Перечитывая дневники Шмемана, 1
Вчера в поезде (из Wilmington, Del.) думал: пятьдесят второй год, больше четверти века священства и богословия – но что все это значит? Или – как соединить, как самому себе объяснить, к чему все это сводится, clair et distinct, и возможно ли и нужно ли такое объяснение? Двадцать пять лет назад, когда эта, теперь уж меня определившая жизнь (посвящение, богословие) начиналась, все казалось, что не сегодня-завтра сяду, подумаю и выясню, что это только вопрос досуга. Но вот – двадцать пять лет! И, вне всякого сомнения, большая часть жизни – за спиной, а неясного – на глубине – гораздо больше, чем ясного
Что нужно, собственно, объяснить? Соединение, всегда меня самого удивляющее, какой-то глубочайшей очевидности той реальности, без которой я не мог бы дня прожить, со всем растущим отвращением к этим безостановочным разговорам и спорам о религии, к этим легким убеждениям, к этой благочестивой эмоциональности и уж, конечно, к "церковности" в смысле всех маленьких, ничтожных интересов… Реальность: еще вчера ее ощутил – идя в церковь к обедне, рано утром, в пустыне зимних деревьев, и затем этот час в пустой церкви, до обедни. Всегда то же ощущение: времени, наполненного вечностью, полноты, тайной радости. Мысль, что Церковь только для того и нужна во всей своей "эмпирии", чтоб этот опыт был, жил. Так, где она перестает быть символом, таинством, она ужас, карикатура".
________
Отец Александр Шмеман был человеком трех культур в силу своего жизненного пути. Он был носителем русского, французского и английского языков.
Фраза "Wilmington, Del." (англ.) означает, что ехал он на тот момент на поезде из города Уилмингтон, что находится в штате Делавэр.
Фразу "clair et distinct" (франц.) нам перевел уже составитель и поместил в сносках, она переводится как "ясно и честно".
Для более живого восприятия дневников перед чтением каждого из "дней" рекомендую слушать по одной беседе отца Александра на радио "Свобода".
Полемический тон в некоторые моменты можно объяснить ревностью о. Александра, а также пребыванием наедине во время написания дневника.
Диаконская хиротония о. Александра состоялась в 22 октября 1946 года, священническая - 20 ноября 1946 года.
Преподавательскую деятельность начал в 1945 году в своей Альма-матер (Свято-Сергиевский институт в Париже), сразу после его окончания.
Мне лично было интересно тогда, на 3 курсе Семинарии: как это возможно - среди такого несоответствия жизни быть причастным к Божией Радости?
___
далее: http://proza.ru/2024/10/21/1165
Свидетельство о публикации №224101700726