О неправедном богатстве и о верности в малом

Стихи Евангелия, содержащие заповедь, и фрагменты текстов, на которые следует обратить особое внимание, выделены ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ.


Евангелие от Луки 16:9-12

И Я ГОВОРЮ ВАМ: ПРИОБРЕТАЙТЕ СЕБЕ ДРУЗЕЙ БОГАТСТВОМ НЕПРАВЕДНЫМ, ЧТОБЫ ОНИ, КОГДА ОБНИЩАЕТЕ, ПРИНЯЛИ ВАС В ВЕЧНЫЕ ОБИТЕЛИ.

ВЕРНЫЙ В МАЛОМ И ВО МНОГОМ ВЕРЕН, А НЕВЕРНЫЙ В МАЛОМ НЕВЕРЕН И ВО МНОГОМ.

ИТАК, ЕСЛИ ВЫ В НЕПРАВЕДНОМ БОГАТСТВЕ НЕ БЫЛИ ВЕРНЫ, КТО ПОВЕРИТ ВАМ ИСТИННОЕ?

И ЕСЛИ В ЧУЖОМ НЕ БЫЛИ ВЕРНЫ, КТО ДАСТ ВАМ ВАШЕ?


Какие друзья могут принять нас в вечные обители


Феофан Затворник: «Кто те лица, которых друзьями себе сделать заповедует Спаситель? Обыкновеннее всего разумеют под ними бедных и заповеди Господней дают такой смысл: иждивайте достояние свое и богатство на бедных, чтоб они, помня ваше благодеяние на земле, по смерти исходатайствовали вам у Отца Небесного приятия вас в вечные обители. Но ИНОЕ ДЕЛО МОЛИТВА О ПРИНЯТИИ В ОБИТЕЛИ, ИНОЕ – САМО ПРИНЯТИЕ В НИХ. В изречении Господа указывается сделать друзьями таких лиц, которые САМИ ПРИМУТ В ВЕЧНЫЕ ОБИТЕЛИ, А НЕ МОЛИТЬ О ТОМ БУДУТ БОГА. К тому же, при этом смысле предполагается, что бедные переселятся в другую жизнь прежде благотворителей, и все в качестве угодивших Богу настолько, что сильны будут исходатайствовать такое великое и окончательное благо, каково вселение в вечные обители. Но ни того, ни другого вообще утверждать нельзя. И в притче приставник сделал себе друзьями не таких, которые бы находились в бедности, хотя они умаление долга своего сочли одолжением себе, заслуживающим благодарности и воздаяния.

Итак, хотя без посредства бедных, как увидим, нельзя приобресть себе друзей, указываемых Господом, но под друзьями в слове Господа не они разумеются. Господь говорит: сделайте из имения вашего такое употребление, чтоб это сочли одолжением себе те, у коих вечные обители, и за то приняли вас в сии обители, когда перейдете в вечность. КТО ЖЕ ТАКИЕ ЛИЦА? САМ БОГ, КОТОРЫЙ ЕСТЬ РЕШИТЕЛЬ ВЕЧНОЙ УЧАСТИ КАЖДОГО, И СЛУГИ ЕГО – СВЯТЫЕ АНГЕЛЫ, КОТОРЫЕ ПРИНИМАЮТ ОТХОДЯЩИЕ ОТСЕЛЕ ДУШИ И, ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ БОЖИЮ, ВСЕЛЯЮТ ИХ В МЕСТА СВЕТЛЫЕ, как вслед за сим сказывает Господь в притче о богатом и Лазаре (Лк.;16: 19-31).

И вот здесь-то НЕЛЬЗЯ МИНОВАТЬ БЕДНЫХ И НУЖДАЮЩИХСЯ: ОНИ ПОСРЕДНИКИ В ПРИОБРЕТЕНИИ ДРУЗЕЙ НА НЕБЕ. Угодить Богу, снискать Его милость и близость тем, кои обладают имением, можно только чрез облегчение участи страждущих нищетою и всякого рода лишениями. Милостыню, подаваемую бедным, благоволит Бог Себе присваивать и принимает ее, как одолжение Себе, как займы, по слову Премудрого, который говорит: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу» (Притч.;19:17). Займы сии и воздаст Бог, когда решаться будет вечная участь людей, когда будет исходить определение, кому поступать в вечные обители…

Святые Ангелы живут на небе. Отходящие отселе ими принимаются, потому что переходят в их сообщество. Хотя определяющий есть Бог, но уместно здесь и посредничество Ангелов. Говорит Господь: чтоб они приняли вас «в вечные обители» – не свои, а Богом каждому определенные – в те обители, которых у Отца Небесного «много» (Ин.;14:2). Чтоб прием сей был дружеский, надобно удружить Ангелам Божиим. Чем же? Умалением их долгов. А какие у них долги? Есть у них долги пред прибегающими к ним. К ним обращаются молитвенно нуждающиеся и просят помощи. Принимая молитву, долг принимают помочь молящимся; а принимая долг, не могут не заботиться об уплате его. Как это? Посредством людей достаточных и сильных, среди которых живут нуждающиеся и молящиеся. Сходят на землю небожители умоленные, обходят тех, кои могут благотворить, и внушают одному одно, другому другое добро сделать. КОГДА ВСПАДАЕТ НА СЕРДЦЕ НЕВЗНАЧАЙ ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ КОМУ-ЛИБО ОПРЕДЕЛЕННО, ЗНАЙ, ЧТО В ТУ ПОРУ АНГЕЛ СТОИТ У СЕРДЦА ТВОЕГО И ВЛАГАЕТ В НЕГО ЭТИ БЛАГИЕ ПОМЫШЛЕНИЯ, И НЕ ОТКАЖИСЬ ИСПОЛНИТЬ. Кто внимает внушению и исполняет его, тот долг за Ангелов (или святых) уплачивает и чрез это их самих успокаивает, так что им нет уже нужды искать других людей, могущих оказать требуемую помощь. ОНИ ПРИНИМАЮТ СИЕ, КАК ОДОЛЖЕНИЕ СЕБЕ, И ПОМНЯТ ТО; почему, когда благотворящий умирает и переходит в другую жизнь, Ангелы Божии (и святые) радостно принимают его, как своего друга, единомышленника и содейственника, и вселяют его на вечное пребывание, где повелит Господь. Святой Амвросий, в толковании сего места, говорит: «Словами «приобретайте себе друзей богатством неправедным» Господь заповедует, чтоб мы щедродательностию к бедным стяжали себе содружество Ангелов и других святых».» («Разрешение недоумений при чтении притчи о неправедном приставнике и обетования тем, кои все оставляют ради Царствия Христова»)

Итак, по мнению Феофана Затворника, ПОД ДРУЗЬЯМИ, ПРИОБРЕТАЕМЫМИ НЕПРАВЕДНЫМ БОГАТСТВОМ, МОЖНО РАЗУМЕТЬ САМОГО БОГА И АНГЕЛОВ, чья дружба приобретается через благотворение  бедным и нуждающимся. 

Митрополит Антоний (Храповицкий): «…Кто же эти приобретаемые неправедным (то есть вещественным или денежным) богатством друзья, которые, когда мы обнищаем (то есть умрем), могут принять нас «в вечные обители»? ЭТО БЕДНЯКИ, КОТОРЫЕ СВОЕЙ МОЛИТВОЮ ОБ УПОКОЕНИИ ДУШ НАШИХ БУДУТ ОТКРЫВАТЬ НАМ ДВЕРИ ЦАРСТВА НЕБЕСНОГО… Напротив, богачу, чуждому любви к бедным, Господь в другой притче угрожает внезапной смертью, вопрошая при этом: «кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с теми, – заключает Свою притчу Спаситель, – кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:20-21). …Раздавать имение бедным есть не только дело любящей души, но и простого благоразумия; имение это все равно у нас не вечное, оно даже и не наше, а Божие; будем же его менять на вечное достояние через благотворительность.» (О домоправителе неправды. Изъяснение Господней притчи)

Профессор богословия Алексей Осипов: «Под неверным управляющим подразумеваемся все мы без исключения. Все мы что-то имеем. И как мы это используем? Только для себя. Редко, когда поможем кому-либо. Как мы относимся к тому, что имеем? Мы просто с этим живем, употребляя его для своих внешних, телесных нужд. Мы не должны привязываться к материальной стороне жизни в ущерб ее духовной стороне. Если же мы используем то, что мы получили от Бога, в духовных целях, для дела милосердия, то тем самым мы ПРИОБРЕТАЕМ СЕБЕ ДРУЗЕЙ, Т.Е. МОЛИТВЕННИКОВ. Главное не в том, молятся ли они за нас или нет – они могут быть вообще неверующими. ДЕЛО НЕ В ИХ МОЛИТВАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ. БОГ ВИДИТ, ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ, И ОН СТАНОВИТСЯ НАМ ПОМОЩНИКОМ. Это и означает, образно говоря, что те, кому мы помогли, примут нас в свои небесные обители.» (из ответов на вопросы)


Какое богатство неправедное?


Феофилакт Болгарский: «…"Неправедным" богатством назвал богатство, которое остается при нас; ибо если б оно не было неправедно, оно и не было бы у нас. А теперь, поскольку оно у нас, то очевидно, что неправедно, так как ОНО ЗАДЕРЖАНО НАМИ И НЕ РОЗДАНО БЕДНЫМ. Ибо похищение чужого имения и принадлежащего нищим есть несправедливость…» («Толкование на Евангелие от Луки»)

Феофан Затворник: «…Те, которые под «мамоном неправды» (А.М.: так в церковнославянском переводе названо неправедное богатство) РАЗУМЕЮТ ТОЛЬКО БОГАТСТВО, НЕПРАВДОЮ НАЖИТОЕ, слишком стесняют значение притчи. Хотя мысль такая очень пригодна для одной части слушавших Господа, именно – для мытарей (и фарисеев), но для них достаточно намека на нравственную сторону их разбогатения, который здесь есть, и очень сильный. Ими же одними ограничивать смысла притчи Господь, видимо, не хотел, а обнимал всех, имеющих достаток и могущих благотворить… Слушали Господа не одни мытари, были тут, конечно, и другие достаточные люди, которых ДОСТОЯНИЕ НЕ НЕПРАВДОЮ НАЖИТО. Мытарям при словах Господа совесть напоминала свое, а этим – свое. У кого было богатство, неправдою нажитое, у того при слове «мамона неправды» мысль останавливалась более на слове «неправда»; а у кого богатство не было так очевидно неправедно, внимание того более останавливалось на слове «мамона» и представляло сознанию МЫСЛЬ О БОГАТСТВЕ ВООБЩЕ… И те и другие слышали УРОК ОБЩИЙ – ТАК УПОТРЕБЛЯТЬ БОГАТСТВО ЗЕМНОЕ, ЧТОБ ЧРЕЗ ТО ЗАСЛУЖИТЬ ВЕЧНЫЕ ОБИТЕЛИ…

 Равно запутывают смысл притчи и те, которые в урок ее вносят напоминание о возвращении неправдою приобретенного тем, кои онеправдованы (А.М.: т.е., вероятно, обобранные ими)… Излишняя прибавка! Спаситель берет нажитое имение, как оно есть. Одобрение возвращения неправедно приобретенного высказал Он в примере Закхея (Лк.;19:2-10). Здесь это не имелось в виду. Если есть намек на неправедное стяжание, то на такое, возвращение которого затруднительно и невозможно. Между тем были души, кои слушали слово Господа с вопросом: как же нам быть с такого рода стяжанием? Им и дается ответ: ВОЗВРАТИТЕ БОГУ ЧРЕЗ РУКИ БЕДНЫХ – ОН ВСЕ УРАВНЯЕТ. Или как выше сказал Господь: «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто» (Лк.;11:41). Уж ЕСЛИ НЕЛЬЗЯ ВОЗВРАТИТЬ, ОСВЯТИТЕ НАХВАТАННОЕ МИЛОСТЫНЕПОДАЯНИЕМ. Этим указанием успокаивалась та часть слушавших Господа, которую беспокоила совесть за неправильность стяжания, которого возвратить не было возможности…» («Разрешение недоумений при чтении притчи о неправедном приставнике и обетования тем, кои все оставляют ради Царствия Христова»)

Митрополит Антоний (Храповицкий): «Чтобы оградить себя от всякого недоумения, навеваемого поверхностным чтением сей притчи, должно прежде всего правильно понять слова Господни: «приобретайте себе друзей богатством неправедным». ЗДЕСЬ ГОСПОДЬ РАЗУМЕЕТ не только то земное богатство, которое приобретено обманом или воровством, а ВСЯКОЕ ВООБЩЕ ВЕЩЕСТВЕННОЕ БОГАТСТВО, ПРОТИВОПОСТАВЛЯЯ ЕГО БОГАТСТВУ ДОБРОДЕТЕЛЯМИ И БЛАГОДАТЬЮ: ТОЛЬКО ТАКОЕ ДУХОВНОЕ БОГАТСТВО ЕСТЬ БОГАТСТВО ПРОЧНОЕ, ПРАВЕДНОЕ… Подобное пишет и апостол Павел Тимофею: «Богатых в настоящем веке (противопоставляет их богачам духовным, то есть святым людям) увещевай, чтобы они... уповали не на богатство неверное (неправедное), но... чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами (истинным богатством)…» (1 Тим. 6:17-18). Скажут: но если Господь под неправедным богатством разумеет и то денежное богатство, которое досталось истинным трудом или по законному наследству, то почему Он приводит в пример нечестного управителя, который тайно раздавал чужое, чтобы потом кормиться у облагодетельствованных чужим добром бедняков? Ответ простой: Господь вовсе не хочет одобрить такого поступка нечестного управителя, и если «похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил», то это не было похвалой нравственного одоления, а похвалой иронической, похвалой ловкости бесчестного человека. Но Спаситель, как и в других случаях, так и здесь, приводит такой неодобрительный в земной жизни поступок, подобие которого в жизни духовной весьма одобрительно. Такова притча о судье неправедном, «который Бога не боялся и людей не стыдился» (Лк. 18:2), и притча о женщине (сребролюбивой и неумной), нашедшей потерянную драхму. Подобно тому и здесь, вовсе не одобряя поступка неверного управителя, Господь предлагает слушателям научиться в духовной жизни той предусмотрительности, которую обнаружил управитель в жизни земной. Чье имущество он раздавал? Хозяйское. ЧЬЕ ЖЕ НА САМОМ ДЕЛЕ И ТО ИМУЩЕСТВО, КОТОРЫМ ВЛАДЕЕМ МЫ? КОНЕЧНО, – БОЖИЕ, А МЫ ТОЛЬКО ВРЕМЕННО ИМ ЗАВЕДУЕМ, ПОКА ЖИВЕМ НА ЗЕМЛЕ, а придет час смерти нашей и суда Божия, и Господь отнимет от нас это имущество. Итак, если мы только временные распорядители этого имущества, то зачем его беречь? Будем раздавать его тем, кто может быть для нас полезным, когда Господь лишит нас земной жизни, а с нею вместе и всякого имущества…» (О домоправителе неправды. Изъяснение Господней притчи)

Из вышеприведенных текстов следует, что правильно распоряжаться неправедным богатством – значит употреблять его на благие цели. А о том, как и в каких объемах и пропорциях употреблять, говорят следующие высказывания святых отцов:

Исаак Сирин: «Если имеешь что лишнее для дневной потребности, раздай то нищим, и иди с дерзновением приносить молитвы свои, т.е. беседуй с Богом, как сын с Отцом.» («Слова подвижнические», Слово 56)

Иоанн Златоуст: «Если же ты не хочешь подать столько, сколько эта вдова (которая пожертвовала всё, что имела – две лепты /Мк. 12:44/), то отдай, по крайней мере, всё лишнее; пусть будет у тебя всего достаточно, но без излишества. Но никто не подаёт даже и лишнего… Нет ни нужды, ни пользы в том, без чего мы можем жить; это – лишнее и извне привходящее.» (из толкования на Евр. 12:2)

Иоанн Златоуст: «Много путей ко спасению даровал нам Бог; только бы сами мы не были нерадивыми. Но что, скажешь, если кто беден? Опять скажу, что о достоинстве милостыни судится не только потому, что дается, но и по усердию. Но давай только меньше того, сколько можешь, и исполнишь все.» (из беседы 21 на главу 9 Деяний святых Апостолов)

Феофан Затворник: «…Столько пусть подает, насколько расположено сердце. Что не по этой мере, то бесплодно будет… Подаяние, даемое со скорбию и вынужденно, есть мертвое подаяние и никакого воздаяния не заслуживает. Убивает его сжатость сердца и отсутствие радушия при даянии.» (из толкования на 2 Кор.)


О верности или неверности в малом и во многом, о богатстве истинном и неистинном


Макарий Великий: «…Что значит малое? И что значит многое? МАЛОЕ – ЭТО СУТЬ ОБЕТОВАНИЯ ВЕКА СЕГО, ВСЁ, ЧЕМ ГОСПОДЬ ОБЕЩАЛ СНАБЖАТЬ ВЕРУЮЩИХ В НЕГО, например: пища, одежда и прочее, служащее к телесному покою, или здравию, и тому подобное, и о чем повелел вовсе не заботиться, с упованием надеясь на Него; потому что Господь во всем промышляет о прибегающих к Нему. МНОГОЕ ЖЕ – ЭТО СУТЬ ДАРЫ ВЕЧНОГО И НЕТЛЕННОГО ВЕКА, какие обещал подать верующим в Него, которые непрестанно об оных заботятся и их у Него просят; потому что так заповедал им: вы, говорит, «ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф. 6:33). Заповедал же для того, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ ИЗ НАС ИСПЫТАН БЫЛ СИМ МАЛЫМ И ВРЕМЕННЫМ, верует ли он в Бога, обетовавшего снабдевать сим, если только мы не будем заботиться о том, а станем пещись о будущем, вечном.» (Духовные беседы, Беседа 48. О совершенной вере в Бога)

Феофилакт Болгарский: «"МАЛЫМ" НАЗЫВАЕТ ЗЕМНОЕ БОГАТСТВО, так как оно поистине мало, даже ничтожно, поскольку скоропреходящее, а "МНОГИМ" – БОГАТСТВО НЕБЕСНОЕ, так как оно всегда пребывает и прибывает. Поэтому, кто оказался неверным в сем земном богатстве и данное на общую пользу братьев присвоил себе, тот не будет достоин и того многого, но будет отвергнут как неверный.» («Толкование на Евангелие от Луки»)

Феофан Затворник: «Что мешает более всего отрешению от обладаемого? Прелесть того, чем завладеть кому придется. Эту-то прелесть свеять с лица обладаемого и хочет Господь, говоря: НЕ ПРИСТРАЩАЙТЕСЬ К ЗЕМНОМУ, ИБО ВСЕ ЭТИ БЛАГА НИЧТОЖНЫ СРАВНИТЕЛЬНО С ТЕМИ, КОИ ВАМ ПРИГОТОВЛЕНЫ В ДРУГОЙ ЖИЗНИ: эти малы, а те велики..; эти ложны, обманчивы, ненадежны, а те истинны, непреложны и верны… Неверность здесь – то же, что пристрастие. ГОСПОДЬ ГОВОРИТ КАК БЫ: ЗА ТО, ЧТО ПРИСТРАЩАЕТЕСЬ К МАЛОМУ, НЕВЕРНОМУ, ЧУЖОМУ, НЕ ПОЛУЧИТЕ СВОЕГО, ИСТИННОГО, ВЕЛИКОГО… Эти два указания на незавидные свойства земного и на суд за пристрастие к нему завершает Господь указанием на невозможность быть с Богом при таком пристрастии и, следовательно, на невозможность при этом достигнуть последней цели своего бытия, которая есть богообщение…  БЕРЕТСЯ ЗДЕСЬ ВО ВНИМАНИЕ ХАРАКТЕР ДОБРОСОВЕСТНОСТИ. ЕСЛИ КТО В МАЛОМ, в котором погрешить легко ради того, что оно ограждается меньшими побуждениями и обязательствами, ТАК ЧУТКУЮ ЯВЛЯЕТ СОВЕСТЬ, ЧТО НЕ ПОПУСКАЕТ СЕБЕ И НА ВОЛОС ОКАЗАТЬСЯ В ОТНОШЕНИИ К НЕМУ НЕВЕРНЫМ; ТО ТЕМ ПАЧЕ СОВЕСТЬ НЕ ПОЗВОЛИТ ЕМУ ПОКРИВИТЬ В ЧЕМ БОЛЬШОМ, которое обставляется обыкновенно большими и сильнейшими побуждениями и обязательствами. Наоборот, если у кого совесть так слаба, что в малом уступает противным ей влечениям, где тому устоять в большом, когда здесь требуются и большее себе противление и большие жертвы? МАЛЫМ ЗДЕСЬ НАЗЫВАЕТ ГОСПОДЬ БЛАГА ВРЕМЕННЫЕ – ВСЕ ДАРЫ ЖИЗНИ; А МНОГИМ, ИЛИ ВЕЛИКИМ, НАЗЫВАЕТ ЖИЗНЬ В ДУХЕ, ПО ЗАПОВЕДЯМ БОЖИИМ, не в интересах земных, а в видах богоугождения. Господь говорит: кто в отношении к дарам жизни держит себя, како Бог повелел, – то есть не пристращаясь к ним, а употребляя их на нуждающихся; тот, конечно, исполняет все другие высшие заповеди и всю вообще волю Божию. Кто же, напротив, в отношении к сим благам держит себя неверно, тот, конечно, покривил уже совестью и в отношении к высшим требованиям воли Божией…» (Разрешение недоумений при чтении притчи о неправедном приставнике и обетования тем, кои все оставляют ради Царствия Христова)

Феофан Затворник: «Неправедному имению противопоставляется истинное. Следовательно, ПОД НЕПРАВЕДНЫМ РАЗУМЕЕТСЯ НЕИСТИННОЕ, ТО ЕСТЬ ЛОЖНОЕ, ОБМАНЧИВОЕ, НЕПРОЧНОЕ, НЕНАДЕЖНОЕ, В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ИСТИННОМУ, КОТОРОЕ СОСТОИТ ВО БЛАГАХ ЦАРСТВА ХРИСТОВА, прочных, неизменных, вечных… Господь говорит: если вы были неверны в отношении к первым, кто поверит вам вторые; первыми не умели распоряжаться, нельзя ожидать, чтоб вы хорошо распорядились и вторыми. Это дает мысль, что Господь говорит здесь, во-первых, о НЕВОЗМОЖНОСТИ ТЕМ, КОИ ПРИСТРАСТНЫ К БЛАГАМ ЖИЗНИ, ВВЕРЯТЬ БЛАГОДАТНЫЕ ДАРЫ для употребления их в свое спасение или для распоряжения ими в видах благоустроения Царства Христова. В сем случае наставление касалось, с одной стороны, мытарей и подобных им, с другой – Апостолов и сильно укоряло Иуду, над которым исполнилось это определение. Но, во-вторых, изречение Господа можно принять, как приговор правды Божией в отношении только к вечным благам воздаяния. В сем случае слова Господа будут иметь такой смысл: итак, ЕСЛИ ОКАЖЕТСЯ, ЧТО ВЫ НЕВЕРНЫ БЫЛИ В УПОТРЕБЛЕНИИ БЛАГ НЕИСТИННЫХ, НЕВЕРНЫХ, НЕНАДЕЖНЫХ; ТО НЕ ЖДИТЕ, ЧТОБ ВАМ ВВЕРЕНЫ, ТО ЕСТЬ ДАРОВАНЫ, БЫЛИ БЛАГА ИСТИННЫЕ, НЕИЗМЕННЫЕ, ВЕЧНЫЕ НА НЕБЕСАХ, В ЦАРСТВЕ ХРИСТОВОМ. Воздаяние представляет Господь под образом вверения благ – для распоряжения будто и управления, применительно к течению речи Своей. В ТАКОМ ВИДЕ ВНУШЕНИЕ ОБНИМАЕТ ВСЕХ ВООБЩЕ ВЕРУЮЩИХ – ВСЕХ ВРЕМЕН, МЕСТ И ПОЛОЖЕНИЙ. Намеренно употребил Господь слово: «в неправедном богатстве» (а не – в неистинном богатстве), чтобы тем сильнейший удар сделать на совесть мытарей (и подобных им) и еще больше раздражить чувства раскаяния, начинавшие их тревожить, и побудить к скорейшему самоисправлению – из опасения за неверность… в отношении к преходящим благам жизни быть лишенными участия в истинных, непрестающих и самых верных благах Царства Христова. Против же сего слова поставлено: «истинное» — тоже намеренно, чтоб показать, что и в первом Он разумеет вообще всякое временное благо, неистинное, – и тем отнять всякий предлог устранять себя от изреченного… у тех, которые обладают не неправедно приобретенным (то есть честно полученным – заработанным, унаследованным и т.п. временным богатством), и расположить и их воспринять усердную заботу распоряжаться им по намерению и указанию Господню.» (там же)

Святитель Филарет (Дроздов): «…Не почитай маловажным и того, чтобы «в малом быть верным». …Вероятно, многие из нас не довольно опасаются сделаться неверными пред Богом, потому что ПРЕДСТАВЛЯЮТ СЕБЕ НЕВЕРНОСТЬ ТОЛЬКО В БОЛЬШОМ ВИДЕ, А НЕ ОБРАЩАЮТ ВНИМАНИЯ НА НЕВЕРНОСТЬ В МАЛОМ. Если бы кто сказал нам: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им» (Втор. 13:2), кто не ужаснулся бы одной мысли о такой неверности? В сем случае самая великость зла уменьшает опасность подвергнуться оному. Сделаться неверным в «малом» не так страшно: и опасность, по виду маловажности пренебрегаемая, тем удобнее постигает неосторожных. Иной успокаивает себя мыслями: …то еще не беда, если некоторые лепты моего таланта остались без прибыли, или вовсе потеряны; что некоторые заповеди или обеты не исполнены; что некоторые дни года или часы дня не посвящены Богу, как бы надлежало; что некоторые средства добра употреблены небрежно, или обращены только к удовольствию собственному… Ты не так рассуждаешь, как судит праведный Господь наш. ТОЛЬКО «ВЕРНОМУ В МАЛОМ» ОН ДАРУЕТ МНОГОЕ: СЛЕДСТВЕННО, ПОПУСКАЯ СЕБЕ УМЫШЛЕННО НЕВЕРНОСТЬ В МАЛОМ, ТЫ САМ СЕБЯ ЛИШАЕШЬ ПРАВА НА МНОГОЕ. И если за неверность в малом ты не получишь от Господа многого; да и малое утратишь неверностью, то с чем ты наконец останешься? Лукавое самооправдание дерзает иногда говорить и то, что быть верным в «малом» не стоит труда; и что можно было бы больше быть верным, если бы больше было вверено. Заградим и сии бесстыдные уста словом Господним: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.» Кто из рубля крадет или расточает, не то же ли сделает из тысячи? Так и в духовном: НЕВЕРНОМУ В МАЛОМ ДАРЫ БОЛЬШИЕ БЫЛИ БЫ ТОЛЬКО СЛУЧАЕМ К БОЛЬШЕЙ НЕВЕРНОСТИ. Не щедрости недостает у Бога, чтобы дать человеку вдруг многие и высокие дары благодати. Но ЧТОБЫ ПРЕДОХРАНИТЬ ОТ КРАЙНЕГО ОСУЖДЕНИЯ ЗА НЕВЕРНОСТЬ В ВЕЛИКОМ, ОН ИСПЫТЫВАЕТ ЕГО В МЕНЬШИХ СЛУЖЕНИЯХ, и тем приготовляет к большим дарованиям. Сими и подобными размышлениями потщимся, братия, часто возбуждать себя к верному во всем хождению пред Богом. …Как же скоро усмотрим в сем нашу неверность, будем по крайней мере верны в признании и исповедании грехов наших, и – Бог «будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9)…» ("Слова и речи". 127. Слово в день обретения мощей Преподобного Сергия)

Епископ Михаил (Лузин): «…Спаситель в противоположениях благ высших и низших… напоминает общий нравственный закон. Невозможно, чтобы один и тот же человек в данное время был верен во многом, когда он неверен в малом. ВЕРНОСТЬ ИЛИ НЕВЕРНОСТЬ ИМЕЕТ СВОЕ ОСНОВАНИЕ НЕ ВО МНОГОМ ИЛИ МАЛОМ, НО В НРАВСТВЕННОМ ЧУВСТВЕ ДОБРОСОВЕСТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. Кто… верен в малом, будет верен и во многом, и наоборот – верный во многом будет верен и в малом, и неверный во многом несомненно неверен будет и в малом. Образ речи взят с приточного управителя: над большим ли, над малым ли был бы он поставлен хозяйством, все равно он был бы неверен, действовал бы одинаково недобросовестно в отношении к своему господину; а другой, руководствующийся нравственным чувством добросовестности, все равно был бы верен своему господину и в малом и во многом.» («Толкование на Евангелие от Луки»)


Формулировка заповеди:


  Приходя в этот мир, мы ничего в него не приносим. Всё, что мы тут имеем и можем назвать нашим богатством, дается нам Богом и только Ему принадлежит. Мы же все лишь временные управляющие этим богатством, и каким бы оно ни было – законным или незаконным, – богатство это неправедное, ложное, обманчивое и ненадежное. Таковым оно является в противоположность богатству праведному – нетленным духовным благам, даруемым в вечное пользование Господом Иисусом Христом. Без правильного управления нашим неправедным богатством не получить нам этих истинных духовных благ. А правильное управление состоит в том, чтобы излишки нашего временного богатства направлять на помощь нуждающимся – через дела милосердия и благотворительности. Пусть даже нуждающиеся не знают о нашей помощи – Бог о ней знает, и этого достаточно. Будем помнить, что если проявим неверность в малом и не распорядимся нашим неправедным богатством так, как заповедал Господь, то не будет нам доверено и многое. А именно: в этой жизни не получим помощи Божией, чтобы следовать по узкому пути спасения, а по исходу из этой жизни будем лишены вечных благ Царства Небесного.


Рецензии