Хроники расстрелянных десантов. Часть 2

    На рассвете 5 октября районе пристани дворца Монплезир была начата высадка отряда полковника Ворожилова. Перед началом общего наступления на Петергофском участке, орудия 8-й армии и корабли КБФ произвели огневой налёт по опорным пунктам, предполагаемым местам скопления противника на переднем крае и в ближайшем тылу. Но район  предполагаемой дебаркации почему-то не обстреливался, хотя координаты разведанных целей имелись как у флотских артиллеристов, так и у артиллерии 8-й армии.  В темноте перевозившие краснофлотцев суда сбились с курса, и высадка была начата восточнее первоначально намеченного участка, из-за мелководья катера не могли подойти близко к берегу, поэтому выброска десанта производилась в воду. Краснофлотцы, вынужденные около полукилометра выбираться на сушу по пояс в воде под сильным огнём немцев, уже в начале сражения понесли чудовищные потери. Как сообщает журнал боевых действий 1-й пехотной дивизии вермахта, на берегу было собрано убитых и взято в плен на месте боя 259 человек в сумме, таким образом, утонуло или было убито прямо в воде и на катерах около 250 человек – половина десанта!

    В первые минуты высадки погиб полковник Ворожилов, командование отрядом принял полковой комиссар Петрухин. Во время высадки разбитыми, утонувшими и залитыми морской водой балтийцы потеряли все шесть радиостанций, и остались без крайне необходимой им связи. Артиллерия, выделенная для прикрытия десанта, из-за отсутствия корректировки с места высадки вела огонь вслепую, поэтому от выпущенных 2571 крупнокалиберных снарядов никакого помощи кронштадцам, кроме разве что психологической, не было. Воспользовавшись темнотой, морякам удалось оттеснить от берега оборонявшихся немецких обозников, артиллеристов и сапёров, выбить противника из павильона Монплезир, захватить полуразрушенный в сентябрьских боях Большой дворец, здания Императорских конюшен и собор Петра и Павла, ставших опорными пунктами обороны захваченного плацдарма.
 
     Практически одновременно с началом высадки батальона Ворожилова, 10 и 11-я дивизии 8-й армии перешли в наступление. Германские войска хорошо укрепили передний край, подступы к узлам обороны были заранее пристреляны и оборудованы различными инженерными заграждениями, преодоление которых при тотальном недостатке тяжёлой бронетехники у наступающей стороны стало практические невыполнимой задачей. Несмотря ни на что, утром 5 октября бойцы 163-го полка стремительным броском форсировали Английский пруд и захватили плацдарм в районе аэродрома.  До точки встречи с десантом оставалось каких-то полтора километра, но обескровленным батальонам, накрытым шквальным артиллерийско-пулемётным огнём преодолеть это расстояние не удалось. Советские войска прилагали неимоверные усилия по взлому неприятельской  обороны, но лишь к вечеру 5 октября 62-й полк 10-й дивизии смог выйти на рубеж Фабричная канавка -  Троицкий ручей, создав, в случае соединения морским десантом, реальную угрозу окружения подразделениям немцев, находящихся в районе Нижнего парка.
 
    Наступавший вдоль побережья залива 204-й полк овладел зданием Гранильной фабрики, туда буквально на руках бойцы перенесли несколько станковых пулемётов, 45 мм противотанковое орудие и 76 мм полковую пушку. Под их прикрытием группе старшего лейтенанта Кирейцева удалось просочиться через боевые порядки немцев и соединится с десантниками в районе Большого дворца Петергофа.  Это было, пожалуй, единственное подразделение 8-й армии всё-таки сумевшее прорваться к морякам.

    С рассветом 5 октября командир 1-й пехотной дивизии генерал-майор Клеффель направил против советских десантников сводную группу майора Вартемберга в составе резервного батальона 22-го пехотного полка и резерва дивизии в составе 3-го батальона 43-го пехотного полка, усиленного танками и САУ.  После массированной артиллерийской подготовки, немецкая пехота, поддержанная бронетехникой, несколько раз в районе каскада фонтанов переходила в наступление на десант, однако моряки отбили все атаки, при этом нападавшая сторона потеряла два танка.  Хотя в отечественных источниках о противотанковых средствах, имевшихся у десанта, не сообщается ничего, в суточном донесении командования XXXVIII армейского корпуса в штаб 18-й армии от 5 октября 1941 года в списке захваченных в Петергофе трофеев фигурируют два противотанковых орудия с боекомплектом. Возможно, данные пушки могли быть оставлены отступавшими советскими войсками во время сентябрьских боёв, а морякам удалось их отыскать и использовать в борьбе с германской техникой. К вечеру у десантников стали заканчиваться боеприпасы, а долгожданная помощь со стороны флота и окончательно увязших в бесконечных минных полях, рвах и проволочных заграждениях частей 8-й армии так и не пришла.
    
      Вечером 5 октября, полковой комиссар Петрухин, возможно осознав, что десант обречен, и помощи не будет, приказал оставшимся в живых бойцам пробиваться к своим. При попытке прорыва в ночь на 6 октября Петрухин был убит.  Днём 6 октября организованное сопротивление десанта было сломлено, однако отдельные группы краснофлотцев и одиночки, до последнего надеясь на помощь частей 8-й армии и Балтийского флота, продолжали сражаться до 7 октября.

      Советское командование с самого утра 5 октября не имевшее никакой связи с десантом, пребывало в полной уверенности, что моряки успешно выполняют поставленную задачу. Во второй половине этого же дня в район высадки были направлены катера, однако подойти к берегу им не удалось из-за сильного обстрела со стороны противника.  В 2 часа ночи 6 октября советское командование вновь направило несколько бронекатеров с подкреплением и боеприпасами к месту высадки.  Катерники несколько часов малыми ходами курсировали в темноте на небольшом удалении от берега, но условленных сигналов от десанта о готовности принять пришедшие суда так и не дождались. Визуально береговая полоса была пуста, немцы не стреляли по катерам, лишь в глубине Верхнего парка шла вялая перестрелка. Высаженная  напротив павильона Эрмитаж для уточнения обстановки группа разведчиков пропала без следа. На рассвете из-за угрозы налёта вражеской авиации советские катера были вынуждены вернуться на базу.

    Днём 6 октября вернувшие из разведывательного полёта лётчики морской авиации доложили командованию, что никаких признаков десанта в районе Петергофа не обнаружено, лишь в районе Нижней дачи на берегу лежит много убитых моряков в чёрных бушлатах хорошо различимых с воздуха, а небольшая группа уцелевших численностью не более 15 человек движется берегом в сторону Ораниенбаума.  Попытки выяснить судьбу десанта при помощи  отправленных в разведку  двух местных жителей-подростков,  провалилась. Судьба отважных ребят до сего дня остаётся неизвестной.

            Весь день 6 октября изрядно поредевшие полки 10-й и 11-й дивизии, используя Фабричную канавку, как укрытие, продолжали безрезультатно атаковать хорошо укреплённые позиции немцев вблизи старых казарм Военного городка.  Потери советских частей были очень большими, например, 204 - й полк 11-й дивизии за несколько часов боя потерял убитыми 50 и ранеными 110 человек.  На следующий день советское командование ввело в бой сводный отряд моряков под руководством старшего лейтенанта Низовцева численностью в 348 человек, срочно сформированный из добровольцев 2-й бригады морской пехоты, курсантов Военно-морского хозяйственного училища (ВСХУ), школы младших авиаспециалистов и караульной роты Ораниенбаумского военного порта. Добровольцы буквально проломили оборону противника, углубившись во вражеские порядки на 900 метров.  Краснофлотцам удалось ворваться в окопы противника, в траншеях завязались рукопашные схватки. Осколками неприятельской гранаты был сражён Низовцев, командование принял старший лейтенант Востриков, через несколько минут получил ранение и он. Добровольцам, рвущимся на помощь погибающим в Петергофском парке кронштадтцам, оставалось преодолеть каких-то сто метров до предполагаемого места встречи с десантом, однако подошедшие свежие части 291-й пехотной дивизии вермахта переломили ход боя в пользу немцев.   Под напором контратакующего противника моряки были вынуждены отступить.  К исходу сражения в отряде Низовцева в строю оставалось всего 79 человек..

Продолжение http://proza.ru/2024/10/18/1333

Фото из сети интернет. На снимке убитые краснофлотцы в районе Нижней дачи.


Рецензии
Владимир, странная всё-таки история с двумя противотанковыми орудиями. Неужели немцы прозевали их в сентябре? Как-то неубедительно...
С дружеским приветом,

Олег Каминский   22.10.2024 09:54     Заявить о нарушении
Доброго здоровья, Олег. История действительно странноватая. Моряки притащить с собою пушки не могли никак. Немцы посчитали орудия, которые находились в прорвавшейся к десанту группе ст. лейтенанта Кирейцева? По моему мнению - маловероятно. Может матросики склад трофейной германской команды распотрошили, а может всё гораздо проще: у немцев руки до сбора трофеев не дошли, прошло-то где-то полмесяца с момента занятия ими Петергофа. Так что версия с брошенной советской артиллерией выглядит весьма правдоподобно.
С дружеским приветом

Чернов Владимир   22.10.2024 10:10   Заявить о нарушении