Читаем Муламадхьямака-карику. Глава 16
Формирующие факторы длятся. То, что длится: и постоянно, и непостоянно. Непостоянство длящегося в его возникновении, прекращении и изменении в своих акциденциях. Постоянство в том, что пока оно длится, оно остаётся тем же самым в своих существенных характеристиках.
16.2. Допустим, личность вращается в самсаре, но при пятеричном исследовании личности не существует среди совокупностей, в чувственной сфере и элементах. Так что же вращается в самсаре?
Личность — это целое. Буддийское «исследование» личности фокусируется на частях, игнорируя целое, поэтому его не обнаруживает. Для таких исследователей личности не существует, и им непонятно, что вращается в сансаре.
16.3. Переходя от одного цепляния к другому цеплянию, ей пришлось бы пройти через состояние несуществования. Кто же этот несуществующий и лишенный цепляния? Кто же вращается в самсаре?
Переходя от одной жизни к другой, живое существо, с т.з. Нагарджуны, проходит состояние несуществования. Должно быть, в этом состоянии оно не существует воплощённым, но существует как формирующие факторы в потоке сознания.
16.4. Невозможна нирвана для формирующих факторов. Невозможна нирвана для живых существ.
Если понимать формирующие факторы и личность так, как это делает софист Нагарджуна, то нирвана невозможна.
16.5. Природа формирующих факторов – возникновение и исчезновение. Они не связаны и не освобождены. Также и живое существо не связано и не освобождено.
Разве карма, возникнув, тут же исчезает? Она сохраняется, пока не перейдёт в актуальное состояние или не очистится. Также и живое существо, возникнув, ещё существует некоторое время до своего исчезновения.
16.6. Если цепляние есть связанность, то цепляющийся не был бы связан и нецепляющийся не был бы связан. Тогда что это за состояние связанности?
Если цепляющегося и нецепляющегося рассматривать безотносительно, то они ни чем не будут связаны. В безотносительном связанности нет.
16.7. Если допустить, что связанность существует прежде связывания того, что должно быть связано, но ее не существует. Остальное было объяснено на примере движущегося сейчас, уже прошедшего путь и еще не прошедшего.
Связанность не только не существует одновременно с безотносительным связанным, но и не существует до него, ведь она актуально существует только вместе со связанным.
А т. к., с т.з. Нагарджуны, связанность ничто не отделяет от несвязанности, то нет места, где можно быть связанным или развязаться, а значит и нет того, кто связывается или освобождается от связанности, как в случае с движущимся между пройденным и непройденным.
16.8 Связанный не освобождается, а также несвязанный не освобождается. Если у связанного было бы освобождение, тогда связанность и освобождение были бы одновременно.
Рассматривая всё безусловно, невозможно соединить связанного с освобождением. Связанный связан абсолютно.
16.9. «Без цепляний я обрету свободу, и нирвана будет моей». У тех, кто охвачен такой мыслью, особенно сильная захваченность цеплянием.
16.10. Когда невозможно приписывать свойства нирване и нет устранения самсары, что распознается как нирвана и самсара?
Если приписывать всему безусловность и использовать другие софистические приёмы, то можно всё привести к абсурду. И этот абсурд оказывается методом освобождения. Надо не цепляться за освобождение, а убедить себя, что всё существующее невозможно, оно лишь кажимость. Если это сделать, то, возможно, получится испытать некоторый освобождающий эффект.
Свидетельство о публикации №224101700816