Тени прошлого глава 33

33

Утро выдалось по обыкновению хлопотным и полным надежд. Лиза, как всегда, съездила к Славе и, встретившись там со всеми возможными сожалеющими взглядами и выслушав советы о необходимости ожидания и веры в лучшее, поехала в роддом к Лиде.
Там было заметно веселее. Им даже показали Степана Сергеевича, который сначала недовольно ворочался в своих пелёнках, корча младенческие рожицы, а затем громким криком потребовал свой обед.
- Ух, какой! – улыбнулась Лиза. – В папу весь… мамочка-то у малышки милая и нежная!
- А отец у него, значит, грубиян, да? – Сергей сделал вид, что обиделся.
- Ну, не то чтобы грубиян, но иногда бывает несдержан, - мягко пожурила она его.
- А вы не доводите! – парировал несдержанный друг.
- Ладно-ладно, не заводись, какой пример ты подаёшь младшим! – шуткой осадила его Лиза.
Они попрощались с Лидой и отправились навстречу тайнам, которые всё же хотелось разгадать. Поездка была неблизкой, хотя здесь в Москве вообще нет близких расстояний, всё меряется несколькими часами пути. Приехав в один из городков ближайшего Подмосковья, они немного поплутали, но вскоре нашли небольшой переулок на окраине, значившийся в сообщении Максима. Остановившись чуть поодаль нужного им дома, немного осмотрелись.
Домик был небольшой и не новый, но вполне себе крепенький. Двор и видимая часть сада смотрелись ухоженными, несмотря на это время года, когда деревья стоят голые, а на земле грязными клочьями лежат остатки слежавшегося снега.
- Ну вот приехали и что мы скажем? Здравствуйте, мы хотим узнать, кто отец Вашей дочери? – спросил Сергей, глядя на растерявшуюся Лизу. – Ох и пошлю-ю-ют нас!
- Да уж… А давай скажем, что мы из… департамента образования и, например, помогаем… ну-у-у… неполным семьям, например… - предложила она.
Он покосился на пакет, который она притащила с собой ещё в роддом, а потом положила на заднее сиденье автомобиля, достав оттуда гостинцы для Сонечки.
- А-а-а, значит вот это всё было заранее спланировано, да? – указал он на пакет.
- Ну так, на всякий случай, - пожала плечами Лиза.
- Хорошо, пусть будет по-твоему, надеюсь у них нет собаки во дворе, которую они на нас спустят! – высказался он и попросил Соню посидеть в машине.
- Хорошо, папа, - согласилась девочка и тут же прилипла к экрану планшета, который отец подал малышке в качестве компенсации за созданные взрослыми неудобства. 
- Ну что, звонка здесь не наблюдается, будем стучать… - произнёс Сергей, когда они оглядели калитку, похоже, закрытую на замок.
Их стук остался без ответа, Сергей поднял с земли какую-то палку и постучал уже гораздо громче, а для пущей надёжности, ещё и крикнул:
- Хозяева!
- Вы к Вике приехали, что ль? – услышали они голос позади себя и оба одновременно обернулись, наткнувшись взглядом на пожилую женщину.
- Да, Снежина Виктория Михайловна здесь проживает? – спросила у неё Лиза.
- Зде-е-есь, - осторожно протянула женщина, внимательно разглядывая незнакомцев, - а вы откуда? – поинтересовалась она. – Не со школы ведь, я там всех знаю… С энергосетей, что ль? Или с газовой службы?
-  Нет, мы не из школы и к коммунальным службам тоже отношения не имеем… Мы из департамента образования, - поспешила Лиза с объяснениями, пожалев женщину, гадающую, что за посетители пожаловали на их улицу, – Вы же по соседству живёте, да?
- Образова-а-ания? – опять протянула та и, спохватившись, закивала. – Да-да, я соседка ихняя, вон мой дом! – указала она рукой чуть наискосок. – Я утром-то видела Вику, они с… сожителем в машину, ну эту… такси усаживались и куда-то поехали, а Кристина, дочка-то её… так она в школе или на кружках каких-нибудь, она много куда ходит… А пойдёмте ко мне, если надо подождать, я вас чаем напою и если чего надо, расскажу, пойдёмте, пойдёмте! – гостеприимно пригласила она их.
Лизе не хотелось упускать возможность получить какую-либо информацию, но в машине оставалась Сонечка, поэтому она бросила умоляющий взгляд на Сергея, расправила плечи и, напустив на себя строгий вид, сказала совсем не терпящим возражения, голосом:
- Сергей Петрович! Полчаса у нас есть, я зайду, побеседую с… - она посмотрела на женщину.
- Зоя Григорьевна я, - быстро сказала та.
- Вот с Зоей Григорьевной, а Вы можете пока до школы доехать, передайте им документы и возвращайтесь за мной, хорошо?
 - Как скажете, Елизавета Геннадьевна, как скажете! – нарочито любезно ответил Сергей и даже немного склонил голову, будто подчиняясь приказу начальницы, в которые в одно мгновение Лиза сама себя и определила.
- Ну вот и хорошо, через полчаса на этом же месте встречаемся! – улыбнулась Лиза и быстро пошла за Зоей Григорьевной, понимая, что сейчас она может что-нибудь узнать, а Сергей спокойно дождётся её вместе с Сонечкой, они даже могут покачаться на качелях, которые она заметила возле одного из домов, погода-то сегодня просто замечательная!
Соседка Виктории оказалась очень словоохотливой женщиной. Услышав, что гостья задержится всего на полчаса, она начала рассказывать о Виктории ещё по дороге, чтобы успеть выложить всё, что знает, понимая, что сотрудники департамента образования так просто домой к ученикам не приезжают.
- Вика, она неплохая, не стану наговаривать на человека, нет… Но вот одинокая, а одной-то с дитём каково? – спросила она, семеня к своему дому и оглядываясь на Лизу, которая отставала на шаг-два, потому что обходила все угрожающие её дорогим сапогам препятствия. Переулок оказался не асфальтированным, а по причине весенней оттепели, каждая его ямка, яма и ямища были заполнены грязной водой и жижей. 
- Тяжело, конечно, одной, верно… - кивнула она в поддержку разговора, перескакивая очередную лужицу.
- Вот то-то же! Пока был жив Виктор Фёдорович, всё было хорошо, а потом…
- А Виктор Фёдорович, это, простите, кто?
- Так муж Викин! – махнула та рукой. – Ну как муж… Они и не расписанные вовсе были, но жили долго вместе, он ей и дом-то отписал, да… по завещанию и отписал… Месяца через три или поболе сынок его Сашка нарисовался, до этого лет пятнадцать глаз не казал, на похороны ни к отцу, ни к матери не приезжал… Жена бывшая Виктора Фёдоровича давно умерла, задолго до Вики… - пояснила она. – Так вот о чём я… А-а-а, явился, значит, Сашка-то, хотел Вику с Кристиной выгнать из дома, но не тут-то было, Вика-то ему и предъявила завещание… Ох, он тут и кричал, и выселить-то их по суду грозился, и дом спалить обещал, она и милицию или как их сейчас, полицию вызывала… Они ему и объяснили дураку-то, что теперь ежели что случится, то на него и подумают… Он пригрозил, что в суд подаст и уехал, но, видно, умные люди отговорили его подавать-то… Так вот они и живут здесь, Вика-то с Кристинкой.
- А давно это случилось? – спросила Лиза. – Ну, когда хозяина дома не стало?
- А-а-а, так уж третий год… – призадумавшись, ответила Зоя. – Вы проходите, проходите, вот сюда, на кухню… присаживайтесь вот сюда, - она смахнула невидимые крошки с венского стула и подвинула его к Лизе. – Сейчас-сейчас я чайник поставлю, вот как знала сегодня, пирожков напекла…
- Ой, Зоя Григорьевна, Вы не хлопочите, пожалуйста, у меня совсем нет времени, давайте лучше мы с Вами поговорим, - предложила Лиза, - а Кристина… она разве не дочь Виктора Фёдоровича-то?
- Да нет же, но он к ней как к родной относился и девочка-то, главное дело, тоже… Мы все соседи тут дивились, как они ладят, он её и в школу возил на машине, и хвастался тут всем, какая Кристиночка умница, круглая отличница… Ох, пожил бы ещё, глядишь, и у Вики бы жизнь была пояснее, а так…
- А кто он, где работал?
- У нас здесь есть консервный завод, так вот он был там главным инженером… А Вика-то туда устроилась бухгалтером, вот они и познакомились… Кристина-то малышка совсем была, в яслях ещё, они тут квартиру снимали у кого-то…
- А сейчас она там же работает? У нас, вроде бы другая информация…
- Ой, она давно уже там не работает, при Викторе-то она вообще не работала, а потом уж после его смерти устроилась кассиром в магазин, тут на соседней улице… этот, как его… «Троечка», - сообщила женщина, - два дня работает, два отдыхает… Она баба-то неплохая, Кристинка у неё всегда обихожена, ничего не скажешь, но вот не везёт ей с мужиками! Как Виктора Фёдоровича не стало, так и цепляются к ней всякие… кому жить негде, да выпить на дармовщину кто ищет… - сообщила она. – А Вика-то она принесёт поллитру, да и компанию составит!
- Она злоупотребляет спиртным? – спросила Лиза.
- Да не-е-ет, не то чтобы злоупотребляет, Вы не подумайте, не стану наговаривать на женщину, пьяной её никогда не видела… - испугалась Зоя Григорьевна, что лишнего сболтнула, и осторожно спросила: - А Вы…Вы из-за этого приехали… что она выпивает? Вы Кристину хотите отобрать у неё?
- Да нет-нет, что Вы! Разве ж это так делается… тем более, если мама не злоупотребляет… – начала она объясняться. – Ну, конечно, когда родители не заботятся о детях, если к тому же они употребляют спиртные напитки… злоупотребляют этим на глазах детей… да ещё и если руки распускают, - быстро говорила она, - тогда, конечно, и мы не сидим сложа руки… Но когда этого ничего нет, то… нет, конечно, никто не отбирает детей у родителей… - Лиза мысленно морщилась, злясь на свою несвязную речь, мало похожую на разговор официального сотрудника солидного учреждения, но она действительно растерялась от прямого вопроса этой простой женщины. 
«Интересно, что бы я говорила, если бы встретилась с самой Викторией?» - подумала она и глубоко вдохнула, с силой выдохнув воздух сквозь напряжённые губы, пока хозяйка доставала из шкафа чайные чашки, очевидно, предназначенные для гостей, потому что на подставке возле раковины стояли перевёрнутые чистые кружки, скорее всего используемые в постоянном обиходе.
- Сейчас я Вас таким чаем угощу, ни в одном столичном ресторане такого нет, у меня здесь травки местные, полезные… - пообещала она.
- Спасибо, мне, право, неудобно, я Вам столько хлопот доставила… А скажите, родной отец Кристины… он не помогает им, так выходит?
- Нет, совсем нет, Вика одна крутится как может…
- А почему на алименты не подаст?
- Ой, я тоже спрашивала у неё, она говорит, сначала не могла почему-то, я и не поняла причины, а вскорости встретила Виктора Фёдоровича, он к Кристинке-то относился всё равно что к родной дочери…
- А почему они не оформили отношения, не знаете?
- Не знаю, сколько раз спрашивала Вику, она всё отмахивалась… Старше он намного был её, может, поэтому, кто их разберёт… Пожил бы ещё, всё было бы у них хорошо…
- А мужчины… ну… простите за вопрос, много их было с тех пор, как не стало Виктора Фёдоровича?
- Нет, двое было и вот сейчас опять какой-то появился… Вот он мне, если честно, совсем не нравится, он на Кристинку покрикивает, когда Вики дома нет… Я вот хочу с ней об этом поговорить, а то ещё, не дай Бог, и руку поднимет на ребёнка, а она такая маленькая, как воробышек, в чём душа только держится!
- Вы с такой любовью говорите о ней… - улыбнулась Лиза.
- Так они мне всё одно, что родные! – воскликнула Зоя Григорьевна. – Мои-то внуки далеко живут, в Красноярском крае… Дочка вышла замуж за военного, вот и кочуют по стране, в отпуск отдыхать едут к морю, а ко мне редко приезжают, а я скучаю… Внучка у меня такая, как Кристина и зовут её даже так же, так что… Я обнимаю её и сердцем–то будто свою родную обнимаю! – женщина махнула рукой и вытерла фартуком слёзы. – Простите меня...
- Это Вы меня простите, Зоя Григорьевна… я Вас на воспоминания настроила…
- Нет, что Вы, я и так каждый день вспоминаю их, вот и Кристинку-то выглядываю, когда мать на работе, и обедом её, бывает, накормлю… Только Вы не подумайте чего такого, Вика она домовитая, у неё и прибрано, и обед горячий есть, я просто больше для себя это делаю, приятно мне, что в доме ребёнок бывает, разговаривает со мной, рассказывает, что у неё произошло в школе или ещё где…
- Я поняла, Зоя Григорьевна, Вы просто скучаете по внукам! – улыбнулась Лиза. 
- Да, милая, скучаю… А Вы недалеко от своей мамы живёте? – женщине теперь хотелось немного узнать и о Лизе, она ведь столько всего рассказала о себе и о соседях.
- К сожалению, мамы не стало, когда я была совсем маленькой…
- Ой, простите! Ой, куда же я лезу-то со своим языком! Мне все говорят, что он у меня без костей, простите, пожалуйста…
- Ничего…
- А как же Вы маленькая –то без мамы? – продолжила она, тут же забыв о раскаянии.
- Меня папа и бабушка воспитывали… - у Лизы невольно защипало в носу. - Бабушки, правда, уже нет, она тоже мне такие же пирожки пекла! - ей захотелось как-то по-доброму поддержать женщину. – Вы извините, мне уже пора…
- Ой, я Вам сейчас пирожков положу, - засуетилась Зоя Григорьевна, - и этого, товарища Вашего угостите тоже.
- Ну что Вы, не нужно…
- Ну, а куда их столько! – она откинула льняное полотенце с большой эмалированной миски, показав, какое количество пирожков напекла. – Вот тут есть с яйцом и луком, яйца домашние, у меня десяток курочек имеется, - приговаривала она, складывая пирожки в пакет, - а эти вот, по-другому слепленные, они с яблоками… Кристина очень любит такие…
- Спасибо Вам, Вы замечательная женщина, - не удержалась и обняла её Лиза.
- Ну что Вы… А знаете, Вы приезжайте к нам ещё, познакомитесь с Кристиной, она очень хорошая девочка, да и Вика тоже хорошая... Ну не везёт ей с мужиками, но мать она хорошая, Вы ничего такого не думайте!
- Не буду! – пообещала Лиза, надевая пальто. – Можно, я передам через Вас подарок Кристине… Это сладости от… администрации города, - соврала Лиза, - детям из неполных семей… к празднику… отличницам… - добавила она, зная теперь, что Кристина именно такая и есть.
- Ой, как хорошо-то, что таких детей замечают! – всплеснула руками Зоя Григорьевна. – Кристина умненькая и воспитанная, она просто ангел!
Лиза бегом, почти не обращая внимания на лужи и грязь, добежала до машины и забрала оттуда пакет, а взамен подала Сергею другой, с пирожками.
- Угощайтесь, они очень вкусные… Я сейчас, мигом! – быстро сказала она и опять бегом бросилась назад.
- Вот это девочке! – подала она ожидающей её на крыльце женщине внушительный пакет. – А это Вам, с наступающим праздником, нашим женским! – сказала она, протянув ей коробку конфет, которую предварительно достала из пакета, и, попрощавшись, быстро пошла назад.


Рецензии