Душа есть у всех людей, но не дух
Таким образом, ДЕТИ БОЖЬИ состоят из ТЕЛА, ДУШИ и ДУХА (данного от Бога и бывшего изначально Святым, но из-за заключения всех под первородным грехом и дальнейшей греховной земной жизни людей утратившего в них святость), при этом дух является высшей и главенствующей частью души, каналом коммуникации человека с Богом. Святитель Феофан Затворник акцентирует на этом внимание: «Бог не пребывает там, где царит плоть, ибо ОРГАН ОБЩЕНИЯ ЕГО С ЧЕЛОВЕКОМ ЕСТЬ ДУХ».
Но обладают ли, помимо души, еще и собственным духом, ВСЕ ЛЮДИ, то есть, склонны ли все люди и имеют ли они тяготение к более высокой духовности, то есть, к Святому Духу? Мнения богословов об этом разнятся, однако многие цитаты из Священного Писания свидетельствуют о том, что СОБСТВЕННЫМ ДУХОМ ОБЛАДАЮТ ЛИШЬ ДЕТИ БОЖЬИ.
В Новом Завете достаточно подробно излагается разделение людей на детей Божьих и «детей дьявола», при этом о детях Божьих говорится:
«Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что СЕМЯ ЕГО (данный Богом дух) пребывает в нем» (1Ин. 3:9);
«Бог запечатлел нас и дал ЗАЛОГ ДУХА в сердца наши» (2Кор. 1:22);
«Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам ОТ Духа Своего» (1Ин. 4:13).
Таким образом, избранные дети Божьи, которыми по предвидению Всевышнего, являлись потенциально верные в дальнейшей земной жизни сторонники Бога, наделялись от Него при сотворении ДУХОМ, а также ВЕРОЙ: «Благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, БОЖИЙ ДАР: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Ефес. 2:8-9).
В то же время о закоренелых грешниках, к которым, безусловно, принадлежат «дети дьявола», в Писании сказано:
«Это – люди, отделяющие себя от единства веры, ДУШЕВНЫЕ, НЕ ИМЕЮЩИЕ ДУХА» (Иуд. 1:19).
«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1Кор. 2:14).
Безусловно, ДУШЕВНЫЙ человек не понимает того, что исходит от Духа Божия, остается глух к призывам Христа и в целом к разговорам с ним о вере в Бога потому, что в нем ОТСУТСТВУЮТ как данная изначально вера, так и СОБСТВЕННЫЙ ДУХ, откликающийся у избранных на все обращения Святого Духа и тяготеющий к Нему.
Типичными представителями бездуховных людей были лицемерные и сребролюбивые фарисеи, которых в Свое время обличал Христос – при всей своей учености они не могли «вместить» тех истин, о которых говорил Спаситель, ибо о них надо было «судить духовно». Бездуховными являются и современные атеисты, поэтому их диалог с верующими на телеканале «Спас» в программе «Не верю (разговор с атеистом)» в принципе не может никого из них привести к истинной вере в Бога.
С другой стороны, мог ли всевидящий наперед Господь наделять духом, то есть, Своим органом общения с человеком, будущих «детей дьявола»? Разумеется, нет. В Библии говорится, что эти люди НЕИСПРАВИМЫ, поэтому все духовное они не понимают и отвергают.
Важно отметить, что обладать собственным духом, а также данной от начала верой НЕДОСТАТОЧНО для спасения души человека в жизни вечной, ибо РЯДОВЫЕ дети Божьи НЕ ОСВЯЩЕНЫ, а вера их без пробуждающего ее проповедника «дремлет» в глубине души под мирскими греховными напластованиями, зато не дремлет враг рода человеческого, всячески пытающийся отвратить людей от Бога и погубить их.
Господь же повелел нам: «Будьте святы, потому что Я свят» (1Петр. 1:16), поэтому и спасаемый в вечную жизнь человек должен быть ПОЛНОСТЬЮ ОСВЯЩЕН БОГОМ, что следует из уже приводимых слов апостола Павла: «Сам же Бог мира да освятит вас ВО ВСЕЙ ПОЛНОТЕ» (1Фес. 5:23), причем человек должен не только быть освященным, но и СОХРАНИТЬ себя «БЕЗ ПОРОКА в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес. 5:23).
Для исполнения этой задачи, с целью максимального очищения людей от грехов и уподоблению их Господу, необходимо было, прежде всего, ДОВЕСТИ ДО НИХ ВОЛЮ БОЖЬЮ, а также грядущие события в связи с ожидаемым приходом Мессии (Иисуса Христа) и последующим Страшным судом.
И здесь уже отчетливо просматривается иерархический подход Господа к избранным детям Божьим. Для исполнения поставленной задачи Богом на протяжении многих веков были ПРИЗВАНЫ патриархи, пророки, некоторые цари и первосвященники, а в дальнейшем – апостолы Иисуса Христа и их последователи.
Важно отметить, что некоторые избранники Божьи призывались даже против их желания, например, Моисей, Иона, Иеремия, старцы Амвросий и Варсонофий оптинские и т.д. При этом, например, апостол Павел, как более других потрудившийся, благовествуя Евангелие, по воле Самого Христа В ОДИН МОМЕНТ превратился из гонителя христиан в их горячего сторонника. Это говорит о том, что земной человек постоянно должен стараться познавать волю Божью, смиряться и подчиняться ей, а не упорно пробивать лбом стену в деле, которое ему не предназначено.
Миссия избранных проповедников была нелегка и опасна, поскольку как ветхозаветные язычники, так и впоследствии все противники христианства, яростно отстаивали исповедуемую ними «свою» религию, а нежелательных проповедников изгоняли, пытали, побивали камнями и даже жестоко убивали (например, пророка Исайю перепилили деревянной пилой).
Вместе с тем, эти соработники Божьи пользовались всесторонней поддержкой и покровительством Всевышнего. Поначалу Господь с некоторыми Своими избранниками общался напрямую (например, Моисею на горе Синай Он дал каменные скрижали с заповедями и другие наставления), однако в дальнейшем общение проходило опосредованно – через ангелов, видения или с помощью Святого Духа.
Разумеется, все эти избранники Божьи перед началом своей миссии были ПОЛНОСТЬЮ ОСВЯЩЕНЫ Святым Духом от Бога Отца. Так, пророку Иеремии Господь сказал: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я ОСВЯТИЛ тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер. 1:4-5).При этом об освящении ПРОСТЫХ людей до пришествия Спасителя в Библии и речи не шло!
Какую же помощь оказывал Святой Дух всем этим людям? Прежде всего, Он вразумлял их и научал слову Божьему (в том числе для написания библейских текстов), а также наделял различными ДАРАМИ, необходимыми для их деятельности (пророчества, знания языков и т.д.):
«Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Петр. 1:21);
«Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).
Благодаря мощно действовавшему в них Святому Духу, апостолы Христа доносили до людей слово Божье, пробуждали веру в тысячах слушающих их проповеди рядовых детях Божьих («И уверовали все, которые были ПРЕДУСТАВЛЕНЫ К ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ» - Деян. 13:48), способствовали их освящению, то есть, схождению Святого Духа на детей Божьих («Воля Божья есть освящение ваше» - 1Фес. 4:3), были направляемы именно в те населенные пункты, где надо было проповедовать (Деян. 16:6-7; 10:19-20; 13:4), благополучно спасались от тюремных оков, преследований, стихийных бедствий и т.д.
Заслуги этих соработников Божьих ожидаемо будут достойно учтены и при кончине века нынешнего. «Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10:20), – говорил ученикам Христос в Евангелии. И еще: «Разве вы не знаете, что святые будут судить мир? … Разве вы не знаете, что мы будем судить ангелов?», – обращался апостол Павел к братиям в Коринфе (1Кор. 6:2-3).
Но все это относилось, так сказать, к избранникам Божьим «высшего звена». А что же выпадало на долю рядовых детей Божьих?
Примечательно, что в ветхозаветные времена, когда верховенствовали ЗАКОНЫ из Торы, какой-либо контакт Всевышнего с простыми людьми полностью исключался, а после смерти (до прихода Спасителя) они отправлялись в ад.
Видимо, это сыграло определенную роль в том, что все строгие законы и заповеди Божьи, несмотря на поголовную в то время религиозность, исполнялись многими людьми далеко не в полной мере (допускались немалые облегчающие мирскую жизнь отступления), а призывы священников к разуму, совести и страху Божьему не давали должного эффекта.
Поэтому с пришествием Иисуса Христа в мир произошло действительно грандиозное событие, когда вместо закона на первое место в деле спасения душ человеческих вышла их ВЕРА во Христа, при этом Бог Отец сообщил, что при заключении НОВОГО ЗАВЕТА «Вложу законы Мои в мысли их и напишу их в СЕРДЦАХ их» (Евр. 8:8-10). ПРОБУЖДАТЬ эту заложенную от начала в детях Божьих веру предстояло Христу, а затем апостолам и их последователям, ибо:
«Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего?» (Рим. 10:14); «Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим 10:17).
А вот массовое ОСВЯЩЕНИЕ рядовых детей Божьих, то есть, схождение на них Святого Духа, стало возможным при содействии апостолов уже ПОСЛЕ ПРОСЛАВЛЕНИЯ ХРИСТА (завершения Его земной миссии):
«Сие сказал Он (Христос) о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7:39).
Впоследствии, обращаясь к народу, апостол Павел восклицал: «Да даст вам Бог Отец ВЕРОЮ (даваемой детям Божьим изначально) вселиться Христу в сердца ваши» (Ефес. 3:17); «В Нем (во Христе) и вы, УСЛЫШАВШИ слово истины, благовествование вашего спасения, и УВЕРОВАВШИ в Него, ЗАПЕЧАТЛЕНЫ ОБЕТОВАННЫМ СВЯТЫМ ДУХОМ» (Ефес. 1:13).
Таким образом, после вознесения Христа рядовые дети Божьи, соблюдающие волю Всевышнего и горячо откликаюшиеся на пробуждающий в них веру призыв СИЛЬНЫХ ДУХОМ проповедников, получили уникальную возможность попадать не в ад, а в жизнь вечную рядом с Богом.
Окрыляет? Еще бы! Однако простым детям Божьим по-прежнему не стоит рассчитывать на получение при этом высоких даров или на тесное общение со Святым Духом – это прерогатива вышеописанного «высшего звена». И, тем не менее, рядовым избранникам Святой Дух также дает БЕСЦЕННЫЙ ДАР – УСЫНОВЛЕНИЕ в вечную жизнь, на чем акцентирует апостол Павел:
«Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа УСЫНОВЛЕНИЯ, Которым взываем: «Авва, Отче!». Сей Самый Дух свидетельствует ДУХУ НАШЕМУ, что мы – дети Божии» (Рим. 8:15-16).
Однако все это, применительно к нашей действительности – лишь дарованная нам свыше, безусловно, великая, но весьма маловероятная ВОЗМОЖНОСТЬ.
А все потому, что мы живем в такое время, когда нет вокруг нас освященных Духом Святым проповедников, мощно пробуждающих веру в людях. Более того, отсутствует даже минимальное массовое обучение людей хотя бы азам православия. Многие ли смогут спастись, если Христос сказал: «Кто БУДЕТ ВЕРОВАТЬ и креститься, спасен будет, а кто НЕ БУДЕТ ВЕРОВАТЬ, осужден будет» (Мк. 16:16)?
Например, сущей фантастикой в нашей реальности звучит описанный в Новом Завете один из ряда подобных эпизодов: «Многие же из слушавших слово (апостолов Петра и Иоанна) уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч» (Деян. 4:4).
А ведь даже уверовавшему и стяжавшему Духа Святого человеку необходимо все это еще и сохранить и не свернуть с избранного пути, что также нелегко при отсутствии мудрых пастырей и наставников.
Поэтому в качестве шанса на спасение души нам остается лишь БОГОДУХНОВЕННОЕ Священное Писание, которое (особенно Новый Завет) должно стать настольной книгой для нас на всю жизнь. Действительно, Новый Завет не перестает удивлять – сколько ни читаешь его, постоянно открываешь для себя что-то новое.
Например, Господь явно предвидел ослабление веры с приходом антихриста, поэтому еще тысячи лет назад нам был обещан ПОСЛЕДНИЙ ВСПЛЕСК истинного подвижничества, а также богословских и пророческих откровений – и это действительно произошло в XIX-ом и начале XX-го в.в., когда появились труды и пророчества святителей Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, святого праведного Иоанна Кронштадтского, оптинских старцев и многих других:
«И будет В ПОСЛЕДНИЕ ДНИ, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян. 2:17).
Свидетельство о публикации №224101700160
Иметь дух и душу человеческую, быть троичным образом Троицы могут быть все православно крещеные верующие во Христа люди.
Творец даровал нам при сотворении Своё Дыхание – Животворящее Дыхание Духа Святого.
Творец отделил Его от Себя неотделимо – подобно тому, как соки древа питают листья, не отделяясь при этом от древа, но преображаясь в листе под действием солнечных лучей и возвращаясь обратно в виде другой материи.
Это главное наше дыхание – Дыхание Вечности в нас.
***
Оно зримо являет себя в творцах – поэтах, художниках, скульпторах, певцах и известно в их среде под именем вдохновения (отметим, что не всегда оно от Бога, ведь в нас после падения Адама дышит и преисподняя).
Вдохновение (вдыхать, вдохнуть) - речь идет о некоем особом дыхании - совсем не дыхании плоти, но именно души.
Вдохновение не у всех и не всегда являет себя.
Слово "вдохновение" есть прямое свидетельство, указывающее на главного участника творческого процесса — Того, Кто даровал талант, Кто вдохнул в художника добрые мысли, чувства, переживания, в конечном счете вдохнул жизнь в его творение: будь то икона, стихотворная строка или красивая мелодия
(опять, напомним, что вдохновение, даже и самое благое с виду, может быть не от Бога, но от врагов Его).
Вдохновение живет во всех, даже в самых диких и малых народах планеты.
* * *
Дыхание Вечности стало в нас источником и хранителем второго нашего дыхания — дыхания плоти.
Второе дыхание - плоти - призвано быть образом и подобием Первого.
***
Вот как праведный Иов (см. Библия - книга Иова) в одном предложении говорит сразу о двух этих дыханиях - плотском и божественном:
«Доколе еще дыхание мое во мне и Дух Божий в ноздрях моих» (Иов.27:3).
Здесь «дыхание мое во мне» – дыхание сотворенное, а «Дух Божий в ноздрях» – Дыхание нетварное, Сам Бог в нас.
Вот ещё цитата из Библии о сотворенном дыхании, которое одинаково и у скота, и у человека:
«Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное» (Ис.57:16).
***
Вот Иов ещё раз свидетельствует о двух разных дыханиях в человеке:
- «Но дух в человеке и Дыхание Вседержителя дает ему разумение» (Иов.32:8);
- «Дух Божий создал меня, и Дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов.33:4).
Далее он свидетельствует, что Дыхание Бога на земле — Дух Святой — животворит всё живое и человека:
«Кто кроме Его промышляет о земле?
И кто управляет всею вселенною?
Если бы Он обратил сердце Своё к Себе и взял к Себе Дух её и Дыхание её, - вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах» (Иов. 34:14).
* * *
Теперь становится вполне понятен данный текст:
«Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит?» (Ис. 2:22).
Здесь говорится только о дыхании плоти, а значит суть этого высказывания такова: надейтесь, прежде всего, на Творца, а не на то, что им сотворено.
* * *
Дыхание Святого Духа в человеке Писание может называть кратко «Дух»:
«И возвратится прах в землю, чем он и был; а Дух возвратится к Богу, Который дал Его» (Еккл. 12:7).
Дух Святой не только животворит нас, но и учит премудрости, если человек пожелает уверовать в Бога:
«Дух Божественный, сотворивший меня, и дыхание Вседержителя, учащее меня» (ср. Иов 32, 8).
* * *
Пренебрежение нами Дыханием Святого Духа в нас (невнимание, небрежение, противление, отвержение) влечет за собой отчуждение наше от Бога, при этом человек становится лишь плотью (животным):
«Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все - суета!» (Еккл. 3, 18-19).
***
Это противно промыслу Божьему о нас и лишает смысла наше пребывание на Земле, делает бессмысленной саму жизнь земную.
Оттого и Творец, несколько тысяч лет назад дав человечеству сделать себя стадом демонизированных животных — до того предела, насколько это было возможно, потом положил предел этой мерзости:
- «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт.6:3);
- «И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть Дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни» (Быт.6:17).
Водный Потоп, в частности, уничтожил Атлантиду - оплот и центр демонической жизни человечества, особенно ярко проявившей себя в исполинах (Быт.6:4, Чис.13:34 Пс.18:6, Пс.77:65 и пр.) - их войны описаны в древних индийских религиозных книгах.
* * *
Итак, знай, читатель, что "Бог одарил Землю питающим её дуновением.
Это Его Дыхание животворит все вещи.
Если бы Он задержал Своё Дыхание, все обратилось бы в ничто.
Это Дыхание слышится в твоем дыхании, в твоем голосе.
Ты дышишь Духом и не знаешь о том." (Святой Феофил Антиохийский).
***
Присутствие Духа Божьего во всех нас и добровольное послушание Ему - только это и делает нас похожими на человеков:
«Дух Святой пребывает во всех, но собственно силу Свою обнаруживает в тех, которые чисты от страстей, а не в тех, у кого владычественное души омрачено греховными нечистотами» (Василий Великий).
***
Вот как еще об этом говорит святитель Игнатий:
«Повторением дуновения вочеловечившимся Богом при воссоздании человека объясняется дуновение Божие при сотворении души человеческой.
Господь наш, Иисус Христос, совершив наше искупление и предуготовляя человечество к принятию Святаго Духа, стал посреди учеников Своих по воскресении Своем, дунул и сказал им: Приимите Дух Свят (Ин. 20, 22), Который вскоре и низошел на них при шуме с неба, как бы от несущегося сильного дыхания ветра (Деян. 2, 2).
Этим вторым дуновением объясняется и указуется, что и при первом дуновении было сошествие Святаго Духа.
На душу первозданного (Адама) при самом сотворении ее обильно излилась Божественная Благодать; душа первозданного по преимуществу была живою, как движимая, просвещаемая и управляемая Святым Духом.
Это доказывают с убедительностью самые события, последовавшие за созданием первого человека.
Святой Макарий Великий говорит:
«Как в Пророках действовал Дух и научал их и был внутрь их, и вне их являлся, так и в разсуждении Адама, егда хотел, с ним был и научал его…
Вся ему было Слово, и доколе пребывал храняй заповедь, друг был Богу». (Слово о человеке. Свт. Игнатий (Брянчанинов).
* * *
Так что же в человеке главное: дыхание плоти или дыхание Духа?
Это решает сам человек – где его начало и в чем его жизнь:
«Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Иоан.3:6).
***
Рождение свыше – от Духа – совершается в Таинстве православного крещения (см. ниже).
Но в любом случае, даже если человек встал на путь сатаны, доколе не настал еще последний Суд и не вынесен окончательный приговор, Дух Святой совершает в нас то, что должен.
Промыслительные действия Духа (благодать) выражены в Писании глаголами trofodoto (кормить, питать, содержать, воспитывать, образовывать, сгущать), zoogoneo (рождать, животворить, сохранять в живых, спасать), zoopoieo (делать живым), anapneo (переводить дыхание, вдыхать, дышать, жить, вздыхать).
* * *
Исходя из вышеизложенного становится понятным, почему слово «человек» состоит из двух слов: «чело» – лоб; «век» – вечность.
Верхняя передняя часть главы - чело (лоб) – это глава главы, символ главной (высшей) части нашей личности (ведь лицо – образ личности).
Человек есть тот, кто на главе главы своей имеет печать Вечности, печать Святого Духа.
***
Только тот из нас по сути человек, кто во главе личности своей поставил Личность Единую – Творца, соединяясь с Ним Дыханием Духа Святого (осознавая это или не осознавая).
Печать Духа Святого в крещении православном наносится именно на чело (лоб).
Как узнать среди нас человеков?
Люди Духа отличаются кротостью и терпением, безобидностью и смелостью защищать других.
Образ Духа Святого - голубь, который не воздаст нам злом за зло, даже если мы его ударим ногою.
* * *
Отвергающий Вечность (осознанно или не осознавая, ведомо для себя или неведомо), отвергает и Духа Святого, отвергает свое человечество, становится животным или демоном, как уже говорилось выше:
«Тот, чья душа не привязана к Богу, увлекается какою-нибудь страстью и становится подобным демону или животному: животному, если он предается плотским наслаждениям, и демону, если придается злобе» (египетский отшельник Диокл).
***
Из приведенных выше рассуждений становится понятно — почему человек, хулящий Христа, ещё не погиб окончательно, а вот «кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Мар.3:29).
Слово «хулить» здесь означает «пренебрегать» и «отвергать».
Дыхание Духа соединяет нас Собой с Отцом Небесным — так ветвь соединяется с лозой.
Отвергая Духа Святого мы отвергаем То, Что соединяет нас с Богом, с Источником нашей вечной, истинной жизни.
Оттого Господь и называет уже мёртвыми тех, кто ещё не умер плотью:
«предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Лук. 9, 60).
Об этом единогласно говорят и святые:
«Погибель наша совершилась через уничтожение общения нашего с Богом и через вступление в общение с падшими и отверженными духами», и ныне «состояние падения, состояние вечной смерти, которою заражено, поражено, убито все человечество, есть источник всех прочих согрешений человеческих и общественных и частных».
У Адама и Евы «было сердце храмом; соделалось оно гробом» (свт. Игнатий Брянчанинов).
Константин Рыжков 25.10.2024 21:31 Заявить о нарушении
Если дается, то как может ОБИТАТЬ Святой Дух В ЛЮДЯХ, находящихся под первородным грехом плюс огромный багаж собственных?
Вы ни слова не говорите о ВЕРЕ, а ведь это главный догмат христианства, и вера дается изначально как дар только детям Божьим, в отличие от "детей дьявола", о чем немало сказано в Евангелии.
Так вот, веру, находящуюся в глубине души, необходимо ПРОБУЖДАТЬ в детях Божьих и затем ОСВЯЩАТЬ данный ТАКЖЕ ТОЛЬКО ИМ ИЗНАЧАЛЬНО Дух от Бога, утративший в них святость из-за грехов.
Всех этих даров (веры и Духа)лишены "дети дьявола" (атеисты, убежденные грешники и т.д.), о чем и говорит апостол Иаков: люди душевные, не имеющие духа.
Ангелина Кныш 26.10.2024 10:28 Заявить о нарушении
А кто такие "люди"?
Согласно Преданию Церкви?
Вы определились с этим термином?
Константин Рыжков 26.10.2024 19:02 Заявить о нарушении