Удивительный день. Тайна Двоих
Не возраст нашей героини определяет суть этой истории, а то, чем она (эта история) закончилась для неё в этот период её жизни.
Речь идёт о школьных предметах - алгебре и геометрии, которые становились камнем преткновения почти для всех учащихся, за исключеним нескольких, которым, в силу своего природного дарования, плюс умения внимательно слушать учителя о чём он говорит, вникать в суть предмета и отсюда, как результат, понимать и получать радость от осознания того, что ты способен говорить на языке образованного собеседника, и он прекрасно тебя понимает, без лишних слов, так как математика немногословна, не требует и не терпит развёрнутой речи, но приветствует полёт мысли.
Учительницу этих предметов в 8"Б" звали Елена Никифоровна. Фамилия - то ли Никитенко, то ли Никищенко - она не помнила точно. Но это не умаляло её чувства благодарности и восхищения перед этим Чудо-Учителем, а лично ей ещё и довелось увидеть Елену Никифоровну Человеком с большой буквы.
Это была высокая, грузная женщина около 50 лет, которая входила в класс стремительно, энергично и настолько решительно, что весь класс, 35 человек, замолкал мгновенно.
В классной комнате 8"Б", с её приходом, возникала атмосфера уважения всех учеников к Учителю, а точнее говоря, именно она, и только она, вызывала в душах 14летних подростков такое отношение к себе. Это не был страх учеников перед строгим учителем. Это было то, о чём может мечтать каждый человек. Её уважали. Не боялись, не опасались, а имено - Уважали. Отсюда и тишина на её уроках, и отсутствие перелётов и передач записок друг через друга, и, если кто-то, что-то себе позволит сказать, прошептать слово-два соседу по парте, - Елена Никифоровна, стоя у доски, записывая алгебраические уравнения, не поворачиваясь лицом к классу, продолжая писать формулы на доске, громко называла фамилию шептуна со словами:
- Ты что это там?
Шептун пристыженно умолкал, отбивая охоту у кого-бы то ни было повторить его пример.
Опять воцарялась тишина и все терпеливо ждали, когда Елена Никифоровна закончит писать на доске и начнёт общаться с классом.
Из двух предметов, которые вела Елена Никифоровна, Лена, ученица 8"Б" любила алгебру.
Для неё этот мир цифр, скобок, иксов и игриков, приведение к общему заменателю и все прочие алгебраические шарады, были занимательной игрой, которая увлекала её, как других увлекает разгадывание кроссвордов.
Она очень любила те дни, когда Елена Никифоровна, стремительно открыв дверь класса,
с ходу заявляла:
- Решаем уравнения на доске. Первые пятеро - получают «пятёрки».
Это означало, что надо думать очень быстро, так как за выполнение и правильное решение этого задания - будет гарантированная «5». Но даже не получение этой «пятёрки» было целью для Лены. А сам процесс, дух соревнования - кто быстрее всех правильно решит уравнения. Это увлекало, моментально втягивало в себя, кровь приливала к вискам. Внешне - она спокойно ждала, когда учительница закончит писать задание на доске, но внутри у неё бушевал огонь страстей. Она знала, что будет одной из первых, кто справится с заданием. Если не первая, то вторая. И опять-таки, не тот факт, что она будет победительницей в этом алгебраическом блиц-турнире, а сам процесс скорости, с которой надо было решить поставленную задачу, заводил её. Здесь было всё чётко видно, понятно и оценено по достоинству - Ты - лучший по алгебре.
С геометрией дела обстояли по другому. Она её не понимала.Это было не её поле-чудес, а, скорее, её поле сражения. Здесь она применяла другую тактику. Она зубрила все теоремы. Когда Елена Никифоровна спрашивала:
- Кто хочет у доски доказать теорему?, Лена, как правило, была единственная, кто поднимал руку желающего ответить.
Блестяще доказав ту или иную теорему, она получала «5». Все видели, что она знает предмет. Но после этого, когда всем классом решали задачу по этой же теореме, она сидела с отсутствующим взглядом и совершенно не знала, как применить эту же теорему на практике. Елена Никифоровна была не только умным человеком, она была мудрым Учителем. Поняв стратегию своей ученицы, зарабатывать пятёрки на доказывании теорем, она поддерживала Лену тем, что приглашала к доске достаточно часто для того, чтобы в четверти вывести ей «4» по геометрии, так как за решение задач на контрольных у неё были «2», а за теоремы - много «5» - суммарное в четверти и составляло «4».
Елена Никифоровна понимала и видела на деле, что её ученица - не бездельница. Учительница знала, что Лена имела много общественных нагрузок и учится в музыкальной школе. К тому же Лена организовывала все общешкольные мероприятия, выполняя неоплачиваемую работу за учителей пения, которые часто менялись в их школе и зам. директора по воспитательной работе, в чьи обязанности входили организация вечеров-концертов, которые выполняла Лена, да с такой ответственностью, что её назначили комсоргом всей школы. Но это другая история.
И вот в конце 8 класса, на выпускных Государственных экзаменах по геометрии, она берёт билет, заранее зная, что теорема ей не страшна, а задачу она не решит.
Страха не было. Скорее всего была надежда на не понять на что, а состояние духа - будь, что будет.
Она сидела за первой партой. Елена Никифоровна стого оглядывала класс, чтобы не списывали, переглядывалась с другой учительницей, которая и представляла Государственную комиссию по приёму экзамена.
Время шло. Его было много, целая вечность, но это ей не помогало. Она уже решилась идти отвечать теорему без решёной задачи, как вдруг Елена Никифоровна посмотрела прямо на неё и спросила:
- Лена, ты хочешь пойти воды попить?
Это было неслыханно.
Ученики не могли выйти из класса во время Государственного экзамена по какой бы то ни было причине. Об этом много раз говорилось ученикам и все знали это правило и подчинялись ему беспрекословно. А тут - учительница сама предлагает ей помощь открытым текстом. Но это было понятно только двоим - Учителю и ученице. Все же остальные ученики класса знали, что Лена - единственная, кто знает все теоремы наизусть, как стихи. Никто и не догадывался, что она совершенно не умела применять эти теоремы для решения задач.
Так Елена Никифоровна спасла свою ученицу.
Выйдя из класса в коридор, Лена спросила у находившегося здесь ученика, как решить эту задачу. Он ей обьяснил.
Она вернулась в класс, записала решение задачи и пошла отвечать экзамен.
Получив «4» по геометрии, она поняла, что ей выпал счастливый билет, но не экзаменационный, а жизненный, так как это и есть Счастье - встретить на своём пути Человека, который тебя понимает.
Записано: 2018
Фото: 1972
Свидетельство о публикации №224101700393
Подписываюсь под Вашим заключением...
Алекс Шведман 17.10.2024 14:54 Заявить о нарушении