Хорошая работа - ЖИТЬ! 39

                (   Часть 8. Гл. 6)

        Глава 6.
        Точка на карте

   Гринчик уже отправился в Среднюю Азию, когда руководитель и главный конструктор завода №51 В. Н. Челомей доложил высокому начальству, что задание по созданию самолетов-снарядов и двигателей нового типа - выполнено.

   В январе 1945 года Государственный комитет обороны поручает специалистам ОКБ - 51 и Летно-исследовательского института провести предварительные летные испытания самолетов-снарядов в Голодной степи. И построить 100 их экземпляров в феврале-апреле.

   Уже 26 февраля 1945 года экспедиция, имея шесть специальных изделий 10Х, выехала в указанный район. Пока это была только точка на карте. Но здесь (у Джизака), предстояло развернуть базу для испытаний.

   Ничего подобного в стране ещё не испытывали, специального полигона для этого не существовало, поэтому все было ново и сложно.

   Да и пустыня, с её резко-континентальным климатом, бесконечнымм песками, барханами, сильными ветрами (30 и выше км- сек.), песчаными бурями и температурой на солнце до 60-65 градусов летом, - предполагала работу людей и техники в экстремальных условиях.

   Запуск изделия производился с самолета- носителя, для этого в испытаниях участвовали 3 бомбардировщика ПЕ-8.

   Как обычно, сроки были сжатые . Уже 20 марта состоялся первый пуск. А в 20-х числах июля - завершающий. К сожалению, не обошлось без жертв: погибли два экипажа летчиков, один в воздухе, другой на земле.

   Позже, в 1947 году, будут уже проводиться Государственные испытания самолетов- снарядов на полигоне у станции Ахтуба. Уровень секретности был столь высок, что  в командировочных удостоверениях не указывалась фамилия летчика, только статус - "летчик-испытатель первого класса..."

   Это было оправдано. Ведь изделие 10Х было первым в стране беспилотным снарядом с  пульсирующим воздушно-реактивным двигателем для вооружения авиационных носителей. Проще говоря, был создан отечественный аналог немецкого снаряда ФАУ - 1. Самолёт-снаряд это то, что сейчас известно всем под названием "крылатая ракета".

   Ещё не закончилась вторая мировая война, а бывшие союзники -  Соединенные Штаты Америки и Великобритания начали активно работать над созданием ракетного оружия и реактивных самолетов военного назначения.

   Без прорыва в этой области СССР не мог бы оставаться сверхдержавой.
   И этот качественный скачок был сделан.
***
  ... Специальные и рискованный задания у Алексея Гринчика были прежде, будут и потом.
    Одну из веских причин награждения летчика орденом Ленина за его "работу" на  Калининском фронте,  называет начальник ЛИИ А. В. Чесалов. В аттестации заместителя начальника летной части института Гринчика, он подчёркивает, что тот " организовал и провел выполнение СПЕЦИАЛЬНЫХ (выделено мной - авт.) и боевых заданий командования фронта".

    В апреле 1944 года он награжден орденом Отечественной войны 1степени. (Все
-таки орден Красной Звезды, о котором ходатайствовали заводчане  Тбилиси,  вручался бойцам и офицерам за мужество и отвагу в боевых действиях.)

   А в августе того же 1944  ему вручают второй орден Ленина - "За образцовое выполнение заданий правительства по испытанию боевых самолетов."

       (Продолжение следует)


Рецензии