Социальная кулинария. Комедия отношений. Акт 2

«ЗАМУТ» 

Сей скромный очерк или же назовём его красиво – эссе - является продолжением ранее написанного «Скажи мне, кто твой Брут», в котором я поделился своим опытом конструктивного общения и если быть более точными, то вполне конкретным инструментарием построения отношений и коммуникации.  В начале предыдущего опуса я привёл цитату Уильяма нашего Шекспира из величественной драмы «Гай Юлиус Цезарь». Поскольку я пишу в продолжение начатой темы о принципах делового общения (то есть по делу, это не обязательно может касаться бизнеса) то продолжу традицию цитирования классика английской литературы.

В интригующей комедии «As You Like It/Как вам это понравится», написанной Шекспиром аж в 1599 году, главный герой Жак произносит: "All the world's a stage, and all the men and women merely players."  А именно: «Весь мир – это сцена, а все мужчины и женщины просто игроки», что в переводе Лозинского дошло до нас в варианте «Весь мир театр, а люди в нём актёры». Очевидно, что, сравнивая жизнь с театром, Шекспир подчёркивает, что каждый человек играет свою уникальную роль в непредсказуемом спектакле жизни.

Приведу еще несколько незатейливых цитат, специально подобранных для очерка, которые иллюстрируют важность знакомств и общения. Устами Павла Ивановича в бессмертной поэме Николая Васильевича сказано:

«Ведь нельзя же так всю жизнь ходить, не знакомясь с людьми». Павел Иванович, как и многие из нас, любил знакомиться с важными персонами и особливо с деловыми целями. 

«Как же, наконец, тяжко жить без общения, без разговоров!» Именно в приятнейших беседах Чичиков завоёвывал расположение собеседников, и опять же с корыстными  и далеко идущими намерениями.
 
«Сердце мое всегда открыто для друзей!» Сомневаюсь, что Павел Иванович был открыт для друзей, так как у него их не было, а вот для нужных ему собеседников сердце показательно всегда нараспашку.

Общение можно считать обыденной частью нашей жизни, но также и особенной, утончённой, близкой к искусству. Однако же искусство принимает тот, кто в этом понимает, но что делать, когда какой-то статусный товарищ, одетый с иголочки от Hugo Boss или другого бренда (я в них ваще «не копенгаген»), начинает через пять минут после первого вялого рукопожатия начинает общаться с тобой на «ты». Очень похоже на манеру общения одного из персонажей (изменяет мне моя грешная память) повести Стругацких  «Понедельник начинается субботу»: «Ты, мне это бросьте…», «Ты мне это не говорите!». 

В создавшемся казусе я тоже сразу перехожу на «ты», но ощущаю неловкость. На брудершафт мы не принимали, детей не крестили, а пуд соли нам не светит. Я бы хотел немного отстраниться и сохранить дистанцию, но навязчивое «ты» и панибратство с первого взгляда не даёт мне шанса вести себя по-другому. Товарищ-господин! Есть такое понятие ЭТИКЕТ, едрёна Матрёна. 
 
Но вопрос я поставлю глобальнее. Как выбрать универсальную модель общения с индивидуумами из разных социальных групп? 

В поисках ответа на поднятую тему, я решил взглянуть на общение с другого ракурса, а именно с социо-культурного, для того, чтобы определить именно ту стратегию или модель взаимодействия, которая позволит сохранить или использовать по полной  эмоциональный ресурс и драгоценный ресурс времени. Главное понять, кому и как я могу быть полезен, и кто может быть полезен мне в достижении моих намерений. Другими словами, я задумался над тем, чтобы смастерить некий инструмент для пользования в разных ситуациях

Я условно назвал эту методику - «социальный пирог», который можно поедать с взаимным удовольствием. Мои модели должно рассматривать как деловое общение или бизнес-общение с целью получения дохода или выгод материальных и нематериальных.
Я не буду скрывать, что подошёл к теме также цинично, как и в предыдущем эссе, но мой опыт выстрадан, так как я общался с каждой из категорий. Ох и ошибок я понаделал, и дров наломал. Куда ни глянь, кругом одни деревяшки, «мой добрый читатель». Давайте уже выпьем с вами на брудершафт и перейдём на «ты».
Приступим, между тем, со всей решительностью. 

РЕЦЕПТУРА

Я разделил своё ближайшее и близкое окружение  на девять категорий и четыре социальных слоя. Субъективно, на основании опыта общения с реальными персонажами. Что поделаешь – все обильно полито острым соусом высокомерия и не всегда позитивного отношения к «брендам», но уроки выучены и грабли коллекционировать приходится в течение всей жизни. Нужно стараться с каждым разом, чтобы удар граблей становился безопаснее.

Для классификации социального пирога я выбрал два простых критерия: материальный и культурный.

Материальный критерий я назвал «богатство», можно понимать как доход, а еще проще деньги. Критерий «богатство» не имеет жёстких рамок «от сих до сих» (я же не про маркетинг пишу). Это скорее уровень достатка и благополучия, в котором тот или иной человек чувствует себя комфортно. Все зависит от контекстов: местность, экономика, прожиточный минимум. Достаток определяет манеру поведения. Деньги и их количество дают нам ощущение свободы. Как говорил Павел Иванович Чичиков: "Но такова природа человека: деньги – это не просто что-то, а всё, а без денег нельзя ни есть, ни пить, ни носить нарядного".

Под уровнем культуры я разумею: (1) воспитание и этические нормы; (2) образование и опыт; (3) стремление к обучению.

Культурный человек – владеет коммуникативной, образовательной, познавательной культурой, уважает традиции, человек открытый миру. Критерий «культура» - это ещё и воспитание, система ценностей и мораль. Как я уже упоминал при описании материального критерия,  мы определяем конкретного человека без сравнения с другим и в контексте его ситуации. Например, один мой знакомый богат и образований у него каких только нет и развивается постоянно, но откаты он берёт и аргументирует это «особенностями национальной охоты» и «Платон мне друг, но бизнес есть бизнес».  Я ставлю ему средний уровень культуры и не смотря на всё его благообразие и улыбки - он «пижон».

Происхождение, география также не имеют значения. Мои бабушка была малограмотная крестьянка, проживающая в уездном городе в частном доме с огородом и живностью. Она была бабушкой высокой культуры, так как знала ВСЕ, что касается своего хозяйства, никогда не грубила, была требовательной и работящей. Я бы в данной классификации определил, как «центровую». А деда бы отнёс к профессуре, так как он был кузнец, шофёр, комбайнёр, механик, конюх, печник и еще рисовал. В списке его профессий, им же составленным, значилось более 20. Я не слышал от него ни одного матерного слова, он ни разу не ударил меня вожжами, ни разу не срывал плохого настроения. Был выдумщиком и балагуром.  Пьяным я его никогда не видел. Всегда ходил аккуратно подстриженным и опрятным.

«Пижоны», «центровые», «художники», «бродяги» - более подробное толкование приводится ниже.

ИНГРЕДИЕНТЫ

Вспомни, мой милый читатель, уроки математики и оси координат. Это поможет тебе образно представить расположение составляющих компонентов социального пирога, которые представлены в виде таблицы.   

По оси Х или по горизонтали в верхней левой части воображаемой таблицы располагается критерий «богатство»,  слева направо параметры: бедные,  средний доход, богатые. По оси Y, т.е. по вертикали отмечаем критерий «уровень культуры», а вниз по оси параметры: высокий уровень, средний, низкий. 

В итоге вышла таблица из 9 ячеек - 3 на 3.

Далее начинаю характеристику «ингредиентов» и привожу примеры с помощью ярких героев любимого многими фильма (не повести!!!)  «Собачье сердце»

Начнём с «бедных».

«Художники» -  бедные с высоким уровнем культуры. В моем толковании это таланты, которые не могут себя продать или их не могут купить. Это могут быть и деятели культуры, учёные, техническая интеллигенция. Их интересует идея, но продаются они за копейки, чтобы выжить. Могут выполнять любую работу, даже ниже уровня их квалификации, но «кропят» над своими проектами дома в надежде, что когда-нибудь в будущем человечество оценит их вклад, что и бывает, но уже после их ухода. В качестве примера привожу машинистку Васнецову, за которой буквально ходил по пятам доктор Борменталь, а в дом привёл кошатник Шариков.

«Бродяги» - бедные со средним уровнем культуры. Они начитаны, образованы в некоторых  областях, но поверхностны; скорее дилетанты, но в отличии от «художников» больше болтают, и не «грызут камень  своей научной идеи». Им нравится побалагурить, блеснуть эрудицией, поговорить про «умное». В качестве примера - Дарья Петровну Иванова,  кухарка  в доме профессора Преображенского. Она что-то знает, читает газеты, всё-таки живет в научном окружении, что позволяет ей слушать научные дискуссии, ходит на улицу за свежей информацие. Её фраза с газетой в руке  - «4 мая 1925 года земля налетит на небесную ось» - зацепила меня, так же как во времена смуты в умах в 90-е. Тогда было много антинаучной ереси, которую сложно было фильтровать и не скрою, иногда я и сам верил в сомнительные по простоте душевной неинформированности. 

«Люмпены» - это  бедные с низким уровнем культуры. Люмпен всегда злой, все кругом виноваты в его люмпенизации, все ему должны, а он считает себя самым умным. Как правило, бухает, и нет ни тени, ни желания к развитию. Агрессивен по отношению ко всем. В виде примера привожу Шарикова, до его «карьерного роста» до начальника подотдела очистки.  Чтобы поднять уровень культуры Шарикова, профессор Преображенский говорит своему воспитаннику: «Зарубите себе на носу, что вы должны молчать и слушать что вам говорят!», но профессор для бывшего пса не авторитет.

Продолжим со столбиком «средний доход» и идём от высокого уровня культуры к низкому.

Средний уровень дохода, я бы назвал «достаточный». Человек в общем ни в чем не нуждается, но не покупает предметы роскоши или что-то излишнее для его культурных потребностей.

«Профессура» - средний уровень дохода и высокий уровень культуры. Востребованные учёные, дизайнеры, айтишники, топ-менеджеры. Иван Арнольдович Борменталь - доктор, ассистент профессора Преображенского – идеальный пример.

«Центровые» - средний уровень «богатства» и средний уровень культуры. Это крепкие ребята, звезд с неба не хватают, но знают своё место под солнцем. Про таких опять словами Павла Ивановича. «Я не богат, но и не скупец: я умею тратить деньги с расстановкою». С большой условностью можно отнести горничную, Зинаиду Прокофьевну  Бунину, горничную в доме профессора Преображенского, которая помогала при операциях, т.е., видимо, была  операционной сестрой, что предполагает наличие знаний и навыков в области медицины.   

«Быдло» - низкий уровень культуры и средний уровень дохода, достатка благополучия. Я их назвал так, потому что ведут они себя нагло, требуют больше чем нужно. Имеют средства от какой-то мутной деятельности, не бедствуют. Приворовывают, всегда хотят «прокатиться на халяву. Типичный представитель быдла - Шариков, когда поднялся по карьерной лестнице до начальника подотдела очистки.

Столбец «Богатые»

Высокий уровень дохода предполагает, что его представитель имеет свободные средства, чтобы покупать предметы роскоши, инвестировать в развитие бизнеса. Другими словами, деньги ему приносят деньги и богатство его преумножается.
«Элита». Высокий уровень культуры и высокий уровень дохода. Меценаты, инвесторы с пользой вкладывающие деньги, приносящие общественное благо, люди социально-ответственные.  Люди элиты развивают науку, вкладывает в развитие своего дела. Они общественно-активны в том, как они это понимают. Как вы уже догадались, в парадигме наших киногероев – это профессор Филипп Филиппович Преображенский. 

«Пижоны».  Богатые со средним уровнем культуры. Почему пижоны?  Они частенько «косят» под «элиту», но не дотягивают по своему «политёсу». И как бы они не старались, не всегда получается. Как говорится, фейсом не вышли. В эту категорию я помещаю Пётра Александровича, члена ЦК, пациента Филиппа Филипповича.

«Бандиты». Богатые с низким уровнем культуры. Это «братки», у которых всё схвачено. Чувствуют себя хозяевами жизни, не любят «пижонов», за то, что как им кажется, они много «выделываются» и не сильно от них, «бандитов» отличаются. «Элиту» они презирают, так как завидуют. К бандитам я отношу Швондера, который получил власть и ресурсы, собрал вокруг себя котлу люмпенов и терроризирует профессора Преображенского.

Ниже привожу обобщаю таблицу. Ярлыки, они же погонялы, я назову «бренды», так как на мой взгляд это вносит долю юмора в мой злобный сарказм. 
Таблица 1. Наименования (ярлыки, бренды, погонялы) 

    БОГАТСТВО     БЕДНЫЕ   СРЕДНИЙ ДОХОД БОГАТЫЕ
КУЛЬТУРА
Высокая «Художники» «Профессура» «Элита»
Средняя «Бродяги» «Центровые» «Пижоны» 
Низкая          «Люмпены» «Быдло» «Бандиты»

СБОРКА 

Раз ингредиенты готовы, можно собирать социальный пирог, который я буду укладывать слоями.

Самый верхний, первый слой, я назвал «высший свет» и поместил туда «элиту». Под ним вторым слоем, разместил «бизнес-класс» и расположил там «профессуру», «центровых» и «пижонов».  В третьем слоем, назову его «романтики» - размещаю «художников» и «бродяг». И четвёртый, нижний слой – «хабалисты» , от слова хабалка. Это «люмпены», «быдло», «бандиты».

В таблице указаны слои и бренды.

        СЛОЙ          БРЕНДЫ
1. Высший свет «Элита»
2. Бизнес-класс «Профессура», «Центровые», «Пижоны» 
3. «Романтики» «Художники», «Бродяги»
4. «Хабалисты» «Люмпены», «Быдло», «Бандиты»

Перейдём, однако от романа Александр Иванович Герцена «Кто виноват?» о счастливой и несчастной любви к роману Николая Гавриловича Чернышевского «Что делать?» о свободе и равенство всех людей и принципах построения нового общества.

Зачем всё это нужно? Какая польза? Отвечаю, мой пытливый читатель. Также, как и в предыдущем эссе, я придерживаюсь мнения о том,  что не стоит тратить время на непродуктивное общение, а взаимодействовать по делу.
Предлагаю следующую последовательность действий.

Шаг 1. Нужно определить, ГДЕ вы сами в данный отрезок вашего жизненного пути и где были, чтобы понять свой прогресс или регресс.
Начну с себя, а с кого еще? Многие выдающиеся учёные проводили опыты на своей натуре,  и я принесу себя в жертву и отдам на растерзание тебе, мой неистерзанный  читатель. В текущем временном континууме   я отношу себя к «художникам»: не богат, но с высоким уровнем культуры, как и многие творческие личности, которые меня окружают. Хотя бывал я в «профессуре», но не удержался из-за желания жить здесь и сейчас и как я хочу.

Шаг 2. ГДЕ вы хотите быть и что для этого нужно делать?
Я хочу обратно в «профессуру», так как это наиболее комфортная для меня компания и я иду к этому. В «элиту» я не хочу, так как там более высокий уровень ответственности и стресса. 

Что делать?  Совет универсальный и себе и всем: постоянное самообучение и саморазвитие. Это нужно вывести на уровень привычки. Второй - постоянное повышение уровня своего дохода.

Шаг 3. Понять КТО ваше деловое окружение:  близкое или далёкое, коллеги по работе и по увлечениям, соседи или те, с которыми вам необходимо взаимодействовать. Распределить их по брендам.

Шаг 4. Определить категории. Напомню о них, но для полной картины лучше прочесть предыдущее эссе «Скажи мне, кто твой Брут».

- Первая категория – незнакомцы. Любой, кто мимо вас проходит, сидит в транспорте и т.д.
- Вторая категория – знакомые. Представились, пожали руки, но отношения не продолжаются.
- Третья категория. Приятели - есть симпатия, нет общего интереса и общих дел.
- Четвёртая категория. Товарищи - есть общий интерес, но нет общих дел.
- Пятая категория. Партнеры - есть общие цели и совместная деятельность.
- Шестая категория. Клиенты - заказывают работу, платят за ваш труд.
- Седьмая категория. Друг - особенный человек, которому можно довериться в любой ситуации.

Шаг 4. Определить свою модель поведения и определить категории

Первый слой - высший свет «Элита».
Как себя вести? Сугубо деловое общение, взаимодействовать на уровне «клиента»  с возможным переходом в «партнёры». Никакого панибратства и панисестринчества, заискивания и зависти. Держать дистанцию. Близко они вас скорее всего не подпустят, но с уважением будут относиться к вашему высокому уровню культуры.

Ждите знак на сближение, но двигайтесь осторожно. Сами становитесь «элитой», если есть возможности, но быть в помощниках это тоже достойно.

Второй слой. Бизнес-класс.  «Профессура», «Центровые», «Пижоны» 

«Профессура». Поддерживаем деловое общение, помещаем в категорию «партнёр» или «клиент». Если отношения идут на сближение, переходим в личное общение и переносим в категорию «товарищ», далее, возможно, «друг». Но, если завели друга, забудьте о визави как клиенте или же двигайтесь осторожно, чтобы сохранить дружеские отношения.

«Центровые». С ними можно непринуждённо общаться, наблюдать за ростом. Для меня это из категории «товарищи» и «знакомые». Они скорее всего будут сокращать дистанцию и «приглашать» в личное общение. Выбор за вами, но я лично стараюсь держать дистанцию и, если есть возможность, перевожу их в клиенты на средние проекты. А если завяжутся дружеские отношения – дружу. «Центровые» по моему наблюдению отличаются деловитостью, смекалкой и умением видеть выгоду. У них есть чему поучиться! 

«Пижоны». С ними нужно быть осторожными. Если ты им интересен, то будут к вам проявлять интерес и относиться с уважением. Будут тащить в личное общение. Держать дистанцию. Но если ты раскроешься, покажешь слабость, моментом либо подомнут под себя. Тактика - деловое общение. Категория – «клиент». У пижонов можно и нужно учиться деловитости и умению делать большие деньги.

Третий слой. Романтики. «Художники», «Бродяги»

«Художники». Если есть возможность, помогайте им материально или в поисках работы. Их нужно опекать и поддерживать морально. По моим наблюдениям, «художники» просто не способны обеспечить себя. Их талантам нужны спонсоры или хорошие работодатели. Категория отношений - товарищ, друг. При этом художники как правило с охотой помогают людям в беде. «Мы сами не знаем, какие мы, пока не попадаем в трудные обстоятельства» - как-то сказал Николай Васильевич.

«Бродяги».  Нужно постараться их понять. Поддерживать морально, обучать, если они готовы принять помощь.  «Бродяги» находятся в категории «товарищ», ближе к «другу», но дистанцию старайтесь выдерживать.

В романе Жан Поль Сартра «Тошнота» есть сюжетная линия  в которой главный герой Антуан Рокантен, писатель-историк взаимодействует с Ожье П., канцелярским служащим, которому он даёт прозвище Самоучка. Ожье П проводит в библиотеке все своё свободное время и штудирует все имеющиеся здесь книги в алфавитном порядке. Это, конечно, странный способ самообучения, но это лучше, чем ничего не делать.  Самоучка хочет получить признание и поддержку от более просвещенного старшего, как он считает, товарища. Антуан не питает к Ожье П.  симпатии и поэтому вместо ожидаемой от него эмпатии обрушивает на него свою скрытую неприязнь и снобизм. 

Четвёртый слой - хабалисты:  «Люмпены», «Быдло», «Бандиты»
«Бандиты». Лучше не связываться. Кинут, обманут. Не верить, почти всегда врут. Легко Категория «знакомый», но не «товарищ». Иногда «бандиты» становятся клиентами. Работать строго по договорённостям и предоплате. Но лучше не иметь с ними дел. 

«Быдло»  и «Люмпены». Не общаться, опасаться, убегать, ждать подлянки.  Если это, не дай Бог, соседи. Короткое общение. Стараться договариваться. Не ссориться.  Катергия – «прохожие».

Вот, в сущности и всё. Finita la comedia

УПОТРЕБЛЕНИЕ

Перечитывая очерк, добавлю, что ярлыки, которыми я наградил главных героев и примеры из фильма «Собачье сердце», конечно же создают иллюзию, что мы с вами, конечно же не Шариковы и не Швондеры. Мы о себе высочайшего мнения. Белые как снег, пушистые как пух, нежные как снежное покрывало.

Впрочем, уверяю, что в каждом из нас может поселиться любой самый неприятный и достойный осуждения персонаж в зависимости от обстоятельств. Если поскрести, то мы увидим в себе и плутов, и плутократов. Власть меняет каждого, особенно, когда она вот так даром, на блюдечке хоть с голубой, хоть с красной каёмочкой, даётся.  Один мой весьма мудрый товарищ казал про фильм «Собачье сердце»: «Как же можно так ненавидеть людей, чтобы это снять?» Могу отчасти согласиться, но это про кино, а в жизни мы сталкиваемся с не киношной реальностью и ярлыки, помогают не столько осуждать, а сколько определять модель поведения. 

В заключении, вернёмся к комедии Шекспира «Как вам это понравится и приведём цитату целиком.

«Весь мир - театр.
В нём женщины, мужчины - все актёры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.

Все мои классификации, несомненно, пристрастны. Все выводы, комментарии и рекомендации, которые я придумал для своей роли и также распределил их меж своего окружения, также субъективны. Ведь точно также кто-то придумывает мне роли по своей классификации, и я тоже являюсь частью чьей-то пьесы. 

В какой-то момент жизни я осознал, что как бы мы ни старались манипулировать, подстраивать под себя других это бесполезно. Не нужно тратить на это время.  Чужая душа – потёмки и в них можно заблудиться. Мы взаимодействуем не с людьми, а с теми образами, которые мы построили. Нужно научиться увидеть свою выгоду в другом, и понять чем я могу быть выгоден своему vis-;-vis. Если нет чего-то одного, не теряйте время, двигайтесь дальше, занимайтесь собой и своими целями.

Прочитав этот очерк не спешите, особенно публично, развешивать ярлыки. Как пишут на коробках с хрупким товаром handle with care. Этот пирог для личного удовольствия.


Рецензии