Городские цветы
Городские цветы, городские цветы
Навсегда завладели вы сердцем моим.
песня
Как ни странно, но я себя чувствую неким растением тоже выросшим в городе. Впитавшему в себя пыль и копоть городских улиц, затёртому каменными стенами домов, проросшему сквозь асфальт. Я как тот цветок остро воспринимаю недостаток тепла и свободы. Но в тоже время надеюсь на сострадание и милосердие.
Это чувство возникло не на пустом месте. Корни его уходят глубоко в детство.
В памяти всплывает летнее солнечное утро. Мы с бабушкой идём на рынок. Несём в авоськах комнатные цветы на продажу. Из одной сетки выглядывают фонарики фуксии, а в другую засунут огромный горшок с фикусом. Я помогаю бабушке тащить фикус, придерживая одну из ручек сетки. Мы идём через сквер. Ещё очень рано. На мокрых от росы скамейках никого нет. В центре сквера клумба. Она заросла высокой травой. Только в самой середине виднеется красный георгин. Он ярким флажком горит среди зелёной травы. Моя голова сама собой поворачивается в сторону цветка. Я невольно останавливаюсь и выпускаю из рук ручку сетки. Но бабушка тут же говорит:
- Держи, держи ручку, не выпускай, не то горшок уронишь.
Бабушка идёт и что-то шепчет себе под нос. Её губы постоянно шевелятся.
« Наверно подсчитывает, сколько денег мы выручим, продав цветы», - думаю я.
Нам всегда в конце месяца не хватает денег. И мама просит бабушку сдавать бутылки или отнести в утиль макулатуру. И хотя, как говорит бабушка, она отдаёт матери всю свою пенсию, дотянуть до получки всё равно трудно. Поэтому она постоянно изобретает что-то новое. Вот теперь мы идём продавать комнатные цветы. Великан фикус занимал на подоконнике очень много места. Когда его убрали, то окно как-то оголилось, и мне стало жаль фикуса.
Тем временем мы подходим к рынку. Грузчики в фартуках ворочают какие-то ящики. Мы с бабушкой останавливаемся у входа в помещение рынка и не заходим туда. Располагаемся мы на открытых лотках, возле рынка. За прилавком кроме нас там никого нет. Бабушка достаёт из сеток цветы и аккуратно расставляет на столе. Мы долго стоим с ней возле цветов, но к нам никто не подходит. Мимо снуют люди. Они несут с рынка в кошёлках картошку и капусту. На нас же никто не обращает внимания. За всё время лишь одна старушка останавливается возле бабушки. Она расспрашивает её о фикусе, удивляется размером цветка и интересуется, чем мы его подкармливаем.
Время движется к обеду. Солнце в зените. Я изнываю от жары и бездействия. Кроме того очень хочется пить. Но я стесняюсь сказать об этом бабушке. Она всё время молчит, только изредка поправляет косынку, венчиком повязанную на голове. Чтобы скоротать время, я захожу внутрь рынка. Здесь прохладно. Пахнет зеленью и сырым картофелем. Я иду туда, где цветастым пятном выделяются расписные игрушки. С восхищением рассматриваю деревянных лошадок, свистульки и матрёшки. Они так ярки и красивы, что рука сама собой тянется их потрогать.
- Вот, девочка, замечательная свистулька! Покупай, всего пятьдесят копеек, - говорит продавец. Но у меня нет ни копейки. Поэтому я прохожу мимо, чтобы продавец меня не заругал за то, что я ничего не покупаю. Выхожу на улицу и вижу свою бабушку с цветами. Я прыгаю на одной ножке вокруг прилавка, потом перемахиваю через крышку люка и обратно. Время тянется ужасно медленно. Мне начинает казаться, что я всю жизнь живу на рынке. Наконец, бабушка, наверно, и сама устаёт торговать цветами. Уложив горшки с фикусом и фуксией обратно в сетки, мы уходит с рынка. Возвращаемся той же дорогой через сквер. Пока мы были на рынке, траву с газонов скосили. На клумбе остался нескошенным лишь небольшой участок. Я ищу глазами красный георгин. Но его нет, видно скосили вместе с травой. Я иду молча, опустив голову. Вдруг, слышу, что меня кто-то зовёт. Я поворачиваюсь и вижу дядьку с косой в руках.
- Подойди ко мне, девочка, - говорит дворник. – На, возьми на счастье! И подаёт мне тот самый красный георгин на толстом зелёном стебле. Я как зачарованная беру у него из рук цветок. Потом поднимаю его высоко над головой, как знамя и бегу догонять свою бабушку, ушедшую вперёд со своими сетками.
Сейчас, ставшей уже давно взрослой, я до сих пор не могу спокойно видеть торгующих возле метро старух, особенно с детьми. Такая бабушка с внучкой напоминает мне о том времени, когда я сама была маленькой девочкой. И мне хочется со своей стороны порадовать их чем-нибудь. Поэтому я всегда покупаю у таких продавцов их немудрёный товар и дарю детям на память свои книги.
Свидетельство о публикации №224101801017