Marvin L. Krier. Catholic Social Teaching and Movements. Mystic, CT: Twenty-Third Publications,
1998.
Misner, Paul. Social Catholicism in Europe: From the Onset of Industrialization to the First World War.
London: Darton, Longman and Todd, 1991.
Morrow, Diane Batts. Persons of Color and Religious at the Same Time : The Oblate Sisters of Providence, 1828-1860. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 2002.
Noonan, John Thomas. A Church That Can and Cannot Change: The Development of Catholic Moral
Teaching. Notre Dame, Ind.: University of Notre Dame Press, 2005.
Ryan, John A. A Living Wage. Rev. and Abridged ed. New York,: The Macmillan Company, 1920.
Schuck, Michael J. "Early Modern Roman Catholic Social Thought, 1740-1890." In Modern Catholic Social Teaching : Commentaries and Interpretations, edited by Kenneth R. Himes and Lisa Sowle Cahill,
99-126. Washington, D.C.: Georgetown University Press, 2005.
Schuck, Michael Joseph. That They Be One: The Social Teaching of the Papal Encyclicals 1740-1989.
Washington: Georgetown University Press, 1991.
Shankman, Andrew. "Capitalism, Slavery, and the New Epoch." In Slavery's Capitalism: A New History of
American Economic Development, edited by Sven Beckert and Seth Rockman, 243-61, 2016.
Weaver, Mary Jo. New Catholic Women: A Contemporary Challenge to Traditional Religious Authority.
Bloomington: Indiana University Press, 1995.
Wilder, Craig Steven. "War and Priests: Catholic Colleges and Slavery in the Age of Revolution." In
Slavery's Capitalism: A New History of American Economic Development, edited by Sven Beckert and Seth Rockman, 227-42, 2016.
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn
Свидетельство о публикации №224101600620