О падении Люцифера и ангелов

                Падение ангелов началось, как известно, с падения Люцифера – первого Ангела Света. Он за собой увлек остальных и так произошло разделение ангелов света и аггелов тьмы. Позже началась война между бесами во главе с дьяволом и небесным воинством во главе с Архангелом Михаилом, после чего сатана был низвергнут на землю, как молния, и заточен в преисподнюю. Позже дьявол искусил наших прародителей и в мир вошел грех. Как мы знаем, Адам пал, искушаемый Евой, а Еву соблазнил диавол в облике змея. Возникает вопрос: что стало причиной падения самого Люцифера, если он был одним из самых приближенных к Богу ангелов и не имел никакого порока. Причиной злого поступка является злая воля, а злой воли – злой помысел. Но изначально злой воли не было, а была только воля добрая, Божия. А добрая воля не может быть причиной злой. Каким же образом появилось греховное желание, откуда? Кто искусил Люцифера, если не было искусителя? Как он мог согрешить, если в мире не было греха? Не ответив на эти вопросы, мы не сможем понять, как нам уберечься от падения, поскольку все случившиеся с диаволом повторяется в судьбе каждого грешника. Представляется, что падение Денницы и зарождение первого зла могло происходить следующим образом.
                Бог создал ангелов чистыми и высокоразумными существами со свободной волей, что является необходимым условием добровольного служения Богу. Существа, лишенные выбора, не могут любить Бога и, тем более, быть Ему помощниками. При сотворении людей и служебных духов, Господь вложил в каждого стремление к Себе, без чего их бытие не имело смысла. Природное влечение к Творцу является необходимым условием для причастия благодати.  Стремление к Богу необходимо поддерживать разумной волей существа, чтобы оно не угасало и не смешивалось с другими желаниями. В этом и состоит служение Господу. Отсутствие самоконтроля или его ослабление отвлекает внимание от Бога. Из-за этого умаляется природная сила естества, что ведет  к возникновению тления или порока. Оно не имеет собственного бытия, а является следствием истощения жизненной силы. Как тело, лишенное жизни, гниет и разлагается, так и природа разумной твари, без божественной энергии подвергается тлению. Об этом же учит и преподобный Максим Исповедник: «Как не-порча логоса (Божественной природы, идеи, воли Бога, который предшествует бытию всякой твари) опосредствована "вниманием", так и порча - "невниманием"». Об этом же возвещает и Священное Писание в Книги Второзакония: «Внемли себе» (Втор.15:9). Укоренившись, зло поражает разум, и зарождает в нем мечтательность и страстность, увлекающие в сторону от Бога.  Преподобный Нил Мироточивый называет эту мечтательность «псилафизмом» то есть «мысленным прельщением чувственностями и небрежением о небесных благах». «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис.14:13-14), - мечтает Люцифер. Мечтательность – есть мать и всех чувственных наслаждений. Она убивает стремление к Богу, обрекая душу на погибель. Апостол Петр стал тонуть, как только отвлекся от Христа на бушующее море. Ослабление внимания уводит ум в область пустых  мечтаний и порождает тление или зло в разумной части души. И тогда, не встречая должного внимания со стороны разума, ослабевает защитная сила благодати. Зло, поразив ослабленный ум, становится семенем греха. Как из горчичного зернышка вырастает ветвистое дерево, так и из семени зла произрастают в душе многочисленные и разнообразные грехи. Иначе говоря, зло – это сущность, а грех – его проявление, действие; или зло это грех в возможности.
                Причиной падения Ангела Света стало ослабление внимания, что  привело к зарождению  порчи в непорочной ангельской сущности. Незаметно развившись в Люцифере, зло породило грех в виде гордыни. Преподобный Максим Исповедник писал: "Зло есть недостаток деятельности присущих естеству сил в отношении к их цели и решительно не есть что-либо другое". Другими словами, невнимание к себе ослабило стремление к Богу, что и явилось причиной зла, возникшего вместо благодати. Оно через змея, ужалившего Адама, распространило свои метастазы на всю человеческую природу. В связи с этим Максим Исповедник замечает: "Зло по природе своей является способным к рассеиванию, неустойчивым многообразным и разделяющим…ему свойственно разделять соединенное и разрушать его", что характерно и для раковой опухоли. Преподобный Онуфрий Великий однажды сказал: «Ум, отпавший от Бога, впадает либо в ярость, либо в похоть», что и произошло с сатаной, который отпав от Бога, возненавидел Его. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Гордость в каждом производит то, что он не знает самого себя, и после многих трудов уничтожает все сокровища добродетели… Она зарождается в нас, когда мы поступаем правильно. Обыкновенно ничто так не производит гордости, как добрая совесть, если мы не будем внимательны». Это внимание к себе Денница утратил, что и привело его к падению. Однако природа зла в Люцифере и в человеке совершенно разная. Это обусловлено тем, что у нас есть дух, душа, тело, мы подвержены болезням и смерти, а у ангела ничего этого нет. О том, почему у ангела нет души я расскажу в следующий раз. Зло, возникшее как порча или повреждение ангельской природы, поразило разум Люцифера, а через него и тех ангелов, которых он увлек за собой силой убеждения. Их зараженность тлением была не наследственная, как у человека,  а в силу прямого воздействия Люцифера на светлые умы служебных духов, сила которых многократно уступала ментальной силе их предводителя. Кроме того, падшие ангелы прислушивались к его словам, поскольку Люцифер был для них вышестоящим посланником Бога. Здесь необходимо сделать важное пояснение. Из всех ангелов пала только третья часть, а остальные сохранили верность Богу. Этому есть свое объяснение. Во-первых, не все ангелы могли слышать речи диавола, а значить поддаться его обольщению, а во-вторых, все зависело от силы любви или влечения к Творцу, которой наделены ангелы и люди.   
                Индивидуальность - отличительное свойство любви, то есть стремления к желанному. В нашем случае – это движение к Богу. У одних влечение сильнее, у других – слабее. Чем сильнее любовь к Богу, тем выше дарования Духа и сила разума. Все, что существует отличается от себе подобных, и в этом состоит смысл бытия мира. Даже на одном дереве нет одинаковых листьев. Поэтому у разных индивидуумов разные качества и способности. Так было и в ангельском мире. Обладающие более сильным влечением к Богу, имеют более высокие дарования и силы по сравнению с остальными. Этим обусловлена и ангельская иерархия из девяти чинов, наделенных своими способностями и полномочиями. Применительно к падению ангелов, это означает следующее. Одни из них  с более сильной любовью к Богу не отвлеклись на речи Люцифера и сохранили внимание к себе, а значит устояли; а другие, у кого влечение к Богу было слабее пали, обольщенные речами диавола.
                Для понимания зла и греха важно разобраться в духовной природе разумной твари. У человека и ангела она состоит из ума, разума, желательной и яростной частей. Ум – это вместилище информации как жесткий диск на компьютере и он неподвижен, хотя и отвечает за нравственную и, частично, познавательную деятельность; разум – сила, обрабатывающая эту информацию и выдающее целеуказания воли, что-то вроде программного обеспечения и он постоянно в действии, даже во сне; желательная часть – отвечает за формирование желания и от нее напрямую зависит возникновение страстей в падшем существе; яростная сторона – это сила страсти или энергия, с которой существо устремляется на объект желания или ненависти. Ангельская природа отличается от человеческой тем, что у ангелов ум  и разум находятся в активном состоянии, а желательная  и яростная части пребывает в виде потенции. Их наличие – неотъемлемая часть ангельского и человеческого естества, без чего бытие разумной твари невозможно. Другими словами, ангелы, в отличие от людей, не испытывают желаний и не подвержены страстям. Их естественное состояние – чистый и бесстрастный ум, устремленный к Богу. Причем восхваление святых серафимов : «Свят, свят, свят Господь Саваоф!», –  не проявление чувств высших сил, а неотъемлемая часть их природы. Ничего другого ангелы не испытывают. Поэтому, когда Люцифер отвлекся от созерцания Бога и размечтался, в его уме моментально начались процессы, приведшие к изменению иерархии природных сил: ум и разум, потеряв внимание к источнику жизни ослабли, а желательное и яростное начало взяло верх над разумом. Это привело к возникновению желания и страстности, к  мечтательности стать равным Богу,  и соответственно, к утрате благодати, то есть – к пороку.  «А порок быть и не вредить не может», – говорил блаженный Августин.
                Вместе с тем, диавола грешником назвать нельзя, поскольку грех, как промах или ошибка, совершенная по ведению или неведению, подлежит исправлению и исцелению через покаяние. Диавол этого лишен, поскольку покаяние или возвращение к Богу для него невозможно. Это обусловлено тем,  что ум Люцифера был поражен гордыней с такой силой,  что процессы отторжения от Блага приобрели необратимый характер. После низвержения сатана уже не испытывал мечтательности и ярости, поскольку само их действие было сковано победой небесных сил. Поэтому, обездвиженные желательная и яростная часть дьявольской природы, являются аллегорическими цепями, которыми он прикован в преисподней, то есть тем, что держит сатану в узде, в смысле ограничения этих сил.  Эти «цепи» нельзя понимать буквально, как узы арестанта, ибо, в противном случае, невозможно объяснить, каким образом диавол оказался в пустыне, чтобы искушать Христа. Поражение желательной и яростной сил было необходимо, поскольку, имея страсть и желание, обладающий бессмертием и свободной волей, Люцифер не прекратил бы вечной брани против Бога, видимого и невидимого мира. Преисполненный злобой, он бы начал брань со всеми творениями Божьими, и в конечном итоге, – с самим с собой. А это не входило в план Божественного Домостроительства. Ненависть, с которой диавол нападает на  человека – это не проявление его страстности  в виде чувства мести или зависти к человеку, как принято считать. Это неотъемлемое свойство его падшей природы в том виде и в той мере, насколько это попущено Богом для будущего спасения мира. Апостол Петр сравнивает диавола со львом, который: «Рыкая, ходит, иский кого поглотити» (1Пет.5:8). А каждое слово Писания – это слово или плоть Самого Бога, как его определяет Максим Исповедник. Оно – олицетворение самой Истины. Поэтому, не случайно диавол уподобляется льву, ибо лев ищет «кого поглотить», то есть, ищет себе пропитание в силу животной  природы. Лев поглощает добычу не из жажды мести или чувства удовольствия, а в силу естественной необходимости, чтобы не погибнуть от голода. То же самое делает и сатана. Он ищет поглощение или похищения души не ради мести или удовольствия, а потому такова его дьявольская природа, за рамки которой он выйти не может.  Сущностью Денницы стало абсолютное и совершенное зло, и все что он творит, исходит из его природы. И если у ангелов света  сущность проявляется в устремлении к Богу и восхвалению Творца, то у диавола и его аггелов – в причинении зла. Это часть их бытия, лишившись которой, они уничтожатся, ибо любое изменение природы, по учению святых отцов, ведет к ее разрушению. 
                В этом вопросе недопустимо пускаться в другую крайность –  оправдание дьявола. Нельзя, рассматривая его действия в мире, все списывать на злую природу. Иначе получится, что лукавый ни в чем не виноват. Мол, природа у него такая, у несчастного, не может он не строить козни как лев не может не есть мяса. Сатана осужден, а значит в любом случае признан виновным Судом Божиим. Его вина заключается в том, что зло, которое стало причиной греха, он произвел в себе сам, отпав от Бога. Поэтому винить он может только себя. Люди, в отличие от дьявола, падшую природу получают от родителей и поэтому Суд над ними иной. В силу этого, грех дьявола – это не тоже самое, что согрешения людей. Грех Люцифера проистекает из зла, которое в нем. Прегрешение человека – плод свободного произволения. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Когда воплотилось Слово, грешники исчезли, а остались только делатели беззакония». Другими словами, Христос дал людям возможность избавиться от греха через покаяние, которым и оправдывается грешник. Дьявол не может покаяться, ибо не считает себя виновным. Его «правда» противостоит правде Божьей. Кроме того, покаянию предшествует любовь к Богу, которой у демонов нет. Когда Люцифер и аггелы пали, их естество наполнила ненависть к Создателю. Не бывает абсолютно злых и абсолютно добрых людей. В человеке всегда присутствуют и противоборствуют два начала, и в зависимости от того, какое побеждает мы либо каемся, либо грешим. У дьявола такой брани нет. Он в полной мере является носителем абсолютного зла и поэтому обращения к Богу для него противно по самой природе.
                Ангелы сотворены Богом одним мановением мысли и не содержат в себе ни образа, ни подобия Божьего. Это коренным образом отличает их от нас. Даже павший и согрешивший человек продолжает сохранять в себе образ и подобие, что гарантирует ему возможность покаяния,  благодаря совести. Ангелы, хотя и обладают свободной волей и совершеннейшим умом, но, тем не менее, являются служебными духами. Поэтому они никогда не стоят перед выбором между добром и злом. Любой выбор основан на желании, а у ангелов желания, а значит и выбора нет, ибо это противно их природе, изначально устремленной к Богу. Падшие духи не выбирали, руководствуясь совестью, между добром и злом, а подчинились той силе, сопротивляться которой не могли, то есть воле Люцифера. Поэтому и ангелы света, и бесы не нуждаются в совести, ибо не испытывают необходимости  в оценке своих поступков с морально-нравственной точки зрения. Они делают только то, что свойственно их сущности, не вдаваясь в этические рассуждения. Для беса  зло – это благо, а для ангела – добро есть благо, и никакой компромисс между ними невозможен в силу нравственного различия природ. «Что общего у света с тьмою?» (2Кор.6:14), – замечает апостол Павел. Но это не значит, что ангелы – безвольные и инертные существа, не имеющие свободной  воли. В противном случае, их падение было бы вообще невозможным. Лишенные свободы и подчиненные Творцу, они не смогли бы уклониться в сторону от Бога. 
                Падение ангела означает моментальное искажение его первозданного естества, выражающееся в отсутствии всякого богообщения. Падший дух лишен влечения к Творцу, без которого его обращение просто невозможно. Любая природа, по учению святых отцов, сама по себе измениться не в состоянии, ибо не способно изменить себя то, что себя не создавало, как не может горшок сам изменить свою форму. Но и Бог не может восстановить природу падших ангелов, поскольку она, поражена злом,  и не в состоянии принять благость,  а главное, – аггелы не способны этого желать. А насильно Бог никого не спасает.  Покаяние, а значит и исцеление зла, для сатаны невозможно, как не имеющего образа и подобия Божьего, то есть силы, способствующей этому обращению. Человеку такая возможность дана, а ангелу – нет. Поэтому, диавол уже осужден со своими слугами по слову Спасителя: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41).   
                У человека после грехопадения желательная и яростная часть души возобладали, а разум умалился и оказался в подчинении. Святитель Василий Великий говорил: «Повредилась же душа, уклонившись от того, что ей естественно. А что было для нее главным благом? Пребывание с Богом и единение с Ним посредством любви. Отпав от Него, она стала страдать различными и многообразными недугами». В силу уклонения, страсти и желания взяли верх над человеческой природой, исказив ее первозданную суть. Но грех, впрыснутый диаволом в Адама, не смог преодолеть силу образа и подобия Божьего. Поэтому люди сохранили в себе возможность покаяния и воссоединения с Творцом. Она есть в каждом, но, к сожалению, не все к ней прибегают. Если диавол смог бы поразить образ и подобие в человеке, то само Вочеловечивание Христа стало бы невозможным, а покаяние недоступным.
                Сатана крайне не заинтересован в том, чтобы людям открылась подоплека его падения, поскольку, только сохраняя «внемление себе» или бдительность, разум может противостоять козням лукавого.  Но Господь приоткрыл эту тайну в истории жены Лота, которая на мгновение, отвлекшись от главного, то есть от движения к Богу, превратилась в соляной столб. К сожалению, многие люди давно превратились в такие столбы, но еще не знают об этом, ибо грех застилает очи разума.  Поэтому, для каждого важно находится в постоянном внимании к себе, к своим помыслам, и, главное – пребывать в богообщении, чтобы разум не увлекся в сторону от благодати и не дал места пороку. Предвидя это, Бог и заложил в каждом стремление к Себе. Но это уже другая важная и не менее обширная тема
.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.