Воспоминания врача Скорой помощи. Ч. 2. Повести и

ЧАСТЬ II
ПОВЕСТИ И РАССКАЗЫ
МАСТЕР

Одно из самых обычных заблуждений состоит
 в том, чтобы считать людей добрыми,
злыми, глупыми, умными.  Человек течёт, и в нём
 есть все возможности: был глуп, стал умён,
был зол, стал добр и наоборот. В этом
величие  человека. И от этого нельзя
 судить человека. Ты осудил, а он уже другой.
Лев Толстой

       «…Окинь спокойным взором всех, кто сидит вокруг. В ком видел ты опору, врага увидишь вдруг». Эти патогномоничные, бессмертные рубаи Омара Хайяма пережили и ещё переживут века, ибо являются точной сутью человеческой натуры со всеми её параболами, гиперболами, синусоидами и изолиниями жизни.
       Был у меня когда-то старый приятель, с которым мы спорадически общались двадцать с лишним лет. Звали его Арсений. Познакомились мы так. В начале нынешнего века я наконец-то избавился от своей старой машины – УАЗ-3154 «Люкс», которая «высосала» из меня крови в три раза больше, чем первая жена, и пересел на подаренную мне одним авторитетом «Ниву-Бронто» цвета «гранат». Когда я, в своё время, приобретал этот чёртов уазик, то и представить не мог, каким геморроем обернётся для меня эта покупка. Я думал так: военный вездеход, изготовляется для нужд армии, надёжный и простой в эксплуатации. В реальности машина оказалась капризной, прожорливой на бензин и постоянно ломающейся. Достаточно сказать, что уазик мог спокойно заглохнуть на полном ходу или не заводиться ни под каким предлогом, хотя буквально несколько минут назад довольно «урчал» мотором.
       Весь багажный отсек этого, как отмечено в паспорте транспортного средства, кабриолета, был набит канистрами с моторным и трансмиссионным маслом, антифризом, запчастями карбюратора, солидолом, свечами, специальными (плунжерными) шприцами и пр. аксессуарами. Пять лет я мужественно терпел все фанаберии своей непредсказуемой «Антилопы Гну», поскольку она «кормила» мою семью, полностью окупала посещения СТО и бензин и, наконец, ещё умудрялась зарабатывать конкретные деньги на жизнь. Тем не менее, я словно заново родился и вздохнул с огромным облегчением, когда наконец-то продал этого капризного «монстра» отечественного автомобилестроения и пересел на другую машину.
       Ну, так вот. Нивушка, как и все авто, нуждалась в периодической замене масла, контроле ходовой и мелком ремонте, поэтому со временем встал вопрос об автосервисе, в котором можно было регулярно проводить техосмотр нового транспортного средства. Вышеупомянутый «товарищ» посоветовал обратиться в центр автообслуживания, принадлежащий его корешу по общим делам в девяностых, которого он хорошо знал и полностью ему доверял. Старшим мастером в этом автосервисе и работал тогда Арсений.
       Этот человек сразу обратил на себя внимание некоторыми специфическими особенностями. В отличие от мастеров других автоцентров, он был одет не в рабочую промасленную робу с логотипом фирмы на спине, являющуюся неотъемлемой частью архетипического слесарного образа, а обычную гражданскую одежду. Последняя представляла собой конкретную «фирм;», без малейшего намёка на китайскую подделку. Оригинальные классические джинсы «Wrangler Texas», заправленные в штатовские ковбойские сапоги. Микровельветовая куртка на меху. Голову  «венчала» шапка-ушанка из меха койота, а на руках красовались тончайшие кожаные перчатки с массивной золотой печаткой в виде  черепа и хорошими «брюликами» в его глазницах.
        Познакомились мы впервые зимой, но, независимо от времени года, он всегда одевался отлично и со вкусом. И это была не дань моде или стремление обратить на себя внимание. Это был стиль и образ жизни – чистота, порядок и аккуратность во всём. Представьте себе огромный холодный ангар с двумя рядами подъемников, грязь, запах выхлопных газов, грохот железяк, мат-перемат, крики подсобников, тени снующих туда-сюда автовладельцев и, среди этого гвалта, – неспешной походкой «прогуливающегося», словно по подиуму, старшего мастера, одетого с иголочки. Такое врезается в память надолго.
       Другой «патогномоничной» чертой Арсения была кристальная честность. В отличие от своих коллег по работе других автомастерских, он никогда не набивал цену и не навязывал «попутные» услуги. Арсений просто ставил владельцев машин в известность о том, что в ближайшее время надо будет заменить ту или иную деталь, исследовать работу какого-либо узла или агрегата. И всё. Хотел хозяин авто сразу же поменять или проверить – пожалуйста, нет – до свидания. По окончании ремонта, Арсений шёл с автовладельцем в кассу, выписывал заказ-наряд и всегда до минимума округлял сумму за выполненную работу. Никаких «леваков» или «чаевых», лично у него, не было никогда.  Стоит ли говорить о том, что по утрам у автосервиса собиралась огромная толпа желающих отремонтировать своих «железных коней», и многие пытались «сунуть» старшему мастеру «в лапу» за внеочередное обслуживание, но тщетно.
       Арсений был достаточно прост в общении и совсем скоро мы нашли общий язык не только в плане автомобилей, но и многих жизненных вопросах. Говорить он мог долго и на любые темы, но никогда не повышал голос, не доказывал с пеной у рта свою правоту, а с подчинёнными поддерживал ровные и дружеские отношения. Кстати говоря, его гражданская жена работала в этом же автосервисе, на автомойке, правда, общались они на публике редко и только по работе. Они оба пережили все мытарства первого брака и «прелести» развода, а потому не торопились законно оформлять отношения и были вместе, «присматриваясь»  друг к другу.
       Когда моя машина находилась в ремонте, я постоянно находился рядом, и у меня была возможность сравнить качество проводимой работы тем или иным автослесарем. Впрочем, Арсений всегда «подгонял» мне надёжного и добросовестного работника, который «туго знал своё дело» и выполнял все операции на совесть. Пользуясь моментом, ко мне периодически подходили сотрудники автосервиса и советовались по тем или иным вопросам, связанным со своим или здоровьем близких родственников. Видимо, срабатывало «сарафанное радио» или просто Арсений, как глава коллектива, предлагал им воспользоваться тем, что у них в данный момент ремонтирует машину врач. Я не отказывал никому и никогда не брал с них за это деньги, хотя иногда приходилось созваниваться с коллегами и договариваться или насчёт обследования, или госпитализации.
      
*******

       Так продолжалось несколько лет, но ...
*******

       «В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь. Другой – листвы зелёной вязь, весну и небо голубое. В одно окно смотрели двое…» (Омар Хайям).


Рецензии