Вопреки печенегам и половцам, или Как я поступала

ВОПРЕКИ ПЕЧЕНЕГАМ И ПОЛОВЦАМ, ИЛИ КАК Я ПОСТУПАЛА В ИНСТИТУТ

­­­­­­­­­­­­Глава 4
Устный экзамен по литературе. Продолжение путешествия  " из варяг в греки".
"Дубовый листок оторвался от ветки родимой..."

                Что видели варяги на «севере диком», проплывая по фьордам? Может быть, голые скалы да сосны, одиноко стоящие на вершинах?
                Запомнилось: элегантная женщина средних лет с чёрными блестящими волосами, в тёмном красивом платье, стройная и подтянутая, внимательно слушает, не останавливая и почти не задавая вопросов. А у меня – тема одиночества в поэзии Лермонтова - и образы, образы…
От листочка, оторвавшегося от ветки родимой и куда-то гонимого нещадным ветром, от одинокого утёса, тоскующего по золотой тучке до образа самого поэта, сумрачно взглядывающего на балу на пищащие маски…
                Завершая ответ, читаю наизусть с вдохновением, с живым чувством, как бы ощущая дыхание Вселенной,  о пустыне, внемлющей Богу; о том, как "звезда с звездою говорит".
                Выхожу один я на дорогу,
                Сквозь туман кремнистый путь блестит...
                Мне хочется встать, и я встаю и читаю стоя, краем глаза замечая, что справа , чуть позади  от меня кто-то тоже что-то отвечает другой группе экзаменаторов( возможно, я даю ему передышку).
                -Почему вам, такой юной, нравится это стихотворение?- с искренним интересом спрашивает мой экзаменатор.
                - Нравится… красотой звёздной ночи, торжественной картиной  Вселенной,- кажется, отвечаю я.
                Я, конечно, не догадывалась, что Эльвина Васильевна Самосюк станет нашим любимым преподавателем, куратором, и я буду плакать возле вагона, когда придётся провожать её в Германию. Её, как одинокий листок, отрывало от нас и уносило на долгие несколько лет . Это была довольно длительная командировка. К сожалению, больше мы с ней не встретились.

                А впереди ещё «Тема человеческого достоинства , гуманизма и героизма в рассказе Шолохова «Судьба человека».
                На самой последней консультации в 10 классе читала нам Евгения Ивановна этот рассказ .Читала, и не скрываясь, плакала. Выборочно комментировала прочитанные эпизоды.
Мы ничего не записывали. Но как можно было забыть такое! Конечно, пришлось импровизировать при ответе, но основа-то была !
И что такое, в конце концов, два вопроса-уточнения, две стрелы из арбалета, пущенные откуда-то со стороны и пролетевшие возле самого уха!
Оценка, как всегда, «хорошо», а это значит- вёсла на воду и вперёд!


____
Самосюк Эльвина Васильевна (1928-1998),преподаватель современного русского языка в НГПИ.


© 15.09.2020г.


Рецензии