Чаадаев о русских в Руси Часть 1

(серия  русские о русских)

Ув. мстинский фрэр АИЯ!
для подготовки сериала "Русские о русских на наших сов. кухнях"  высылаю подготовленную выписку из мнения о нас гусар-философа Петра Чаадаева
 
Часть 1 - это выписка свода мыслей Чаадаева о нашей цивилизационной никчемности, изложенных им в первом из Философских писем почти 200 лет назад
200! 
 Уверю, велосипед изобретать не придется
***

Выписки из Les lettres philosophiques, опубл.: 1828—1830, переведенных в Империи  как Философские письма и написанных гусаром в Некрополисе, 1829, 1 декабря.

Только в части портретных характеристик русских, русскости и российского империализма самовластцев (в незначительной нашей редакции и коррекции текстов и аыражений):
1) Политбеседы у русских вызывают «вместо успокоения и мира, которое должно было бы внести пробужденное в сердце чувство, … тревогу, сомнения, чуть ли не угрызения совести.»
2) Это естественное следствие того печального положения вещей, которому подчинены у нас все сердца и все умы. Вы просто поддались действию сил, которые приводят у нас в движение все, начиная с самых высот общества и кончая рабом, существующим лишь для утехи своего владыки
Отсюда частые умолчания, мешавшие убеждениям проникнуть (им) в душу и вводившие их естественно, в заблуждение
3) Одна из самых прискорбных особенностей нашей своеобразной цивилизации состоит в том, что мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах и даже у народов, гораздо более нас отсталых. Дело в том, что мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось. Дивная связь человеческих идей в преемстве поколений и история человеческого духа, приведшие его во всем остальном мире к его современному состоянию, на нас не оказали никакого действия.
4) Ни у кого нет определенной сферы деятельности, нет хороших привычек, ни для чего нет правил, нет даже и домашнего очага, ничего такого, что привязывает, что пробуждает ваши симпатии, вашу любовь; ничего устойчивого, ничего постоянного; все течет, все исчезает, не оставляя следов ни во-вне, ни в вас. В домах наших мы как будто определены на постой; в семьях мы имеем вид чужестранцев; в городах мы похожи на кочевников, мы хуже кочевников, пасущих стада в наших степях, ибо те более привязаны к своим пустыням, нежели мы к нашим городам. Бедные наши души! Не будем прибавлять к остальным нашим бедам еще и ложного представления о самих себе, не будем стремиться жить жизнью чисто духовной, научимся благоразумно жить в данной действительности
5) У всех народов есть период бурных волнений, страстного беспокойства, деятельности … Эта увлекательная эпоха в истории народов, это их юность; это время, когда всего сильнее развиваются их дарования, и память о нем составляет отраду и поучение их зрелого возраста. Мы, напротив, не имели ничего подобного. Сначала дикое варварство, затем грубое суеверие, далее иноземное владычество, жестокое и унизительное, дух которого национальная власть впоследствии унаследовала,;—;вот печальная история нашей юности. Поры бьющей через край деятельности, кипучей игры нравственных сил народа;—;ничего подобного у нас не было
6) Эпоха нашей социальной жизни … наполнена тусклым и мрачным существованием без силы, без энергии, одушевляемом только злодеяниями и смягчаемом только рабством. Мы живем лишь в самом ограниченном настоящем без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя.
7) Первые наши годы, протекшие в неподвижной дикости, не оставили никакого следа в нашем уме и нет в нас ничего лично нам присущего, на что могла бы опереться наша мысль; выделенные по странной воле судьбы из всеобщего движения человечества, не восприняли мы и традиционных идей человеческого рода
8) Мы , явившись на свет как незаконнорожденные дети, без наследства, без связи с людьми, предшественниками нашими на земле, не храним в сердцах ничего из поучений, оставленных еще до нашего появления. Это естественное последствие культуры, всецело заимствованной и подражательной.
9) У нас совсем нет внутреннего развития, естественного прогресса; прежние идеи выметаются новыми, потому, что последние не происходят из первых, а появляются у нас неизвестно откуда. Мы воспринимаем только совершенно готовые идеи, поэтому те неизгладимые следы, которые отлагаются в умах последовательным развитием мысли и создают умственную силу, не бороздят наших сознаний. Мы растем, но не созреваем, мы подвигаемся вперед по кривой, т.;е. по линии, не приводящей к цели
10) … мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в род человеческий, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру
11) … всем нам не хватает какой-то устойчивости, какой-то последовательности в уме, какой-то логики. В лучших головах наших есть нечто, еще худшее, чем легковесность
12) … тут беспечность жизни без опыта и предвидения, не имеющая отношения ни к чему, кроме призрачного существования личности, оторванной от своей среды, не считающейся ни с честью, ни с успехами какой-либо совокупности идей и интересов, ни даже с родовым наследием данной семьи и со всеми предписаниями и перспективами, которые определяют и общественную и частную жизнь в строе, основанном на памяти о прошлом и на тревоге за будущее
13) свойство, делающее нас столь безразличными к превратностям жизни, вызывает в нас также равнодушие к добру и злу, ко всякой истине, ко всякой лжи, и что именно это и лишает нас тех сильных побуждений, которые направляют нас на путях к совершенствованию
14) вследствие ленивой отваги, даже и высшие классы, как ни прискорбно, не свободны от пороков, которые у других свойственны только классам самым низшим
15) мы обладаем некоторыми достоинствами народов молодых и отставших от цивилизации, то мы не имеем ни одного, отличающего народы зрелые и высококультурные
16) А теперь, я вас спрошу, где наши мудрецы, где наши мыслители? Кто из нас когда-либо думал, кто за нас думает теперь?
17) Опыт времен для нас не существует. Века и поколения протекли для нас бесплодно. Глядя на нас, можно сказать, что по отношению к нам всеобщий закон человечества сведен на нет.
18) Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы не внесли в массу человеческих идей ни одной мысли, мы ни в чем не содействовали движению вперед человеческого разума, а все, что досталось нам от этого движения, мы исказили
19) … от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды
20) мы не дали себе труда ничего создать в области воображения и из того, что создано воображением других, мы заимствовали одну лишь обманчивую внешность и бесполезную роскошь
21) В крови у нас есть нечто, отвергающее всякий настоящий прогресс
22) Можно только удивляться пустоте и удивительной оторванности нашего социального бытия.

***
Истопник:
Чаадаев П.Я. Философические письма
автор Петр Яковлевич Чаадаев, переводчик неизвестен
Оригинал: фр. Les lettres philosophiques, опубл.: 1828—1830. — Перевод опубл.: 1836. Источник: П. Я. Чаадаев. Философические письма.
Полное собрание сочинений и избранные письма. Том 1. Москва, изд-во «Наука», 1991. Библиотека «Вехи», az.lib.ru


Рецензии