Синяя ветка. Сценарий
На экране коллаж из фотографий. Три мальчика (Миша, Петр и Дима) 3-4 года сидят на коленях у своих мамочек. Следующая фотография: мальчикам уже по 9 лет, они стоят у ёлки в праздничных нарядах. Следующая: мальчикам уже 15 лет, они в окружении все той же ёлки, но на столе уже заметны бутылки шампанского и водки. Кадр сменяет следующая фотография, на которой уже стоят только Миша и Дима, сам же Петр в виде фотографии, которую молодые люди держат в руках. Следующая: Миша, Дима и Петр стоят не втроем, а рядом с Петром появилась девушка. На следующей уже ее не будет, все привычная елка и три друга, которые стоят в обнимку, улыбаясь в камеру. На следующей рядом с Петром стоит Жанна (26 лет). В следующем кадре нас знакомят с Таней (24 года) она стоит рядом с Димой.
КАДР СТАНЦИИ МЕТРО КУПЧИНО
ИНТ. ВАННАЯ КОМНАТА, КВАРТИРА МИШИ — ВЕЧЕР
САША (25 года) стоит у зеркала, она красит брови, наводит туалет. Внимательно изучает себя в зеркале. Слышиться стук в дверь.
САША
Миша, я занята.
МИША
Но мне нужно воспользоваться ванной.
САША
Еще пять минут.
Дверь в ванну открывается, в зеркале появляется МИША (30 лет). Он смотрит на Сашу с некоторым умилением.
МИША
Нам выходить через пять минут.
САША
Я знаю, делаю все, что в моих силах.
МИША
Зачем тебе этот макияж? Ты и без него красивая.
САША
Я не хочу показаться в глазах твоих друзей серой мышью.
МИША
Ты и не покажешься. Все будет хорошо.
Саша отводит глаза от себя и направляет свой взгляд к Мише. Она подходит к нему ближе и обнимает.
САША
Миша, я очень боюсь.
МИША
Ничего страшного. Ты же знаешь Петю, допустим. Хороший человек. А Жанна — вообще солнышко.
САША
И вы вот так каждый год, да?
МИША
Да.
САША
И Жанна с вами?
МИША
И Жанна, и Таня. Вот и твое время настало.
Саша еще сильнее прижалась к Мише.
КАДР СТАНЦИИ МЕТРО СЕННАЯ ПЛОЩАДЬ
ИНТ. КВАРТИРА ДИМЫ, ГОСТИНАЯ КОМНАТА — ВЕЧЕР
ТАНЯ (27) стоит за кухонным столом режет салаты. Рядом с ней ходит нервный ДИМА (30), который то и дело поглядывает на наручные часы.
ДИМА
Мы сейчас опоздаем. Сколько еще можно нарезать этот салат?
ТАНЯ
Не я проснулась к обеду.
ДИМА
Ты могла это все раньше сделать, до того, как я проснулся. У меня была ужасная смена.
ТАНЯ
В том-то и дело, я боялась тебя разбудить.
Дима махнул рукой в сторону Тани.
ТАНЯ
Лучше бы вместо того, чтобы стоять, помог бы мне.
ДИМА
Чтобы все испортить? Ты же знаешь, меня нельзя подпускать к еде, я ее сразу же испорчу.
Таня закончила резать салат, покрошила все в одну миску, добавила соус, перемешала, а затем перенесла все оставшееся в контейнер для еды.
ТАНЯ
Ну, вот, вроде бы готово.
ДИМА
Отлично, теперь пора.
Таня механически складывает всю еду в пакет, видно, что она о чем-то думает, но не может сказать это Диме. Она то и дело оглядывается на него. Таня чего-то ждет.
ИНТ. ПРИХОЖАЯ, КВАРТИРА ДИМЫ
Одевшись, Таня смотрит на себя в зеркало. Она всегда любила очень дерзкий макияж.
ТАНЯ
Я похожа на шлюху?
ДИМА
Ты чего? Конечно, нет. Да и кто будет смотреть на тебя, кроме меня? У Петра жена, Миша тоже уже почти того.
ТАНЯ
А мы вот все никак не можем.
ДИМА
Слушай, не начинай, а? Давай потом об этом поговорим.
КАДР СТАНЦИЯ МЕТРО ПАРНАС
ИНТ. ГОСТИНАЯ КВАРТИРА ПЕТРА, — ВЕЧЕР.
ЖАННА (30) и ПЕТР (30) накрывают на стол. Им мешает черный кот Вася, который то и дело пытается запрыгнуть на стол. Ёлка стоит у окна, но без игрушек.
ПЕТР
Что-то я устал это все делать…
ЖАННА
Надо, Петя, надо. Скоро уже все придут.
ПЕТР
Может пойдем покурим?
ЖАННА
Не хочу курить.
ПЕТР
Не думал, что ты когда-нибудь бросишь это дело.
ЖАННА
Надоело как-то. Да и тебе надо бросать, я уже устала просыпаться от твоего кашля.
Петр махнул на нее рукой.
ПЕТР
Когда-нибудь потом.
ЖАННА
Тебе уже тридцать лет, Петя. Не бросишь сейчас — не бросишь никогда.
ПЕТР
Мой дед курил до семидесяти. И ничего, бросил.
ЖАННА
Да, бросил, когда здоровье было совсем убито.
ПЕТР
Все нормально. Ладно… тут немного осталось, я пойду, все-таки, покурю.
ИНТ. КВАРТИРА ПЕТРА ОТКРЫТЫЙ БАЛКОН — ВЕЧЕР
Петр достает из кармана дорогую пачку сигарет, начинает курить. Он смотрит на голые деревья, на снег, который больше похож на слякоть. Молодой человек смотрит вниз, в надежде, что сейчас кто-то придет. Но видит только машины такси, которые только подъезжают к дому. Внезапно, раздается звонок в дверь. Петр выкидывает недокуренную сигарету на улицу и идет встречать гостей.
ИНТ. КВАРТИРА ПЕТРА ПРИХОЖАЯ
Жанна уже открыла дверь, из которой показались Миша и Саша. Вася сразу же прибежал встречать гостей. Он трется об ноги Саши. Герои снимают верхнюю одежду, снимают обувь.
ЖАННА
Промокли?
МИША
Да, немного.
Петр приходит в прихожую, видит своего друга и протягивает ему руку.
МИША
А вот и Петр собственной персоной! Как жизнь молодая?
ПЕТР
Пойдет. А вы, давайте, раздевайтесь и к столу проходите.
МИША
Жанна, это Саша.
Миша показывает рукой на свою возлюбленную.
Жанна
Как приятно! Саша, ты такая красивая!
Саша
(Смущенно)
Спасибо…
МИША
Дима с Таней уже тут?
ПЕТР
Нет, еще даже не звонили.
МИША
Постоянно они опаздывают.
ПЕТР
Что поделать, это в их природе.
МИША
Саша, проходи в комнату, я пока тут постою.
Кот просится к Саше на руки.
САША
Не кусается?
ЖАННА
Ты чего, это самый ласковый кот на земле. На руки к тебе просится.
Саша
Может быть, чем-то помочь?
Жанна
Нет, не надо, все уже готово. Проходи. Чувствуй себя, как дома.
Саша берет кота на руки, и они с Жанной уходят в комнату. Петя и Миша смотря друг на друга.
ПЕТР
Волнуется?
МИША
Еще как. А ты бы не волновался?
ПЕТР
Не знаю… Давно я уже не был новеньким в компании.
Звенит дверной звонок. В прихожей появляются Дима и Таня.
ИНТ. ГОСТИНАЯ КВАРТИРА ПЕТРА — НОЧЬ
Все садятся за стол, играет музыка на телевизоре. Все о чем-то болтают, но речь не расслышать из-за играющей музыки. Петр сидит во главе стола, на кресле, как будто он большой начальник. Он смеется, смотрит на свои друзей. Напитки льются рекой.
ПЕТР
Ну, что, господа?
Кто-нибудь хочет покурить?
Петр осматривает толпу. Он смотрит на Жанну, которая мотает головой, Таня отказывается. его взгляд останавливается на Саше.
МИША
Она не курит.
ПЕТР
Вот и правильно делает. А мы вот пойдем.
Молодые люди удаляются, девушки остаются в одиночестве. Они сначала молчат, каждая смотрит в свою тарелку. Саше больше всех некомфортно в данной ситуации. Жанна гладит кота и смотрит на кресло своего мужа, Таня с чего бы начать диалог.
ТАНЯ
Саша, а как вы с Мишей познакомились?
САША
Он вам не говорил?
ЖАННА
Не сказать, что мы часто видимся.
САША
На дне рождении у моего брата. Они тогда работали вместе, пока, конечно, Мишу не уволили.
ТАНЯ
Миша сейчас без работы?
САША
Да, сейчас не лучшие времена у нас.
ТАНЯ
Ужас какой… Ну, поскорей бы нашел! Давайте выпьем за это.
Девушки подняли бокалы шампанского, чокнулись.
ТАНЯ
А у вас как с Петей, Жанна?
ЖАННА
Да, все отлично, кота вот воспитываем. Правда, хороший?
САША
А когда у вас будет пополнение?
ЖАННА
У нас?
(смех)
Да не знаю… Петя не хочет детей лет так до сорока, пока у него все не устаканится.
ТАНЯ
Так у него же все есть. Мне он всегда таким семейным человеком казался…
ЖАННА
Петя? Да он бы за меня не вышел, если бы я не настояла. Он до сорока бы ни-ни. Говорил, не нагулялся еще. Ради меня и сделал исключение.
ИНТ. БАЛКОН КВАРТИРА ПЕТРА
Миша, Петя и Дима выходят на балкон, каждый достает по пачке сигарет. Но Петр всем отказывает, показывая свою.
ПЕТР
Бросьте вы эту гадость. Смотрите, что у меня есть.
Он дает каждому разглядеть дорогую пачку сигарет.
ПЕТР
(Показывая пальцем в небо)
Импортные!
Молодые люди берут по сигарете из пачки, начинают курить. Петр смотрит сквозь окно на Жанну. Видно, что он уже достаточно пьян.
ПЕТР
Что-то Жанна совсем не своя в последнее время.
ДИМА
Что-то у вас случилось?
ПЕТР
Да нет, ничего. Все по-старому. Но что-то ее не устраивает. Я уже думаю того, может быть, нахер мне оно надо?
МИША
Не разрывать же брак из-за какой-то ерунды.
ДИМА
Да вообще вступать в брак было ошибкой.
МИША
Ну как же! Ты дал свое руку и сердце человеку, а сейчас просто хочешь взять это все назад?
ПЕТР
Да, дерьмо случается. Ну, выбрал я не ту. Да и вообще, это все она. Истерики, постоянные вопросы. Ну я и подумал, что проще уж так поступить.
ДИМА
Никогда не женюсь. Таня тоже постоянно голову мне сверлит, когда то, когда это. Говорит, что мама уже на мозги капает. Ужас, да и только.
МИША
А я вот хочу сделать предложение Саше…
Дима и Петр вопросительно смотрят на Мишу. Петр даже кашляет.
ПЕТР
Ты уверен в этом?
МИША
На все сто процентов.
ДИМА
Дальше дороги не будет, пойми. Тебе всего лишь тридцать лет. Ей и то меньше.
МИША
Я нашел своего человека и точка.
ПЕТР
Ой, как же ты еще пожалеешь об этом.
Все трое выкинули окурки и зашли обратно.
ИНТ. ГОСТИНАЯ КВАРТИРА ПЕТРА
Петр заходит в комнату первым, смотрит на то, что бутылка шампанского пуста.
ПЕТР
(улыбаясь)
Неплохо вы так, девочки, сидите. Уже бутылку приговорили.
ЖАННА
А ты новую неси, что, как не хозяин.
В комнату проходят все оставшиеся, садятся на свои места. Петр отходит к на кухню к холодильнику, приходит с новой бутылкой. Ставит ее на стол, но тут, внезапно, звонит дверной звонок.
ПЕТР
Эт кого нам еще принесло? Не дело…
ЖАННА
Я открою, садись.
ПЕТР
Нет уж, я стою, так что и открою я.
Петр выходит из комнаты, слышна возня с дверным замком. Потом еле слышны переговоры. Петр возвращается в комнату, но уже не один, а с КОСТЕЙ (45), подвыпившим человеком средних лет. Костя, немного смущенный, садится на свободное место на диване рядом с Сашей.
ПЕТР
Это мой коллега, Константин. Пришел поздравить с новым годом.
Жанна смотрит на Петра с осуждением, Константин пытается встать.
ПЕТР
Сиди-сиди, все нормально. Ну, давай, выпей что ли, раз пришел. Да закусить не забудь.
Жанна идет в кухню, чтобы принести еще один бокал и тарелку. Кадр следит за ней, когда она приходит, то видит Костю уже лежащего на полу.
ЖАННА
(С криком)
Что случилось?
ДИМА
Допился…
ПЕТР
Ну, пришел по нашу душу. Что делать будем?
САША
Его бы лучше уложить куда-нибудь…
ПЕТР
Жанн, достань еще ведро на всякий случай. Положим в комнату.
Петр, Миша и Дима берут тело Кости и несут в комнату. После этого возвращаются обратно, но уже не садятся, а стоят в раздумьях.
ПЕТР
И что делать будем? Он же может умереть в любой момент.
МИША
Нужно, чтобы кто-нибудь за ним следил.
ЖАННА
Я… Я не буду следить за пьяным незнакомым человеком! Петя, зачем ты его впустил?
ПЕТР
А что, с порога его надо было прогнать? Так он бы в сугробе и того…
ДИМА
Это верно. Хорошо, что впустили. Может быть, спасли жизнь человеку.
САША
Еще не спасли…
МИША
Ладно, я буду следить за ним.
ПЕТР
Ну уж нет. Мы это будем делать по очереди.
ЖАННА
(в истерике)
Что за Новый Год! Ну что, обязательно надо было все испортить, Петя?
ПЕТР
Успокойся… Ну так случилось. Я думал, что он ненадолго. Хотел только ему выпить предложить, да и все. Потом бы проводил. Что сделано, то сделано.
(пауза)
Будем следить за ним по очереди. Я первый. Вы пока что тут отдыхайте.
ИНТ. СПАЛЬНАЯ КОМНАТА
На кровати лежит на животе лежит Костя. Под кроватью стоит зеленый тазик. Петр входит в комнату, бросает взгляд на Костю, которого больше можно назвать трупом, чем человеком.
ПЕТР
Ну что же ты, старина? Перепил?
Петр ждет ответа, но его собеседник продолжает лежать.
ПЕТР
Знаешь, а ты мне даже нравишься. Всегда я был за диалог. Ну, вот скажи, зачем ты приперся? Начальство поздравлять хорошо, но почему именно без приглашения? Ладно, что сделано — то сделано, не мне тебя винить. Лучше скажи вот что. Что мне делать с Жанной? Ну вот, брат, не могу. Достала она меня. Понимаешь, любовь, да? Но что это значит? Я вот часто думаю о таких вещах в последнее время. Люблю ли я Жанну? Не знаю, когда-то точно любил, но сейчас уже нет. Ты спросишь, зачем я тогда вышел за нее? А вот тут, брат, она настояла. Женщины. Ей уже тридцать, семью хочет. А я семью не хочу. Ненавижу детей, ненавижу семейные обязанности. Знаешь, Костя.
(Петр берет его за плече)
Костя, ты меня слышишь? А? Не важно, на самом деле. Вот нет у тебя семьи — и хорошо. Сам себе предоставлен, сам за себя в ответе. Хочешь пойти по девкам — идешь, хочешь выпить вечером — пьешь. И ни с кем не надо согласовываться. А тут позвонить надо, договориться, отпроситься. Как с матерью, ей Богу. А то еще хуже. Что, мать откажется от тебя? Нет, она будет с тобой до конца. А она? Она в любой момент может уйти. И что? Уйдет, новую найду. Как будто в первый раз. Ну не могу любить я одну девушку больше года. Потом что-то обязательно идет не так. Может быть, потому что у меня не было отца, ибо они с матерью разбежались когда мне еще и трех-то не было.
(Петр присаживается рядом с Костей, пинает ногой таз)
Развод? Так это ее ужасно обидит. Что с ней станет после этого? Куда она пойдет? У нее кроме меня никого нет. Но вот в чем парадокс. Представим, что это меня она бросит. Я буду злиться, я буду горевать, я не буду находить себе места. Вот почему так случается? Это участь одного конкретного мужчины или всех людей на этой планете? Да и что конкретно меня пугает? Что она в какой-то момент времени скажет, что разлюбила меня? Если я разлюбил ее, то почему это должно быть мне в тягость, а не, наоборот, в облегчение? Скажешь, брат?
(Петр пытается растормошить Константина)
Молчишь… Видимо, не найду я сегодня ответа на этот вопрос. Возможно, все дело в моей гордости. Я никогда никого не бросал, бросали только меня. Выкидывали, как ненужный хлам. А я любил. И Жанну тоже любил.
Раздается стук в дверь, Петр подходит к ней. В двери показывается Дима.
ТАНЯ
Ну, как он? Не умер?
ПЕТР
Да черт его знает. Дышит, вроде бы.
ТАНЯ
Я думаю, что уже стоит меняться. Не так долго до Нового года осталось, ты, наверное, устал. Давай я тебя подменю?
ПЕТР
Ладно, давай.
Петр смотрит на Константина.
ПЕТР
Но пусть, брат, это останется между нами.
Петр выходит из комнаты. Из гостиной слышен телевизор, какие-то невнятные разговоры. Таня немного мешкаясь, заходит в спальню.
ТАНЯ
Константин, вы как?
Она подходит к кровати, ставит таз на место, сама садится на ее угол.
ТАНЯ
Признаться честно, вы меня напугали, Константин. Нельзя же так напиваться! Да и праздник кому-то испортили… Вы вообще дышите?
Таня прислушалась и присмотрелась к телу. Оно дышало, поэтому Таня быстро успокоилась.
ТАНЯ
Может, вам принести воды? Боже, вы так беззвучно спите… Это так пугает. Дима вот храпит, постоянно храпит. Стоит ему только перевернуться на спину, так стены ходуном. Но, знаете, я уже привыкла к этому храпу. Я не могу без него заснуть. Бывает, он задерживается где-то, я ложусь спать, так у меня ни в одном глазу сна нет. И стоит ему прийти, улечься рядом со мной, захрапеть, так я сразу же чувствую себя в безопасности. Я больше всего на этом свете боюсь остаться одной. В детстве, когда я еще жила с родителями в одной комнате, мой отец храпел. Они с матерью часто выходили гулять ночью, когда укладывали меня спать. Включали мне радио, а сами уходили. Мне было страшно, но признаться в этом им я не могла. И стоило им вернуться, лечь спать, захрапеть, так сразу же по телу разливалось приятное тепло. Что я не одна. Я не могу представить, что будет, если мы с Димой расстанемся. Мы вместе уже несколько лет, мать говорит, что он меня не любит, так как не хочет на меня жениться. Но я терплю, я выжидаю. Что ему нужно? У нас же все так хорошо… Почему мы не можем закрепить это хорошо в вечности? Может, он боится? Но чего… я не поменяюсь, я буду только больше ему благодарна. Буду делать все, что он пожелает. Я буду примерной женой. Я готова жизнь за него отдать, быть вечно за мужем. Но он не хочет. Я начинаю чувствовать, что не так дорога ему, как он мне. Что он просто пользуется мной за неимением лучшего варианта. Как появится партия получше, так он сразу же побежит к ней, встанет на колено с золотым кольцом в руках, и вот…
(На глазах у Тани появляются слезы)
Извините меня, Константин, я не хотела плакать. Просто само как-то вырвалось. Ну, вот… Испортила макияж. Теперь все поймут, что я плакала. Но, может, это к лучшему? Может быть, Дима обратит на меня тогда хоть какое-нибудь внимание? Поймет, что он что-то делает не так? Что я не его игрушка, я тоже человек. У меня есть свои желания и потребности. Я не хочу быть выкинутой на мороз. Я не хочу, чтобы мной пользовались. Я не хочу, чтобы Дима считал наши отношения каким-то перевалочным пунктом. Я всегда считала, что если ты живешь с человеком, значит это любовь. Значит, что ты готов думать не только о себе, не только о Я или не только о МНЕ, но о НАС. О НАС Дима не думает. Он живет только собой, своей карьерой, своей жизнью. У него в голове, похоже, нет НАС. Но я очень хочу, чтобы было… Может быть… Нет, это очень плохие мысли, Константин, я не могу о них думать сейчас, иначе я еще больше расплачусь.
Снова раздается стук в дверь, слышен голос Димы.
ДИМА
Ты там как?
ТАНЯ
(вытирая слезы)
Все нормально. А что?
ДИМА
Тут жребием выпала моя очередь, так что я тебя сменяю. Иди, поешь чего-нибудь, а то салаты резала все утро, а сама к ним не притронулась за вечер.
ТАНЯ
Да, сейчас выйду.
Таня подходит к зеркалу, осматривает себя в темноте.
ДИМА
Ты скоро?
ТАНЯ
Да, выхожу.
Дима остается в комнате один. Он меряет ее шагами. Смотрит на Константина, проверяет его дыхание. После этого, садится на стул рядом с кроватью, запрокидывает ногу на ногу. Он по привычке тянется за сигаретой, но внезапно понимает, что это не его дом, где курят везде, а спальня его друга. Он тяжело вздыхает.
ДИМА
Константин?
Ответа не последовало, поэтому Дима решает еще раз пройтись по комнате, чтобы хоть как-то убить время.
ДИМА
На самом деле хорошо, что вы пришли, Константин. Это меня мотивирует много о чем подумать. В первую очередь о семье. Ведь, как я считал? Не знаете? А вот… Я считал, что у меня есть только одна семья — мои друзья. С родителями я рассорился рано, сразу же съехал при первой же возможности. Семью не выбирают, так что, почему я должен ее любить или питать хоть какие-либо чувства, кроме ненависти, непонимания? да или вообще почему я должен к ним что-то чувствовать? Вот друзей я выбирал. Точнее, как. Они сами меня выбрали. Мы дружили семьями. Но потом я мог от них отказаться, ведь так? Но нет, не отказался. Они мне оказались ближе, чем родня, чем мать, отец, бабушка или дедушка. Да и слово-то какое пафосное “Семья”. Круг общения, я бы так выразился. Каждый выбирает себе круг общения сам. Одному человеку, увы, не выжить. И, естественно, когда есть выбор, то есть и возможность от кого-то отказаться в пользу другого. Ну, не нравится тебе человек, что ты будешь с этим делать? Терпеть его только из-за того, что он тебя воспитал или вы выросли вместе? Нет… Вы притираетесь друг к другу. Не смогли — разошлись, как это грустно бы не было. Это может занять неделю, а может и годы. Допустим, все хорошо. Но в один момент ты просыпаешься и понимаешь, что все, этот человек тебе чужой, он надоел тебе. И что делать? Просто, отказываться от него. Жизнь у тебя одна, ты у себя один, а людей много. Вы можете сказать, Константин, что я эгоист. Но ведь каждый человек должен быть эгоистом. Это важно, чтобы выжить. Поэтому связывать себя сильными узами — это бред. Ты один в этот мир приходишь и один уходишь. Такова жизнь.
Раздается стук в дверь, Дима подходит к ней, оттуда показывается голова Миши. Дима все понимает и выходит из комнаты, слово его монолога и не было. Миша входит в комнату, осматривает Костю, садится рядом с ним.
МИША
Вы как?
Костя все еще бессознания.
МИША
Не повезло вам, Константин. В такой праздник, а вы один, да еще и бессознания. Как должно быть вы одиноки. Да и, наверное, не любите праздники. А вот я люблю, особенно Новый год. Семейный праздник. Семья для меня была всегда на первом месте. Это всегда было так, так и останется. Что поделать, может быть так воспитали, может быть таким вырос сам. Мне всегда была нужна опора. Мне всегда нужны были люди рядом. Без них я не ощущал себя. Знаете, Константин, а я ведь что-то задумал сегодня. Как только пробьют куранты. Но вы, похоже, испортили все. Не знаю, винить вас в этом или нет. Но я сделаю все возможное. Я, признаюсь, однолюб. Если в кого-то влюбляюсь, то это все. И как я это узнал? У меня не было никого. Конечно, я влюблялся, но это же была просто влюбленность, которую легко спутать с интересом в общении, дружбой. И вот я полюбил. Полюбил так сильно, что не могу сидеть на месте. Каждый мой день — мучение без любви, без предмета, без возлюбленного. Я постоянно жду телефонного звонка, сообщения, да хоть какой-либо весточки. Без нее моя жизнь пуста. Любовь — это единственное, что нас спасет, но это и наша вечная боль. Боль влюбленного без возлюбленного, оставленного одного. Для меня высшая степень любви — это образ андрогина. Семья — это единый организм, это функция. Вот как она должна работать. Я не могу представить, что моя любовь может быть безответной. Я смотрю на своих друзей и как же у них все хорошо! Я всегда завидовал им. Только вот этот год не завидую, так как нашел, наконец-то, Сашу. Вы с ней еще познакомитесь, Константин, если не придете в сознание. Она — самое лучше, что у меня есть в жизни. Самое светлое пятно в ней. Черная дыра под названием жизнь может пропустить только один светлый луч, и этот луч — это моя Саша. Я хочу сделать ей предложение. Все меня отговаривают, но я чувствую, что нашел того самого человека, без которого моя жизнь будет пуста. Вы можете сказать, что я слишком молод, что мне еще рано выбирать, но, парирую вас, скажу, что по моим ощущениям, я уже стар. Прожив столько лет без любви — стареешь. Или, наоборот, остаешься вечным ребенком. Мой случай первый. Я ужасно постарел, я устал, я вымотался. У меня не было ничего, никаких стремлений. Но как только появилась любовь — все наладилось. Мне как будто снова двадцать, полный мир перспектив, полные штаны счастья.
Дверь открывается, в нее входит Жанна.
ЖАННА
Миша, тебя там ждут. Настала моя очередь сидеть с этим увальнем.
МИША
Хорошо, он бессознания, спит. Так что не буди его.
ЖАННА
А я буду. Мне хочется, чтобы он поскорее ушел. Надо сделать все возможное, чтобы это случилось.
МИША
Как знаешь.
Миша удаляется, в комнате остается одна Жанна. Она с ненавистью смотрит на внезапного гостя. Проверяет его дыхание, смотрит в пустой таз.
ЖАННА
Знаете, я вас ненавижу.
Она больно ударяет Костю в спину.
ЖАННА
Ненавижу вас, слышите?
(Пауза)
Конечно, не слышите. Или делаете вид, что не хотите. Вы мне омерзительны. Как можно было прийти к нам в семью, без спроса и приглашения. Просто так явиться. А! У вас своей же нет. Петр мне рассказывал о вас. Нищий служащий, который единственное что делает вечером — это пьет. Без перспектив и без планов на жизнь. Такие люди вызывают во мне искренное неуважение. Как можно не иметь планов? Как можно топить себя в алкоголе и не делать ничего, чтобы выбраться из этой дыры? Я сделала все, что возможно. Я родилась в маленьком городке, без родителей осталась рано, преехала сюда. Получила образование, нашла работу. Все у меня в жизни стало лучше. Стоило только постараться. Но вот чего нельзя найти старанием, так это любовь. Она приходит сама, приходит нежданно-негаданно, бьет тебя по самому больному месту. Вы думаете, что я не вижу, что мой брак распадается? Вижу, конечно. Я вижу, что Петр уже другой, что я его мало интересую, что ему больше интересно быть с этими его друзьями неразлучными. Он от меня устал. Может быть, он перестал меня любить, но я-то его любить не перестала. Я сделаю все возможное, чтобы сохранить наш брак. Сделаю все возможное, чтобы он от меня не ушел. Почему он вправе обращаться со мной, как с половой тряпкой? Почему он может пренебречь моими чувствами своим? Потому что он — эгоист? Но нет, он совершенно другой. В глубине души — он хороший, и я это знаю. Первый год отношений — это лучшее, что было в моей жизни. Весь тот год стоил всех моих мучений. Всех-всех. Знаете, я чуть не стала проституткой. Если бы не Петр, то точно бы стала. Зачем? Не знаю. Просто так, показать всем фигу, показать, что я могу распоряжаться своей жизнью, как хочу. Но, нет. Я встретила его. И поняла, что не только я распоряжаюсь своей жизнью, но и кто-то свыше. Какая-то миссия возложена на нас, кто-то свыше за нами наблюдает и не дает делать опрометчивых поступков. Я поняла, в чем моя миссия. Моя миссия — это сохранить эти отношения, сделать этот мир лучше, сделать его лучше через Петра. Ведь, если я могу изменить его, то это уже что-то! Это уже какая-то цель. Это уже больше, чем сделал кто-либо другой.
Костя перевернулся на живот.
ЖАННА
Так вы не спите! Я так и знала. Просыпайтесь скорее, вам пора идти.
Но ответа не мог сорваться с уст Константина, хоть он и проснулся, но голова болела настолько, что он не мог встать.
КОСТЯ
Воды…
ЖАННА
Хорошо, я принесу вам воды. Но больше в эту комнату я не вернусь, вы мне отвратительны. У вас есть полчаса до курантов. Убирайтесь.
Жанна выходит из комнаты, Константин садится на кровать. Обхватывает голову руками и начинает постанывать. В комнату заходит Саша с кружкой воды.
САША
Вам уже лучше?
КОСТЯ
Воды…
Саша протягивает кружку, Костя жадно выпивает ее до дна.
САША
Вам что-нибудь принести?
КОСТЯ
Нет, просто побудь со мной немного, и я уйду. Обещаю, дай мне десять минут.
САША
Хорошо… Но я тут не хозяйка.
КОСТЯ
Хозяйка дала мне полчаса, но больше задерживаться я здесь не хочу. Я пришел просить повышения у Петра, но вижу, что с этим человеком нельзя иметь дело. А я его уважал! Но нет… С этим кончено, после праздников я нахожу себе новую работу.
САША
Зачем так радикально?
КОСТЯ
Я многое понял за этот час, который я тут провел. Знаешь, много чего выясняется, когда притворяешься спящим. Мне обещали тебя. Мне обещали, что ты придешь. Вот ты и пришла.
САША
Я? Но я…
КОСТЯ
Да, ты. Послушай меня. Я хочу тебя предостеречь. Сегодня ночью произойдет непоправимое. Поверь мне, я знаю. Я знаю многое. Каждый черт ко мне приходил и выливал на меня свое говно. Вот и пришло время вылить мне. Извини, что попалась именно ты. Но тебя мне обещали.
Костя начинает плакать, Саша пытается обнять его, но он вырывается.
КОСТЯ
Не надо меня жалеть, этого я не заслуживаю, особенно от такого доброго человека, как ты. Я — всю жизнь прожил не так, как хотел. Я одинок. Я был женат, у меня есть даже ребенок. Но это все было ошибкой. Меня бросили, хотя клялись в вечной любви. Я остался один. Естественно, я начал пить. Естественно, меня поувольняли со всех работ, которые у меня были. Осталось только эта. Но нет, с первого января я стану другим, Саша. Поверь мне на слово.
САША
Я вам верю…
КОСТЯ
Тот парень в тебе не ошибся.
САША
Какой?...
КОСТЯ
Я не знаю, как его зовут, всех тут я вижу в первый раз. Все одного возраста, у каждого проблемы. Каждый из них — инфантил, человек, недостойный. Беги отсюда, Саша, беги. Такому светлому созданию нет места в этом аду, где черти скрываются под человечьими личинами. Не бойся ничего. Делай только то, что считаешь нужным, делай только то, что считаешь нужным. Взвешивай каждое решение. Не допускай, чтобы тебе вскружили голову.
САША
Я вас не понимаю…
КОСТЯ
Поймешь, когда будет время. А сейчас я уйду. Больше ты меня не увидишь, но, надеюсь, что этот разговор ты запомнишь.
Костя вытирает слезы и выходит из комнаты, слышно, что он преодолевает гостиную и идет сразу в прихожую.
ИНТ. ГОСТИНАЯ КОМНАТА, КВАРТИРА ПЕТРА
Таня выбигает из комнаты, но слышит, как входная дверь закрывается. Из прихожей приходит Петр, все остальные сидят за столом.
ЖАННА
Хорошо, что он ушел. Скоро куранты.
ПЕТР
Точно! А пока что нам надо сфотографироваться.
ЖАННА
Может без этого?
ДИМА
Это традиция. А традиции надо чтить.
ТАНЯ
Кто бы говорил…
Петр достает штатив, ставит на него камеру. Все подходят к ёлке, становятся в позы. Дима стоит рядом с Таней, но не обнимает ее, Жанна стоит за Петром, а Миша во всю обнимает Сашу. Они стоят так 15 секунд, пока не дернет затвор. После этого все рассаживаются по своим местам. По телевизору начинается бой курантов. Все кричат “С Новым годом!”, чокаются бокалами с шампанским.
ЖАННА
Ну, что, настало время подарков? Кто начнет?
МИША
Может, я?
ЖАННА
А, давай!
Миша встает со стула, идет к Саше, которая сидит на диване. Встает перед ней на колени, достает из кармана пиджака шкатулку. Саша краснеет.
МИША
Саша, в такой день, в такой праздник, перед самыми моими близкими людьми, я прошу у тебя руку и сердце. Ты согласна?
Саша молчит от наплыва чувств ей нечего сказать.
ЖАННА
Ты молодец, Миша!
ПЕТР
(со смешком)
А по-моему — дурак.
Жанна кидает в Петра подушкой.
ДИМА
И мне кажется, что рано.
ТАНЯ
А вот мне кажется, что никогда не поздно.
ДИМА
Не начинай, пожалуйста.
ТАНЯ
А я начну. Ты меня уже два года морозишь с тем, чтобы позвать замуж. Что я еще должна сделать для тебя? Как мне доказать свою преданность? Как мне доказать, что я буду хорошей женой? Я уже хочу семью, Дима. Я не так молода, как ты думаешь. Я хочу стабильности, я хочу детей, Дима. А ты всего меня этого лишаешь.
ДИМА
Таня…
ТАНЯ
Я ухожу от тебя, Дима. Мне ты больше не нужен.
ДИМА
Таня, давай дома…
ТАНЯ
(со слезами)
Никаких дома. Нет больше у нас дома, ничего нет.
Она встает из за стола и, плача, выходит в прихожую. За ней бежит Дима. Из прихожей слышен их разговор.
ДИМА
И куда ты пойдешь?
ТАНЯ
К маме, куда же еще.
Жанна выбегает к ним.
ИНТ. ПРИХОЖАЯ, ДОМ ПЕТРА
ЖАННА
Не ссорьтесь, не в Новогоднюю ночь же. Как Новый год встретишь, так его и проведешь.
В прихожую уже подоспели остальные члены праздника.
ПЕТР
Ну в самом деле, оставьте это, пошли за стол.
ТАНЯ
Я так больше не могу. Я не хочу больше его видеть.
ДИМА
Таня… Постой.
Жанна секунду стоит в оцепенении, она хочет что-то сказать, но думает, надо ли это.
ЖАННА
У меня тоже есть новость, Петя.
ПЕТР
(С ухмылкой)
Мы разводимся?
ЖАННА
Ты совсем дурак?
ПЕТР
Я в шутку…
ЖАННА
Не время шутить. У нас будет ребенок.
ПЕТР
Это неправда, ты же…
ЖАННА
Нет, Петя, это правда. Я на третьем месяце.
Таня одевается, уходит. За ней бежит Дима. Миша и Саша стоят в ступоре, но все в слезах лицо Жанны подсказывает им, что лучше уйти. Они начинают быстро собираться.
КАДР КАРТА МЕТРО С НАДПИСЬЮ НА СТАНЦИИ ПАРНАС “ВЫ ЗДЕСЬ”
ИНТ. МЕТРО ПАРНАС
На эскалаторе в обнимку спускаются Миша и Саша. Саша смотрит в пол, Миша смотрит на нее.
МИША
Не думал, что так все выйдет.
САША
Да…
МИША
Не понимаю, как может быть день одновременно для кого-то худшем в жизни, а для кого-то лучшем.
САША
В смысле? Для кого он лучший?
МИША
Для нас… Я сделал тебе предложение. Мы сейчас на том этапе, о котором мечтали уже полгода.
САША
Миша…
МИША
Что? Ты не счастлива? Ты не хочешь выходить за меня?
САША
Дай мне подумать…
КАДР КАРТА МЕТРО С НАДПИСЬЮ НА СТАНЦИИ СЕННАЯ ПЛОЩАДЬ “ВЫ ЗДЕСЬ”
ИНТ. ВАГОН МЕТРО
Дима едет один, он смотрит в пол. Он закрывает глаза, потом открывает их в надежде того, что это все сон.
КАДР КАРТА МЕТРО С НАДПИСЬЮ НА СТАНЦИИ КУПЧИНО “ВЫ ЗДЕСЬ”
ИНТ. ВАГОН МЕТРО
Обычный вагон метро, кто-то открывает бутылку шампанского, кто-то разговаривает между собой. НЕИЗВЕСТНЫЙ МУЖЧИНА (40) встает с бутылкой в руках.
НЕИЗВЕСТНЫЙ МУЖЧИНА
Граждане, поздравляю вас с Новым годом! С этим светлым праздником, с этим счастливым праздником! Счастья вам и вашим близким.
КОНЕЦ.
Свидетельство о публикации №224101701708