Древняя Философия Китая
ЛАО-ЦЗЫ (Старый Младенец, Мудрый Старец; пиньинь Lаo Zi, VI век до н. э.) — легендарный китайский философ, на основе его трудов впоследствии возник даосизм. По преданию, Лао-цзы родился в 604 г. до нашей эры, эта дата принята в хронологии всемирной истории, принятой в современной Японии. В краткой биографии Лао-цзы сказано, что он был историографом-архивариусом (библиотекарем) при императорском дворе и прожил 160 или даже 200 лет. Когда Лао-цзы жил в столице Чжоу, он написал трактат "Дао Дэ Цзин" о пути (Дао) вещей и его проявлениях (Дэ), написанный на древнекитайском языке, который с трудом понимают современные китайцы. При этом Лао-цзы использовал сложные, многозначные слова, а некоторые ключевые понятия не имели вовсе точных соответствий ни в английском, ни в русском языках. Джеймс Легг в своём предисловии к переводу трактата пишет: «Письменные знаки китайского языка отображают не слова, но идеи, и последовательность этих знаков представляет не то, что автор хочет сказать, но то, что он думает»...
КОНФУЦИЙ (латинизировано как Confucius, род. 551 до н. э.). Конфуций встречался с Лао-Цзы, в 517 году до н. э. произошла их знаменитая встреча. Лао-цзы тогда сказал Конфуцию: «Оставь, о друг, своё высокомерие, разные стремления и мифические планы: всё это не имеет никакой цены для твоего собственного я. Больше мне нечего тебе сказать!». Конфуций отошёл и сказал своим ученикам: «Я знаю, как птицы могут летать, рыбы плавать, дичь бегать… Но как дракон устремляется по ветру и облакам и подымается в небеса, я не постигаю. Ныне я узрел Лао-Цзы и думаю, что он подобен дракону»...
Конфуций основал первый университет и систематизировал летописи, составленные в разных княжествах. Учение Конфуция о правилах поведения князей, чиновников, воинов и крестьян распространялось в Китае так же широко, как учение Будды в Индии. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство.
МО-ДИ, или Мо-цзы, родился ок. 470 г. до н. э. — древнекитайский философ, разработавший учение о всеобщей, беспристрастной любви и государственном консеквенциализме. Религиозная форма этого учения — моизм — на протяжении нескольких столетий соперничала по популярности с конфуцианством. Мо-ди родился через пару лет после смерти Конфуция. Изучая конфуцианство, он пришёл к выводу о том, что размеренные ритуалы и тягостные церемонии отнюдь не способствуют душевному развитию. В отличие от вельможного Конфуция, Мо-ди искал возврата к искренности человеческих отношений, отличающей жизнь простых людей. Будучи пацифистом и специалистом по военным укреплениям, Мо-ди путешествовал из одного враждующего государства в другое, дабы убедить правителей в губительности завоевательных войн. Основные темы трудов Мо-ди: всеобщая любовь друг к другу, необходимость отказа от завоевательных войн, восхваление добродетели, экономия в тратах и др. Причиной всех бед и беспорядков своего времени Мо-ди считал эгоизм и пристрастность людей. Лекарство состоит в том, чтобы заботу о себе и своих родных заменить заботой обо всех. За несколько веков до иудаизма он сформулировал «золотое правило»: «Если каждый будет относиться к чужим странам и городам так, как относится к своему, он не станет нападать на чужую страну или город». Тот же принцип он применял к частной и семейной жизни: «В чём та небесная воля, которой следует подчиниться? В том, чтобы любить всех людей на свете».
S. Rikardo по материалам Wikipedia
Рисунок — стилизованный портрет Мо-ди
Свидетельство о публикации №224101700791