СВО. Линия Суровикина
Началось возведение линии обороны. Хотя, когда говорят слово «линия» - это может ввести в некоторое заблуждение неспециалистов. Потому что как таковой единой линии обороны на современном фронте нет. Есть многослойная система оборонных сооружений. Первый, второй, третий рубежи, состоящие из различных звеньев: систем огневого прикрытия, засечных полос инженерных сооружений. Вот как выглядит упрощённая схема российских оборонных линий. Обширные минные поля, прикрытые огнём. Затем широкий и глубокий противотанковый ров вдоль линии фронта. Российские военные вырыли «царь-окоп» протяжённостью 70 километров. Это противотанковый ров, вдоль которого дополнительно установлены препятствия в виде бетонных пирамид. Так называемые «зубы дракона». В несколько рядов, от трёх до пяти. На которых танки застревают и садятся на них днищем. Эти заграждения известны ещё со времён второй мировой войны. Против современных танков они также эффективны. Бронетехника не может сходу преодолеть зубы дракона без создания брешей. Зигзагообразная линия траншей, создающая целую сеть укреплений с укрытиями, бункерами, лисьими норами. Причём для российских танков и самоходных артустановок, как и для солдат, были подготовлены укрытия-окопы и защищённые огневые позиции. Затем рокадные траншеи, идущие параллельно линии фронта. Между линиями обороны, через которую можно отступить или перебросить подкрепление. Поскольку беспилотники сейчас являются ключевым элементом разведки, некоторые траншеи имеют различные типы крыш, затрудняющих распознавание позиции. Эту линию возводили практически 8 месяцев. Она уходит в глубину обороны на 25-30 километров. Главная задача линии Суровикина заключалась в сдерживании так называемого «контрнаступа ВСУ» Не дать противнику прорваться в сторону Крыма и Азовского моря.
Разумеется, что сами по себе рвы и надолбы не смогли бы работать без войскового наполнения. Строительство обороны это в первую очередь не бетон и земляные работы, а построение системы огня. В систему огня входят артиллерия, реактивные установки, армейская и фронтовая авиация. К системе огня также относится система логистики. Подвоза материальных средств, боеприпасов, эвакуация раненых. Сюда же относится система разведки, связи, система целеуказания, система пунктов управления всех уровней. Что касается системы логистики, то здесь предусмотрена развитая транспортно-логистическая сеть с хабами и тыловыми базами. За счёт коротких логистических маршрутов, наши бойцы могли оперативно перебрасывать резервы с одного участка на другой без ущерба для боеспособности на фронте. Проще говоря, где бы ни потребовалось усилить огневые возможности. Это можно было сделать не снимая войска с других участков фронта.
Оборонительные рубежи поддерживала мощная группировка ствольной и реактивной артиллерии, а также боевая авиация ВКС РФ , вертолёты армейской авиации КА-52 и штурмовая авиация с авиабомбами ФАБ-250, оснащённые модулями планирования и коррекции. Во время отражения очередной атаки противника наши наземные войска могли рассчитывать на поддержку авиации, которая действовала методом так называемой «Карусели». Штурмовики и бомбардировщики уничтожали противника, но не на линии соприкосновения, а на подходе, чтобы не зацепить своих. В серой зоне или ещё на подходе 20-30 км наносили удар. Затем они уходили. Их заменяли «вертушки», которые дочищали то, что не смогли сделать штурмовики и бомбардировщики. Затем происходил вновь налёт авиации, которая била по огневым точкам противника. И снова возвращались вертушки. То есть действовали «каруселью».
При этом надо иметь ввиду, что все роды войск на оборонительных рубежах были распределены вплоть до каждого солдата, который должен был знать свой сектор и свой манёвр. Это колоссальная работа командиров и командующих всех уровней. При этом главнокомандующий должен был так спланировать военные действия, чтобы иметь силы и возможности своевременно оказать помощь и поддержку огнём, ресурсами любому командиру на любом из направлений. Ударам ВСУ наша армия протипоставила комбинацию из тактики так называемой эластичной обороны и артиллеристской группировки, усиленной средствами наблюдения и корректировки огня. Нет задачи сидеть в окопах, не делая ни шагу назад. Невозможно на всём протяжении фронта держать большие силы. Понятно, что на одном из участков противник всегда мог сконцентрировать ударный кулак. Наши войска отходили, чтобы избежать потерь
Продвижение ВСУ во время наступления фиксировалась исключительно в серой зоне. То есть не на территории основных рубежей обороны. Однако закрепиться там противнику не удавалось. Каждая такая попытка сталкивалась с ударами артиллерии и налётами авиации. В итоге украинские войска вынуждены были отходить назад и перегруппировываться для нового удара. ВСУ изначально недооценила « линию Суровикина». Это дорого им стоило. Они не ожидали, что масштабы укреплений и насыщенность минами окажутся настолько огромными. Минные поля были не только многочисленными, но и обширными. Невообразимо насыщены минами различных типов. Противотанковые мины ТМ-62 смешивались с пехотными минами, что приводило к потерям не только бронетехники, но и пехоты. Наши войска использовали чрезвычайно глубокие заграждения, значительно шире стандартных нормативов. Инженерные и сапёрные укрепления на юге в Запорожской и Южно-Донецкой областях, замыкающие направление к Азовскому побережью, настолько обширны, что их иногда сравнивают с укреплениями времён Второй мировой войны.
Штурм украинскими войсками нашей оборонительной системы уносил жизни тысяч украинских солдат. Большие потери западной техники понесли ВСУ во время попыток прорвать оборону на Токмакском направлении. Это одно из важнейших направлений Работино- Токмак – Мелитополь. Два мотострелковых полка ВСУ буквально закопались в землю к северу от Работино. Их прикрывали пара бригад спецназа и части мобилизованных резервистов. При первых попытках прорваться на этом направлении в начале июня ВСУ потеряли 25 единиц техники. Когда дым после боя рассеялся, можно было увидеть не менее двадцати пяти подорвавшихся машин. 17 БМП «Брэдли», танки Леопарды и машина разминирования Висент.
Украинские войска так и не смогли преодолеть линию Суровикина. Контрнаступление захлебнулось.
Свидетельство о публикации №224101901041