2024. Иванова. Возрождение храма
В разных уголках России есть заброшенные селения, из которых люди уехали по разным причинам, а их дома остались хранителями прошлых событий. Но когда история малой родины передаётся молодёжи рассказами от старшего поколения, то деревня продолжает жить в стремлении к возрождению. Печалью остаётся память о разрушенных храмах, поруганных православных традициях в угоду времени разрушений. Не обошёл ураган богоборчества и Тюменскую землю. Старожилы деревень с горечью передают информацию об уничтожении храмов и с гордостью рассказывают о их последующем восстановлении. Но церковь – это не только храм. Это единение православных душ.
Есть в Аромашевском районе Тюменской области небольшая деревня Иванова. В её названии ударение по традиции падает на третий слог, и вышло так, что у деревни есть своя фамилия, которая является и её именем. Иванова, как и многие сибирские селения, пережила горе, когда лишилась своей святыни – во времена поругания веры местный храм во имя Прокопия Устюжского был практически уничтожен.
Но по высшему промыслу и по милости Божией в 2023-м году к престольному празднику святого Прокопия и иконы Божьей Матери восстановленный храм был открыт благодаря Тюменской благотворительнице, меценату, уроженки этих мест; её большому сердцу и любви к малой родине. Этот православный подвиг – пример для всех, кто любит родину, уважает традиции, и по возможности стремится делать благое дело. Возродился храм, ожила деревня.
***
История возрождения храма начиналась с того, что старожилы показали место, где стоял прежний храм: сохранилась плита, на которой находился алтарь. Строители прошлых веков знали, что построение храма нужно ориентировать так, чтобы в святом месте молящиеся прихожане стояли лицом к рассвету. Поэтому строительство алтаря планировали на восточной стороне. Так было определено священное место, где когда-то служилась литургия. Там, где проходили церковные таинства не должно быть ничего, кроме православного Храма. Появилась возможность определить планировку фундамента. Его и восстановили на том же самом месте. Важным стимулом для строительства храма стало Божественное провидение – нашлись старинные дореволюционные иконы.
***
В 1850-м году в деревне Иванова был построен деревянный храм в честь Прокопия Устюжского.
В XIII веке немецкий купец Яков из Восточной Пруссии, узнав о православии, всё имущество пожертвовал русскому монастырю и раздал нищим. В рубище и без гроша с новым именем Прокопий отправился на северо-восток, претерпел много бедствий и всегда помнил слова Апостола «Многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие» (Деян. 14, 22). Странник с тремя кочергами в руках остался в Устюге. Блаженный жил на паперти Успенского собора, не пропускал службы, ночью молился. Он обладал дарами предвидения и пророчества. Похоронили Прокопия Устюжского на берегу речки Сухоны. На могилу положили камень, на котором он часто сидел. От его захоронения происходили чудеса. В 1547-м году праведник был причислен к лику Святых. Мощи святого были обретены и положены в Великоустюжском Прокопьевском соборе. День его памяти 8 июля. Подвиг праведника был близок сибирской душе. Построены храмы и приделы в честь этого святого и в других деревнях Тюменской области. Образ Прокопия Устюжского украшает герб одного из Российских кораблей.
... В 1850-м году стены храма возводили «в лапу» из дерева - выбирали сосну, лиственницу. Пол делали так – пилили тёс, смешивали рубленую солому с глиной и заливали сверху, затем настилали доски. Такой пол был тёплым даже в морозы. Первый священник был мастером на все руки – делал резную мебель и детские игрушки. Прадеду Лидии Александровны Никону Каллистратовичу Куликову роскошную софу смастерил. Православный прадед прожил 99 лет и бережно хранил старинные иконы. Когда он преставился, в доме жили матушки Манефа и Руфа. После пожара иконы исчезли. Но осталась надежда на то, что можно раскопать то место и найти святыни.
***
В безбожные годы уничтожение храмов проводилось по всей стране. Не обошло это горе и далёкой сибирской деревни Иванова. Природа противилась злу, и на святом месте являлись чудеса. Старый Храм прослужил с 1850 по 1950 год. После поругания храма Прокопия Устюжского, его превратили в зернохранилище. При этом стали происходить странные явления в окрестности храма. Михаил и Нина Артюшины, а также другие селяне вспоминали случаи, когда в детстве бродили по храму и слышали приглушённые голоса, словно церковный хор пел в храме, заглянули – никого нет, а хор слышен.
То ли это батюшки благословляли восстановление? Сохранились за храмом захоронения служивших здесь священников: иерей Зиновий, иерей Григорий, иерей Гавриил. Один батюшка имел девятерых детей. При гонении на служителей церкви его вместе с семьёй выставили, матушку с детьми по домам как-то устроили, а его увезли на «воронке». До сих пор неизвестно, что с ним произошло. Скорее всего, расстреляли, как это происходило в других деревнях...
***
В 90-е годы копатели могил искали то, что можно было перепродать. Кузьма с другом узнали, где захоронены священники и решили ночью разрыть могилу. Когда выкопали на глубину около метра, из ямы неожиданно возник гул, и земля затряслась. Парни побросали лопаты и убежали от страха. С тех пор решили, что это место святое.
В окрестностях бывшего храма по вечерам бегали и играли деревенские дети. И позже, став взрослыми, вспоминали, как слышали песнопения, заходили в храм, а там было пусто. Пугались и убегали подальше. Повзрослев, поняли, что это молились невидимые хранители этого места. Так блаженный Прокопий путём чудесных знамений подсказывал, что нужно сохранить храм.
Свидетелей необыкновенных явлений на месте бывшего деревянного храма было немало. Например, бывший директор Николай Фёдорович помнил, как в подростковом возрасте видел такое событие: новоиспечённые начальники приняли решение разбирать храм, но не учли, что в деревне жили православные бабушки. Когда подогнали трактор, деревенские женщины окружили деревянный храм и со слезами молились на коленях. Зрелище для прибежавших детей было страшным: женский плач в голос и молитвы взывали к святому Прокопию. Но нечестивцы убивали святыню, как живое творение.
Святой Прокопий, видно, услышал молитвы – как только колокол упал, пыль вознеслась вокруг храма. Хотя по логике пыль должна была подняться в месте падения. Долго стояла пылевая завеса, и коммунисты не видели селян.
По приказу в 1980-м году местный тракторист привязал трос к куполу, завёл трактор, дёрнул, купол упал, отскочил и откатился вниз в реку Вагай - не дался в руки активистов безбожия. Вагай раньше был полноводным, и сильное течение унесло святыню. Тракторист, почувствовав недомогание, ушёл домой и скоропостижно умер. Узнав о трагедии, разрушители прекратили разборку храма.
После снятия купола в тех стенах два года хранилось зерно. Добротные брёвна были разобраны и в 1952-м году вывезены в районный центр Аромашево для постройки дома. Но природа не согласилась с этим решением: когда ввели в эксплуатацию это здание, то набежали две тучи, и первая грозовая молния уничтожила это строение дотла. Такую силу в свой день памяти 21-го июля проявили святой Прокопий Устюжский и Казанская икона Божьей Матери.
Когда храм был полностью разрушен, партийные активисты решили организовать «маёвку» в складчину - каждый приносил свои угощения для застолья. Там на угоре, то есть на высоком месте, поставили длинные столы. Только все уселись – налетели тучи, прогремела гроза, задул ветер, встал дождь сплошной стеной над этим местом. Разметало столы так, что все поняли, что на святом месте алкоголь распивать нельзя. Больше советские первомайские празднования там не проводили.
«Маёвки» некоторое время отмечали на полянке возле прежнего кирпичного завода. Из его кирпичей были построены крепкие дома в районном центре Аромашево. Во время перестройки завод был заброшен, хотя качественная глина не закончилась.
***
История возрождения храма в честь Прокопия Устюжского оживала из рассказов местных жителей, которые хранили её в своём сердце. Благоговейно глядя на старинные иконы Богородицы, стоявшие на столике возле клироса, Лидия Александровна Душкина рассказывала о пути их появления. Её тётя, проживавшая в доме Натальи Николаевны Рыковой, то ли случайно, то ли по Высшему промыслу нашла эти иконы в день пожилого человека, то есть, осенью.
В 2017-м году селяне, отмечавшие праздник в клубе, продолжили гуляние в доме Нины Николаевны Плесовских, где собрались женщины ветераны. И тут же решили – на том месте, где стоял храм нужно поставить памятный крест за родителей и родственников, и каждый внёс по возможности деньги на благое дело. Здесь тётушка Лидии Александровны призналась в том, что, перебирая картошку в подполе, обнаружила на лавке икону, которую полвека никто там не видел, хотя дети и родители спускались в подпол, так как там хранились заготовки.
Женщины достали дореволюционную икону, которая представляла собой доску под спрессованным слоем земли. Стали очищать землю до стекла, под которым спрессовалась труха, оставшаяся от бумажных цветов и позеленевшая фольга. Потом и вторую икону обнаружили. Старший брат Натальи Николаевны вспомнил, как в прошлом коммунисты боролись с верой. Его отец собрался порубить иконы, но мать успела их спрятать.
Этими иконами сто лет назад благословляли на брак, провожали в армию.
Лидия Александровна принесла святыни домой, с молитвой долго чистила стекло мочалкой. Потом не прерывая молитвы очищала внутри, промазала церковным маслом, просушила. Приехавшие позже батюшка и матушка из Украины благословили оставить их дома.
Поставила Лидия Александровна иконы на спинку дивана и молилась вместе с Натальей Николаевной. Православные женщины на коленях благодарили святые образа за их явление, просили благословения, просили прощения за ошибки людей. И по Божьей воле проникла в сердце Натальи Николаевны золотая мысль о восстановлении храма, где и должны эти святыни обрести своё место. Именно на это действие указало явление старинных икон. Лидия Александровна Душкина заметила: «Меня с Урала Господь вытащил, чтобы иконы нашлись».
***
Когда приняли решение строить новый храм, то первые службы проходили на свежем фундаменте. Приезжал батюшка Варнава и проводил молебны на каждом этапе строительства. Дорога была проложена позже, когда храм был построен. Когда первый фундамент был залит, с батюшкой Варнавой прибыли сёстры Валентина и Галина. День был солнечно ярким – золотая осень, бабье лето. Батюшка Варнава вышел, достал кадило и облачения - собирались начинать молебен на месте алтаря для освящения фундамента.
Неожиданно приплыли две тучи, и посыпал мелкий град на головы. Батюшка Варнава не стал служить молебен, видно понял суть знамения: что-то не так с фундаментом. Все поехали на ближнее кладбище, где похоронены почти все родственники сестёр. Батюшка облачился вновь, развёл кадило, и с сестрами стал служить панихиду.
Вернулось яркое солнышко, природа явила радость, и батюшка заметил, что служба создала святому месту праздник. Возникла мысль – почему же почувствовали невозможность провести молебен на фундаменте? Позже узнали, что строительство было начато неправильно – сваи установили размером меньшим в два раза, чем было необходимо. Их надо было отдельно забивать, а строители просто залили подземные колонки. Не учтена была нагрузочная способность грунта.
И опять произошло чудо: Святой Прокопий посыпал градом, тем и предупредил ...
***
Итак, преодолев все строительные проблемы, на благодатном месте бывшего деревянного храма в деревне Иванова был возрождён в камне храм в честь святого блаженного Прокопия Устюжского.
Появилась возможность пригласить паломников из Тюмени. В воскресенье 08.09.2024 от «Сибирского паломника» состоялась паломническая поездка на праздничное богослужение в честь мучеников Адриана и Натальи в деревню Иванова Аромашевского района, почти 400 километров от областного центра.
Взору паломников словно с небес спустилось неземное чудо: на светлой чистой площадке, покрытой плитами, между храмом и трапезной стояли златоглавые звонница и беседка. Этот островок аккуратной благости и ангельского света был по-хозяйски украшен ухоженными цветниками. Люди подходили к храму, от которого исходили тепло и сияние, начиная со входа.
Безупречно белое кирпичное здание притягивало лаконичной гармонией и Богородичной чистотой. Прихожане ступали на полукруг крыльца, держась за удобные металлические перила. На дуговых ступенях с двух сторон создавали праздничное настроение вазы с букетами.
Внутри небольшого помещения храма всё было установлено рационально, пронизано светом, теплом и свежей благодатью, сияло солнечной чистотой. Светлый праздничный иконостас с красивыми узорами и яркими ликами радостно сообщал верхней надписью: Христос воскресе! На аналое ожидали прославления праздничные иконы. Божественную красоту дополняли вазоны, заполненные свежими розами. Установленные с любовью образа обласканы вниманием. В честь праздника старинные иконы были вынесены из алтаря, где пребывали постоянно, и установлены возле клироса. Распятие и большой Крест, покрытые воздушной тюлевой плащаницей, сияли непорочной белизной. Поток света из больших закруглённых окон заполнил помещение. Широкие подоконники были заняты небольшими иконами и бережно уложенными камешками, привезёнными из Иерусалима благодетельницей храма. Киот был устроен таким образом, что, когда солнце находилось в зените, свет через верхнее окно падал на икону Богородицы, и она радостно светилась, пока солнце не уходило. Во всей безупречной красоте помещения храма ощущалось Божественное присутствие.
***
В небольшой деревне прихожан было немного, но от них исходило участие, доброжелательность, любовь и уважение. За клиросом стояли немолодые женщины и юные девочки. Доброта разливалась от всех действий службы, добрые голоса настраивали на молитвенный лад.
Скромная миловидная женщина, от которой веяло сиянием, добротой, участием и вниманием, в течение всей службы была её дыханием – незаметно и ненавязчиво подправляла свечи, подпевала певчим, читала молитвы, выполняла поклоны, подавала прихожанам воду после причастия. Это и была Наталья Николаевна Рыкова, меценат и благотворительница - её стараниями с Божьей помощью был восстановлен этот храм на малой родине - деревне Иванова. Здесь и происходили те чудеса, о которых знает каждый деревенский житель.
Отец Александр вёл службу так вдохновенно, что время наполнялось смыслом и протекало незаметно. Он приезжал из районного центра, выполнял послушание окормления этого храма. Все приезжие священники отмечали, что на этом намоленном месте проводить службу необыкновенно легко и радостно.
В этот день отмечалась память великомучеников Наталии и Адриана - давних событий четвертого века – примера верности Богу и друг другу, супружеской любви и поддержки. В конце службы все поздравили Наталью Николаевну с днём её небесной покровительницы. Жительницы деревни рассказали гостям о Наталье Николаевне, её семье, о найденных иконах, о чудесах на территории храма.
После богослужения гостеприимная хозяйка пригласила всех прихожан в трапезную, где помимо столов с угощениями был оформлен священный уголок с иконами, на стене рядом с портретом Дарьи Андреевны (матери Натальи Николаевны) висели картины кисти Душкиной Лидии Александровны: на одной картине - деревенский пейзаж прошлого века, где изображён дом благотворительницы и шедшая к нему по тропе маленькая девочка с коромыслом; на второй картине – старинный деревенский храм.
***
На таких людях, как Рыкова Наталья Николаевна, держится Россия, ими славен русский народ. Замечательная женщина стала душой родной маленькой деревни, её жителей; свои сбережения вложила в православие. Это великое продолжение деяний знаменитых тюменских меценатов прошлых веков. Уроженка сибирской глубинки своим талантом и трудом достигла жизненных успехов, занимая высокие должности, при этом оставаясь простой русской православной матерью сибирской глубинки.
По праздникам в храме во время богослужений непременно звучит молитва за воинов СВО, которые с оружием в руках отстаивают интересы России, защищают Родину. А в тылу, как воздух, нужна молитвенная помощь и деревенским воинам, и всем доблестным героям. И волны этой помощи направляются к ним сквозь расстояния из Храма Прокопия Устюжского в маленькой сибирской деревне.
Свидетельство о публикации №224101901208