Вопрос к лермонтоведам

Признаюсь, меня довольно сильно удивил рассказ доцента факультета журналистики МГУ, кандидата филологических наук, публичного лектора и экскурсовода Егора Сартакова, который я услышал 18 октября 2024 года между 08:30 и 09:00 по радиостанции "Маяк". Речь идет о передаче "Лермонтов. Герой и его время. Дуэль и смерть Лермонтова". В указанный выше временной интервал в рамках программы "Сергей Стиллавин и его друзья" Егор Владимирович поведал радиослушателям о некоторых деталях разговора на повышенных тонах, который состоялся 13 июля 1841 года в Пятигорске по окончании вечера у Верзилиных между майором Мартыновым и поручиком Лермонтовым.

В частности, утверждает Е. Сартаков, в ходе этого бурного выяснения отношений  Мартынов, который после смерти своего отца Соломона Михайловича, счел себя, как старшего в семействе, обязанным заботиться о судьбах своих незамужних сестер, обвинил собеседника в том, что тот нанес ущерб репутации его младшей сестры Натальи Мартыновой, делая вид, будто увлечен ею и собирается просить ее руки, хотя ничего подобного делать не собирался. В ответ Лермонтов якобы назвал Наталью каким-то грязным, непечатным словом, что окончательно вывело "горца с большим кинжалом" из себя и вынудило его вызвать Михаила Юрьевича на дуэль.

В доказательство Сартаков ссылается на воспоминания двух неназванных им лиц:

- "друга" Мартынова - дескать, Николай Соломонович впоследствии в порыве откровения рассказал ему именно о таком повороте рокового разговора;

- "адъютанта" (какой у майора в отставке адъютант?; слуги, денщика?) Мартынова, который, находясь где-то поблизости, слышал соответствующие реплики отставного майора и поручика и через много лет рассказал кому-то о них.

Я попытался проверить точность утверждений уважаемого специалиста, однако ничего заслуживающего внимания не нашел. Да, в свое время великий русский поэт и прозаик  действительно любезничал с Натальей Соломоновной, которая действительно принимала знаки его внимания, была польщена ими и полагала, что это именно ее изобразил автор в образе княжны Мери. Но и только. Никакого ущерба репутация этой хорошенькой девицы в свете не претерпела, тем более что Михаил Юрьевич любезничал не только и не столько с ней, но и с другими сестрами Мартыновыми, а также с прочими красавицами Москвы и Петербурга.

Никаких соответствующих воспоминаний "друга" и "адъютанта" сыскать мне тоже не удалось. Интересно, что по этому поводу думают уважаемые лермонтоведы сайта?

 


Рецензии
Добрый день, Алексей! Вряд ли лермонтоведы ответят. Сейчас много всякого бреда , по принципу - автор так думает. Если вспомнить взаимоотношения Лермонтова с Сушковой, когда он притворно ухаживал за ней, а потом написал ее родителям анонимку, похвалился этим в письме к приятельнице и даже отразил в творчестве. Дуэль с Мартыновым произошла, потому что не могла не произойти в силу особенностей характера ее участников

Надежда Секретарева   20.10.2024 10:37     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Надежда! Спасибо за отзыв. Мне странно, что филолог, вещающий на миллионную аудиторию, делает такие категоричные заявления. Кстати, во время своего рассказа он допустил забавную оговорку, назвав музицировавшего у Верзилиных князя Трубецкого князем Одоевским.

Алексей Аксельрод   20.10.2024 10:50   Заявить о нарушении
Ничего удивительного, можно всё что угодно вещать, потому что очень мало кто заметит

Надежда Секретарева   20.10.2024 11:30   Заявить о нарушении