Этикет для курсантов Мореходной школы Одессы

Этикет-Этимология- поздний среднеанглийский (как существительное): от средневекового латинского custumarius, от custuma, от англо-нормандского французского custume (см. обычай).

Этикет -    общепринятые требования к социальному поведению; приличия поведения, установленные в каком-либо классе или обществе или для любого случая.
предписанный или принятый кодекс обычаев в вопросах церемонии, например, при дворе или при официальных или других официальных обрядах.
Кодекс этического поведения в отношении профессиональной практики или действий между представителями профессии в их отношениях друг с другом:
Где бы мы ни оказались - на работе, в магазине, в транспорте, на прогулке, нам приходится выбирать соответствующий стиль поведения, то есть соблюдать правила этикета для того, чтобы выглядеть достойно и не вызывать неловкости у окружающих.

Первые уроки по этикету я получил  в детстве от мамы, выпускницы  Орловской гимназии,  и в начальных классах школы, где нас учили,  как вести себя в классе, как сидеть за партой, вставать при входе учителей.
Обучение продолжилось  во время работы на танкере "Иосиф Сталин". На танкере существовали старые флотские традиции, в кают-компании нужно было спросить разрешения у капитана, чтобы сесть за стол, и чтобы выйти из-за стола.
Стол накрывался по всем правилам этикета, накрахмаленная скатерть, столовые приборы. Каждый член кают-компании знал, где его место за столом, и у каждого места мельхиоровые ложка, вилка, нож, льняные чистые выглаженные салфетки, заправленные в мельхиоровые кольца, на каждом кольце чеканкой обозначена должность владельца. Справа от капитана за столом шли места старпома, 2-го, 3-го, 4-го помощников, затем радисты.
 Слева,  соответственно должности механиков, стармех и так далее..
Капитан танкера Николай Иванович  Плявин, без нотаций, улыбаясь и подшучивая, знакомил с правилами поведения за столом, да и не только за столом,  но и в обществе.


В ноябре 1983 года в связи с болезнью жены, я был вынужден уволиться из Новороссийского морского пароходства, и перевестись на работу в
 Одесскую мореходную школу Черноморского пароходства (ОМШ ЧМП).
ОМШ находилась по адресу улица Суворова 1, напротив входа в порт. От моего дома до ОМШ было 500-600 метров.  Учитывая болезнь Аллы, меня это очень устраивало, я всегда находился в минутной досягаемости дома.
Работа в ОМШ складывалась нормально. Мастера и преподаватели — это все люди, прошедшие море, суда, и поэтому всегда находили взаимопонимание и старались помочь, подсказать друг другу в работе.

В Мореходную  школу принимались лица с образованием 10 классов средней школы, отслужившие в армии. Состав подступающих был очень различен по
 воспитанию, привычкам.  Много было простых городских, сельских ребят,элементарно не знакомых с искусством,  ни разу не бывших в театре не всегда знакомых с правилами (этикетом) поведения в обществе, в различных ситуациях.
Для исправления этих недостатков, в программе обучения была дисциплина "Этика" , где курсантов знакомили с основами искусства, музыки, живописи и конечно правилам поведения в обществе. В внеклассной работе были обязательные, для каждой группы, посещения театров, музеев Одессы.

Учитывая, что в загранрейсах, при увольнении в город, посещении общественных мест, курсанты не должны привлекать к себе внисание не принятым в обществе поведением, была составлена Памятка-рекомендация по основам поведения.

Памятка-рекомендации по правилам поведения в обществе. была распечатана и выдавалась каждому курсанту Одесской мореходной школы (ОМШ ЧМП).

Не следует привлекать к себе внимания (особого) в обществе» Избегайте разговоре громким голосом, на повышенных тонах в общественных местах (на улице, в лифте, классе и тд,),
Избегайте вычурных манер и броской (яркой)одежды) не разглядывайте прохожих не наталкивайтесь на них.
Не клади в наружные карманы ручку, карандаш, очки, расчёску, и другие вещи
Не выходи на улицу в нечищеной обуви, не носи мятый костюм, невыглаженную рубашку.
Не носи головной убор, натянутый на глаза или сдвинутый на затылок.
Не жестикулируй без надобности, всегда держи под контролем свои руки, не держи руки в карманах.
Не насвистывай на улице, в помещениях, и др. местах.
Не смейся слишком громко.
Не ешь, идя по улице.
Не рассказывай о своих болезнях, неприятностях.
Не делай вид, что знаешь больше, чем на самом деле.
В театре (кинотеатре) проходи по ряду лицом к сидящим, спиной к сцене.
Не причёсывайся на улице,
Во время разговора не отворачивайся, смотри в лицо.
Не клади сигарету никуда кроме пепельницы ( на стол?), пепел только в пепельницу,
Не куря где находятся дети или больные.
Нельзя курить во время танца,
Не входи в помещение без стука,
Заходя в комнату спроси разрешения.
Н спеши сесть пока тебя не пригласят.
Не рассматривай пристально в гостях картины, мебель тип другие предметы.
Если знакомят -мужчину представляют женщине, молодого- старшему, одного человека- группе.
Первый подаёт руку тат кому представляют человека.
Входя или выходя из комнаты не иди впереди дамы, пропускай её вперёд.
Садясь в любой транспорт, пропусти даму вперёд. Выходи первым и предложи руку для помощи. Тоже самое в лифте, '
Не забывайте о шутке, но не теряйте чувства меры, если видите, что шутка неприятна, остановитесь и извинитесь.
При споре помни об уважении к собеседнику, если спор ожесточается- постарайся переменить тему разговора,
Не старайся доказать свою правоту, если видишь, что другой не понимает тебя,
В театре или кино не переговаривайся громко с рядом сидящим, разговор, кашель, шуршание программки, обёртки от конфет могут раздражать рядом сидящих.
В зрительном зале обязательно снимай головной убор.
Не опаздывай после антракта, не вставай во время действия или к/фильма- -это демонстрирует вашу невоспитанность.
Проходя к своему месту по ряду (в театре, кинозале), извинись и поблагодари тех кто пропускает,
Не сморкайся, не плюйся в присутствии других, пользуйся носовым платком.

За столом прием пищи
Хлеб отламывай маленькими кусочками, не откусывай от большого куска, /Не кроши его на стол, ' Не вытирай тарелку хлебом,
Не наклоняй- тарелку с супом, можете пролить его или себе на брюки или на скатерть,
Во время еды старайся не разговаривать, если кто-либо спросит, сначала прожуй а потом отвечай, не пытайся разговаривать с полным ртом.
Не ешь и не пей с шумом, не чавкай, не жуй с открытым ртом,
Во время еды не клади локти на стол, Не бери хлеб вилкой, бери рукой.' Не сгибайся над тарелкой, держись прямо, Не поднимай бокал или стакан слишком высоко,
Не чисти зубы, не ковыряйся в зубах за столом» *
Не играй салфеткой, вилкой, ножом за столом. Не вытирай лицо салфеткой, только промокни губы, Хлеб отламывай маленькими кусочками. ' Не роняй нож или вилку, но если уронил, не придавай значения, не смущайся, попроси другую,
Не устраивай в тарелке мешанину из того, что на ней лежит, "
Не накладывай на вилку с помощью ножа, бери на вилку столько. сколько помещается без труда, (ножом можно немного помочь),"



Через 10 лет преподавания в ОМШ, у меня предоставлялась снова выходить в море на судах ЧМП, в должности капитана или капитана-наставника. Иногда  в экипаже судна оказывались выпускники ОМШ, которые вспоминая время обучения в ОМШ, вспоминали и улыбкой и благодарностью  эту памятку.

P.S.
Основой для составления памятки послужила книга «Юности честное зерцало, или «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов».
Книга была напечатана по указу Петра I   4 (15) февраля 1717 г.  В составлении книги использовано «Гражданство обычаев детских» (2 пол. XVII в.) — это русский перевод произведения Эразма Роттердамского «О воспитанности нравов детских» («De civilitate morum puerilium»). При повторном переводе в 1706 году, получил название «Златая книжица о гожении нравов». Под последним названием обычно и приводится в качестве одного из первоисточника «Зерцала».


Рецензии