Мифы о том, как люди научились земледелию

                Египетский миф

  Царствуя на земле, Осирис вывел египтян из состояния дикости, дал им
законы и научил почитать богов. До него у египтян процветало людоедство.
Жена и сестра Осириса Исида нашла дикорастущую пшеницу и ячмень, а
Осирис ввел обработку этих злаковых культур у египтян, которые с этого
времени перестали заниматься каннибальством и покорно перешли на
хлебный рацион. Известно также, что Осирис положил начало сбору плодов
с деревьев, первым начал подпирать виноградные лозы и давить виноград.
Горя желанием приобщить к этим полезным открытиям весь человеческий
род, он передал бразды правления в Египте своей жене Исиде и стал
путешествовать по всему миру, распространяя всюду дары культуры и
земледелия. Жителей стран, в которых выращиванию винограда
препятствовала суровость климата или бесплодие почвы, он за неимением
вина научил утешаться ячменным пивом. В Египет Осирис возвратился,
нагруженный богатствами, которыми его осыпали благодарные пароды:
повсеместно его встречали с божескими почестями как благодетеля
человечества.

                Шумерский миф

  Боги задумали улучшить жизнь на земле. Великий бог Ан собрал их всех на горе небес и земли, и там были созданы богиня зерна Ашнан и богиня овцеводства Лахар. Они должны были удовлетворить голод и жажду ануннаков. Но боги едят хлеб, пьют молоко и никак не могут остановиться. Тогда мудрый Энки предложил Энлилю спустить богинь на землю к людям.
  Энлиль согласился и по его священному повелению Лахар и Ашнан поселяются среди людей. Сердца великих богов преисполнились радости, когда увидели они, что изобилие и богатство наполнили Страну.
  Однажды, выпив вина, трудолюбивые и прилежные богини затеяли спор кто из них важнее и нужнее - Ашнан и ее земледелие или Лахар со своими овцами, молоком и шерстью. Они долго пререкались между собой, пока мудрый Энки не вынес свой приговор. Он объявил, что земледелие и скотоводство должны находиться в тесной связи, но первенство отдал Ашнан. Ибо только хлебом можно насытиться, он укрепляет тело, а вино веселит сердце. Хлеб и вино важнее для жизни, чем молоко и шерсть. Ашнан, питающая богов и людей, должна занимать первое место, а ее сестра Лахар должна чтить ее и признавать ее старшинство.

                Греческий миф

  Богиня Деметра одарила Триполема, сына царя Элевсина Келея, колесницей, запряжённой крылатыми змеями, и сохой. Великая богиня научила его обрабатывать землю, и  Триполем принёс людям искусство земледелия. Он первый трижды вспахал плугом рарийское поле у Элевсина и бросил в темную землю семена. Богатый урожай дало поле, благословленное самой Деметрой. На чудесной колеснице, запряженной крылатыми змеями, Триптолем по повелению Деметры облетел все страны и всюду научил людей земледелию.

                Фракийский миф

  Верховный рогатый бог Сабазий первый заставил вола пахать землю, другими словами, стал сеять ячмень.

                Этрусский миф

  В первое время после творения люди бродили по земле без особого разумения, не имея законов. Тогда богиня Вейя сжалилась над ними. Она научила людей возделывать поля, сажать растения и выращивать урожай, а чтобы они не отнимали друг у друга выращенное, разделять поля между земледельцами. Определила богиня и нормы взаимоотношений между людьми, работающими на полях. Научившись всему этому от богини, люди смогли не только обеспечивать себя едой, но и жертвовать часть ее богам.

                Китайский миф

  Хоу-цзи был обычным человеком, появившимся на свет с божественной помощью. Его мать звали Цзян Юань. Отцом же считают владыка Ку.
  Однажды, когда Цзян прогуливалась в окрестностях селения, она наступила в след стопы, оставленный великаном Ку. Через 9 месяцев на свет появился Хоу-цзи. Но родственники Цзян не обрадовались его появлению. Несколько раз они пытались извести младенца. Но ни звери, ни птицы не причиняли ему вреда. Наоборот, все они защищали и заботились о маленьком Хоу. После нескольких безуспешных попыток избавиться от младенца, родственники вернули его матери. После чего нарекли именем Ци, имеющее значение «брошенный».
  С раннего детства Ци увлекся земледелием. Ему было интересно собирать семена разных растений, сажать и ухаживать за ними. Плоды, которые он получал, были больше и питательнее собранных. Запоминая результаты своих экспериментов, он создал основы сельского хозяйства. Одновременно с выращиванием новых культур Ци изобретал инструменты для ухода за посадками. Своими знаниями подросший Хоу-цзи делился с другими людьми.
  Его труды заметил император Яо. Оценив ум и трудолюбие Ци, император повелел ему заниматься сельским хозяйством в стране. В благодарность за усердие Хоу-цзи была дарована самая плодородная область в стране под названием Тай. В память о заслугах Ци китайский народ начал называть его Хоу-цзи. В переводе это означает «государь-зерно» или «государь-просо».

                Тайваньский миф(народа сайсият)

  Давным-давно сайсият не знали земледелия. Они питались тем, что добывали охотой и собирательством. Увидев страдания сайсият, божество Бива отправила свою дочь Вааунг, чтобы она научила людей выращивать просо.
Оказавшись в мире людей, Вааунг полюбила юношу из народности сайсият. Она научила его самого и других сайсият премудростям земледелия. Но нетерпение отца юноши привело к тому, что Вааунг решила вернуться домой - в небеса.

                Чувашский миф

  Давным-давно, когда еще леса покрывали все берега Свияги и Суры и весь тот край, где они текут, подобно тучам, закрывающим небо во время грозы; когда еще люди кормились, убивая по лесам диких зверей, добывая из дуплистых деревьев мед диких пчел; когда бог богов могучий и великий Тора помогал людям добывать пищу, — тогда жили на земле два брата.
  Старший назывался Якишем, а младший — Велюком.
  Якиш был злой, жестокий, коварный. Велюк был очень добрый, как малое дитя.
  Якиш убивал зверей и кормился мясом.
  Велюк собирал мед и кормился им.
  Однажды Якиш пошел на охоту, но не убил ни одного зверя. Голодный и поэтому еще более злой, он пришел к брату. Тот в это время ел мед, собранный им в дуплах, где жили пчелы.
  Старший брат попросил меду, и младший по доброте своей охотно поделился с ним. Якишу захотелось узнать, где находятся те пчелы, которые собрали такую сладкую пищу.
— Скажи мне, где гнезда пчел? — спросил Якиш. Простодушный Велюк повел брата в лес и указал все дупла, которые знал.
  Через несколько дней Якиш вздумал украсть меду из одного дупла и уже отломил кусок сотов и стал есть. Но oн не отнес первый кусок сотов к священному дереву Киремети в жертву богам, и Тора рассердился и приказал пчелам умертвить Якиша. Пчелы собрались из всех дупел и каждая ужалила вора.
  Якиш умер, и пчелы также умерли, потому что оставили в нем свои жала.
  Когда Велюк увидел мертвого брата и мертвых пчел, то стал плакать: ему было жаль брата и своих кормилиц.
  В слезах он уснул и вдруг слышит во сне голос Торы, Тора велит ему взять теленка и облить водой; что будет с водой, то надо сделать и с мертвыми пчелами.
  Проснулся Велюк, поймал теленка и облил его. Теленок отряхнулся, и вода светлыми каплями попадала на землю и ушла в нее.
 Тогда Велюк, следуя повелению Торы, разбросал мертвых пчел и закопал их в землю.
  Это были первая пашня и первый посев.
  Скоро из земли появилась травка, на которой потом выросли колосья. Одни были покрыты точь-в-точь такими жалами, какими пчелы убили Якиша: на других зерна висели так, как висят на дереве рои пчел. К тому времени, когда Велюк обычно собирал мед, колосья поспели. Велюк выбил из них зерна, растер между двумя камнями, смешал с водой и стал есть вместо меда.
  Так появился сюгур — хлеб.
  А Якиш был унесен злым духом в преисподнюю. Там злой дух сделал из его злого сердца червей, убивающих теперь молодых пчел, а из тела сделал мышей, поедающих воровски тот хлеб, который добывается человекам.

                Астурийский миф

  Много времени назад бог облаков и штормов Нуберу прибыл к астурийцам верхом на облаке, но его постигла неудача и он упал с него на землю. После он попросил убежища, но никто не хотел ему помочь, пока одной ночью крестьянин не сжалился над ним. В благодарность за помощь Нуберу вызвал дождь над его полями и дал ему хороший урожай.

                Руандийский миф

  Руганзу – мифический царь и культурный герой. Он дал людям фасоль, батат, банановые деревья и другие полезные растения, в стране появились домашние животные. Руганзу научил людей плавить руду, строить дома, варить пиво. С ним связывают возникновение водопадов, скал. Благодаря ему образовался скальный мост на реке Рузизи, соединяющей озера Киви и Танганьика. Великан Ньянгара, посадив бананы на одном берегу реки, решил перебраться на другой берег, чтобы продолжить свою работу. Едва он вошел в воду, как Руганзу, чтобы заставить его вернуться, бросил ему в спину свой жезл. Но жезл соскользнул в воду и превратился в скалу.

                Другие представления

  На изображении на ткани культуры наска (юг Перу) культурные растения выступают из тела ламы, которую ведет на поводу лягушка или жаба. У бразильских индейцев мундуруку ненасытный Каруэбо, племянник старухи Капиру, требует для еды все то, что растет на огороде. Капиру учит его, как подготовить участок, и велит зарыть себя живой, с растопыренными руками, ногами и пальцами. Ее тело распространяется по всему участку, из него вырастает кукуруза и другие растения, а ее пальцы становятся клубнями маниока.
 По угандийским сказаниям о первом правителе Уганды, следы первого человека остались на скале: Кимера стоял с копьем в руке, а его жена с собакой сидела рядом. Кимера дал людям огонь, воду и полезные злаки, ввел ремесла, обряды, установления.


Рецензии