О падении Люцифера и ангелов
Бог создал ангелов чистыми и высокоразумными существами со свободной волей. Наличие свободной воли у ангелов и людей является необходимым условием их добровольного служения Богу и участия в Его любви. Существа, не наделенные свободной волей, не могут любить Бога и, тем более, быть Ему помощниками. При сотворении людей и служебных духов, Бог вложил в них стремление к Себе, без которого их существование было бы лишено смысла. Это влечение к Творцу является одновременно и необходимым условием для причастия Божественной благодати как к источнику вечной жизни. Стремление к Богу необходимо постоянно поддерживать разумной волей существа, чтобы оно не угасало и не смешивалось с другими помыслами. В этом и состоит служение Богу. Отсутствие самоконтроля или его ослабление ведет к отвлечению внимания от Источника жизни. Как только влечение к нему ослабевает, происходит отрыв существа от источника благодати. Из-за этого ослабевает природная сила естества. В таком ослабевшем существе мгновенно зарождается тление или порок, которое не имеет собственного бытия, а является следствием умаления божественной энергии. Как тело, лишенное жизненной силы, разлагается и гниет, так и природа разумной твари, лишенная полноты благодати, начинает претерпевать качественные изменения, то есть подвергаться тлению. Об этом же учит и преподобный Максим Исповедник: «Как не-порча логоса (Божественной природы, идеи, воли Бога, который предшествует бытию всякой твари) опосредствована "вниманием", так и порча - "невниманием"». Об этом же возвещает и Священное Писание в Книги Второзакония: «Внемли себе» (Втор.15:9). Укоренившись, зло поражает разум, и зарождает в нем мечтательность и страстность, побуждающие начать движение в сторону от Бога. Преподобный Нил Мироточивый называет эту мечтательность «псилафизмом» то есть «мысленным прельщением чувственностями и небрежением о небесных благах». «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис.14:13-14), - мечтает Люцифер. Мечтательность – есть мать и всех чувственных наслаждений. Она убивает в разумной твари стремление к Создателю, обрекая душу на погибель. Характерно, что апостол Петр стал погибать, как только перестал смотреть на Христа и отвлекся на бушующее море. Ослабление внимания уводит ум в область пустых мечтаний и этим порождает тление или зло в разумной части естества. Это происходит потому, что ослабевает защитная сила благодати, не встречая должного стремления со стороны разума. Зло, поразив ослабленный ум, становится семенем греха, ведущего к погибели. Как из горчичного зернышка вырастает дерево с многочисленными ветвями, так и из семени зла произрастают в душе многочисленные и разнообразные грехи.
Поэтому падение Люцифера заключалось в том, что ослабление внимания к себе повлекло возникновение очага порчи (зла) в его непорочной сущности. Незаметно развившись в чистом уме ангела, зло породило грех, проявившийся в Люцифере как гордыня. Это была первая раковая опухоль греха, которая через змея, ужалившего Адама, распространила свои метастазы на всю человеческую природу. Преподобный Онуфрий Великий однажды сказал: «Ум, отпавший от Бога, впадает либо в ярость, либо в похоть», что и произошло с сатаной, который отпав от Бога, возомнил себя равным с Ним и превыше Него. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Гордость в каждом производит то, что он не знает самого себя, и после многих трудов уничтожает все сокровища добродетели… Она зарождается в нас, когда мы поступаем правильно. Обыкновенно ничто так не производит гордости, как добрая совесть, если мы не будем внимательны». Это внимание к себе Денница утратил, что и привело его к падению. Однако природа возникновения зла в Люцифере и в человеке совершенно разная. Это обусловлено тем, что у нас есть душа, тело, мы подвержены болезням и смерти, а у ангела ничего этого нет. О том, почему у ангела нет души я расскажу в следующий раз. Зло, возникшее как порча или повреждение нетленной ангельской природы, поразило разум Люцифера, а через него и всех падших аггелов, которых он увлек за собой силой убеждения. Их зараженность тлением была не наследственная, как у человека, а в силу прямого воздействия Люцифера на светлые умы служебных духов, сила которых многократно уступала ментальной силе их предводителя. Кроме того, падшие ангелы прислушивались к его словам, поскольку Люцифер, как Первый Ангел Света, был для них вышестоящим посланником Бога. Здесь необходимо сделать важное пояснение. Из всех ангелов пала только незначительная часть, а остальные устояли. Этому есть богословское объяснение. Во-первых, не все ангелы могли слышать речи диавола, а значить поддаться его обольщению, а во-вторых, все зависело от силы любви или влечения к Богу, которой наделены ангелы и люди. Каждый из них индивидуален. Индивидуальность - отличительное свойство любви, поскольку любовь – это стремление разумной твари к предмету вожделения. В нашем случае – это движение к Богу. У одних влечение сильнее, у других – слабее. Чем сильнее любовь к Богу, тем выше дарования Духа и сила разума. Все, что существует отличается от себе подобных, и в этом состоит смысл бытия мира. Даже на одном дереве нет одинаковых листочков. Поэтому у разных индивидуумов разные качества и способности. Так было и в ангельском мире. Обладающие более сильным влечением к Богу, имеют более высокие дарования и силы по сравнению с остальными. Этим обусловлена и ангельская иерархия из девяти нам известных чинов. Применительно к падению ангельского мира, это означает следующее. Ангелы с более сильной любовью к Богу не отвлеклись на речи Люцифера и сохранили внимательность к себе, а значит устояли. Те из них, у кого стремление к Богу было не таким сильным, оказались менее внимательными к себе и пали, обольщенные речами диавола.
Для понимания природы зла и греха важно знать духовное строение разумной твари. У человека и ангела духовная природа состоит из ума, разума, желательной и яростной частей. Ум – это вместилище информации как жесткий диск на компьютере и он неподвижен, хотя и отвечает за нравственную и, частично, познавательную деятельность; разум – сила, обрабатывающая эту информацию и выдающее целеуказания воли, что-то вроде программного обеспечения и источника умственной энергии, и он постоянно в действии; желательная часть – отвечает за формирование желания и от нее напрямую зависит возникновение страстей в падшем существе; яростная часть – это сила страсти или энергия, с которой существо устремляется для удовлетворения желаний. Она отличается от жизненной силы. Ангельская природа отличается от человеческой тем, что у ангелов, с момента сотворения, ум и разум находятся в активном и доминирующем положении, а желательная и яростная части пребывает в виде потенции или возможности. Их наличие – неотъемлемая часть ангельского и человеческого естества, без чего бытие разумной твари невозможно. Другими словами, ангелы, в отличие от людей, не испытывают желаний и не подвержены страстям. Их естественное состояние – чистый и бесстрастный ум, устремленный к Богу. Причем восхваление святых серафимов : «Свят, свят, свят Господь Саваоф!», - не проявление чувств или страстей высших сил, а неотъемлемая часть ангельской природы, ее естественное состояние. Ничего другого они не испытывают. Поэтому, когда Люцифер отвлекся от созерцания и прославления Бога, в его уме моментально начались процессы, приведшие к изменению иерархии природных сил: ум и разум, потеряв внимание к источнику жизни ослабли, а желательное и яростное начало взяло верх над разумной частью естества. Это привело к возникновению желания и страстности, к мечтательности стать превыше Бога, и соответственно, к отпадению от Творца, то есть – к пороку. «А порок быть и не вредить не может», - говорил блаженный Августин.
Вместе с тем, диавола грешником назвать нельзя, поскольку грех, как промах или ошибка, совершенная по ведению или неведению, подлежит исправлению и исцелению через покаяние. Диавол этого лишен, поскольку покаяние или восстановление движения к Богу для него невозможно. Это обусловлено тем, что его ум был поражен гордыней с такой силой что процессы отторжения от Бога приобрели необратимый характер. После низвержения сатана, уже не испытывал мечтательности и ярости, поскольку само их действие было сковано победой небесных сил. Поэтому, обездвиженные желательная и яростная часть дьявольской природы, являются аллегорическими цепями, которыми он прикован в преисподней, то есть тем, что держит сатану в узде, в смысле ограничения этих сил. Эти «цепи» нельзя понимать буквально, как узы арестанта, ибо, в противном случае, невозможно объяснить, каким образом диавол оказался в пустыне, чтобы искушать Христа. Поражение желательной и яростной сил было необходимо, поскольку, имея страсть и желание, обладающий бессмертием и свободной волей, Люцифер не прекратил бы вечной брани против Бога, видимого и невидимого мира. Преисполненный злобой, он бы начал брань со всеми творениями Божьими, и в конечном итоге, – с самим с собой. А это не входило в план Божественного Домостроительства. Ненависть, с которой диавол нападает на человека – это не проявление его страстности в виде чувства мести и зависти к человеку, как принято считать. Это неотъемлемое свойство его падшей природы в том виде и в той мере, насколько это попущено Богом, ради будущего спасения человечества. Апостол Петр сравнивает диавола со львом, который ходит: «Рыкая, ходит, иский кого поглотити» (1Пет.5:8). А каждое слово Писания – это слово или плоть Самого Бога, как его определяет Максим Исповедник. Оно – олицетворение самой Истины. Поэтому, не случайно диавол уподобляется льву, ибо лев ищет «кого поглотить», то есть, ищет себе пропитание в силу его природы. Лев поглощает добычу не из жажды мести или чувства удовольствия, а в силу естественной необходимости, чтобы не погибнуть от голода. То же самое делает и враг рода человеческого. Он ищет поглощение или похищения души не ради мести или удовольствия, а потому что это часть его дьявольской природы, за рамки которой он выйти не может. Сущностью сатаны стало абсолютное и совершенное зло, и все что он творит, это его естественное состояние. И если у ангелов света природа проявляется в устремлении к Богу и восхвалению Творца, то у диавола и его слуг – в причинении зла. Это часть их сущности, лишившись которой, они уничтожат сами себя, ибо любое изменение природы, по учению святых отцов, ведет к ее разрушению.
Ангелы сотворены Богом одним мановением мысли и не содержат в себе, в отличии от человека, ни образа, ни подобия Божьего. Это коренным образом отличает их от нас. Даже павший и согрешивший человек продолжает сохранять в себе образ и подобие Творца, что гарантирует ему возможность покаяния, ибо совесть, которая к этому призывает, является частью образа Божия и критерием выбора между добром и злом. Ангелы же, хотя и обладают свободной волей и совершеннейшим умом, но, тем не менее, являются служебными духами. Поэтому они никогда не стоят перед выбором между добром и злом. Любой выбор основан на желании, а у ангелов никакого желания, а значит и выбора нет, ибо это противно их природе, поскольку они изначально устремлены к Богу. Падшие духи не выбирали, руководствуясь совестью, между добром и злом, а подчинились той силе, сопротивляться которой не могли, то есть воле Люцифера. Поэтому и ангелы света, и бесы не нуждаются в совести, ибо не испытывают необходимости в оценке своих поступков с морально-нравственной точки зрения. Они делают только то, что свойственно их сущности, не вдаваясь в этические рассуждения. Для беса зло – это благо, а для ангела – добро есть благо, и никакой компромисс между ними невозможен в силу различия их природ. «Что общего у света с тьмою?» (2Кор.6:14), - говорит апостол Павел. Но это не значит, что ангелы – безвольные и инертные существа, не имеющие свободной воли и разума. В противном случае, их падение было бы вообще невозможным. Лишенные свободы и подчиненные Творцу, они не смогли бы уклониться в сторону от Бога.
Падение ангела означает моментальное искажение его первозданного естества, выражающееся в отсутствии всякого богообщения. Падший ангел лишен Божественной благодати, без которой его восстановление просто невозможно. Любая природа, по учению святых отцов, сама по себе измениться не может, ибо не может изменить себя то, что само себя не создавало, как не может горшок изменить горшечника. Но и Бог не может восстановить природу падших ангелов, поскольку она, поражена злом, и не в состоянии принять благодать, а главное, – аггелы не способны этого пожелать. А насильно Бог никого не спасает. Покаяние, а значит и исцеление зла, для сатаны невозможно, как не имеющего образа и подобия Божьего, то есть силы, способствующей этому обращению. Человеку такая возможность дана, а ангелу – нет. В силу этого, диавол уже осужден со своими слугами по слову Спасителя: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41).
У человека после грехопадения желательная и яростная часть души возобладали, а разум умалился и оказался у них подчинении. Святитель Василий Великий говорил: «Повредилась же душа, уклонившись от того, что ей естественно. А что было для нее главным благом? Пребывание с Богом и единение с Ним посредством любви. Отпав от Него, она стала страдать различными и многообразными недугами». В силу этого уклонения, страсти и желания взяли верх над человеческой природой, исказив ее первозданную суть. Но грех, впрыснутый диаволом в Адама, не смог преодолеть силу образа и подобия Божьего, заложенных в человеческой природе. Поэтому люди сохранили в себе возможность покаяния и воссоединение с Творцом. Эта возможность есть в каждом, но, к сожалению, не все к ней прибегают. Если бы образ и подобие Божии были бы поражены диаволом, то само Вочеловечивание Христа стало бы невозможным, а покаяние недоступным.
Диавол крайне не заинтересован в том, чтобы людям открылась подоплека его падении, поскольку, только сохраняя «внемление себе» или бдительность, человек может противостоять козням лукавого. Однако, Господь приоткрыл эту тайну в истории жены Лота, которая на мгновение, отвлекшись от главного, то есть от движения к Богу и превратилась в соляной столб. К сожалению, многие люди давно превратились в такие столбы, но еще не знают об этом, ибо грех застилает им очи разума. Поэтому, для каждого важно находится в постоянном внимании к себе, к своим помыслам, и, главное – пребывать в богообщении, чтобы разум не увлекся в сторону от благодати и не дал места зарождению порока. Предвидя это, Бог и заложил в каждом стремление к Себе. Но это уже другая важная и не менее обширная тема. Более подробно о грехе и его природе мы поговорим в следующий раз.
Свидетельство о публикации №224101700361
Отсутствие рецензий на Ваши работы - показатель низкого стремления читателей познать Божью Истину. Для далёких от Библии и веры людей это "темный лес".
Ведь большинство читателей даже младенцами во Христе не являются... И читают ли вообще богословскую литературу не богословы, не служители церкви?
С уважением,
Вера Шляховер 21.10.2024 09:52 Заявить о нарушении
Игорь Устичев 21.10.2024 10:28 Заявить о нарушении