Ах, как хорошо жить!
Доброе утро! В Канске морозно, небо чистое, день грядёт осенне-воздушный, подсвеченный солнечными лучами. Бывают такие дни в октябре, когда снега нет на Покров, леса по берегам рек стоят прозрачно - нагие от зелени и осенней разноцветной листвы. Первая шуга плывет крошевом льдинок. И вся эта райская красота словно приподнята над бытием человека и плывет облаками в высоком голубом небе. В такие морозные дни чувствую себя сорокалетним, хвори из костей и вирусы из тела выходят с молитвами, и после зарядки ощущаешь восторг:"Ах, как хорошо жить"! И гаснет радость жизни: война с НАТО на Украине идёт не на жизнь, а на смерть. Русская армия стойко и мужественной уничтожает наёмников со всего света в окопах украинской армии. СПАСИ, ГОСПОДИ, ЛЮДИ ТВОЯ!
Тоскую по Индигирке. Помню, в середке октября, по шуге уже спускался по Индигирке от якутского села Терють, на "Крыме", мотор "Вихрь-30. На речных островах снега нет, северная ива чозения светлым пеплом уже светится ветвями голая, на сером песке островов, на берегах зайцы белые видны ярко - по 10-12 выводки. Стрелял, охота открыта. Заготовил на зиму детям 70 тушек. Шкурка не сдирается, брюшина освобождается от потрохов, и всю зиму заячье мясо остается сочное - не вымерзает под шкуркой - в теплице на стеллажах. На Индигирке в октябре редко бывает в такие сроки тепло днем, а ночью морозно. Река плотно ледяной шугой забита. Всё равно рыбаки и охотники, кто ушел на рыбалку на лодках в верховья притоков Индигирки, живут в тайге и рыбачат до заморозков, потом дружно сплавом вместе с шугой идут на лодочных моторах до Усть-Неры, районный центр Оймяконского района. Лодок много возле зимовья собралось на ночёвку, в минувшие годы это была баня для геологов.Какая красота - наши северные мужики! Возвращаются домой, а самогон нашелся, чай крепкий, тесно от тел на палатях - нарах. А рано утром, до рассвета, собирают рыбаки скарб и колхозом отходят на своих лодках от приютившей геологической баньки, где сто лет сохраняется железная печь, всегда запас дров для путника по зимнику в якутскую стужу.
В 1983-м году не смог я добраться на байдарке, сплавляясь по Индигирке в августе, до Русского устья. Шел в середине сентября из Чокурдаха до Бара (устье северных рек зовутся "барами")на изыскательском теплоходе "Сайгак" в качестве "повара". Капитану Нефедову я показал "тугумент", который мне выдал Райком комсомола на Белой горе, где говорилось, что я "молодой писатель". Я и был им этаким - "фотоаппаратом" с черно-белой пленкой. Всё фиксировал в записные книжки, которые и сегодня в моем письменном столе, как "не проявленные пленки". Капитан Нефедов с пониманием отнесся к моему желанию посмотреть Русское устье, но шел он на "Бар" в сентябре последним рейсом в эту навигацию, где делал "съёмку" дна геофизической аппаратурой в устье Индигирки. Для "сухогрузов" "Сибирские" все лето держали изыскатели фарватер на "баре". По реке шли ходко к бару, иногда швартовались возле станов рыбаков, на месте бывших поселений в царской Империи, в тундре сохранились захоронения, огороженные оградками из штакетника чугунные могильные плиты захоронений в 19 веке. И сегодня, вспоминая сплав на байдарке по Индигирке в августе, будто опять побывал в низовьях Индигирки.
ОСЕННИЙ СПЛИН
Воскресенье. Третий час дня. Обленился до крайности. Вчера позвонил товарищ Миша художник, его усадьба за дорогой. Напомнил, что готов дать пару кочанов капусты и моркови на засолку. Огородница у Миши жена, всё лето и зеленью с укропом снабжает, а зреют огурцы в теплице и помидоры - нагружает овощами. Совестно брать без денег - не берёт, считает меня братом мужа. Работает продавцом в продуктовом на Предмостной. Мишка работает, как и ты, "ИП", дом с полуподвалом, там столярная мастерская, он классный краснодеревщик, делает из дерева и лестницы и двери в богатые новостройки. Но не всегда есть работа. Поэтому нужда в деньгах. Мне он последние десять лет помогает во всём, стоит позвонить только. Поэтому сегодня, пока он спускался в подвал за морковкой, сунул 500 руб. под пакетик с вяленым кановым ельцом, принес ему и "мерзавчик" с прополисным лекарством. Морковь перемыл, надрал на тёрке на ведро капусты хватит. Два кочана ждут на столе в кухне. Лень браться. Оттягиваю, расслабился у телевизора, смотрю на ТВЦ советский художественный фильм "Молодая жена".
Валерий Шелегов,
член Союза писателей России (СССР)
г. Канск
Свидетельство о публикации №224101800265