Мыс Стрелка. Гора Заратустры
Но вернемся к нашей первой поездке. На электричке мы доехали до остановки 5 километр и направились в сторону мыса, указанного на карте. Стоял прекрасный солнечный день, молодая листва ярко блестела на солнце. Впереди появились одноэтажные белые строения, приблизившись к ним, мы не сразу поняли, куда попали. Около них сидели и ходили люди, некоторые приветствовали нас, но все они выглядели как-то странно. Потом уже, пройдя через всю эту территорию, мы поняли, что это был филиал психиатрической больницы с Банной Горы. Но, что делать, дорога к святому месту, шла через него. И вот наконец-то, миновав это странное место, мы вырвались на простор. Дорога шла в гору. Мы прошли мимо садового кооператива, где дачники показали самый короткий путь к нашей цели. Находясь на самой высокой точке холма, мы увидели наш мыс. Небольшой спуск, затем подъем и мы на месте. С мыса открывается потрясающий вид на Камское водохранилище. Как же здесь много воды! Стоя у края обрыва мыса ощущаешь себя капитаном, стоящим на корме огромного корабля, который неспешно рассекает речную гладь. Если внимательно приглядеться, то сверху хорошо видно, как бурая вода Камы смешивается с более чистой сине-серой водой реки Чусовой, и как пузырьки поднимаются к поверхности воды в месте слияния двух мощных потоков. Но долго на обрыве не постоишь, здесь всегда очень сильный ветер, который буквально сдувает тебя с ног. Разведя костер, чуть пониже в лощине, и согревшись, мы решили спуститься по склону вниз. Сторона склона горы с Чусовой оказалась более пологая и мы, поддерживая друг друга, спустились вниз, и пошли по берегу к месту слияния двух рек. Снизу гора выглядит более внушительно. Поднимаешь голову вверх и видишь, что над тобой нависла скала. Порода ее неровная, идет пластами. И тут мы заметили вкрапления белых пластов, которые ярко выделялись на солнце. Позже, я узнала, что это белый селенит. Тогда же, все это было для нас в диковинку, мы не знали, что это за камень.
Расскажу немного про белый селенит. Белый селенит родственник тому медово-желтому камню, из которого в Кунгурском районе делают всевозможные поделки. Но он более хрупкий, поэтому на поделки не идет. Во всяком случае в то время белый селенит ювелиры не обрабатывали. Сейчас ради интереса посмотрела в интернете и нашла на Озоне обработанные камни галтовки, и даже один магический шар небольшого диаметра из белого селенита. Так что, времена меняются, ювелирные инструменты стали более совершенными, что позволило обрабатывать и этот столь хрупкий камень. Чем же знаменит белый селенит, в чем его ценность? Селенит является частью семейства гипсовых минералов, называется еще атласным шпатом и гипсовым цветком. Настоящий селенит должен быть светло-белого цвета. То, что мы видим в сувенирных магазинах – это селенитовый фантом (как говорят геологи), у него цвет от желтого до оранжевого с различными включениями. Сейчас селенит стал чрезвычайно популярным камнем в духовном сообществе. Селенит ориентирован на луну, отсюда и название селенит, связанное с богиней луны Селеной. Месторождения селенита есть не только в России, но и в Англии, США, Австрии, Польше, Мексике, в тех местах, где есть карстовые породы и пещеры. Индейцы майя называли селенит камнем ангела. Вместе с тем, камень очень хрупкий, требует крайне аккуратного обращения. Если его уронить, он может треснуть и разбиться. Если подолгу держать в руке, то он начнет отслаиваться. При попадании в воду селенит растворяется в ней и полностью разрушается. Вот почему многие, кто сейчас едет на мыс Стрелка с желанием найти себе кусочек селенита, возвращаются обратно ни с чем. На берегу почти не встретить селенит. Если он попадет в воду, то очень быстро растворится в ней. Либо надо ехать на мыс в то время, когда нет дождей, и вода отошла от берега, тогда куски породы, что осыпаются, имеют шанс сохраниться. Тогда, в мае 1993 года, мы нашли много кусков селенита. Потом я часть раздала на подарки, другая часть где-то до сих пор лежит дома. Но это настолько тонкие пластинки, что из них никакое ювелирное украшение, увы, не сделать. А хотелось бы, особенно прочитав современную рекламу селенита. Вот что пишут о нем современные целители: “Когда вы находитесь в состоянии стресса или переживаете трудные времена, держитесь за кусочек селенита, который поможет вам усвоить этот урок и придаст сил”. Или селенит для здоровья: “Если у вас проблемы со спиной, селенит поможет выровнять позвоночник. Селенит обеспечивает большую гибкость при занятиях йогой и движении, очень эффективен в удалении свободных радикалов и токсинов из организма. В прошлом селенит использовался для борьбы с отравлением ртутью”. Это еще не полный перечень его целебных свойств. Вот не поленюсь, найду свой селенит и попробую с ним заниматься йогой. Посмотрим, будут ли успехи. Еще одна женщина пишет: “Селенит, камень ангелов дает только исцеляющие и любящие вибрации. Энергия, что он излучает поистине божественна. Селенит очищает все вокруг себя, поднимает вибрации пространства, настраивает на связь с луной”.
А если у нас вблизи от Перми большая гора из белого селенита? Какие вибрации должны идти от целой горы? Вы только представьте себе это! А сколько желающих было уничтожить это священное место. Гора из белого селенита была раньше гораздо больше по размерам, но при строительстве Камского водохранилища в 1954 году почти половина ее ушла под воду. А мы с вами уже знаем, что при соприкосновении с водой селенит растворяется. Сколько бесценного белого селенита было уничтожено в те годы! И никто об этом не задумался, что энергетическая сила и мощь горы от этого пострадала. На подходе к мысу Стрелка видны площадки, где когда-то велись археологические раскопки. При встрече в 1995 году с профессором Г.Н.Чагиным я узнала, что на этом месте работала археологическая экспедиция, и в археологии оно известно как Галкинское городище. Экспедиция работала на Галкинском городище в период 1934-1936 годы. В пермском архиве есть отчеты о работе и находках этой экспедиции. Однако в 1936 году все участники экспедиции были объявлены врагами народа и репрессированы. Почему это произошло, нам сейчас остается лишь гадать. Тогда на встрече профессор Г.Н.Чагин предположил, что это произошло, потому что на месте раскопок были найдены амулеты в форме свастики, и ученые, ничего не подозревая, описали эти находки. В то время этого делать было уже нельзя, так как велась борьба с фашизмом и свастика попала под запрет. Но это только его предположение. Может со временем или уже сейчас, когда открыты и рассекречены архивы НКВД, можно достоверно узнать, что же случилось с той экспедицией и привело к столь печальному концу для ее участников.
Галкинское городище относится к ранней Ананьинской культуре X-I веков до н.э. Оно расположено у деревни Городище в 200 метрах к юго-западу от оконечности мыса Стрелка в устье реки Чусовая. Распоряжение губернатора Пермской области о постановке на государственную охрану этого археологического памятника было принято лишь в декабре 2000 года. Общая площадь памятника 3 гектара. Это расположенные под дерновым слоем пласты грунта, содержащие в себе остатки строений и предметов материальной культуры, полностью или частично скрытые в земле фрагменты хозяйственных, производственных, ритуальных и иных сооружений X-I веков до н.э. Найденные при раскопках предметы изготовлены из глины, камня, стекла, кости, металлов и иных материалов. Это украшения, предметы быта, вооружения, орудия труда, предметы религиозных культов, а также остеологический материал. Из этого сухого официального материала меня больше всего заинтересовали предметы религиозных культов и остатки ритуальных сооружений. Интересно, какую религию исповедовали представители ранней Ананьинской культуры и где можно увидеть зарисовки и фото находок? Также в отчете археологов упоминается древний земляной вал, что служил защитой городища со стороны Камы.
На мысе Стрелка со стороны Камы находится очень интересный с геологической точки зрения родник. Вода бьет из центра горы. Это крайне редкое геологическое явление в природе. Два раза я видела, как на этот родник приезжали группы студентов-геологов из Пермского университета со своими преподавателями. Педагоги на месте показывали студентам как выглядит это уникальное природное явление. Тогда еще не было карт с геолокацией мест археологических раскопов. Сейчас, глядя на карту, я увидела, что место раскопок Галкинское городище-I находится практически вблизи этого родника. Возможно, и сам родник был рукотворным, ведь в древности люди умели находить источники питьевой воды, казалось бы, в самых неожиданных и не пригодных для этого местах. Я думаю, что ключ, бьющий из центра горы и древнее поселение, безусловно, связаны.
После того, как в 2005 году вышел фильм Варвары Кальпиди “В поисках Заратустры”, мыс Стрелка стал настоящим местом паломничества. В самом начале этого фильма Павел Глоба говорит, что именно здесь родился пророк Заратустра и что это место не менее значимо для мировой истории, чем Иерусалим или Мекка. Глоба утверждал, что на дне Камского водохранилища скрыты останки древнего зороастрийского города. Я думаю, это не сложно проверить, ведь за 20 лет прошедших с момента съемок фильма подводная археология и ее методы, в том числе и компьютерное моделирование шагнули далеко вперед. Было бы желание.
Из знаменитых гостей, посетивших мыс Стрелка, хотелось бы, прежде всего, отметить двух зороастрийцев. В июне 2001 года это место посетил известный альпинист, покоритель Анапурны и Эвереста парс Ади Джунгалвала. Будучи родом из зороастрийской семьи Мумбая, он в зрелом возрасте стремился посетить все места, связанные с традициями и религией его предков. От Бурзина Аташбанда, своего соотечественника, что в то время жил в Москве и участвовал в 2000 году в конференции, проводимой Павлом Глобой, по астрологии и авестийской традиции, Ади узнал о горе Заратустрыи Аркаиме. Легкий на подъем в свои 68 лет, Ади при первой же возможности постарался приехать на Урал, чтобы увидеть все своими глазами. Увы, гора Заратустры на известного альпиниста не произвела должного впечатления. Ведь он специально вез с собой горные ботинки, чтобы на нее подняться. Большой кусок белого селенита, взятый им прямо из центра горы, немного скрасил его разочарование. Аркаим тоже не впечатлил Ади, после древних городов Ирана, таких как Персеполь и Сузы, Аркаим выглядел более чем скромно. Вместе с тем, Ади написал подробный отчет о своей поездке на Урал, который был опубликован в нескольких номерах зороастрийской газеты “Парсиана”, что издается в Мумбае.
По следам Ади Джунгалвалы в 2008 году в Пермь приехала мадам Мехер Мастер Мусс, зороастрийка, известный общественный деятель Индии, доктор юридических наук, президент зороастрийского колледжа, большой друг русского культурного центра и консульства России в Мумбае. Видео о ее посещении мыса Стрелка есть в архиве Пермского телевидения, где было записано интервью с ней и одна программа с участием Мехер. В своем интервью Мехер Мусс говорит: “Я стремилась сюда почти 20 лет. С мыса увезла с собой в Индию самое дорогое – несколько камней селенита. У этих камней очень хорошая энергетика. Я их увожу на родину, чтобы люди могли прикоснуться к ним. Сердце индоевропейской цивилизации бьется на Урале. Именно отсюда началось переселение арийских племен в Среднюю Азию”.
Ну и совсем неожиданным был визит М.М.Задорнова на мыс Стрелка в 2005 году. По словам Олега Лушникова, который принимал известного сатирика, поехать ему на это место посоветовал тибетский лама, когда Михаил Задорнов был в Тибете. Это совсем невероятно! Если Павел Глоба везде твердил, что мыс Стрелка – это место рождения пророка Заратустры, то тибетские монахи, с чем связывают это место? Откуда они вообще о нем знают? Явно, что тибетцы связывают его с чем-то другим, с какими-то своими легендами и древними сказаниями. Как говорил сам Михаил Задорнов, лама направил его в это место, указав, что именно здесь находится прародина ариев. Не Аркаим, не Северный Полюс, а именно здесь, на месте слияния рек Камы и Чусовой. Еще одна загадка? Хотелось бы подробнее узнать про тот визит Михаила Задорнова, может остались его записи с впечатлениями от этой поездки или выступления на эту тему.
Однако святое место пермские чиновники никак не хотели оставить в покое, и мыс Стрелка чуть было не сравняли с землей в 2018 году, в то время, когда пермским губернатором стал М.Г.Решетников. Он выдвинул проект о ликвидации горнозаводской ветки железной дороги. Чтобы железнодорожная ветка освободила берег Камы и Мотовилиху, было принято решение о переносе железнодорожных путей и строительстве нового железнодорожного моста как раз в районе мыса Стрелка. Когда летом 2018 года я была на мысе, местные жители из деревни Городище серьезно опасались, что их дома будут снесены, гора разрушена и здесь пойдут поезда. Кто-то в панике спешно пытался продать свои дома и участки. Все в один голос восклицали: “Какая железная дорога? Какой новый мост? Тут же везде карстовые провалы, все рухнет в один прекрасный день. И кто будет виноват во всем этом?”
Слава Богу, этим нелепым планам не суждено было воплотиться. И наша гора Заратустры продолжает радовать и давать энергию паломникам, устремляющимся к ней. А может и в самом деле, увековечить ее значимость, поставить на мысе Стрелка памятник Заратустре? Проект ведь уже есть, он создан скульптором Залазаевым. По-моему, выглядит очень неплохо. Уже сейчас, когда в интернете пишешь “гора Заратустры”, он указывает Пермский край. Почему? Да потому, что в Иране, который официально считается родиной Заратустры, ислам запрещает любое изображение человека, а тем более создание памятника древнему пророку, что был до мусульманства. Имя Заратустры никогда не будет там звучать в названии местности или горы. Парсы (зороастрийцы переселившиеся из Ирана в Индию) настолько ассимилировались с местным населением, что ставить памятник Заратустре в настоящее время вряд ли будут. И в современной Индии так много памятников, как древних, так и современных, что Заратустра вряд ли привлечет хоть чье-то внимание. В Индии можно ставить памятники кому угодно, хоть самому себе, хоть любимым родителям, хоть домашнему питомцу, были бы деньги.
Поэтому самое достойное место памятнику Заратустре – у нас на Урале, на месте слияния Камы и Чусовой. Здесь такой простор, такая чистота, что пророк будет явно доволен. Спонсоров можно найти среди тех же зороастрийцев за рубежом, это не проблема. Ну а если памятник Заратустре кого-то смущает, то можно создать на мысе Стрелка этнопарк Ананьинской культуры, и в его концепцию вписать Заратустру. Он ведь жил как раз в ту эпоху, когда в этом месте было древнее поселение. Значит, исторически противоречий нет. В парке Ананьинской культуры можно сделать реконструкцию древних жилищ, печей для обжига глины и других мастерских. Место расположения очень живописное, поток посетителей обеспечен. Вместе с тем, парк позволит защитить мыс Стрелка от посягательств дачников и туристов, что портят экологию этого места, оставляя после себя горы мусора. А также от посягательств на это святое место последующих губернаторов и чиновников, вдруг им опять захочется реализовать здесь очередной утопический проект или просто построить себе дачу. Можно будет пустить теплоходы из Левшино до нового этнопарка. Вы не представляете, как красиво подплывать к горе мыса Стрелка по воде. Я думаю, что новый этнопарк может со временем стать таким же популярным как Хохловка. А главное, он покажет, какая древняя история у нашего Пермского края. Только вдумайтесь, здесь уже за 1000 лет до Рождества Христова жили люди, и у них была своя культура и цивилизация. Интересно узнать, как они выглядели и чем занимались. Известная английская исследовательница зороастризма Мэри Бойс в предисловии к русскому переводу своей книги писала: “Пророк Зороастр жил в такой глубокой древности, что сами его последователи забыли, когда и где это было, и в прошлом разные иранские области претендовали на благочестивую роль его родины. Долгое время считалось, что он жил на северо-западе древнего Ирана. Современные исследования показали, что такого быть не могло. Исходя из содержания и языка, сложенных Зороастром гимнов, теперь установлено, что в действительности, он жил в азиатских степях к востоку от Волги”. Если Заратустра жил в степях к востоку от Волги, то родиться он вполне мог возле Перми на мысе Стрелка. Разве не так?
май 2023 г.
Свидетельство о публикации №224101901686