Завлекаловки и энка...
А культурология будущим авторам произведений фэнтези нужна. Для того, чтобы придумывать миры, в которых будут действовать их персонажи.
Культурологию, может быть, не столько обыкновенным людям, сколько будущим сочинителям фэнтези, преподавать можно достаточно весело.
Как и скучная и сложная культурология, энка, нескучная культурология, вынуждена использовать два очень важных понятия: дэка и эрока. Диалога культур и рынка объектов культуры.
Более умственный, то есть интеллектуально сложный, чем рынок объектов культуры, диалог культур предполагает чтение, не обязательно в оригинале, то есть на языке автора, можно в переводе, - сложных интеллектуальных тестов и многочисленные беседы с интеллектуалами, представляющими осваиваемую чужую культуру.
На рынке объектов культуры представлены культуры не целиком, а их "завлекаловками".
Тексты, сочинённые в направлении фэнтези, используемые не в диалоге культур, а на рынке объектов культуры, тоже являются культурными завлекаловками.
Очень долго в мире многие культурные завлекаловки были производства эСШаА. Японцы продвигали в сознания народов мира свои завлекаловки, например, карате.
Американцы так долго господствовали на рынке объектов культуры, что даже китайская культура была представлена на данном рынке теми своими объектами, которые завлекаловками считали именно североамериканцы.
Завлекаловки - это черты продвигаемой на рынке культуры, которые могут быть представлены в понятном и ярком виде даже не очень образованным представителям других народов.
Совокупность приёмов продвижения в сознание других народов завлекаловок определённых культур и субкультур в нескучной культурологии можно называть массовой культурой.
В сложной и, местами, - скучной культурологии массовая культура имеет другие определения, но в нескучной культурологии для авторов фэнтези можно пользоваться данным определением.
Авторам фэнтези нужно рассказать в нескучной культурологии, что мир, который они будут создавать для своих фэнтэзийных персонажей состоит не менее, чем из пяти субкультур:
Первая субкультура. Люди, которые что-то считают очень важным, очень ценным в своей жизни. В энка, в нескучной культурологии, можно объяснить будущим авторам произведений направления фэнтези, что важным можно назвать или воспитательные системы, как в "Звездных войнах", или искусство, или поэзию, или прозу, или философию. Если делать сильный акцент на философию, то получится произведение не для рынка объектов культуры, а для диалога культур.
Вторая субкультура. Те, которые активно высмеивают или даже грозят уничтожением тому, что самым важным и ценным в своей жизни считают представители первой субкультуры. Эта вторая субкультура, будущие сочинители произведений направления фэнтези должны это знать, состоит из антигероев, злодеев, преступников, сумасшедших учёных и диких изобретателей.
Третья субкультура. Равнодушные к борьбе вторых с первыми. Эти люди могут иметь пристрастие к получению в свои руки власти и больших денег, а борьбу первых и вторых использовать в своих целях, то есть или для "зарабатывания", присвоения больших денег, или для получения желанной власти над другими людьми.
Четвёртая субкультура. Наблюдатели борьбы вторых против первых, склоняющиеся к поддержке правды, то есть первых, а не вторых, то есть к поддержке тех, которые защищают от врагов что-то важное, ценное в своей жизни.
Пятая субкультура. Наблюдающие за тем, как вторые сражаются против того, что первые считают ценным в своей жизни, и склоняющиеся к тому, чтобы поддерживать их, злодеев, то есть вторых, а не первых.
Вполне понятная схема того мира, который могут создавать будущие авторы фэнтези.
И хорошо для начинающих авторов фэнтези то, что данная схема не предполагает слишком глубокого копания в бихевиоризме, в сложных аспектах психики героев и персонажей.
Легко данная пятизвенная схема фэнтэзийного мира обходится и без западных системного подхода и структурализма.
Преподаватели энка, нескучной культурологии, будущим и начинающим авторам фэнтези могут посоветовать не закапываться сильно в философии создаваемого ими фэнтезийного мира, а сосредоточиться, например, как в "Звёздных войнах", на борьбе героев за сохранение в фэнтезийном мире какой-то воспитательной системы.
Как бы дико цивилизованный Запад ни старался придумать новые воспитательные системы, их там, на Западе всего три: 1) американо-европейская, старающаяся сделать взрослого человека исключительно представителем потребительского общества, 2) "конфуцианская", или китайская, на выходе из которой находится взрослый чиновник и 3) японская, воспитывающая воинов, самураев, верных не столько тем, которые сражаются за сохранение чего-то важного в своей жизни, сколько тем людям, которые ко всему равнодушны, кроме присвоения больших денег и завоевания власти над людьми.
Если обучающиеся нескучной культурологии будущие и начинающие авторы фэнтези спросят об эльгэбэтэкашности, то преподаватель энка может смело ответить, что эльгбэтэкашность - это составляющая потребительского общества и внедряется в сознание людей американо-европейской системой воспитания.
В реальном мире существуют ещё индийская, православно-религиозная и крапивинская системы воспитания.
Н.К. Рёрих пытался внедрить в сознание простых русских людей ценность именно индийской системы воспитания, но у него не очень получилось сделать это, наверное, из-за того, что он не нашёл в индийской культуре привлекательных для обыкновенного русского человека завлекаловок.
Относительно воспитательной системы, разработанной в России В.П.Крапивиным, преподаватель нескучной культурологии авторам фэнтези имеет право сказать следующее:
Он надеется на то, что найдутся энтузиасты, которые объяснят русским людям, пусть и с помощью завлекаловок, ценность применения данной системы воспитания.
Зная из нескучной культурологии только то, что фэнтезийные произведения должны быть конкурентоспособными на рынке объектов культуры, а также то, что массовая культура - это совокупность приёмов продвижения ярких и понятных обыкновенным людям завлекаловок народных культур и пяти субкультур, автор может приступить не только к разработке своего фэнтезийного мира, но и к написанию произведений в направлении фэнтези.
P.S. Автор просит прощения у читателей и читательниц за то, что не оправдал их надежд. Они, наверное, думали, что он рассмотрит культурные и субкультурные завлекаловки с позиций или глубокого бихевиоризма, или основательного психоанализа, или системного подхода, или западного структурализма, а он взял и ограничился энка. Нескучной культурологией. Тем читателям и читательницам, которые собираются не сочинять фэнтези, а создавать серьёзные интеллектуальные произведения, автор вынужден напомнить, что нескучная культурология подходит только фэнтезийным авторам, а им, "серьёзникам", придётся изучать культурологию в сложном и, местами, - скучном виде...
Свидетельство о публикации №224101700265