Лжесвидетели прошлого
Стоит отметить, что эпоха Ренессанса (а это XIV-й – XVI-й столетия) характерна сильно возросшим интересом к античной культуре. Сегодня ряд историков и исследователей доказывают на фактах, что Античности вовсе и не существовало, а придумали ее именно во времена Возрождения. Так это или нет в точности сказать сложно, но будем пока придерживаться ортодоксального взгляда на историю. Начался Ренессанс в XIV-м веке в Италии, а расцвет его пришелся на XV-й – XVI-й столетия. Несколько позже Возрождение дойдет до Франции и Северной Европы.
К этому времени в Италии накапливается большое количество греческих и римских античных монет. Они привлекают коллекционеров и любителей старины своей изящностью и красотой. Любой мало-мальски состоятельный человек тогда становился коллекционером-нумизматом. Известно, что в XIV-м веке большое собрание античных монет якобы имел известный итальянский поэт Петрарка.
Но вот откуда коллекционеры той поры брали материал для пополнения своих мюнцкабинетов? Источником для таких собраний монет явились находки античных кладов и отдельные монеты, встречающиеся в погребениях, а то и просто потерянные в древности. Но вот как их находили в XIV-м и последующих веках? Случайно найти одиночную старинную монету без металлоискателя невероятная удача. Это может произойти у человека раз в жизни, а не каждый день. В погребениях много монет не найдешь от силы несколько штук. Клады тоже часто не попадаются. Их находка обычно -целое событие в нумизматике.
Одним словом, очевидна скудость материала. Им многочисленные частные мюнцкабинеты никак не заполнишь. А ведь именно с этой поры начинают создаваться большие собрания монет, которые в дальнейшем послужат основой для крупнейших европейских музейных коллекций, при этом никто из ученых-нумизматов не заподозрил в них подвоха.
Стоит отметить, что целью коллекционеров эпохи Возрождения была погоня за наиболее редкими и красивыми монетами. Однако где же их взять? И вот тут появляется первый камень преткновения в образе закона коммерции, а именно: спрос рождает предложение. Есть все основания утверждать, что эти собрания состояли из более или менее искусных подделок XIV-го - XVII-го столетий.
Нетрудно заметить, что античные монеты в этих коллекциях чрезвычайно разнообразны по своим легендам и изображениям, причем отличаются они и весьма высоким уровнем исполнения. Как медальеры до нашей эры умудрялись творить такие шедевры, по сравнению с примитивными монетами Темных Веков, до сих пор науке не ясно.
Казалось бы, Античности еще должно быть свойственно несовершенство технических приемов в чеканке. Однако большинство греческих монет отличается удивительной красотой, изяществом и вкусом. Они подчас являются настоящими произведениями искусства. Кроме того, не редко на монетах присутствует даже имя художника, делавшего штемпель.
Между тем фальсификаторов Возрождения выдает один нюанс, который почему-то упорно игнорируют ученые-нумизматы. Возьмем для примера монетарную систему XIX-го века. При огромных тиражах монет их принципиального разнообразия почему-то не наблюдается, и коллекционеры начинают собирать практически одинаковые монеты, содержащие незначительные различия, например, по годам. В античной нумизматике положение похожее, но несколько иное.
Естественно, что количество монет, поступающих на нумизматический рынок, в любые времена сильно ограничен, а спрос обычно повышен. Кроме того, ассортимент их тоже не велик. Собирателей такое положение конечно же не устраивает и фальсификаторы, которых во все времена немало, быстро подстраиваются под желания своих потребителей. Стоит отметить, что многообразие, например, древнегреческих монет порой доходит до курьезов. Оказывается, существуют, например, монеты с изображением Пифагора, Сираха, Геродота и еще целого ряда мифических персонажей и это никого не удивляло.
Разумеется, такое разнообразие античных монет уже в Новом Времени стала вызывать беспокойство у ученых-нумизматов. Не учитывая возможность подделки, они пытались придумать этому какое-то разумное объяснение. Возникли разные, но мало убедительные, теории, например, Риджвея, Героянниса и другие.
Хорошо известно, что любому государству выгодно выпускать, как можно больше монет единого штампа, чтобы не вносить хаос в свою финансово-платежную систему. Да, еще в XVIII-м веке монеты частенько отличались по штампу (сами же штемпеля были не очень долговечны и часто менялись), но все-таки в них прослеживалась некая унификация.
Для антики же свойственны всякие фальшивые монеты-уники, являвшиеся на самом деле чистым абсурдом. А задача любого коллекционера иметь побольше разнообразного и желательно видового материала, поэтому монеты-уники - это его мечта. Если ориентироваться на коллекции древних монет, то получается, что античные монетные дворы, явно пренебрегая интересами своего государства, делали все, чтобы удовлетворить запросы будущих коллекционеров!
Одного этого соображения уже достаточно, чтобы признать огромное число уникальных «античных» греческих монет подделками. Монеты Рима уже более однородны, на них обычно изображен портрет императора и дана краткая легенда. Разумеется, говорить о портретности этих изображений можно только при большой фантазии. Краткость легенды, состоящей в массе лишь из начальных букв можно расшифровывать, а также и датировать, как угодно (это к вопросу о хронологии, но мы ее касаться не будем).
Ошибкой нумизматов было то, что они видимо не были хотя бы поверхностно знакомы с технологией производства монет и не думали, что подделать их не столь уж и сложно. Для создания уникальных монет неведомых «древних» государств и правителей было достаточно овладеть простейшими навыками гравирования.
С эпохи Возрождения в обществе начинает возникать повышенный интерес к прошлому. В моду стали входить путешествия к «историческим» местам – прообраз современного туризма. Рядом с такими местами начали появлялись мастерские, в частности, чеканившие «античные» монеты для путешественников.
Историками-нумизматами обнаружены целые фирмы таких фальсификаторов, организовывавших массовое производство античных монет для туристов. Например, известны серии подделок, хранившихся в музеях и получивших название «падуанцев». Они были изготовлены в XVI-м веке жителем города Падуи Джованни Кавино. В 1830 году в Германии умер другой «фальшивомонетчик» - Беккер, вырезавший 662 штемпеля, которыми начеканил массу золотых и серебряных подделок римских ауреусов и динариев. А ведь эти подделки долгое время были гордостью многих музейных собраний.
Найти отличительные черты этих фальшивок и сегодня может, пожалуй, только высококвалифицированный нумизмат. Что говорить о более простых коллекционерах. Между тем, это только разоблаченные фальшивомонетчики, а подобных «мастерских» на протяжении веков было много, и их продукция до сих пор мирно покоится в музеях.
«На научную основу» коллекционирование монет начало становиться лишь в конце XVIII-го века. В это время Иосиф Иларий Эккель, издал первое описание античных монет Венского мюнцкабинета и восьмитомный каталог. Считается, что он очистил коллекции от многих подделок, но ввиду полной субъективности его критериев всех подделок он так и не выявил.
А теперь приглядимся к античным монетам с исторической и хронологической стороны. Многие из них, особенно архаического и классического периодов, не имеют обозначения времени их чеканки, поэтому точно датировать их невозможно (обычно дату определяют интервалом от нескольких десятков до полутора сотен лет). На некоторых же монетах все-таки указывалось время их чеканки, но так сказать в местных отсчетах времени, что позволяло установить дату плюс-минус столетие.
Находимые в новое время клады монет, содержащие «древнеримские» монеты, все принадлежат средним векам и поэтому служить для доказательств аутентичности имеющихся в них монет не могут. Да и каким образом их находили остается большим вопросом. Как показала практика случайно клады с приличным количеством монет находят раз в несколько десятков лет, а это не может покрыть спроса на древний нумизматический материал. Некоторые современные историки-нумизматы считают, что коллекционирование в эпоху Возрождения и в Новое Время нанесло немалый ущерб науке. (От себя добавим, что и более позднее собирательство монет тоже нанесло и еще нанесет непоправимый вред нумизматике, как науке.)
Однако не абсолютно все древние монеты являются подделками. Никто не отменял случайно найденных кладов, которые изредка, да и попадались счастливцам. Но судьба таких находок, с точки зрения науки, очень печальна. Найденные монеты, выражаясь научным языком, лишались своего «паспорта», иначе говоря они растаскивались по частям и отдельными экземплярами расходились по рукам коллекционеров. Плохо сохранившиеся экземпляры зачастую просто переплавлялись, как лом и в дальнейшем уже не могли попасть в научный оборот.
Сегодня же профессора-историки от нумизматики недооценивают значение «народного ополчения науки». В последние десятилетия такая вещь, как металлодетектор стала вполне привычным аксессуаром в руках археологов-любителей (или «черных копателей»). Но вот их порой бесценные находки редко попадают в научный оборот, что весьма удручает. А они могли бы пролить свет на многие спорные, в том числе и нумизматические, артефакты.
В течении нескольких сотен лет, когда нумизматика находилась только в руках коллекционеров-дилетантов, был собран значительный материал, но вот попыток отнестись к нему критически почему-то не производилось. Отсюда и гуляет в научном обороте и на антикварном рынке столь огромное количество фантазийных нумизматических артефактов Античности.
Евгений Иванов
Свидетельство о публикации №224101700853