Чернобыль. Что было и что ждать
Решение написать данную статью пришло по двум причинам. Во- первых почтить память людей совершивших подвиг. Тех людей, кто отдал свои жизни для сохранения жизней других, чужих, незнакомых им людей, близких и далёких. Их, многих ликвидаторов последствий того происшествия быстро не стало. Мы те, кто кажется на какого отношения к той аварии не имеем, но по сути тоже оказались пострадавшими- живы. Но не все. Не стало моего умницы- сына, Вани, соседской доброй девочки Айшат, умерших в расцвете лет от лейкоза, как не стало их ровесников, на кого попала пылинка из облака, которое поднялось над четвёртым блоком и приплыло к нам. В то время наши дети были только младенцами! А их кровяные клетки были уже изуродованы, не способные к долгой и счастливой жизни.
Мы, по незнанию, взяли их с собой дышать весенним воздухом, пока сами копали огород в саду. Слышали – авария в Чернобыле, но это где- то далеко, до нас не достанет. Достала Ваню и Айшат.
И хочется напомнить людям- знание даёт шанс нам выжить. Многое из вышесказанного случилось от того, что мы ни чего не знали о той катастрофе, а те, кто обязан был дать полную, доступную информацию населению- преступно промолчали. По рассказам очевидцев, когда после правительственного сообщения (тоже с задержкой), работники нашего районного отделения МЧС измеряли уровень радиации в в нижней точке соседнего села Урицкое, на мосту, приборы зашкаливали. Решили- приборы не исправные. И об реальной обстановне населению решили не сообщать. Только приказали руководителям сельхозпредприятий не выпускать из помещения скот. Скот пожалели, а людей? Испугались паники, или материальных затрат государства на защиту людей, эвакуацию и т. д. Только почему- то не испугались сотен тысяч погибших от последствий аварии. Но- бог им судья.
Чернобыльская катастрофа случившаяся в апреле в ночь с 25 на 26 апреля 1986г. до последнего времени стояла на первом месте среди аварий на атомных объектах по своей масштабности. Вплоть до аварии на японской станции Фокусима- после этого они встали на одну линейку. Учитывая, что ядерное топливо применяется в промышленных масштабах во всём мире более полувека, небольшие аварийные происшествия на таких объектах, конечно же, происходили, и не один раз. Но простому обывателю они не настолько известны, разве только увлечённому, любопытному и много читающему специальной литературы, человеку. Опять же из- за грифа секретности.
Авария, произошедшая на Чернобыльской АЭС потрясла не только нашу страну- тогда СССР, Европу, а и весь мир, всё человечество. Стоял вопрос- разумно ли в дальнейшем использование такого опасного ресурса в промышленности для самих людей? Проще сказать- стоит игра свеч? Были сторонники того, что на земле хватает более безопасных и даже возобновляемых ресурсов, которых хватит в будущем не на одно поколение. Так, например, развитая в научном и промышленном отношении Германия, после события в Чернобыле, полностью отказалась от ядерной энергетики. Но во Франции наоборот, 60 % электроэнергии поступает от работы атомных электростанций. Чернобыльская авария стала разделительной чертой. Но, что случилось- то случилось.
С сегодняшней доступностью информации, несложно разобраться в сути случившегося. Сошлёмся на компетентное интервью работника курчатовского института А. А. Борового. Он спустя несколько дней прибыл на аварийный объект и в течении последующих 23 лет вплотную занимался вопросами ликвидации последствий как на территориии самой станции, так и прилегающей территории. Теперь поминутно восстановлена череда тех событий.
А произошло примерно, следующее. После ввода в действие четвёртого, того самого, в последствии аварийного блока, в эксплуатацию, оставались недоделки. Сослались на традиционный довод- авось. Кстати, об отклонениях в конструкции работникам станции не было сообщено. Директором АЭС работал человек, ранее руководивший только тепловой электростанцией, до этого к атомной энергетике ни какого отношения не имел. Кроме этого, к обслуживанию объекта в ту смену, допущены были малоопытные специалисты. А основной причиной аварии стало проведение, недопустимого на таких объектах с отклонениями при его изготовлении, эксперимента- выяснение возможностей блока, при отключении электроэнергии от управления его реакцией. В силу стечения всех обстоятельств, в определённый момент реактор вышел из под контроля. В итоге- взрыв.
Известная пословица гласит: гром не грянет- мужик не перекрестится. В Чернобыле гром грянул- сразу нашлись возможности на других таких же блоках доработать «недоделки», теперь исключающие подобный инцидент. А что, до этого не было времени или возможностей сделать те самые работы на четвёртом блоке? А в дальнейшем планировалось построить на Чернобыльской АЭС аж двенадцать блоков. И если б когда- то грохнули все двенадцать? Иногда говорят, мол, это случилось из- за чисто национальной, русской расхлябанности.
Но возьмём пример с Фокусимой, атомной станцией, построенной в Японии американскими специалистами по их же проекту. Сразу после Чернобыльской аварии к нашим атомщикам в институт Курчатова приехали спецы из Японии. Посланники внимательно слушали корифеев принимающей стороны, изучали документы, подробно всё фотографировали, даже портрет Курчатова, и подводя итог своей поездки, сказали:
- У нас такого не может быть ни когда.
-Почему?
-Потому что мы- японцы.
Хотелось спросить их, по прошествии двадцати пяти лет, когда грохнула их Фокусима:
-Вы, что, перестали быть японцами?
Или спросить у американских специалистов, которые строили этот объект, с мыслью- мы вам не русские, эта станция будет не ровня их Чернобылю? Только и американские строители ошиблись- Фокусима стоит как раз рядом с Чернобылем- по безалаберности. Можно ли было опускать в подвалы электронасосы, подающие воду для охлаждения реакторов, зная, что японские острова часто подвергаются разрушительному действию цунами? Для ответа на этот вопрос не обязательно быть физиком- атомщиком. Построили заградительную стену в пять метров, а волна была в тринадцать. Залило моторы, замыкание. Итог- взрыв, не хуже чернобыльского. Кроме того, чуть ранее начала строительства, японские археологи разыскали на прибрежных скалах, вблизи взорвавшейся станции большую надпись 800- летней давности, гласящей- на этом месте нельзя строить дома- погибнете. Писали предки для них, будущих поколений, лезли на скалы, рисковали. А эти поколения их советами пренебрегли. Итог печален.
Что ж, таково свойство человеческого характера- учиться на своих ошибках. А ещё худшее качество- забывать об этих уроках. Привыкаем к ним, стараемся не замечать. Привыкаем к самому страшному, опасному, а когда опасность повторяется неоднократно, перестаёт для нас быть таковой.
Со школьной программы мы помним- атомная реакция- взрыв, и сам металл уран опасны не только своей мощью, но и невидимой человеческому глазу- излучением радиации. Эта действие наиболее коварно при авариях атомных объектов, которые до этого мирно служили людям. И только благодаря героическим усилиям людей, призванных тогда, по- долгу в Чернобыль и Припять, это коварство было заглушено. И сколько б мы сегодня не называли виновников той аварии, большую пользу человечеству принесет его способность и желание помнить тех героев, кто зная предстоящую для своего здоровья и жизни опасность, образно говоря- своим телом накрыл «амбразуру» горящего реактора четвёртого блока.
В числе первых людей, поставивших заслон гибельному пламени, были многие. Это и хозяйственники, занятые эвакуацией жителей близлежащих мест, и учёные- атомщики «на коленке» разрабатывающие и внедряющие программу ликвидации аварии, вертолётчики, засыпавшие реактор песком, глиной, свинцом, зависая совершенно без зашиты над атомным жерлом. Затем, по требованию присяги и приказа- солдаты, шедшие первыми разбирать завалы. Шли безропотно, часто по- незнанию, не соблюдая важнейшие правила обращения с радиационными источниками, чем там являлась элементарная пыль- бетонная, графитная, топливная! Где надо было сменяться только при одном броске лопатой, работали по десять- пятнадцать минут. Где категорически запрещалось снимать респиратор- оглядываясь, шли за угол, чтоб сделать пару- тройку затяжек сигаретой.
Им на смену шли более старшие, отслужившиеся несколько лет назад, часто уже семейные. Из моих близких земляков там оказались Логачёв Анатолий Гаврилович и Калинин Владимир Николаевич. В то время молодые, крепкие ребята, имели свои мечты, планы на жизнь. В чём- то их судьбы близки- учились вместе в одной школе, отслужив положенный срок в радах Советской Армии, работали в Воронеже на шинном заводе. Командировка по повестке из военкомата осенью 1986 года стала неожиданной отправной точкой, от которой жизнь обоих покатилась под уклон с ускорением. Задача по прибытии в зону аварии ставилась простая- зачистка радиоактивных завалов, разбор последствий взрыва. Отработав в зоне взрыва в течении месяца, вернулись домой. Тогда казалось- месяц- это не так много. Но через несколько лет стало понятно- судьба исковеркана. Семейная жизнь не сложилась у обоих, здоровье оказалось заметно подорвано. У Анатолия стали отказывать ноги. Владимир не смог справиться с психологическим грузом одиночества- алкоголь не отпустил его от себя до последнего дня.
Теперь атомная станция в Чернобыле обезопасена- над когда- то аварийным реактором четвёртого блока вознёсся бетонный купол, гарантирующий проникновение через его стенки посторонних частиц и во внутрь и наружу. Но те, сто восемьдесят тонн ядерного топлива, прикрытые этим колпаком, всегда будут напоминать о той ночи, разделившей мир на «До» и пока ещё не завершённом «После».
Теперь, по прошествии стольких лет, может найдутся среди нас честные люди, кто даст реальную оценку последствий той катастрофы. Только уже не вернуть тех жизней, что отдали молодые парни за чьи- то нелепые просчёты и ошибки.
А эти настоящие мужчины, награжденные не только орденом Мужества от правительства страны, но и памятью от своего народа, будут жить настоящими героями с нами рядом. Пока живы мы и надеемся, те, кто будет жить в будущем. И конечно будем горды, что знали их лично.
Но как и в любом деле, а особенно с трагическими последствиями, остаётся недосказанность. Почему при изучении хронологии случившейся аварии, спотыкаешься на каждом шагу- всё перевёрнуто с ног на голову? Взрыв реактора произошёл в 2 часа ночи. Президент собрал комиссию только утром. Эвакуация Чернобыля и Припяти состоялась только 27 апреля. В Киеве проходила первомайская демонстрация- всё было прекрасно! Всё- ли? Только 14 мая сообщили подробности об аварии. Чья в этом вина?
Почему вчера передовой объект атомной энергетики страны сегодня стала «Чёрной былью»? Ведь данный объект человеческой деятельности, в прошлом народная, комсомольская стройка, при последующем полном вводе его в эксплуатацию, должен был приносить нашему обществу громадные блага. На него государство возлагало большие надежды по заметному улучшению жизни своих граждан. Но вдруг он стал не просто опасным объектом, уже принёсшим непоправимый урон населению, а останется им в будущем на многие годы. Всё тот же вопрос- кто виноват? Или он так и останется без ответа?
Получается, кто проектировал четвёртый блок не предполагал, что возможны недоделки при строительстве, а кто строил, не думал, о том, что возможные испытания на нём будут просто катастрофичны? А те, кто заступил в ту, роковую смену не предполагал, что их опыта не хватит для проведения испытания? А руководитель станции применив испытанный приём: приказ- не исполнишь, будешь уволен- посчитал, что этот его шаг сохранит реактор от разрушения?
Но кто ответит близким, почему погибли их сын, дочь, отец, мать? Их же не вернёшь, даже отлежав на нарах от двух, до пяти лет, что получили как бы по закону, как бы виновные в той аварии. А кто ответит за то, что не сообщили об аварии населению в кратчайшее время, и тем не спасли многих от радиоактивного заражения и последующих за этим смертей? И на эти бесконечные вопросы уверен, никто из реальных виновных отвечать не будет. Потому что погибли сын, дочь, мать, отец- не у него. Для этих людей горе- пока он лично не увидел кровь или смерть в своём доме- чужие слова. А радиация- кто её видел? Ну, что- то там есть, и там, делеко…
И последний вопрос- мы когда- нибудь научимся жить, не принося горя и зла ближнему?
14. 02. 2022 г. Колесник А. В
Свидетельство о публикации №224101701600