Английский взгляд на самый ужасный финал

Английский режиссер Борис Карлофф, мастер фильмов ужасов, который творил в середине прошлого века, мог бы преподать хороший урок советским кинематографистам, как и современным российским и кыргызским  мастетрам кино.
Более того, если бы Николай Гоголь и Эдгар По могли каким-то чудом, ознакомиться с его фильмами, они излечились уже при жизни от своих главных фобий.
Я думаю, вообще эти фильмы Карлоффа следует смотреть, как можно большему числу людей, особенно тем, кто боится панически смерти,  и всего что связано с этим, страдает суевериями. Чрезвычайно полезной она будет и кыргызской аудитории, для которых даже просто упоминание таких слов как шайтан, кайсар, кыямат-кайын, табыт, мурзо (дьявол, корсар, конец света, гроб, могила) и прочее может породить цепь самых ужасных ассоциаций.
Совсем недавно мой друг, известный исторический писатель  чуть не потерял сознание от шока, когда я предложил, что было бы хорошо всех, кто умирает хоронить с заряженным мобильником в саване. На всякий случай, чтоб не было так страшно покойнику. А вдруг он оживет! (Речь у нас шла как раз о рассказах Эдгара По и воспоминаниях кыргызского писателя Жуная Мавлянова на эти темы). Вы не поверите, но этот писатель чуть не потерял голову от такого предложения  -  и с тех пор молится  5 раз в день, хотя никогда не делал этого прежде...               
Вначале своей карьеры  Борис Карлофф также столкнулся  с такой проблемой. В одном из его фильмов, главный герой  должен был быть уже в рекламных титрах показанным возлежащим  в гробу. Поскольку по сюжету этого фильма он умрет, оказавшись в цепкой ловушке  сатаны.    
Чтобы не угнетать актера - в Англии также существовало такое суеверие, что если актер "сыграет в ящик" на сцене и фильме, то скоро он умрет в реальной жизни, - и чтобы никому не было обидно Карлофф распорядился всех главных актеров и режиссеров фильма, включая самого себя, показать в рекламных титрах не только возлежащими в гробах, но и горящими в пламени ада.
И что же вышло в итоге? Этот фильм имел большой успех, и никто из  актеров не пострадал, и их карьера была успешной и долгой.
В то время, как в советском кинематографе после исполнения примерно такого же рода фаталистической роли замечательный актер и юморист Алексей Смирнов вскоре скончался, как и для Натальи Варлей роль покойной ведьмы в советском фильме ужасов "Вие" оказалась роковой: она так и не смогла сыграть другой важной роли после этого, и завершение своей кинематографической карьеры объясняла этой трагической ролью. И все мемуаристы и документалисты актеров подчеркивали эти обстоятельства,усиливая суеверные настроения в стране.

Карлофф тоже всю жизнь боялся смерти и гроба, в особенности перспективы быть похороненным преждевременно.
Но в отличие от По и Гоголя, он не угнетал читателя и зрителя этими страхами, но активно сражался с ними, создав за свою долгую творческую жизнь искрометную серию гробовых "фильмов ужасов" и шедевров мировой киноиндустрии, в которых так много авантюры, фантастики, романтики, научных исследований, захватывающего детектива, великой любви, мужества, тонкого английского юмора.
Можно без всякого преувеличения рекомендовать современному зрителю активный просмотр творчества режиссера как  средство избавления  от тайных страхов и фобий.
Все люди боятся смерти и перспективы в один день оказаться  заживо погребенными.  Но никому еще не удавалось так эффективно бороться с такого рода парализующему  нас страхами, как этому великому мастеру весьма специфичных и захватывающих фильмов ужасов.


Рецензии