Если оглянуться назад

Преданья старины далёкой

В связи с военными действиями на Украине и все большим возбуждением ненависти к мигрантам, а также вскрытие фактов запредельной коррупции чиновников, появляются массы предложений о наказании злодеев разного уровня и рода. Среди которых значительная часть предложений заключается в применении смертной казни самыми разными способами. Если такие призывы найдут понимание в верхних эшелонах власти, то смертная казнь может вернуться в приговоры судов. У России довольно богатый опыт применения такого наказания. Несмотря на то, что в представлении современных россиян русский народ всегда отличался своей гуманностью, казни он придумывал очень даже изощренные и мучительные за такие преступления, как совершающиеся в наше время, хотя сегодня некоторые из них даже не воспринимаются, как тяжкие. А порой даже не считаются преступлениями в противовес общественному мнению.
Двинская уставная грамота 1397 года предусматривала смертную казнь за кражу, совершённую в третий раз, но не за убийство. Псковская судная грамота 1467 года устанавливает, что смертной казнью наказывается святотатство (воровство в церкви), конокрадство, государственная измена, поджог, кража, совершённая в посаде в третий раз. Судебник 1497 года предусматривал назначение смертной казни за убийство своего господина и иные виды убийства, разбой, повторную кражу, государственную измену, иные государственные преступления, религиозные преступления (например, святотатство), клевету. Расширение сферы применения смертной казни произошло в период правления Ивана Грозного, при котором был принят Судебник 1550 года. Смертная казнь стала использоваться как один из наиболее часто встречающихся видов наказания, причём осуществлявшихся публично и сопровождавшихся пытками.
По Соборному Уложению 1649 года смертной казнью каралось от 54 до 60 преступлений; смертная казнь делилась на простую (повешение) и квалифицированную (сожжение, отрубление головы, четвертование и т. д.). Смертная казнь применялась публично, а в отношении беременных она откладывалась до момента родов
Количество составов преступления, за которое назначалась казнь, увеличивалось и достигло пика в царствование Петра Великого, после которого волна пошла на спад, и начались разного рода попытки законодательной отмены или ограничения смертной казни. Воинский Артикул Петра I предполагал применение смертной казни в 123 случаях, однако реально смертная казнь применялась только за мятеж, убийство, измену, а также за казнокрадство и коррупцию; в остальных случаях применялись телесные наказания, ссылка на каторгу (как на определённый срок, так и навечно) и клеймление.
В царствование Елизаветы Петровны, как реакция на бессмысленную жестокость наказаний при Анне Иоанновне, были отменены смертная казнь и пытки для лиц младше 17 лет. Указы от 18 (29) июня 1753 года, 30 сентября (11 октября) 1754 года заменили «натуральную смертную казнь» на «политическую», которая выражалась в ссылке «на каторжные работы, предварительно подвергнув: наказанию кнутом с вырыванием ноздрей и постановлением клейма» или без такового. Кроме того, все дела, по которым подлежала применению смертная казнь, подлежали передаче в Сенат и рассматривались самой Елизаветой. В теории уголовного права это рассматривается как прообраз введённого в 1990-х годах моратория на смертную казнь с широким применением института помилования к приговорённым к данному наказанию лицам. Отмечается, что замена смертной казни наказанием с применением кнута носила во многом формальный характер, так как по приговорам судов преступникам назначалось большое количество ударов кнутом, что часто приводило к их смерти[19].
Сохранялось такое положение и в царствование Екатерины II, однако отказ от применения смертной казни к общеуголовным преступлениям не исключал её применения в отношении деяний, совершённых против государства. Например, в 1775 году, согласно нормам Уложения 1649 года и Уставов Петра I смертная казнь была применена к руководителям и участникам восстания Пугачёва.
 Смертные приговоры в начале XIX века выносились редко: в период царствования Александра I было казнено 84 человека.
Виды смертной казни на Руси
     Посаже;ние на; кол — вид смертной казни, при которой приговорённого насаживали на вертикальный заострённый кол. В большинстве случаев жертву насаживали на кол на земле, в горизонтальном положении, а потом кол устанавливали вертикально. Иногда жертву насаживали на уже поставленный кол, относительно часто — при Иване Грозном. При Петре I, в частности, на кол был посажен любовник опальной царицы Е. Лопухиной бывший майор Степан Глебов. При этом кол смазали маслом, чтобы он лучше проходил по кишкам казнимого.
     Колесование.В Средние века и Новое время (до конца XVIII в.) один из квалифицированных
видов смертной казни. Колесование
заключалось в переламывании тяжелым железным ломом каждой конечности в двух местах, а затем позвоночника. После этого казнимого привязывали к ободу колеса так, что пятки сходились с головой (в другом варианте по телу прокатывали окованное колесо, дробя его). Воинский артикул Петра I 1715 г. упоминал К. пять раз (назначалось за наиболее тяжкие виды убийств: убийство по найму, отравление, убийство отца, матери, младенца или офицера).
Колесование, применявшееся в России и ранее, при Петре I было закреплено в Воинском Уставе, и применялось регулярно вплоть до XIX века.
    Сожжение.В до- и даже послепетровской России нередки были случаи сожжения. По Уложению 1649 года оно полагалось за богохульство. В 1682 году был сожжен в Пустозерске (исчезнувший город вблизи нынешнего Нарьян-Мара) протопоп Аввакум с его тремя сподвижниками. В 1689 г. в Москве, в Немецкой слободе — мистик, автор непонятных стихов в духе Нострадамуса Квирин Кульман, вместе со всеми своими книгами. В 1738 году, в царствование Анны Иоанновны, были сожжены на костре за переход в другую веру: флота капитан-лейтенант Возницын, «вместе с совратителем своим жидом Борохом Лейбовым» — за переход в иудаизм; а татарин Тойгильда Жуляков — за возврат в ислам. К этой последней казни, состоявшейся в Екатеринбурге, приложил руку его основатель В. Н. Татищев. Последний в России приговор к смертной казни через сожжение был вынесен за колдовство Андрею Козицыну в Яренске в декабре 1762 года, однако не был утвержден ввиду действующего моратория на смертную казнь.
Согласно Соборному уложению 1649 года, фальшивомонетчиков казнили, заливая в горло расплавленный металл.
Закапывание в землю. Для женщин, убивших мужей, была принята весьма экзотическая казнь: закапывание в землю заживо по шею. Повешение за ребро ещё в Пугачевщину было делом весьма обыкновенным, так что перед селами, где жили бунтовщики, для острастки выставляли глаголь (столб либо два с перекладиной, для казни вешаемых преступников.)для повешения за ребро, причем жителям не надо было объяснять, что это такое.
Четвертование(рассечение тела осужденного на 4 части или последовательное отсечение конечностей и головы.).Четвертование было в России также казнью нередкой, но для него никогда не употреблялись лошади. В 1775 г. были четвертованы Пугачёв и Перфильев, причём им отсекли сначала голову. Это было последнее четвертование в России.
Согласно Конституции Российской Федерации, казнь установлена уголовным кодексом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни . При этом в Конституции оговаривается, что смертная казнь может устанавливаться «впредь до её отмены», а в 2009 году сообщалось, что смертная казнь запрещена навсегда.
В 1996 году Россию пригласили в Совет Европы только при условии отмены смертной казни. Президент просто стал игнорировать рассмотрение дел приговорённых к смертной казни (не утверждать и не миловать), что, согласно ст. 184 УИК РФ, заблокировало возможность исполнения всех приговоров.
16 апреля 1997 года Россия подписала Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (в мирное время). Несмотря на то, что 6-й протокол так и не был ратифицирован Россией, с этого момента смертную казнь в России запрещено применять согласно Венской конвенции, которая предписывает государству, подписавшему договор, вести себя в соответствии с договором до его ратификации.


Рецензии