Почему FCI признала Kazakh Tazy
Привет, Фабио,
Я прочитал твое сообщение и готов ответить на твои вопросы.
1) Как заводчики казахских тазы восприняли эту новость о признании FCI?
2) Был ли это сложный и долгий процесс до признания FCI?
3) Знаете ли вы, почему FCI решила признать эту породу?
О получении известия о признании FCI породы «Казахская Тазы».
Первое, что можно сказать, это имиджевая компонента, которая присутствует во всем этом процессе. Разумеется, как PR-проект международного масштаба этот факт весьма привлекателен для нашей страны. Безусловно, сей информационный повод активно тиражируется правительственными и аффилированными источниками в Казахстане, даже в странах бывшего СССР и во всем мире. Простые люди и большинство неискушенных в информационных и политических процессах владельцев KAZAKH TAZY ликуют, т.к. известность этой породы, как легендарного компонента и признака национального благосостояния популяризирует Казахстан в целом. Однако, есть много скрытых аспектов, которые идут вразрез с сиюминутной эйфорией народных масс.
Во-первых, эта порода из статуса аборигенной за очень короткий срок может превратиться в выставочную, как эксклюзивный и редкий элемент имиджа для зарубежных владельцев. Такие перспективы негативно будут влиять на специализацию и психические установки особей этой породы. Собаки, не привыкшие к ошейнику и тем более к поводку, должны будут привыкать к ним. Это сломает их психику. Во-вторых, кроме этого существует множество вопросов связанных с обретением статуса признанной FCI породы. Рядовые владельцы KAZAKH TAZY еще не знают, чем могут обернутся требования FCI к породе и последующие вслед за этим обязательства казахстанский кинологических организаций, рядовых владельцев и правительственных структур, задействованных в регулировании этой сферы социальных вопросов и зоо-ветеринарных требований.
В-третьих, новый контекст может повлиять на генетическое разнообразие этой аборигенной породы. Ведь, наиболее коммерчески успешные деятели этой сферы в Казахстане, способные овладеть всем международным спектром навыков в индустрии продажи собак редких пород, будут предлагать на международный рынок тех особей, разведение которых поставлено на поток в их питомниках. А, это лишь капля в море. Даже проведенное в угоду FCI ДНК-тестирование собак этой породы в прежние годы охватило мизерную часть аборигенной популяции. Т.к. контакты международной тестирующей группы с местными владельцами шли через узкие шлюзы выставочных форматов. Получая таким образом генетический материал, исследователи могли столкнуться с тем, что выборка биоматериала не релевантная масштабам популяции. Ведь, Казахстан определенно - большая страна!
Провести инвентаризацию всех представителей породы, региональные типажи и полукровок, участвующих в бридинге – весьма сложная задача, требующая масштабного финансирования международного масштаба. Вызывает сомнение, что государственные структуры пойдут и потянут это. Коммерческие питомники и ассоциации, из-за ограниченности их финансово-материальных ресурсов, тем более, не в силах охватить все региональное разнообразие и фенотипический спектр породы из подмышек казахстанской географии.
Было ли это сложный и долгий процесс признания FCI породы KAZAKH TAZY? Знаю ли я, почему FCI решили признать эту породу?
Эти вопросы вызывают у меня саркастическую усмешку. И сейчас я постараюсь объяснить почему. Разумеется, любая унификация, будь то параметры автомобильных покрышек, прививок для рогатого скота или шлюзов международных космических станций нуждаются во множестве согласований, если этого требуют обстоятельства цивилизационного масштаба. Так же и с искусственными и выставочными породами собак. Их стандарты должны быть унифицированы. Однако, не всегда унификация может пойти на пользу аборигенным породам.
Рядовые владельцы и заводчики породы в Казахстане отнюдь не переживали бы, если признание тазы FCI не состоялось. Мы как-то жили тысячелетиями и без этого. Заинтересованность в признании была лишь у коммерчески ориентированных питомников, которые готовы поставить продажу щенков этой аутентичной породы на поток. Повторюсь, аутентичной и аборигенной, но не редкой и вымирающей, какой ее ее пытаются представить коммерчески ориентированные заводчики. Этот миф был создан намеренно.
Как я сказал выше, факт признания льет воду на мельницу странового PR, а также состоятельности внешне-политического ведомства Казахстана. Политическая компонента в этом вопросе зиждется на овеянных мифами установках, что эта порода была залогом успешного выживания казахских племен и родов в средневековье и древности. С середины 2000х появился запрос на поиск элементов национальной идентичности, т.к. после развала СССР новые государственные интересы требовали создания новой идеологической компоненты с ориентацией на былое героическое прошлое.
То прошлое из 16-20х веков не всегда можно было представить и истолковать героическим со славными победами и доминантным статусом. Поэтому историкам на службе у новой власти в стане, недавно получившей суверенитет, обратили взор на более ранний период, а также компоненты быта и хозяйственного уклада, а не стали активно продвигать не всегда приятные для этнического самолюбия политические и геополитические процессы в этой части Великой Степи. В 00-х годах после стрессовых 90-х и начала поступления нефтедолларов, казахстанский госаппарат смог сориентировать имиджмейкеров и историков на поднятие архивов и концепций по изучению старины глубокой, но без декларации доминирования.
Все понимали, что после маятника СССР казахский народ уже пережил несколько критических исторических вех 19 и 20 веков, которые кардинально поменяли уклад нашей жизни. Мы уже более века не живем в юртах и не ведем кочевое скотоводство. После колонизации казахской степи Российской империей мы постепенно превратились типичных представителей урбанистической культуры, у которых поменялся и формат жизни, и пищевые пристрастия, и ценностные ориентиры. Мы занимаемся земледелием, а отгонное или стойловое, а не кочевое скотоводство существует в привязке к коммерческим стратегиям, а не выживанию племен в прежнем укладе. На всем этом фоне свободные KAZAKH TAZY катастрофически быстро теряют свой естественный ареал обитания, превращаясь в элемент имиджа для состоятельных казахов, реконструкторов и обычных граждан, стремящихся к таким статусу и ролям.
В начале 2010-х годов политические имиджмейкеры и разработчики PR-стратегий для т.н. партии власти – НурОтан (перевод с казахского – «светлое отечество) активизировали мифологический подогрев вопроса популяризации по телевидению тем по элементам национального благостостояния «Жетi Казына – семь богатств), а также в соцсетях и тематических чатах. Одним из этих семи богатств, которые были легендированы еще в доколониальные эпохи для мужчины-казаха являться KAZAKH TAZY. Это подстегнуло коммерчески ориентированных заводчиков активизировать работы по сбору привлекательных особей из близлежащих к городским метрополиям доступных локаций. Тогда же и начались работы по разведению и поиску путей монетизации работы. Параллельно с этим, некоторая поддержка из партийной казны оказывалась и некоторым активистам, нацеленным на коммерческий успех популяризации и их организациям. Под мифы о редкости и статусе исчезающей породы появился интерес зарубежных ценителей породы. Но, в итоге, такая имиджевая работа внутри страны натолкнулась на ряд организационных барьеров, которые существуют для любой новой породы вне территории бывшего СССР.
До того столкновения с зарубежными барьерами все казахстанское собаководство жило нормами установленными для охотничьего собаководства еще в Советском Союзе, который в этой сфере в немалой степени унаследовал традиции существовавшие некогда в Российской Империи. Формат поздне-советского собаководства не соответствовал европейскому и американскому. Такая же ситуация до нынешнего момента существовала и в Казахстане. Поэтому, отсутствовало признание KAZAKH TAZY как отдельной породы, что не позволяло, открыто и эффективно монетизировать элемент казахстанского благосостояния за рубежом. Конечно, работа по удовлетворению спроса иностранных ценителей породы велась активно, не смотря на непризнанный статус. С 2019 года активно муссировались публикации о факте владении президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым своры KAZAKH TAZY. К тому времени уже довольно продолжительное время щенки регулярно уходили по серым каналам в Россию, а затем через Украину в Польшу и Чехию, а оттуда увозились в страны Европы и США.
Такая ситуация и дальше бы удовлетворяла всех, если бы не Российско-Украинский конфликт, который оборвал транзит породы на запад. Тогда начались поиски новых путей и способов обеспечения траффика щенков KAZAKH TAZY. Среди них еще большую актуализацию получила необходимость легитимации породы через давно поднимавшийся вопрос о регистрации и признании в FCI для обеспечения международного транспортирования особей породы с соответствующей сопроводительной документацией и возможность фискального регулирования отношений в этой сфере.
1 сентября 2022 года президент Токаев официально поручил Управлению делами президента Казахстана взять под государственный контроль сохранение и популяризацию тазы, как казахской аборигенной породы. А, в ноябре 2023 года президент Франции Эмануэль Макрон посетил Казахстан. По всей вероятности поводом для визита стал актуальный вопрос заинтересованности Франции в казахстанском уране и намечающееся строительство АЭС по французским технологиям в Алматинской области нашей страны. В течение этого визита президенту Франции были подарены две особи KAZAKH TAZY. Это такая казахская традиция с демонстрацией элементов глубокого уважения к одариваемому, в формате соблюдения древнего хорошего тона, когда щенков не продают, а только дарят. Это стало одним из очередных шагов в деле популяризации породы и создания информационного вала в Европе, который содействовал активизации работы чиновников FCI в деле официального признания породы в Европе.
Поддержание исследовательских инициатив, а также глубокое рассмотрение антропологических и экологических аспектов в контекстах связанных с KAZAKH TAZY еще очень далеки от совершенства. Поэтому, изучение всех аспектов требует особого отношения к пониманию аборигенного статуса KAZAKH TAZY. Как следствие этого, необходимо понимать какие завихрения поднимает ажиотаж и на чью мельницу льется вода из тщетных желаний и пустых эмоций. Необходимо понимать любые серые схемы и уметь регулировать их, дабы не стать марионетками самим и не ввести KAZAKH TAZY в статус заложников беспечности ликующих масс и примеряющих ордена чиновников казахстанского госсектора.
Вопрос от Фабио Бенсе 21.10.2024
Вы имели в виду, что казахские тазы были подарены Макрону? Или их просто показали французскому президенту?
Это был традиционный подарок Макрону от принимающей стороны. В этом есть глубокий смысл в контексте социальных отношений в традиционном казахском обществе и уважительных дипломатических отношений. Продажа щенков этой породы исторически считалась дурным или низко сортным тоном поведения. Тазы, как признанный элемент национального наследия, не должны быть предметом торга. Это как если бы вы продали реку Амазонку и полностью всех редких животных вокруг нее иностранным коллекционерам и зоопаркам. Это значит, что вся нынешняя коммерческая деятельность с тазы и их щенками является проявлением невоспитанности через призму традиций.
Конечно, подарок Макрону отвечает всем требованиям уважительного обращения с высокопоставленным гостем. Таким образом, если у вас есть питомник тазы, это значит, что вы стоите перед дилемой и вам следует сделать выбор: подать себя в качестве защитника традиций или того, кто их игнорирует, в качестве торговца с низкими моральными принципами.
Кроме того. Существует четыре традиционных способа владения тазы: в качестве подарка, кражи, обмена и покупки. Последний из них является самым худшим для репутации владельца в социальных отношениях. Это свидетельствует о его низком социальном статусе и отсутствии устойчивых связей. С другой стороны, тот заводчик, который продает щенков тазы как коммерческую единицу с высокой добавленной стоимостью, имеет репутацию торгаша. Любой владелец своры тазы может попросить только символическую плату за щенков, чтобы следовать традиционной примете, чтобы щенок не мог сразу умереть от болезни в доме нового владельца. Традиционно это около 1000 тенге (~2 доллара США) или то, что новый владелец захочет заплатить сам по своей инициативе.
Вы можете обменять особь тазы на баранов или других животных, или на любые сокровища (оружие, амуниция, драгоценности, лошадей или что-то еще). Это зависит от договоренности между друзьями, межплеменных отношений или славного статуса собаки. Но не от денег! Потому что все помнили, что тазы могли спасти аул и целый клан, охотясь в голодную зиму, когда весь другой скот погиб в джут и бескормицу.
Но помните и обратите внимание, что это только древняя традиция и моральный абсолют. В наши дни 99,99 процентов рядовых владельцев хотят заработать как можно скорее. Инфляция символического значения национального богатства перешла все мыслимые пределы на понижение. В одно и то же время люди могут видеть официальные заявления о тазы как об элементе национального наследия, а вместе с тем, и манипуляции с FCI, чтобы сделать породу лучшим товаром для продажи.
Свидетельство о публикации №224101800721