Америка глазами английского русского. Йеллоустон3
...Остановившись на очередной стоянке, поднялись к очередному водопаду, который назван в честь Рузвельта. К вечеру туристов стало поменьше и мы любовались скальными обрывами и водопадом не соседствуя с кем либо ещё. Виды каньона по которому протекает далеко внизу река, потрясают своим величием и масштабами.
Су боится высоты и потому, старается не подходить близко к головокружительным обрывам, вдоль которых протянулись каменистые тропинки, но и меня близко к опасностям не подпускает и это хорошо!
На дорогах, по которым едем от одного чуда природы к другому, часто видим бизонов идущих то парами, то в одиночку, а то и небольшими стадами. Иногда они, как стадо коров, медленно переходят дороги и водители останавливаются, чтобы разглядеть этих "королей прерий", хотя нас эти появления уже перестало удивлять! Бизоны совсем не бояться машин и это опасно не только для заросших шерстью и бородами отшельников прерий, но и для автомобилистов.
Вспомнилось, как мой друг Юра Сидоркин, зимой, ночью сбил лося на одной из дорог Смоленской области. Лобовое стекло его "Жигулей" вмялось внутрь, а лось, перелетев через крышу, упал на дорогу и умер. Но ведь бизон в три четыре раза тяжелее лося и потому, может разбить не только машину, но убить и водителя и пассажиров!
А автотуристов в Йеллоустоне много - наверное одномоментно, здесь находится несколько десятков тысяч человек - ведь это одно из самых любимых мест отдыха и прогулок для американцев и зарубежных гостей.
За день и мы незаметно прошли несколько километров и потому, к вечеру изрядно устали.
Приехали к себе в Похазка Типи в темноте и остановившись у ресторана, вышли поужинать. Я заказал свиные рёбрышки, а Су как обычно вегетарианский салат, но я со своим блюдом не справился и попросил положить остатки в коробку и унёс домой.
В Америке, уже давно сформировалась привычка уносить домой недоеденные блюда. И раньше это назывался "ужин для собак", хотя мы всегда с аппетитом доедаем остатки ресторанного ужина назавтра, разогрев их...
Уже ночью, вышли из домика смотреть на звёзды. Они здесь ясные, яркие и заметный Млечный Путь пересекает небо по диагонали. Но самое заметное на небосводе - это созвездие Большой Медведицы, раскрывающей свой ковш на северо-западной части небесной сферы.
Спал в эту ночь не просыпаясь и видел сон о подростковых клубах.
В памяти возникли воспоминания о моей работе в таком клубе, в Питере.
Я был увлечён и поглощен работой с детьми и до сих пор считаю, что через создание сети досуговых клубов, можно многого добиться в социальной и в экономической сфере России.
В России и не только, молодым некуда девать свою жизненную энергию и потому, если цивилизованным путём "канализировать" эту энергию, как советуют социологи, то можно добиться очень многого и решить многие проблемы России в конструктивном ключе.
...Тринадцатое сентября. Утро ясное и чистое, но холодное - пришлось прогревать машину перед поездкой чтобы растопить иней на ветровом стекле.
Решили ехать на Мамос Спринг - Мамонтовые источники, а это в той стороне Йелоустона, где мы ещё не бывали.
Встали рано, но выехали только в девять часов, потому что Су всегда завтракает с кофе - это своеобразный ритуал вхождения в дневную жизнь!
Но и во время нашего выезда машин на дорогах было немного, может потому, что была суббота и многие отсыпались после трудовой недели.
По пути заехали на смотровую площадку, с которой как на ладони видно всё озеро Йелоустон. Панорама лесных склонов замечательна, но особенно интересны изломы горизонта, где мы пытались различить вершины, о которых узнали из нашей поездки и из путеводителя.
Особенно впечатлили нас скальные вершины Тетон Парка в который заехать нам не пришлось, хотя и очень хотелось - но времени не хватило, просто всего интересного нельзя увидеть в этой стране лесов, лугов, гор и диких зверей!
На смотровую площадку рядом с нами поднялась молодая пара и юноша, вдруг стал указывать рукой вниз на границу леса, где неожиданно появился олень!
Надо сказать, что оленей и мы видели здесь много раз, а часто остановившись, рассматривали их в бинокль на травянистых равнинах здешних лугов и болот. Охота на территории заповедника запрещена и потому, дикие животные постепенно привыкают к виду и безобидному поведению человека.
...Поехали дальше и заехали в очередной информационный центр очередного Каньона и там попили чаю с плюшками и даже посмотрели фильм о природе Йеллоустона в музее геологии и землетрясений.
Такие инфо-центры с закусочными, магазинами сувениров, музеями краеведения надо делать и в России, особенно в Сибири. Я часто думаю о развитии туризма в Окинской долине - в Бурятии, где в первую очередь, надо организовать национальный биосферный заповедник-парк. Для таких парков, нужно в России организовать специальное управление, в котором можно было бы системно решать проблемы заповедных территорий, учить кадры и организовывать волонтёров. В этих парках, развивая туристическую индустрию, можно достичь очень многого, в том числе решить экономические проблемы местного населения.
Но главное, благодаря таким паркам и цивилизованному туризму можно сохранить уникальные природные ландшафты, флору и фауну больших, первозданно диких регионов!
После интересного инфоцентра, поехали в Тауэр Рузвельт и взойдя на смотровую площадку, увидели скалы необыкновенной формы и структуры, немного напоминающие Красноярские столбы - по верху обрыва идёт пояс гранитных колонн, а под обрывом глубиной в двести метров, в ущелье, течёт река пенясь и взрываясь бурунами.
Вид замечательный и невольно задумываешься о временных рамках всего созданного дикой природой. На то, чтобы прорыть это ущелье в камне, нужны сотни тысяч если не миллионы лет. Но природа делает свои дела неспешно и будет делать такое и в будущем!
Службы заповедника, в этом месте сделали деревянную структуру, на которой и расположена смотровая площадка. А тропинка вдоль обрыва асфальтирована, для того чтобы здесь могли гулять и инвалиды на колясках.
Далее поехали в сторону Мамонтовых источников и заехали в одно место, где с незапамятных времён стоят окаменелые остатки древних деревьев. Возраст этих "останков" несколько миллионов лет. Толщина самого большого "дерева", около метра, а высота "пенька", метра четыре. Раньше здесь стояли остатки трёх деревьев, но два из них разломали и постепенно растащили на сувениры. Оставшийся огородили металлической сеткой и благодаря этому, сохранили для потомков.
Дальше ехали по прериям и видели несколько стад бизонов, пасущихся на открытых местах покрытых жесткой травой с невысокими скалками, торчащими из земли то тут, то там. Видели матку длиннохвостого оленя, которая паслась на луговине не обращая внимания на людей и машины.
Приехали к Мамонтовым Источникам в три часа дня, а в полдень, да ещё в выходные дни, здесь очень многолюдно и трудно найти место на автостоянке - все ближние к источникам заняты туристами.
Однако, поездив туда-сюда, нашли место рядом с одним из домов посёлка для обслуживающего персонала и даже со столом для пикника. Там посидели, поели, попили чаю из термоса, а потом пешком пошли к источникам.
Шли по деревянным мосткам, возвышающихся над землёй и над выходами солей из этих источников. Источники, вокруг которых вьётся деревянная тропика, поражают размерами, разноцветьем и причудливыми формами солевых отложений.
Это очередное чудо природы существует многие сотни, тысячи лет и по - прежнему, на поверхности отложений течёт вода, а точнее "рассол" из многих видов натуральных природных солей. Действующие источники, окрашиваются в разные цвета бактериями-термофилами, а наросты образуются от отложения кальция, который в неработающих источниках превращается в отложения белого мела.
Я вспомнил, как живя на строящейся Байкало-Амурской Магистрали, мы с другом - питерским художником, в своих походах по тамошней дикой тайге, однажды, наткнулись на целую гору состоящую из мела. Наверное некогда, и там происходили подобные этим американским источникам, процессы.
Мы ходили по деревянным мосткам протянувшихся по округе на километры вместе с толпами туристов и любовались этими причудливыми созданиями природы, а в разговорах благодарили тех, кто это всё организовал и выстроил инфраструктуру. Наверное и в России, надо делать так же, чтобы люди видели и знали лучшие, красивые места в своих краях и гордились своей страной.
Из увиденного фильма об Йеллоустоне, мы узнали, что только на "Большой гейзер", ежегодно приезжают около трёх миллионов туристов. А сколько их бывает вообще в этом национальном парке?!
Для того чтобы организовать и обслужить эти миллионы путешественников, нужны немалые финансовые и людские затраты. Но и экономическая отдача от этого парка тоже велика.
Америка, обладая множеством природных заповедников научилась делать их привлекательными и посещаемыми миллионами туристов как местных, так и из других стран, с других континентов, а это может стать примером для России, где замечательных красивых и диких мест не меньше, чем в Америке!
После осмотра гейзеров, уже под вечер тронулись в обратный путь. До дома нам нужно было преодолеть около восьмидесяти миль и мы торопились.
На обратном пути видели горы покрытые лесом и в одном месте, весь лес на склонах стоял высохшими серыми привидениями - здесь, несколько лет назад прошёл жучок - короед и погубил много леса.
Но бывают здесь и опустошительные лесные пожары. Несколько лет назад, в одном из таких гигантских пожаров сгорела почти треть лесов заповедника!
Были тут и зелёные травянистые долины, на которые ближе к вечеру выходят кормиться олени. Мы видели совсем недалеко от дороги длиннохвостого оленя-самца, с симметричными рогами на голове.
Он, не обращал внимания на проезжающие автомобили и лишь иногда поднимал голову и осматривался.
Где-то здесь наверное бродят и медведи старающиеся днём не появляться на открытых местах.
Въезжая в горы, увидели, что за день, снег с горных склонов почти всюду сошёл и остался белыми пятнами только в щелях и на северных крутых затенённых местах.
Домой приехали засветло и остановились у ресторана чтобы поужинать. После еды, уже у домика долго стояли на улице и рассматривали тёмное, звездное небо над головами, обещающее назавтра хорошую солнечную погоду – здесь, после первого снегопада устанавливается "индейское лето", которое в России называется "бабьим летом".
А в октябре, с наступлением холодов и Похазка Пити, и дорогу через перевал из-за глубоких снегов закроют для автомашин до весны! И только снегоходы будут перевозить и грузы, и людей, пробивая колею в глубоких сугробах...
2014 год. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
Свидетельство о публикации №224101700947