Цука-Могами глава 8-9
Утром я решил отправиться на кладбище, и еще раз попытаться расспросить о незнакомце. На нэцкэ я обнаружил небольшое сквозное отверстие через которое продел серебряную цепочку. Теперь я был готов ко всему. Мне хотелось верить, что талисман убережет меня от всякой чертовщины и мое путешествие на кладбище закончится хорошо.
Как-то мне не очень верилось, что я имел беседу с покойником и все еще надеялся его увидеть. До вечерни оставалось еще минут тридцать и я внимательно рассматривал всех подходящих к храму. Люди подходили размеренно и казалось что все их движения подчиняются одному и тому же заданному ритму. Этот ритм нарушали лишь голуби, снующие на площадке перед боковым приделом церкви, и находившаяся в самом центре этого птичьего водоворота огромная трехногая ворона. Этот мистический хоровод пристально наблюдал полосатый кот явно нацелившийся словить зазевавшегося голубка. Ворона раскрыла клюв и недружелюбно уставилась на кота. А потом расправила свои гигантские крылья, взмыла вверх, и стала кружить. Сделав несколько кругов она распластала свои черные крылья, и зависнув над нами словно изготовившийся к атаке бомбардировщик громко каркнула, испражнилась, и улетела прочь.
Между тем кот отвлёкшись на ворону, потерял концентрацию, и неосторожным движением спугнул голубей. Теперь он переместил свое внимание на меня. Он хищнически облизнулся, и крадущимися шажками стал пододвигаться ко мне, Я ощутил себя невинным агнцем, которого высшая сила почему-то решила принести в жертву саблезубому тигру. У кота были желтые гипнотические янтарные глаза, и я признал в нем уже виденного на этом кладбище полосатого знакомца. В воздухе громко раздалось хлопанье двери - это кто-то с силой закрыл ее выходя из соседнего строения. Силуэт выходящего чем-то напомнил мне того самого пожилого незнакомца с которого началась вся моя история с таинственной книгой, но он тут же исчез в дверях храма.
- Бесовщина - подумал я.
- Так оно и есть - раздалось сзади.
Я машинально обернулся на голос. Передо мной стояла та самая пожилая женщина с которой я столкнулся когда искал черные обелиски. Выглядела она при ближнем рассмотрении гораздо более моложавой и даже морщин на лице, как мне показалось, у нее значительно поубавилось. Хотя из-за головного платка вся также выбивались седые длинные волосы. Женщина тоже без тени смущения ощупала меня взглядом сверху до низу цепким колючим взглядом. Веки у нее были полуприкрыты. Кот подошел к нам вплотную и уселся рядом. Повисла бесконечно долгая пауза. Затем кот вперился в пеня своими жуткими глазами, а потом развернулся в сторону церкви и мяукнул сиплым низким басом.
-Котик плохого не посоветует - певуче произнесла моложавая бабушка.
- Ну ладно будь по-вашему демоны - свидимся еще!
Я зашел в храм и стал искать глазами человека с бородой похожего на моего памятного незнакомца с которым я совершил свой первый поход к двум черным обелискам. Этого человека я стал именовать про себя Экскурсоводом. Почти всё пространство церкви можно было охватить одним взглядом, но похожего на Экскурсовода мужчины среди прихожан не было. Я решил остаться на богослужение в надежде на встречу с незнакомцем.
Служба шла чинно и размеренно, и я невольно проникся благостной атмосферой храма. Мысли мои текли все более размеренно, а сознание стало необыкновенно ясным. Я почувствовал необходимую уверенность в своих силах и у меня утвердился план дальнейших действий. Я стал искать среди прихожан того кто мог помочь мне в розысках. Внимание мое сразу же привлек худой невысокий старик. Все движения он производил с удивительной, почти механической, отточенностью, крестясь и кланяясь не напрягаясь, и явно было видно что он молится так подолгу и ежедневно. По всем признаком он был ревностным прихожанином, и уважаемым членом общины. Я решил что возможно старик мог быть церковным старостой, и после службы решил расспросить его. Выйдя из церкви вместе с ним я непринужденно вступил в разговор. Старик которого звали Федором Ивановичем и в правду оказался старостой, и был весьма рад поддержать беседу об иконах храма. После моей похвалы проведению церковной службы он совсем растаял, и я плавно перешел к интересующей меня теме. Пояснив что ищу одного человека который оказался знатоком истории кладбища я сказал что хотел бы продолжит свое знакомство с ним. Федор Иванович как и ларечница тут же вспомнил прежнего священника Ипполита умершего год назад а потом вопросительно заметил: "А может это брат его был. Похожи они были но брат редко здесь бывал. И его давно не видел. Звали его несовременно - Левкий". Подумав немного он добавил что и отца Ипполита и Левкия хорошо знала уборщица при храме - "сестра Марьюшка". "Она тут без малого три десятка лет и раньше в ларечке торговала". Распрощавшись со старостой я отправился на поиски сестры Марьюшки. Долго искать не пришлось и я нашел ее вытирающей пол на клиросе. Марьюшка оказалось очень словоохотливой, и поведала мне что братья были похожи почти как близнецы, и она частенько путала их по лицу и осанке.
- Особенно когда Левкий бороду отпустил. Только было у него отличие в том, что приговаривал он к месту и не к месту выражение "Сарынь на кичку!" Говорит к примеру о том какой Глинка славный композитор, а потом и сказанет про эту самую "сарынь"!
Прощались с женщиной мы уже на улице. Прибежавший к нам полосатый кот внезапно проявил нежные чувства к Марьюшке и стал яростно тереться о ее ноги. Я задержался на секунду, обернулся к ней, и спросил напоследок не было ли сегодня на церковной службе Левкия. Она отрицательно замотала головой. И тут находясь в узком пространстве отделявшем храм от соседнего строения я внезапно застыл как вкопанный, и несколько секунд простоял так глядя прямо перед собой. Передо мной на двери соседнего здания висел закрытый стальной замок. "Если на клетке слона прочтешь надпись: "буйвол" не верь глазам своим". Но ведь все может Господь! И с этой последней мыслью, утвердившейся в моей голове, я отправился восвояси.
Перед возвращением домой я решил хорошенько прогуляться. Я шел неторопливо и как-то неожиданно стал разговаривать сам с собой.
- Надо же какое интересное имя Левкий! Можно только букву заменить и получится "ловкий". А одну убрать - Левий. Изменить Левий на один знак и выйдет "левый". Возможно мой Экскурсовод оказался ловкий и он просто заменил одну книгу на другую. Матвей расшифровывается как "Божий дар", а "Левкий" - светлый от латинского Leucius что в переводе с латыни означает "светлый блестящий". Христианские писатели постоянно путали Матвея и Матфия, поэтому в различных редакциях одного и того же текста имя героя используется по наитию автора. Ярким примером служит произведение «Деяния Андрея и Матфия». Еще вспомнился Левий Матвей в булгаковском романе и там Левий Матвей желая прекратить страдания Иисуса проклинает Бога и носит нож, желая помочь Иисусу. В романе его желания странным образом воплощаются и палач вонзает копье в тело Христа. Символом Матфея является ангел, как воплощение человеческой природы Христа. С другими евангелистами Матфей входит в число тетраморфов - крылатых существ из видения пророка Иезекиля наяду с орлом, быком, и львом. До встречи с Иисусом был Матфей сборщиком налогов, и чаще он изображается с книгой. В голове моей причудливо замелькали образы, воспоминания, названия книг, музыкальные произведения. Но все эти возникающие ассоциации никоим образом не могли способствовать объяснению - как мог выйти из-за запертой двери человек и потом раствориться в церкви без следа?
Заметив что окружающие реагируют на мою беседу с самим собой я ускорил шаг и примолк. Путь мой проходил мимо стадиона "Труд" - того самого где проходил "Оккервиль фест". Перед входом на стадион поднявшийся ветер потащил спутанный пучок розовых и зеленых бумажных лент. Я почувствовал вечернюю прохладу и прибавив шагу направился к дому. По пути я остановился дишь один раз возле серой кирпичной трансформаторной будки. На ней уже красовалось другое граффити. На рисунке было изображено огненное око Саурона из которого выглядывал полосатый мультяшный Матроскин с желтыми безумными глазами. На шее у Матроскина был массивный золотой ошейник на котором болтался обрывок такой же золотой цепи. - Кто ж тебя отвязал родимый? - подумал я - и совершенно убитый этим сатанизмом решительно пошел прочь.
Измученный бесконечным потоком мыслей и разнообразных и несовместимых друг с другом образов навеянных сегодняшним днем я вернулся домой совершенно опустошенным и лишенным каких-либо желаний. Да и какие могут быть желания когда на каждом углу меня поджидала разная чертовщина! Но и дома меня не ожидали "покой и воля". Квартира была все та же, и дома было тепло и уютно, но на самом краю стола лежал распечатанный конверт. У меня не было сомнений, что утром никаких писем на столе не было. Я осторожно взял письмо и поднес его к носу... дурманящий запах незримыми струями проник в меня...
На пожелтелой от времени бумаге форматом с обычную книжную страницу красивым твердым почерком было написано: "Матвеевский переулок дом 3 квартира 5. Звонить 2 раза". Совершенно обессиленный я обмяк на диван и провалился во тьму.
9. Глава 9 в которой обладатель двух книг рассказывает безумному Тикусаю про пространство Босха
В помещении было тусклое освещение исходившее от несовременного, круглого как шар, матового светильника. Кабинет был обставлен весьма скудно: у самого окна стоял обычный стол на тумбочке и в самом углу стояла железная лампа с выкрученной лампочкой на гибкой металлической ножке. Лампочка была вывинчена. Подумалось что возможно хозяин кабинета не захотел чтобы здесь был еще один источник света. Напротив стола был обычный офисный стул. За столом сидел Левкий который и был тем самым Экскурсоводом. Левкий с Матвеева переулка. В руках у него была та самая книга. Или точно такая же?
- Вы Левий Матвей?
Спросил я с усмешкой.
- Называйте меня Левкий. Так ближе к реальной жизни.
Наступила достаточно долгая пауза во время которой Экскурсовод открыл книгу и осторожными движениями начал перелистывать страницы.
- О чем эта книга. Или страницы ее чисты как первый снег?
- Всему свое время. Почему вы стали искать меня? Не из-за этой ли книги?
Левкий закрыл книгу и выжидательно посмотрел на меня. Глаза у него были не желтые а серо-зеленые. Смотрел он на меня вполне дружелюбно и внимательно.
- Не только. Встреча с вами стала событием. Она вызвала интерес к жизни. Появилась цель.
- Какая?
- Я хочу найти, и прочитать книгу которую я видел на кладбище.
- Это необычная книга. Книга с секретом.
- И в чем секрет?
- А что вы ожидаете там прочесть? Может быть не стоит ее читать, ведь возможность удовлетворить любопытство гораздо более привлекательна чем удовлетворенное любопытство.
- И еще я хочу понять что происходит вокруг меня или со мной.
- А что происходит с вами?
- Сначала о книге. У вас в руках та самая первая книга которую я нашел на скамейке?
- Что вы хотели там увидеть? Текст или картинки?
- Я не помню там картинок.
- Бывает так что картинки не снаружи а внутри.
- Как это?
Левкий полистал книгу и найдя нужное протянул ее мне. На раскрытых страницах я увидел два изображения.
- Узнаете?
Слева на странице была изображена обычная клякса, а справа фантастическое изображение кота. Дождавшись когда я внимательно рассмотрел оба рисунка Левкий взял книгу, и уже перевернутой вернул мне обратно. Теперь кот был слева, а справа точно такая же клякса, что секундой назад находилась на месте кота.
- Котарсис - сказал я тихо.
- Вот именно - ответил мой собеседник. Причем полный. Мы видим с вами несколько модифицированный тест Роршаха.
Левкий снова взял книгу и повернул ее но теперь на 90% так что ложбинка между страничками находилась поперек. Рисунки выглядели так совершенно иначе но и на них был все тот же кот но теперь в 2- экземплярах. Верхний смотрел влево нижний - вправо.
- Что же объединяет все увиденные вами изображения?
- Сатанинский кот - прошептал я заговорщицким шепотом.
- Посмотрите еще раз! Разве у кота может быть такая роскошная грива?
- Действительно! С такой гривой он скорее похож на льва!
- Но вы приняли его за кота потому что на предыдущих картинках вы видели именно кота. Вы совершили ошибку так сказать по инерции.
- Вы хотите сказать что предыдущий образ или мое стереотипное восприятие перенеслось с одного изображения на другое?
- Всё обстоит именно так. Так возникают иллюзорные ошибки особого рода. так называемые инерционные иллюзии.
- А какое отношение это имеет к книге?
- Самое прямое.
- Вы морочите мне голову? Просто и ясно ответьте на вопрос? Что написано в этой книге? О чем она! Черт подери!
- Во-первых не упоминайте черта, а то он и вправду появится. Во-вторых содержание всех книг зависит только от самого читателя. Если книга про льва похожего на кота то видится кот а не царь зверей. Но если животное ходит как лев, смотрит как лев, и охотится как лев то он и есть настоящий лев!
- Какая разница кот или лев? Не морочьте мне голову! О чем эта книга?
- Не торопитесь. Всему свое время. Расскажите как вы жили. Какими событиями была наполнена ваша жизнь?
- Да собственно никакими. Хотел что-то сделать но не успел, не смог, не захотел. Как-то так...
- Боялись чего-то?
- В нашей стране без страха долго не прожить.
- То есть поэтому ничего не делали?
- О чем книга? Хватит идиотских вопросов!
- Вижу что боялись. А что касается вашего вопроса то ведь вы сами уже на него ответили. Разве не так? Подумайте о какой книге говорят что она пустая? Разве это о книге без текста - так говорят о бессодержательной книге. Но бессодержательной не для всех, а именно для конкретного читателя. Но довольно, а то получается что я делаю умственную работу за вас.
- Если мы находим в каждой книге одно и то же то для чего мы читаем новые книги?
- Ведь по вашему выходит что это одна и та же книга с меняющимся текстом но с одним и тем же смыслом, и меняется форма но не содержание? Зачем тогда лишние образы если сразу можно нарисовать льва или описать льва. И зачем вообще мне этот лев? Я живу тихо никого не трогаю, примус починяю.
- Вы уважаемый забрели на чужую территорию. Здесь львы.
- С каких это пор кладбище стало чужой территорией?
- У вас появлялось в последнее время желание погулять по кладбищу? Вы думали о смерти?
- Наше кладбище единственный зеленый уголок в нашем районе.
- Палаточку там не хотели бы поставить? Барахлишком бы обзавелись да и зажили.
- Не кощунствуйте. Кладбище это прожитые жизни изломанные судьбы. А что до вещей то ведь человек не может унести с собой всё чем он дорожил. Он не в силах взять с собой плоды своих размышлений, открытий и трудов. А ведь это и есть самое важное.
- Вы прям так излагаете как будто с усопшими там разговаривали.
- Все продолжаете шутить? А сами же когда-нибудь там окажетесь. Будете прохожих звать из под могильной плиты.
- А ведь и такое бывает. Я вот от одного моего клиента слышал что его умерший зовет словно что-то сказать хочет. А другие силы не хотят этого.
- Что-то я таких не встречал и потом вам не кажется что вы просто выдумщик, эдакий Рэй Брэдбери, или извините за каламбур "Бред-бери"? И Вы все время говорите загадками, или отклоняетесь на посторонние темы, а мне бы хотелось вернуться к книге.
- Про книгу вы уже поняли и если не всё, то безусловно теперь разберетесь в остальном без меня. Я по вашему лицу вижу как вы напряженно думаете и ловите на лету каждое мое слово. Еще немного и пазл сложится.
- Допустим. А теперь может объясните что происходит со мной а не с книгой?
- Попробую. Вы видели когда-нибудь репродукции с картин Иеронима Босха? Его полотна это океан бессознательного. В нем, как в темной глубине океана сосредоточены персонифицированные образы страстей и желаний во всем их огромном многообразии. Глядя на его живопись мы ясно понимаем что это не какие-то выдуманные яркие образы а внутренний невидимый никому мир художника Любая мысль, и любое чувство имеет свой эквивалент в виде образа. В обычном состоянии эти образы недоступны нашему уму и не находят выхода. Для того чтобы попасть в поле нашего сознания оно должно измениться но это крайне опасно. Сознание оберегает себя от подобных вторжений. Рано или поздно в разных формах образы из бессознательного проникают в сознание. Но не сразу. В начале они словно не прошенные гости раздеваются в прихожей и приводят себя в порядок перед зеркалом. Для тог чтобы найти прихожую надо найти улицу дом и квартиру. Предположим вы заблудились. Попали в совершенно незнакомую местность где и домов-то нет. Местность населена людьми и животными. Бродя среди них не дошедший до адреса потеряшка спрашивает всех кого можно спросить, и наблюдает за всеми животными ища выход. Вы попали в щель между двумя мирами - в "Пространство Босха". Именно там гнездятся образы в обычном состоянии недоступные нашему сознанию. И путь назад оказался закрыт. Это ловушка. Хотите выбраться или вам все еще интересно?
- Можно гулять в интересных местах, но жить-то надо дома.
- То есть вы и дальше хотите жить в своем скучном жилище где никогда ничего не происходит? Откуда берется выражение у него не все дома? Так говорят о путешественниках в "Пространстве Босха". Давайте погуляем. А я буду вашим Вергилием и проведу экскурсию с вами. Без меня ведь пропадете. Но взамен вы поможете мне в одном деле. Если вы конечно не робкого десятка! Но до экскурсии у нас с вами есть еще немного времени.
- Согласно изложенной вами концепции я представлял из себя пустую бессодержательную книгу потом меня осенило и я решил найти на свою задницу веселеньких приключений? А львы они же коты решили предупредит меня об опасности?
Мой собеседник ничего не ответит и сложив руки на груди уставился на мои грязные ботинки. Я чувствовал какой-то необыкновенный драйв - безумно захотелось поставить на кон жизнь и сыграть с Левкием в русскую рулетку. Я набычился как Майк Тайсон и почти прорычал "Ну что ж давайте погуляем!" Левкий поднял голову к шарообразному светильнику на потолке и как пономарь произнес:
- Вы будете находиться в больнице и в то же время вне. К вам будут приходить гости. Они все время будут проверять сошли вы с ума или нет. Вы сможете покинуть эту лечебницу только тогда когда сойдут с ума все остальные, включая персонал, и ваших гостей.
- И вас - добавил я смело.
- Мне это не грозит так как я абсолютно безумен!
Свидетельство о публикации №224101700261