Отличие Ницше от Штирнера
Преодоление «нигилизма» предполагает, что тот, кто разрешает эту проблему сам не становится нигилистом.
Нигилизм с точки зрения Ницше есть «воля к Ничто» или реализация реактивной воли. Как говорит Штирнер: «Ничто,- вот на чем я основал своё дело». Но может ли быть нигилистом тот, кто сознаёт нигилизм как проблему? Ницше борется с нигилизмом. Но чем отличается он от Макса Штирнера? Если ответить кратко на этот вопрос, то Штирнер знает себя в качестве крайнего термина,- Я, которое всё поглощает; для Штирнера не существует другого, реального я: «Я есть Единственный»,- говорит Штирнер. Поэтому он реализует себя как субъект к миру объектов – к собственности. А для Ницше становится очевидной двойственность нигилизма: есть и другое, реальное «я» другая воля. С одной стороны выступает воля аристократов, с другой воля народа. И в «Воле к власти» он признаётся: «Только недавно я признался себе в том, что до сих пор был нигилистом».
Философия Ницше реализует первое столкновение нигилизмов, которое устанавливает субъект по центру, где непосредственный взрыв аннигилентного отношения поднимает его над схваткой,- наверх политической пирамиды. Штирнер знает себя в качестве крайнего термина, Ницше - знает себя в качестве центра, который пышет огнём аннигилентного взрыва. Вся политическая философия Ницше предполагает, что высшей целью народа и диктатуры аристократов следует мыслить рождение и производство таких индивидов как он.
Философию Ницше нельзя преодолеть при помощи классового нигилизма марксистов или при помощи предпринимательского нигилизма аристократов, которые негодятся в подмётки Ницше, но представляют нередко таких последних, исполненных низменных вожделений людей, которых критиковал Ницше (она совершенно не поддаётся их критике). Преодоление Ницше может быть только в том, что аннигилизм как таковой переходит в устойчивость бесконечного равновесия, в общую положительность и сквозьпроникальность интерсубъектного взаимодействия в отношениях всех социальных страт. Лишь таким образом верхний конец пирамиды может опять опуститься во-внутрь политического организма: стать возносящим края на свой уровень сердцем.
ПЕРЕХОД ОТ НИЦШЕ К ХАЙДЕГГЕРУ.
Бесконечное беспокойство, которое вносит Ницше своей философией выставляет своей высшей целью преодоление нигилизма. Но так как Ницше в своих политических рекомендациях учреждает диктат аристократов, которые производят сами себя из народа,- новую вертикальную иерархию, то необходимость преодоления нигилизма только манифестирована, а на деле он остаётся существовать в самом подавлении воли народа: высшее умиротворение разума не достигается в философии Ницше.
Выступление Хайдеггера редуцирует нигилистическую проблематику и бесконечное беспокойство к проблеме субъекта как такового, то есть к самой традиции философии начиная с Декарта: субъект в его отношении к объективному и субъект в отношении к активированному другому субъекту не могут достичь равновесия, стало быть нужно начать сначала, - вернуться к вопросу о бытии, в котором субъект и объект растворены, и которое выступает душой проникания и присутствия в мире. Преодоление нигилизма в себе таким образом заключается в том, что собственный интерес индивида должен быть снят, субъект погружается сам в себя и достигает в себе равновесия, и через снятие эгоистического интереса он требует реализации вышеуказанной процедуры в других, требует быть умиротворённым в самом себе прежде чем действовать. Отношение к миру у Хайдеггера и ценностям сущим в нем переходит от негативного к положительному, созерцание мира становится поэтическим отношением к миру. - Необходимость, которую Гегель описывал в следующих выражениях:
«Несчастье, недовольство - это не что иное, как противоречие, состоящее в том, что нечто противодействует моей воле. Если же особенный интерес снимается, то я погружаюсь в чистый покой, в чистое бытие, в это самое «есть».» («Философия Религии» 2)
Однако, если один достигает умиротворения этим ещё невозможно снять мощные эгоистические реактиванты внутри и вовне государства. Следующий шаг должен быть конкретизацией определения высшего умиротворения, чтобы всё общество было способно последовать принципу высшей гармонии и умиротворения: переход к «абсолютной интерсубъектности» Гуссерля как бесконечному определению первого онтологического бытия.
Свидетельство о публикации №224101600652