Происхождение числительного девяносто

Это загадочное, до сих пор не имевшее удовлетворительной этимологии числительное. Загадка связана со второй частью, где у всех «регулярных» числительных –десять (пятьдесят, шестьдесят и т.д.). В настоящее время наиболее признана версия Ягича, которую Фасмер считал «неприемлемой»: из девять до ста. Это упрощение версии Ржиги 1879г., который считал, что исходным было гипотетическое начало neve-, которое было переозвучено в deve-. Черных излагает данную версию так: «Выражение neve до sъta могло значить («остаётся после девятидесяти») девять до сотни (перед сотней)». А смысл? Зачем первобытные праславяне взялись утруждаться такими вычислениями, да ещё и на неславянской базе neve-, которую потом переиначили в деве-? Почему не думали проще, как во всех других случаях? Бритва Оккама напрашивается на каждом этапе такого извилистого словообразования. Забавно, как легко лингвисты продуцируют "переозвучки", которыми, якобы, занимались древние славяне. Объясняя происхождение сербохорватского названия "невесил" (девясил), уверяют, будто де- было переозвучено в не-, т.е. ровно наоборот тому, что произошло с девяносто. Первобытным славянам больше было нечего делать, кроме как переозвучивать не- в де-, а де- в не-, чтобы лингвистам 20в. было о чём порассуждать.
Славяне не занимались глупостями, которые им приписали лингвисты 20в. Первая часть слова девяносто происходит от девять, в чём нет никаких сомнений. В этом убеждены авторы другой группы версий. К сожалению, все они сопрвождаются странными перетурбациями, разумных объяснений которым не существует, семантическими недостоверностями. Например, Фасмер пишет: «По Соболевскому, это индоевропейсое числительное сохранилось потому, что русские в древности считали девятками». Нет, девятками не считали, а даже если б и считали, это не объяснение для девяносто, потому что проблема второй части таким способом не решается. "Индоевропейским" это числительное быть не может, т.к. слишком изолировано в восточно-славянских языках. Ни один академический автор не уверен ни в одной версии, а вот вторичные уверенно пишут: из девять до ста. Шанский интерпретирует по-другому, мол, не из «недостачи», а из выборки: «Буквально — «девять десятков» (из сотни)». А почему не из тысячи? Все, как заворожённые, ходят вокруг слова сто, которое плоско воспринимают, как числительное, то отнимая от него, то выбирая из него. Кроме того, никто не объясняет -н в девяносто при том, что в девять, девятьсот эта фонема отсутствует, а в девятнадцать объясняется как девять-над-цать ("девять над десять"); для девяносто такое объяснение не подходит. 
Этимологии русских слов, за исключением новых заимствований, должны начинаться с обращения к древнерусскому словарю, о чём этимологи часто забывают, погружаясь в абстрактные дедукции. Если б эти дедукции были адекватны, девяносто должно было бы быть в старославянском и в других славянских языках, однако это эксклюзивная форма: только в древнерусском и в вышедших из него русском, белорусском, украинском. Источниковедение ясно говорит: исток сугубо древнерусский, а не общеславянский. В инославянских языках регулярные формы, напр. в болгарском деветдесет. В старославянском девятьдесятъ, в древнерусском встречаются обе формы: девятьдесятъ и девяносто, первая раньше, с докирилловских времён, судя по наличию в самых древних рукописях (Срезневский, I,650,651). Эксклюзивность формы девяносто подразумевает эксклюзивность значения, чему есть подтверждения в первоисточниках. Срезневский пишет: «Былъ в ходу счёт по девяностам», приводит примеры: «Домонтъ со Псковичи съ тремя девяносты плени землю литовскую…» (Новгородская IV л. под 1266г.). «Две же девяносте муж спровади с полоном, а во единомъ девяносте самъ ся оста, жда по себе погони» (Псковская I л. под 1265г.). В песнях: «Два девяноста то мерныхъ верстъ проехалъ Иванушка въ два часа» (Срезневский, I,650). Счёт по девяностам начинается с 13в., откуда следует вывод: что-то произошло. Это не связано с девятичностью, т.к. счёта по девяткам не было, считали по десяткам и дюжинам. Наиболее вероятное объяснение – организационное. К 13в. оформилось, как стабильное, воинское формирование девяноста, аналог современной роты, где три взвода. В девяносте тоже, скорее всего, было три подразделения по тридцать воинов, которые, возможно, делились на три отделения по десять человек. Начало – в троично-десятичной системе: три по десять, три по тридцать. Слово «сто», вокруг которого крутились этимологи, то выбирая из него, то недобирая, не при чём совершенно. Числительное девяносто происходит от названия девяноста  - древнерусская рота. Название склонялось: девяноста, девяносты, девяносте и т.д. Объяснение последнего слога просто: от девяно-ста, где –ста – отглагольная частица от глагола стать, весьма распространённая в древнерусском и старом русском языке (в дневнике Болотова 18в. встречается десятки раз). Сложение девя-но-ста объясняет –н (соединительный слог –но-). Воевали много и часто, мужчины в Новгороде и Пскове были, скорее всего, распределены по девяностам на постоянной основе для быстрого сбора ополчения, когда каждый заранее знал своё место и своего командира, название было частотным, поэтому слово вошло в повседневный обиход, как числительное, вытеснив древнее более длинное девятьдесять.
Примечание: написание адаптировано к возможностям сайта. Аутентичную статью см. в источнике: Тен В.В. Историко-этимологический словарь русского языка, Т.3


Рецензии