Парки Стерлитамака

На знаменитой дореволюционной фотографии Стерлитамака, сделанной с балкона здания Земской управы, на фоне шихана Куш Тау видны четыре высоких дерева с пышными кронами. Росли они по улице Набережной, ныне улица Пушкина, по её западной стороне, которая застраивалась первой. Два самых дальних дерева стояли по границам нашего родового земельного участка. Это были любимые народом тополя. (Тополя наряду с маслинами и кипарисами высаживали ещё в городах Древней Греции и Рима, где под их густыми кронами проходили народные собрания. Отсюда произошло латинское название рода – populus, т. е. «народный». Тополь белый это дерево, посвящённое Гераклу). Три тополя из четырёх были срублены до моего рождения, скорее всего во время войны, на дрова. Самый дальний тополь, стоявший по северной границе нашего родового участка, сохранился. Под его сенью прошли моё детство и юность. В 1960-е он уже поражал своими гигантскими, в условиях Стерлитамака, размерами. Огромная масса листвы даже при слабых порывах ветра создавала характерный мощный шум шуршащих листьев. Крупные птицы, включая хищников, садились на его вершину. Воздух в нашем дворе освежался лёгким, приятным ароматом бальзама -- смолы, покрывавшей листья и почки (этот вид так и называется: тополь бальзамический). Весной он распускался одним из первых, и мы брали веточки с молодыми листочками на первомайскую демонстрацию. Наш тополь был абсолютно здоровым и не причинял нам никаких хлопот, ибо это была мужская особь. Он простоял ровно 100 лет и умер как настоящее дерево, стоя.

Тополь относится к двудомным растениям, и пух образуют только женские особи. (На самом деле волосистые семена не являются аллергенами, они всего лишь механические раздражители слизистых оболочек глаз и носа). Очень жаль, что тополя в Стерлитамаке попали в немилость во многом из-за легко решаемой проблемы пуха (достаточно высаживать только мужские особи). Для города это одна из самых лучших пород. Одно дерево тополя в сутки производит столько кислорода, сколько 8 лип, 6 дубов, 5 кленов, 13 елей аналогичного размера.

Тополь наш был крепок, даже самые сильные ветра не смогли сломать его ветви или свалить его. (Тополя имеют глубокую, разветвлённую корневую систему и не являются ветровальной породой, т. е. не представляют опасности падения во время бурь). Рос он на краю огорода, но огородным культурам не мешал, мой папа, который работал агрономом, за этим следил.

В городских условиях тополя доживают до 100–120 лет и прекращают расти в возрасте 80 лет, достигая высоты 30 м. Наш тополь прожил свою полную жизнь и в начале третьего тысячелетия стал усыхать, а десять лет назад был снесён. По моим оценкам, в то время это было самое старое дерево Стерлитамака. Под его могучей кроной прожили четыре поколения моей расширенной семьи.

Где сейчас можно увидеть самые старые деревья Стерлитамака?
Изначально Стерлитамак был степным городом. Первые посадки деревьев начались вокруг Казанского собора в центре городка. Постепенно посадки выросли до размеров городского сада (так именовались тогда парки). Ныне это исторический парк им. С. М. Кирова. По восточной границе парка ещё в этом году можно было увидеть огромные пни деревьев, некогда там стоявших. Старовозрастных деревьев в парке сегодня почти не осталось.

До революции массовые посадки деревьев, в основном берёз, лип, тополей производили по улице Большой Заводской (ныне Карла Маркса). Сегодня несколько старовозрастных деревьев, возрастом не более 80 лет, сохранились только у бывшего здания школы № 4.

В сквере Коммунаров по восточной границе можно увидеть огромные пни деревьев, высаженных там ещё до войны.

По улице Сакко и Ванцетти сохранились тополя, которые можно считать самыми старыми деревьями Стерлитамака. Вероятно, они были высажены до войны. Состояние их удовлетворительное, к сожалению, они изуродованы непрофессиональной обрезкой.
Самые старые ели-красавицы можно увидеть в мемориальном сквере «5-я верста». Им не менее 60 лет, они в прекрасном состоянии.

Ещё в начале этого года в парке «Содовик» росло множество берёз возрастом 60 и более лет. В ходе «реконструкции» парка, 2020 года, старовозрастные деревья в большинстве своём уничтожены, под надуманным предлогом.

Великолепные берёзы, старше 60 лет, в очень хорошем состоянии, можно увидеть на моей родной улице Пушкина, одной из самых уютных и зелёных улиц города.

В парке им. Гагарина можно найти прекрасные лиственницы, возрастом до 50 лет.
В общей сложности, на весь город осталось около сотни деревьев возрастом 60–80 лет и ни одного векового дерева. Это, пожалуй, всё. Для большого города с 258-летней историей не густо.

Для справки: при надлежащем уходе в условиях грамотно поставленного городского хозяйства реальный срок жизни деревьев, при сохранении их достойного вида, составляет: тополь -- 100 лет, берёза -- 150 лет, ель обыкновенная -- 300 лет, лиственница -- 400 лет, дуб -- до 1000 лет.

Для сравнения, в городе Всеволожске, неофициальной столице Ленинградской области, который переживает настоящий строительный бум, насчитываются тысячи сосен, елей, лиственниц, дубов, возраст которых 100–200 лет и старше. Почему так? Потому, что всеволожцы ревностно охраняют свои великолепные парки, скверы и дворовые посадки, если приходится, "дерутся" буквально за каждое дерево, в чём я лично принимал участие. Городская власть вынуждена считаться с мнением народа. Каждый строительный объект широко обсуждается и принимаются решения, позволяющие сохранить как можно больше высокоствольных деревьев ценных пород, чего бы это ни стоило. В результате город Всеволожск стал необычайно привлекательным для желающих купить здесь дом. Цены на земельные участки нередко превышают московские.

Понимание исключительной ценности старовозрастных, высокоствольных, полноценных деревьев на территории города – один из признаков высокого развития человеческой личности, мерило цивилизационного прогресса. Старовозрастные деревья, помимо колоссальной эстетической и экологической ценности, являются носителями важной информации, обеспечивают связь времён, преемственность поколений.

По мнению учёных, основной показатель, обеспечивающий эффективность древесных насаждений, это сомкнутость крон и высота деревьев. Именно они определяют суммарную площадь листьев, которые являются главными участниками процесса оздоровления городской атмосферы. Поэтому особую ценность представляют старовозрастные, высокие, хорошо развитые и здоровые лиственные деревья.

За последние 20–30 лет в Стерлитамаке наблюдается уменьшение количества городских парков, скверов и садов, резко сократилось количество и качество древостоя на территории города. Зелёная санитарно-защитная зона по границе чуловищной промышленной зоны до сих пор не создана. Всё это ухудшает состояние городской окружающей среды, ставит под угрозу здоровье горожан.

Пришлые архитекторы Стерлитамака победили городских озеленителей и в городе появилась ландшафтная архитектура вместо живой зелёной природы. С улиц города исчезли сирень, цветущие кусты акации, яблони. Сирень зацветала во время выпускных экзаменов в школах, а яблони покрывались белоснежным цветом к 9 Мая и придавали Дню Победы особую радость. Эти прекрасные дни запоминаются на всю жизнь. Нынешний Стерлитамак давно уже не самый зелёный город России, каким он был в 1960-х. Планомерное уничтожение старовозрастных деревьев и чрезмерное увлечение каменным покрытием в тех местах где оно совершенно неуместно стали причиной снижения комфортности и эстетики города, грязный поверхностный сток с некогда живых зон зелёных насаждений губит городские реки.

Порывы ветра, сильная запылённость летом, отсутствие тени на солцепёке в общественных местах, микроклимат жилых зон Стерлитамака меняется и не в лучшую сторону. До середины 19 века Стерлитамак был степным городом со всеми сопутствующими особенностями и стараниями трёх поколений горожан был превращён в город-сад, утопающий в зелени. в 21 веке процесс пошёл в обратную сторону.

В 2016 году всероссийская эпидемия «ремонта и реконструкции» городских парков и скверов достигла и Стерлитамака. К сожалению, эти "реконструкции" ориентированы в прошлое, во времена, когда озеленение играло исключительно эстетическую, зрелищную роль. Теперь ситуация в корне изменилась: атмосфера городов сильно загрязнена, обеднена кислородом, потому необходимы насаждения сомкнутого типа, с большой массой листвы, сплошные зелёные полосы, пересекающие город, зелёные берега рек, убежища для животных и птиц, места для выгула домашних животных, рекреационные зелёные зоны для занятий с детьми и спортом.

Городские парки должны демонстрировать не буйную фантазию доморощенных благоустроителей, а красоту и богатство родного края, достижения башкирских селекционеров и натуралистов, элементы экологического образования, разумного использования сил живой Природы на благо людей. Парки должны оздоравливать, успокаивать, насыщать горожан энергией радости жизни, просвещать, обучать, а не превращаться в городки аттракционов и очередные торговые площадки. Начатая в 2024 году безумная «реконструкция» исторического, старейшего центрального городского парка им. Кирова ведёт к катастрофе его полного уничтожения.


Рецензии