Последний выход в горы. Воспоминания

Юрий Викторович Суховерхий с 20.04.82 по 04.11.83 принимал участие в военных               
действиях в Афганистане. На ПРОЗЕ.ру размещён мой очерк о его первом бое "Первый выход в горы."
      
      12 декабря 1979 года ЦК КПСС принял постановление о вводе советских войск в Афганистан. Основной причиной этого решения было обеспечение безопасности южных границ Советского Союза. Кроме того правительство Афганистана неоднократно обращалось за помощью: Народно Демократическая партия находившаяся у власти вела борьбу с многочисленными группировками стремившимися к её свержению. Это краткая предыстория о причинах ввода советских войск в Афганистан 25 декабря 1979 года.
      На судьбы тысяч воинов, их семей, их родных повлияли эти события.          
Я поместила на своей странице воспоминания о некоторых эпизодах войны, рассказанных Юрием Викторовичем.   
 
      Прошло полгода после последнего моего боя, в котором погиб мой друг Евгений Гришкин, я был на автовокзале посёлка Заречный, Белоярского района, Свердловской области. Я приехал, чтобы найти место его захоронения и отдать дань памяти его подвигу. Так как я здесь никогда не был, поиски кладбища я начал с расспроса местных жителей. Мне показали дорогу и через несколько минут я был на месте. Где искать Женину могилу не представлял. Однако, в это время мимо меня проходили парни. Я спросил их, где похоронен солдат - афганец.На вопрос, зачем мне это нужно, ответил:"Служили вместе, он мой друг." Ребята ответили, что как раз идут к нему. Оказалось, это Женины одноклассники. По пути я рассказал им о подвиге друга. Придя на могилу мы помянули Женю. Затем они пригласили меня зайти к ним в школу, где учился Женя и рассказать ребятам о подвиге земляка, чтобы они помнили о нём. Цинки (гробы)с телами погибших сопровождали, как правило, писари. Они использовали любую возможность побывать в Союзе и понятия не имели, кого везут, кроме Ф.И.О. Поэтому о подвиге Жени родные не знали. После выступления я познакомился с Жениной мамой. Там же на встрече оказался ещё один боец, Саша. Фамилию не помню. Женина мама показала награду сына: орден Боевого Красного Знамени (посмертно) и спросила, участвовал ли я в том бою и почему он погиб, а я нет. Всё как в песне Высоцкого: "Мне ответ подвернулся: "Извините, что цел." Конечно, вслух я этого не сказал. Промолчал.               
Больше в Заречный я не ездил. Слишком тяжёлые остались воспоминания. Знаю, что Саша поможет Жениной маме.                13сентября каждый год я прихожу к памятнику "ЧЁРНЫЙ ТЮЛЬПАН" в Екатеринбурге и возлагаю цветы к той стеле, где помещена фамилия Гришкин Е.В.

      За два месяц до дембеля, 13 сентября 1983 года, нас подняли по тревоге. Поступило сообщение, что в Калатаке, это в сторону Саланга - горного перевала ведущего к границе СССР, наши подразделения попали в засаду. Как позже выяснилось, на них напали профессионалы-наёмники, воевавшие за высокую плату на стороне тех государств, которые были заинтересованы в дестабилизации обстановки в Афганистане. Ранее боестолкновения у нас происходили с душманами и местными жителями - противниками существовавшего режима.
      В этот раз нас направили на помощь колонне, которая состояла не только из военных, но и из гражданских машин. В них в сторону Саланга везли военную и гражданскую продукцию.
      Я воевал уже около полутора лет. Получил звание сержанта и должность ЗКВ (заместитель командира взвода). Отвечал не только за себя, но и за подразделение, за ребят, которые в него входили.
      Был получен приказ - занять места в бронемашинах. Но в это время у молодого бойца танка, который должен был идти на сопровождение колонны стрелков, состоявшей из бронемашин, прокладывать ей путь, скрутило живот. Он не мог сесть в танк идущий на сопровождение колонны.
      В этом батальоне служил мой земляк - уралец Евгений Гришкин. Он, как и я, в скором времени подлежал демобилизации, занимал такую же должность, ЗКВ. Евгений предложил собой заменить заболевшего бойца.
      И так, мы вышли на выручку атакованной колонны. Когда мы подошли к месту боя, то не обнаружили ни одного живого человека. Машины либо горели, либо были разбиты в хлам. Кругом были разбросаны тела погибших: не было раненых и оружия.
 У боевиков-наёмников была цель: убивать, собирать оружие, подбирать ценное,  проводить контрольную фото-видео съёмку и скрываться.
      Нам был дать приказ преследовать наёмников. Почти трое суток мы гоняли их по горам, но особых успехов не достигли. На третьи сутки мы получили приказ вернуться в расположение части.
      Нас сводили в баню, выдали чистое бельё, накормили. Затем мы пришли в кинотеатр под открытым небом. Там мы могли посмотреть фильмы, написать письма близким, пообщаться с земляками.
      Ниже располагалась Чарокарская долина. По ней проходила дорога Кабул - Чарокар - Саланг и далее в Советский Союз. Сижу в кинотеатре, стемнело, особенно красиво смотрятся трассирующие очереди, возникающие в разных местах долины.
Случалось, что по дороге идёт наша колонна, а из зелени, растущей за дорогой, по ней начинают вести огонь.
      Вдруг меня похлопали по плечу. Оборачиваюсь: за мной сидят два парня-танкиста.
      "Ты Юра Суховерхий?". "Я". "Женя Гришкин твой земляк?" "Мой".
      "Пойдём поговорим."
      Мы нашли подходящее место и присели.
      Далее они рассказали мне, что происходило во время боя.
      
      Из их рассказов следовало,что когда танкисты подъехали к месту гибели колонны, то по ним был открыт интенсивный огонь из гранатомётов и стрелкового оружия. В составе экипажа танка были: Олег Жулин - командир экипажа, Алексей Окунев - механик-водитель, Евгений Гришкин был на месте заряжающего. Наводчика, к сожалению, не помню: прошёл 41 год с того времени.
      
      Задача у экипажа Т-62( на солдатском языке шестьдесят двойка) была первыми вступить в бой, и если будет такая необходимость, расчистить дорогу следующей за ним колонне бронемашин. 
      В ущелье использование такой возможности было ограничено из-за недостаточного угла подъёма ствола танка. Поэтому на практике при ведение боя в узком ущелье применялся ДШМК(крупнокалиберный пулемёт), расположенный на башне танка, со стороны места заряжающего. Олег ранее рассказывал, что по башне, как будто крупный град бьёт. Женя поднялся на половину роста над крышей танка, туда, где был установлен пулемёт, и вёл огонь по противнику, давая нам возможность покинуть броню БТР 80, и вступить в бой. Первый выстрел противника пробил броню защитного бронелиста, предназначенного гасить такие выстрелы. Водитель Алексей Окунев начал отводить подбитый танк в сторону от дороги на маленькую площадку, чтобы освободить путь следовавшим за нами бронемашинам.
      Олег поднялся на башню танка (как он мне рассказывал)и увидел, что Женя стоит как и стоял, с неестественно широко открытыми глазами. Олег начал вытаскивать его из танка, а у него нет одной ноги. Струя огня из кумулятивного  выстрела гранатомёта выпущенному по танку прожгла броню и попала в ногу Жене. За его ногой был боекомплект, который мог детонировать. Получалось, что Женя прикрыл собой нас. Олег вытащил его и положил на трансмиссию, площадку за башней танка.
      И тут второй выстрел по танку, чтобы добить его окончательно. Этот снаряд попал в трансмиссию. Женя начал гореть. Олег пытался вытащить его, но не смог.
      В это время механик-водитель остановил горящую машину и покинул её.
Тут третий снаряд попадает в боекомплект. Он детонировал, башню танка снесло и Женю разметало. Позже ребята собрали его останки и отправили в морг в Баграм. 
      
      На месте гибели ЕВГЕНИЯ ГРИШКИНА установлен памятник.
В Екатеринбурге на площади "Героев России" помещены списки бойцов и командиров всех войн и локальных конфликтов, в которых принимал участие Советский Союз, позднее РСФСР. С 1995 года площадь переименована в "ЧЁРНЫЙ ТЮЛЬПАН" в честь героев-уральцев, погибших в Афганской войне, которая длилась с 25 февраля 1979 по 15 февраля 1989 года. Имя Гришкина Е.В. находится на стеле "1983".                Он был представлен к званию Героя СССР, но как нередко случалось в те времена, что-то или  кто-то в верхах переиначил и Женя получил "замену" награде: высший офицерский орден "Боевого Красного Знамени" посмертно. Он погиб за 13 дней до принятия приказа министра обороны СССР Д.Ф. Устинова об увольнении в запас. 

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ЕМУ И ВСЕМ РЕБЯТАМ НЕ ВЕРНУВШИМСЯ С ВОЙНЫ!


Рецензии
СЛАВА РУССКОМУ СОЛДАТУ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ СВОЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ!!!
С Уважением, Пётр.

Пётр Белов   27.10.2024 10:56     Заявить о нарушении
Петя, спасибо за внимание к очерку!

Людмила Самойленко   27.10.2024 14:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.