История армянской литературы до 21в

История армянской литературы (до 21в.)

Армянская литература считается одной из древних литератур мира. Но сначала познакомимся с историей Армении. Армения находится на Юге Закавказья. Историки утверждают, что классическое общество появилось в начале 1-го тыс. до нашей эры: в 9-6 вв.  до н. э. в составе государства Урарту; во второй половине 1-го тыс. до н. э. сложилась армянская народность; в 1 в. до н.э. Армения была объектом борьбы между Римом и Парфией; в 3-4 вв. государство зависело от Ирана и было разделена между им и Византией; в 7-15 вв. на нее было нашествие арабов, византийцев, сельджуков, монголо-татар, Тимура; в 16-18 вв. ее территория разделена между Ираном и Турцией; в начале 19 в. Восточная Армения была присоединена к России;  с  1922 года она была в составе СССР; дальнейшая ее история – это нам пока неизвестна! Армяне живут также в США, Иране и в других странах. Ученые считают, что армянский язык – это ветвь индоевропейской семьи языков. Алфавит создал вначале 5 в. Месроп Маштоц; он же создал и письмо (ученые отмечают, что он использовал некоторые принципы греческого письма).
О жизни и борьбе племен древней Армении мы узнаем из фольклора. Наиболее известны нам мифические сказания о предке армян Хайке, об Ара Прекрасном, Вахагне (Вахагна – бог грома, молнии и грозы, символ храбрости и бесстрашия), эпические отрывки об Арташесе и Сатеник, о Тигране и Аждахаке, которые передал армянский историк 5 в. Мовсес Хоренаци в книге «История Армении». Популярным жанром армянского фольклора являются народные сказки, где силы добра и зла играют главную роль, были еще и другие важные темы – «Яблоки бессмертия», «Светлые и темные царства», «Великодушные и бесстрашные богатыри» и др. Большую роль играют исторические предания, которые создавались в разные времена, исторические предания, легенды и эпические песни о царях (Тиридате, Аршаке, полководцах – Мушеге, Вардане, Давид-беке, филосовах и историках, зодчих и писателях – Мовсесе, Мовсесе Хоренаци, Давиде Непобедимом, Месроне Маштоце, Егише (его книги проникнуты духом патриотизма – «Люди, которые не боятся ни оков, ни пыток, не страшатся, ни умуществом своим не дорожат и… смерть предпочитают жизни, кто же может  противостоять им?»)).  В песенном творчестве особое место занимает поэзия народных певцов -  гусанов. Вершиной народного творчества армян является эпос «Сасунци Давид», в котором показана борьба армянского народа с игом Арабского халифата в 7-10 вв.
Древняя армянская литература учеными отсчитывается от урартийцев  - древней народности, проживавших на Армянском нагорье (клинописные надписи на каменных плитах). Историки доказали, что армянская литература имела и античный период своего развития. Были найдены в языческой Армении храмовые книги на армянском языке, сборники мифических и эпических сказаний. Религиозная литература возникает на греческом и сирийском языках, но к концу 4 в. появилась необходимость создания новой литературы на армянском языке – заслуга просветителя Месропа Маштоцу (361-440). Появление письменности способствовало развитию переводной литературы, возникновению историографии, философии, богослужения и поэзии. Не надо забывать, что ряд ученых утверждают – армянская литература появилась в 4 в. одновременно с введением изведениям армянским писателем считают Григория Лусаворич (Просветитель); сохранились его некоторые молитвы; его современник Агафангел оставил нам житие святого Григория. К ранним произведениям армянских авторов относятся – Поучения (Акоп Мацурнаци). Армянские ученые считают время – 4-5вв. «Золотым веком» их литературы; к писателям этого периода относится Саак Партев Великий, католикос, патриарх всех армян; он вместе с Месроп Маштоци перевели Ветхий Завет, а их ученики выполнили перевод Нового Завета. Ведущим жанром является историография – Агатангелос,Фавстос Бюзанд, Еггише. Выдающимся писателем 5 в. был историк Мовсес Хоренаци, который неоднократно бывал в Месопотамии, посещал Александрию, Рим, Афины, Константинополь. Им была написана «История Армении» (до 441 г.); им записаны несколько простонародных песен из древних языческих времен; его перу принадлежит «Риторика» (по греческому образцу); ученые приписывают ему комментарии к армянской грамматике, а также две проповеди и сочинение по географии. Другую «Историю Армении» оставил после себя Лазар Парпеци (от 388 до 485 года). Философия тоже играла большую роль в это время (5 в.) – Давид Анахта, Езник Кохбаци (он был автором сочинения «О победе над еретиками»); Корюн (написал жизнеописание Месропа Маштоца и историю написания армянских письмен); Давид Философ (Анахт-Непобедимый), переводы сочинений Аристотеля, автор труда «Философские определения»; Елише (Елисей), который написал «Историю войны полководца Вардана против персов». Переводная литература имела большое значение для государства – важными считаются: «Хроника Евсевия», «Речи Филона», «Поучения Севериана» Василия Великого и Ефрема Сирина, «Жизнеописание Александра Македонского» Псевдокаллисфена и др.
В 6-9вв. Для Армении были тяжелые времена – она лишилась государственной независимости, но талантливые армянские писатели создавали ценные творения – научное наследие Анании Ширакаци, история Мовсеса Каганкатваца и Себоса, поэма Давтака Кердога «Скорбь Дживаншира» (она считается одним из первых образцов светской поэзии армянской средневековой лирики); Иоанн Мамиконян описывает борьбу с  персами (7 в.), ученые считают, что это является продолжением сочинения Зиновия Глака; Себеос пишет историю Геракла; Моисей из Каганкатвы считается автором «Истории кавказских албанцев»; Феодор Керфенавор и патриарх Саака 3 – оставили богослужебные писания.
Ученые отмечают, что восьмое столетие отличалось в литературе  Армении переводами с греческого языка – философ Иоанн Одзнеан (труды против евтихиан и павликиан). В это время жил Левонд, написавший историю арабских завоеваний в Армении (663-788 гг.). Героический эпос армянского народа «Сасна Црер» (9-10вв.) ученые относят к лучшим эпосам мира. Патриарх Иоанн 4 Драстханакертци написал Историю Армении со времен потопа до 925 г.  и труд, который познакомил читателей с историей всех патриархов (от Григория Лусаворича). Ученые знакомят и с «Духовными писателями»: Хосров Великий (пояснения к Армянскому молитвеннику); Григорий из Нарекакаци (поучения, комментарии к Святому Писанию). К 11 веку относятся писатели: Григорий Магистр (письма, грамматика, стихи); патриарх Григорий2 (некоторые жития святых мучеников – переводы с греческого и сирийского языков); священник Матфей (житие святого Иоанна Златоуста); историк Степан Асохик (хроника до 1004 г.); историк  между 989 – 1071 гг.); стихотворец Петр 2 Гетадарз (гимны, песни – возвышенный стиль). Ученые отмечают, что в 12-14 вв. поэзия и басенная литература достигает высокого развития: Нерсес Клайетси (12 в., автор прекрасных стихов, богословских сочинений и церковных гимнов); Нерсес Ламбронатци (12 в., поэт, ученый, проповедник; известны его «Синодальные речи); историк и богослов Иоанн Саркаваг; историк Матфей из Урфы (написал историю между 952-1136 гг.); Мхитар Гош (12 в., составил первый сборник армянских басен); Якобитский патриарх Михаил Сириец (написал на сирийском языке «Всеобщую хронику от Адама до 1198 г.). Армянская литература имела много падений и возрождений; 13 в. не был исключением – это было время падения, но и в нем встречались гамталантливые произведения – Вардан Великий («Всеобщая история от начала мира до 1267 г., комментарии к некоторым книгам Святого Писания, поучения, сборник басен). Ученые пишут о крупных баснописцах этого времени, один из них -  Вардан Айгекци (басни социального содержания). О походах татар 1228 г. написал монах Малакия (перевод Патканова на русский язык).
В 14 в. греческая литература в армянских кругах стала пользоваться с меньшим интересом; большое влияние имела латинская схоластика, отчего произошли изменения и в армянском языке – ученые перестали считать его классическим. Отмечен историк этого времени – Хетхум, написавший историю монголов. Ученые считают, что последним автором классического направления  был Иоанн Эрзнкатци (труды философского, богословского и астрономического содержания). Считается учеными, что с этим столетием кончается серебряный век  армянской литературы. Народные традиции имели продолжение в творчестве Мкртича Нагаша (отрывок из стихотворения «О жадности»):
«Цари садятся на коней,
Цари воюют меж собой,
Гоня покорных на убой, -
Все из-за жадности людской». В 15 в. ученые отмечают продолжение упадка литературы в стране; из немногочисленных писателей они указывают на Киракоса Эрзнкатси и Фому Мецопеци (история Тамерлана и всей Армении до 1447 г.).  Несколько позже, в 16 в., Григорий Ванеци и Фадей Себастаци оставили потомкам ряд стихов на простонародном наречии. В 16 в. были основаны типографии в Венеции и Риме, которые печатали в основном произведения прошлых авторов. Некоторые ученые указывают на некоторое развитие лирики светского содержания – природа, любовь (Костандин Ерзынкаци, Ованес Тлкуранци); в лирике отличаются четверостишные лирические песни (айраны). В 17 в. была устроена армянская коллегия во Львове, где был поставлен учителем Климент Галан, который написал армянскую грамматику и логику и сочинения о соединении Армянской церкви с римской. Переводчиками с латинского языка были Степан Рошки (написал армяно-латинский-польский словарь), Вардан  Хунанян, Нерсес Мокаци (отрывок из стихотворения «Спор Земли и Неба»:
«Вот и снизилось Небо
И склонило голову пред Землею…
Радуйтесь и вы, молодые люди,
Склоните голову и вы пред Землей,
Ведь нет на свете ничего выше Неба,
Которое склонило голову пред Землей.»)
Расцвет армянской литературы вновь наступил в 18в.: Багдасар  Дпира (поэт говорил о социальной несправедливости
«И хотя ты может всех сильней,
Но все-таки порой бывает
Что и слабейший из людей
Тебя с презреньем попирает»); Мхитар Себастатси (основал конгрегацию мхитаристов, ее цель – распространения наук и просвещения; построил монастырь и типографию; сам он был автором армянского словаря и грамматики); Лука Инджиджян (написал «Описание Фракийского Босфора», «Описание древней Армении», «Всеобщую историю 18 столетия», «Армянские древности»).
Писатели этого времени дали новый толчок к развитию литературы, которому характерно сближению литературы с окружающей жизнью, с ее проблемами (ученые датируют это время с конца 18 в. до начала 20 в.) – Аугерян и Чахчахян издали «Новый словарь армянского языка»; Багратуни и др. составили Армянскую грамматику; Лев Алишан издал 5 томов стихотворений. Ученые отмечают, что мхитаристы издали около 900 сочинений в 1200 томах (типографии в Вене, Венеции). В начале 19 века господствующим направлением был классицизм. В Армении его крупнейшим представителем был Арсен Багратуни (эпическая поэма «Богатырь Айк», которая напоминала гомеровскую «Илиаду»). Ученые отмечают большие заслуги Раффи (Акоп-Мелик-Акопьян, 1832-1888) – известный армянский романист; Интерес представляют его переводы повестей «Гарем», «Обреченная» и др. (Сборник «Армянские беллетрисиы», М. 1893г.).
В середине 19 в. в армянской литературе развивается просветительский реализм, с другой – романтизм (Микаел  Налбандян – поэт, прозаик, критик, публицист; Петрос Дурьян – поэт, драматург; Акоп Паронян – сатирик; Раффи – романист Раффи.). В конце 19 в. ведущим направлением в армянской литературе считается реализм (Ширванзаде – романист, драматург; Нар-Дос. МА – прозаик; поэты – Мисак  Мецаренц, Сиаманто, Ваан Терьян и др.). С начала 20 в. начинается новейшая армянская литература, которая предлагает новые, новые течения и художественные идеи. Несмотря на некоторые исторические издержки в армянской литературе появляются яркие имена классиков – Туманян, Исаакян, демирчан, Егише Чаренц, Аксел Бакунц. Гурген Маари. В 40-60-ые года в литературе подъем получила патриотическая направленность (особенно в годы второй Мировой войны); писатели все чаще обращаются к историческим  темам (Д. Демирчян «Вардананк»; Ст. Зорян «Царь Пап»; и др.). Во второй половине 20 в. поэтический жанр нашел достойное место в творчестве армянских писателей – Сагян, Сильва Капутикян, Ваагн Давтян, П. Севак. В прозаическом жанре критики отмечают Грант Матевосяна. Надо напомнить, что литература диаспоры тоже играет не последнюю роль в Армении; она формировалась и развивалась в разных странах (Европы, Америки, Азии), подвергалась разнообразным воздействиям (Акоп Ошакан, Амастех, Шаан  Шахнур, Костан Зарьян и др.). В наше время произошло более тесное соединение литературы диаспоры и коренной литературы Армении.
Познакомимся с некоторыми произведениями армянских писателей 20-21 вв.
В повести Рачия Кочара «Наапет» показана трагическая жизнь героя» его семью перебили турецкие солдаты, а он остался жить, и это было самым страшным наказанием. Герой пришел в чужое село, где о его жизни ни кто не знал…
«… Пришел один. За плечами мешок с нехитрыми пожитками, в руках тяжелая суковатая палка. Высокий, суховатый, на вид лет пятидесяти. Черные глаза его из-за худобы казались огромными. Темные пропасти – не глаза. Он с первой же минуты всех удивил: будто знал, куда идет, зашагал к ничьей, заброшенной лачуге на краю села…».
Степан Аладжаджян (р.1924). Его повесть «И скалы могут дрогнуть» посвящена молодым людям, у которых есть свои искания. Автору свойственна стремительная событийность, сюжетная и психологическая динамика. Отрывок из произведения Ст. Аладжаджяна «И скалы могут дрогнуть»:
«Мы почти ровесники, вернее, друг мой старше меня на год. Его зовут Сен. Сену двадцать четыре, он носит бороду. У него тонкие черты лица, светло-голубые глаза, пухлые чуть выпяченные вперед губы… Я на Сена не похож. У меня нет возлюбленной, и я не даю прозвищ девушкам, которые мне нравятся. Зато я вожу знакомство с феями… они в роскошных нарядах из бархата и парчи, на плечах у них дамасские шали, на лицах – вуаль…».
Познакомимся с писателями конца 20 века. Их произведения рассказывают о жизни Армении, о человеке и его взаимоотношением с окружающим миром.
Овик Вардумян (род.1940) – армянский прозаик. Его основные произведения: «Такая история» (1983), «Долина грез» (1986), «Командир атаки солдат» (1999), «Возвращение богини Анаит» (2002), «Кантер» (2011) и др.
Ваграм  Мартиросян (род. 1959) – армянский писатель, сценарист и публицист. В 2000 г. он опубликовал свой первый роман «Оползень», который стал бестселлером. Публикации автора: «Соганк» (2000), «Ханун хачи и цптвацнерэ» (2002), «Бвере: випакнер» 2005, и др.
Арам Пачян (род. 1983) – армянский писатель постсоветского поколения. По образованию – юрист. Писательской деятельностью стал заниматься после 2004 г. – сборник рассказов «Робинзон появился в 2011 г.»; роман «Прощай птица» (2012). Имеет литературные награды.

Литература:
1. История всемирной литературы. М., 1984г.
2. Литературный энциклопедический словарь. М.,1987г.
3. Краткая литературная энциклопедия. М., 1962г.
4. Современные армянские повести. М.,1981г.


Рецензии