О падении Люцифера и ангелов
Бог создал ангелов чистыми и высокоразумными существами со свободной волей. Наличие свободной воли является необходимым условием добровольного служения Богу и участия в Его любви. Существа, не наделенные свободной волей, не могут любить Бога и, тем более, быть Ему помощниками. При сотворении людей и служебных духов, Бог вложил в них стремление к Себе, без чего их существование не имело смысла. Это влечение к Творцу является одновременно и необходимым условием для причастия Божественной благодати как к источнику вечной жизни. Стремление к Богу необходимо постоянно поддерживать разумной волей существа, чтобы оно не угасало и не смешивалось с другими проявлениями воли. В этом и состоит служение Господу. Отсутствие самоконтроля или его ослабление отвлекает внимание от Бога. Как только влечение к Нему ослабевает, происходит отрыв существа от источника благодати. Из-за этого ослабевает природная сила естества. В таком ослабевшем существе мгновенно зарождается тление или порок, которое не имеет собственного бытия, а является следствием истощения божественной энергии. Как тело, лишенное жизненной силы, разлагается и гниет, так и природа разумной твари, лишенная полноты благодати, начинает претерпевать качественные изменения, то есть подвергаться тлению. Об этом же учит и преподобный Максим Исповедник: «Как не-порча логоса (Божественной природы, идеи, воли Бога, который предшествует бытию всякой твари) опосредствована "вниманием", так и порча - "невниманием"». Об этом же возвещает и Священное Писание в Книги Второзакония: «Внемли себе» (Втор.15:9). Укоренившись, зло поражает разум, и зарождает в нем мечтательность и страстность, побуждающие начать движение в сторону от Бога. Преподобный Нил Мироточивый называет эту мечтательность «псилафизмом» то есть «мысленным прельщением чувственностями и небрежением о небесных благах». «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис.14:13-14), - мечтает Люцифер. Мечтательность – есть мать и всех чувственных наслаждений. Она убивает стремление к Создателю, обрекая душу на погибель. Характерно, что апостол Петр стал погибать, как только перестал смотреть на Христа и отвлекся на бушующее море. Ослабление внимания уводит ум в область пустых мечтаний и этим порождает тление или зло в разумной части души. Это происходит потому, что ослабевает защитная сила благодати, не встречая должного стремления со стороны разума. Зло, поразив ослабленный ум, становится семенем греха, ведущего к погибели. Как из горчичного зернышка вырастает дерево с многочисленными ветвями, так и из семени зла произрастают в душе многочисленные и разнообразные грехи. Зло – это корень греха, но не сам грех.
Поэтому падение Люцифера заключалось в том, что ослабление внимания к себе повлекло возникновение очага порчи (зла) в непорочной ангельской сущности. Незаметно развившись в чистом уме ангела, зло породило грех, проявившийся в Люцифере как гордыня. Это была первая раковая опухоль греха, которая через змея, ужалившего Адама, распространила свои метастазы на всю человеческую природу. Преподобный Онуфрий Великий однажды сказал: «Ум, отпавший от Бога, впадает либо в ярость, либо в похоть», что и произошло с сатаной, который отпав от Бога, возомнил себя равным с Ним и превыше Него. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Гордость в каждом производит то, что он не знает самого себя, и после многих трудов уничтожает все сокровища добродетели… Она зарождается в нас, когда мы поступаем правильно. Обыкновенно ничто так не производит гордости, как добрая совесть, если мы не будем внимательны». Это внимание к себе Денница утратил, что и привело его к падению. Однако природа возникновения зла в Люцифере и в человеке совершенно разная. Это обусловлено тем, что у нас есть дух, душа, тело, мы подвержены болезням и смерти, а у ангела ничего этого нет. О том, почему у ангела нет души я расскажу в следующий раз. Зло, возникшее как порча или повреждение нетленной ангельской природы, поразило разум Люцифера, а через него и всех падших аггелов, которых он увлек за собой силой убеждения. Их зараженность тлением была не наследственная, как у человека, а в силу прямого воздействия Люцифера на светлые умы служебных духов, сила которых многократно уступала ментальной силе их предводителя. Кроме того, падшие ангелы прислушивались к его словам, поскольку Люцифер, как первый Ангел Света, был для них вышестоящим посланником Бога. Здесь необходимо сделать важное пояснение. Из всех ангелов пала только незначительная часть, а остальные устояли. Этому есть богословское объяснение. Во-первых, не все ангелы могли слышать речи диавола, а значить поддаться его обольщению, а во-вторых, все зависело от силы любви или влечения к Богу, которой наделены ангелы и люди. Каждый из них индивидуален. Индивидуальность - отличительное свойство любви, поскольку любовь – это стремление разумной твари к предмету вожделения. В нашем случае – это движение к Богу. У одних влечение сильнее, у других – слабее. Чем сильнее любовь к Богу, тем выше дарования Духа и сила разума. Все, что существует отличается от себе подобных, и в этом состоит смысл бытия мира. Даже на одном дереве нет одинаковых листочков. Поэтому у разных индивидуумов разные качества и способности. Так было и в ангельском мире. Обладающие более сильным влечением к Богу, имеют более высокие дарования и силы по сравнению с остальными. Этим обусловлена и ангельская иерархия из девяти нам известных чинов, наделенных своими способностями, силой и полномочиями. Применительно к падению ангельского мира, это означает следующее. Ангелы с более сильной любовью к Богу не отвлеклись на речи Люцифера и сохранили внимательность к себе, а значит устояли. Те из них, у кого стремление к Богу было не таким сильным, оказались менее внимательными к себе и пали, обольщенные речами диавола.
Для понимания природы зла и греха важно знать духовное строение разумной твари. У человека и ангела духовная природа состоит из ума, разума, желательной и яростной частей. Ум – это вместилище информации как жесткий диск на компьютере и он неподвижен, хотя и отвечает за нравственную и, частично, познавательную деятельность; разум – сила, обрабатывающая эту информацию и выдающее целеуказания воли, что-то вроде программного обеспечения и источника умственной энергии, и он постоянно в действии; желательная часть – отвечает за формирование желания и от нее напрямую зависит возникновение страстей в падшем существе; яростная часть – это сила страсти или энергия, с которой существо устремляется для удовлетворения желаний. Она отличается от жизненной силы, поддерживающей весь организм. Ангельская природа отличается от человеческой тем, что у ангелов, с момента сотворения, ум и разум находятся в активном и доминирующем положении, а желательная и яростная части пребывает в виде потенции или возможности. Их наличие – неотъемлемая часть ангельского и человеческого естества, без чего бытие разумной твари невозможно. Другими словами, ангелы, в отличие от людей, не испытывают желаний и не подвержены страстям. Их естественное состояние – чистый и бесстрастный ум, устремленный к Богу. Причем восхваление святых серафимов : «Свят, свят, свят Господь Саваоф!», – не проявление чувств или страстей высших сил, а неотъемлемая часть их естества. Ничего другого ангелы не испытывают. Поэтому, когда Люцифер отвлекся от созерцания Бога, в его уме моментально начались процессы, приведшие к изменению иерархии природных сил: ум и разум, потеряв внимание к источнику жизни ослабли, а желательное и яростное начало взяло верх над разумной частью естества. Это привело к возникновению желания и страстности, к мечтательности стать превыше Бога, и соответственно, к отпадению от Творца, то есть – к пороку. «А порок быть и не вредить не может», – говорил блаженный Августин.
Вместе с тем, диавола грешником назвать нельзя, поскольку грех, как промах или ошибка, совершенная по ведению или неведению, подлежит исправлению и исцелению через покаяние. Диавол этого лишен, поскольку покаяние или восстановление движения к Богу для него невозможно. Это обусловлено тем, что ум Люцифера был поражен гордыней с такой силой, что процессы отторжения от Бога приобрели необратимый характер. После низвержения сатана, уже не испытывал мечтательности и ярости, поскольку само их действие было сковано победой небесных сил. Поэтому, обездвиженные желательная и яростная часть дьявольской природы, являются аллегорическими цепями, которыми он прикован в преисподней, то есть тем, что держит сатану в узде, в смысле ограничения этих сил. Эти «цепи» нельзя понимать буквально, как узы арестанта, ибо, в противном случае, невозможно объяснить, каким образом диавол оказался в пустыне, чтобы искушать Христа. Поражение желательной и яростной сил было необходимо, поскольку, имея страсть и желание, обладающий бессмертием и свободной волей, Люцифер не прекратил бы вечной брани против Бога, видимого и невидимого мира. Преисполненный злобой, он бы начал брань со всеми творениями Божьими, и в конечном итоге, – с самим с собой. А это не входило в план Божественного Домостроительства. Ненависть, с которой диавол нападает на человека – это не проявление его страстности в виде чувства мести или зависти к человеку, как принято считать. Это неотъемлемое свойство его падшей природы в том виде и в той мере, насколько это попущено Богом для будущего спасения человечества. Апостол Петр сравнивает диавола со львом, который: «Рыкая, ходит, иский кого поглотити» (1Пет.5:8). А каждое слово Писания – это слово или плоть Самого Бога, как его определяет Максим Исповедник. Оно – олицетворение самой Истины. Поэтому, не случайно диавол уподобляется льву, ибо лев ищет «кого поглотить», то есть, ищет себе пропитание в силу животной природы. Лев поглощает добычу не из жажды мести или чувства удовольствия, а в силу естественной необходимости, чтобы не погибнуть от голода. То же самое делает и враг рода человеческого. Он ищет поглощение или похищения души не ради мести или удовольствия, а потому такова его дьявольская природа, за рамки которой он выйти не может. Сущностью сатаны стало абсолютное и совершенное зло, и все что он творит, это его естественное состояние. И если у ангелов света природа проявляется в устремлении к Богу и восхвалению Творца, то у диавола и его слуг – в причинении зла. Это часть их сущности, лишившись которой, они уничтожатся, ибо любое изменение природы, по учению святых отцов, ведет к ее разрушению.
Ангелы сотворены Богом одним мановением мысли и не содержат в себе, в отличии от человека, ни образа, ни подобия Божьего. Это коренным образом отличает их от нас. Даже павший и согрешивший человек продолжает сохранять в себе образ и подобие Творца, что гарантирует ему возможность покаяния, ибо совесть, которая к этому призывает, является частью образа Божия и критерием выбора между добром и злом. Ангелы же, хотя и обладают свободной волей и совершеннейшим умом, но, тем не менее, являются служебными духами. Поэтому они никогда не стоят перед выбором между добром и злом. Любой выбор основан на желании, а у ангелов желания, а значит и выбора нет, ибо это противно их природе, изначально устремленной к Богу. Падшие духи не выбирали, руководствуясь совестью, между добром и злом, а подчинились той силе, сопротивляться которой не могли, то есть воле Люцифера. Поэтому и ангелы света, и бесы не нуждаются в совести, ибо не испытывают необходимости в оценке своих поступков с морально-нравственной точки зрения. Они делают только то, что свойственно их сущности, не вдаваясь в этические рассуждения. Для беса зло – это благо, а для ангела – добро есть благо, и никакой компромисс между ними невозможен в силу различия природ. «Что общего у света с тьмою?» (2Кор.6:14), – говорит апостол Павел. Но это не значит, что ангелы – безвольные и инертные существа, не имеющие свободной воли. В противном случае, их падение было бы вообще невозможным. Лишенные свободы и подчиненные Творцу, они не смогли бы уклониться в сторону от Бога.
Падение ангела означает моментальное искажение его первозданного естества, выражающееся в отсутствии всякого богообщения. Падший ангел лишен влечения к Творцу, без которого его обращение просто невозможно. Любая природа, по учению святых отцов, сама по себе измениться не в состоянии, ибо не способно изменить себя то, что себя не создавало, как не может горшок изменить свою форму. Но и Бог не может восстановить природу падших ангелов, поскольку она, поражена злом, и не в состоянии принять благодать, а главное, – аггелы не способны этого пожелать. А насильно Бог никого не спасает. Покаяние, а значит и исцеление зла, для сатаны невозможно, как не имеющего образа и подобия Божьего, то есть силы, способствующей этому обращению. Человеку такая возможность дана, а ангелу – нет. Поэтому, диавол уже осужден со своими слугами по слову Спасителя: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41).
У человека после грехопадения желательная и яростная часть души возобладали, а разум умалился и оказался у них подчинении. Святитель Василий Великий говорил: «Повредилась же душа, уклонившись от того, что ей естественно. А что было для нее главным благом? Пребывание с Богом и единение с Ним посредством любви. Отпав от Него, она стала страдать различными и многообразными недугами». В силу этого уклонения, страсти и желания взяли верх над человеческой природой, исказив ее первозданную суть. Но грех, впрыснутый диаволом в Адама, не смог преодолеть силу образа и подобия Божьего человеческой природы. Поэтому люди сохранили в себе возможность покаяния и воссоединения с Творцом. Она есть в каждом, но, к сожалению, не все к ней прибегают. Если бы образ и подобие Божии были бы поражены диаволом, то само Вочеловечивание Христа стало бы невозможным, а покаяние недоступным.
Диавол крайне не заинтересован в том, чтобы людям открылась подоплека его падения, поскольку, только сохраняя «внемление себе» или бдительность, человек может противостоять козням лукавого. Но Господь приоткрыл эту тайну в истории жены Лота, которая на мгновение, отвлекшись от главного, то есть от движения к Богу, превратилась в соляной столб. К сожалению, многие люди давно превратились в такие столбы, но еще не знают об этом, ибо грех застилает очи разума. Поэтому, для каждого важно находится в постоянном внимании к себе, к своим помыслам, и, главное – пребывать в богообщении, чтобы разум не увлекся в сторону от благодати и не дал места зарождению порока. Предвидя это, Бог и заложил в каждом стремление к Себе. Но это уже другая важная и не менее обширная тема. Более подробно о грехе и его природе мы поговорим в следующий раз.
Свидетельство о публикации №224101700361