Метка Зевса

     Нынешнее время, как полагают не только астрологи, но даже и политики, – это время перехода в Новую эпоху, новую форму существования цивилизации. Переломные события, большая плотность катастрофических природных явлений... Обратили на себя внимание в этом году два не катастрофических, но знаковых, на мой взгляд, природных события. В апреле 2024 года молния ударила в статую Свободы в Нью-Йорке – прямо в факел, которую Свобода держит в руке, – в символ современного понимания свободы и демократии. Комментариев на эту тему в информационном пространстве хватало. Если кратко, большей частью эти рассуждения сводились к тому, что Америка сталкивается с фундаментальным кризисом, и вместе с ней разрушаются веками выстроенные цивилизационные принципы, уходящие корнями в эпоху Римской империи – вот молния и подчеркнула это.

     А 3 сентября 2024 года, в начале, как отмечают астрологи, ретроградного Урана, призванного окончательно стрясти обветшалый мир вместе с корыстными, лживыми, манипулятивными формами общения и существования, молния ударила в Триумфальную арку императора Константина, что находится в Вечном городе рядом с Колизеем. В этот раз Зевс, творец Мира и богов греко-римского пантеона, отметил своим перстом единственный сохранённый римским католичеством, его иерархией, из памятников императорам великой Римской империи – Арку Константина Великого, структурировавшего христианство и сделавшего его государственной религией империи. Статуи других римских императоров были уничтожены церковью – уцелела лишь бронзовая конная статуя императора, философа Марка Аврелия. Но уцелела по ошибке, римские епископы приняли её за статую Константина Великого, признанного основными христианскими церквями святым и равноапостольным.

     Почему в период Армагеддона Зевс обратил своё грозное внимание на американскую статую Свободы, вопросы вряд ли возникают. Но почему его десница отметила памятник Константину, собравшему первый Вселенский собор христианской церкви, где и был принят основной догмат христианства?

     Коротко коснёмся правления Константина, его решений, поступков, и становления государственного христианства. В современном информационном поле можно найти большое количество различных материалов о жизни и деяниях этой знаменательной исторической личности, поэтому при желании читатель может познакомиться с темой более глубоко, нежели в этой заметке.

     …28 октября 312 года Константин вошёл с армией в Рим, разгромив другого восседавшего в Риме императора Максенция. Позже Константин расскажет, что перед сражением с Максенцием ему предстало видение Иисуса и креста с надписью по кругу «ты победишь». В Риме, как и положено римскому императору, он приказал умертвить двух сыновей Максенция, вероятных претендентов на должность. В честь победы над Максенцием, в честь этого триумфа «Императору Цезарю Константину Величайшему, Благочестивому, Счастливому, Августу сенат и народ римский посвятили замечательную арку». Это единственная римская триумфальная арка, которая была воздвигнута за победу не над внешним врагом, а в междоусобном римском сражении.

     Уже в следующем году Константином и его соправителем Лицинием (Восток империи) был подписан миланский эдикт, который уравнивал христиан с остальными культами империи, христиане переставали быть жестокогонимыми, могли свободно молиться своему Богу и возводить храмы. К этому времени общины (церкви) последователей Иисуса были уже заметно распространены по империи. Мать Константина Елена считала себя христианкой.

     Преобладающим в империи было, конечно, язычество с множеством культов разных богов. У христиан же, не смотря на некоторые различия в подходах к вере, в понимании личности Иисуса, был один Бог. А для прочности огромной империи и управляемости ею, как подсказывало время, нужны один император, одна религия, один Бог, и союз церкви и государства. Где прочность и единство империи обеспечивается среди прочего и единством церкви. Христианские общины огромной империи отличались своим бытием. Ещё сохранялись церкви, которые управлялись не епископами, а собранием верующих и советом старейшин. В римской же церкви была выстроена иерархия клира (духовенства). В немалом числе общин царствовало вегетарианство, где-то не пили вино. В общинах пользовались большим количеством разных писаний об Иисусе, писем учеников и их последователей. Где-то Иисуса считали Богом, где-то особенным Посредником, где-то человеком. Где-то полагали, что Он был рождён отцом и матерью, а где-то – непорочно…

     Константин отличался от многих предшественников особенным практическим подходом в финансовых вопросах. Для сенаторов он установил фиксированный налог, соответствующий их богатствам, то есть чем больше в сенате богатых членов, тем больше денег в императорской казне.
     При властном Константине сенат потерял реальное влияние, но император постоянно заботился об увеличении его численности за счёт богатых провинциалов, а значит, о пополнении казны. Современники представляли Константина алчным и расточительным, умеющим императорскими указами набивать казну огромными суммами. Описывали его противоречивые черты разных периодов жизни – смелый, энергичный, осторожный, непомерно властолюбивый, подозрительный, откровенно жестокий, мстительный.
     Даже немолодым он наряжался в пёстрые шелка с расшитыми золотом цветами, носил накладные волосы, короны с большим количеством драгоценных камней и жемчуга. Мощная шея императора была в ожерельях, руки увиты браслетами…

     В 316 году между Константином и соуправителем империи Люцинием случилась гражданская война, в результате которой произошёл новый раздел Римской империи, в пользу Константина, – Лициний потерял свои европейские территории.
      В 324 году гражданская война между соуправителями продолжилась, ведь императоры на то и императоры, чтобы тяготеть к абсолютной власти. Лициний потерпел поражение, был лишён Константином власти, после чего убит.
     Таким образом Константин стал единственным и неоспоримым правителем всей Римской империи от Востока до Запада.

     В религиозной сфере, несмотря на провозглашённые им же самим в Миланском эдикте веротерпимость и свободу вероисповеданий, Константин участвовал в подавлении определённых движений внутри христианства, как с помощью силовых административных мер, так и с помощью армии. Некую опасность для государства Константин увидел в христианах – донатистах, приверженцах взглядов епископа Карфагена (Северная Африка) по имени Донат. Донатисты не были обеспокоены решением догматических споров, они считали, что действительны лишь те церковные таинства (крещение, к примеру), которые свершаются праведными священниками, правоверными христианами, не предававшими веру во Христа.

     Предшественник Константина император Диоклетиан осуществил во имя того же единства империи самые значительные по масштабам гонения в истории христианства.
     В начале IV века, когда в христианских общинах благоволили мученичеству, страданию и смерти за веру, Диоклетиан издал эдикт (указ), которым христианство запрещалось, всем жителям империи предписывалось публично продемонстрировать приверженность язычеству, сжигая при этом писания о Христе и свершая жертвоприношения…

     Некоторые христианские священники публично осквернили веру свою при власти Диоклетиана, но при императоре Константине восстановили свои должности. Таинства, проводимые такими священниками-лицемерами, донатисты считали недействительными.
     Донатисты первыми в истории христианства выразили позицию о независимости церкви от государства и о невмешательстве государства в дела церкви. В 316 году император Константин издал указ о лишении донатистов церквей и церковного имущества с принуждением лидеров этого движения к изгнанию. Это вызвало в африканских провинциях бурное возмущение, переросшее в народное движение против несправедливости, защите обиженных и угнетённых, грабежу богатых и высокопоставленных. Подавляла это движение по приказу императора римская армия. На пятый год после указа император решил, что опасность от донатистов миновала, и прекратил гонения на них, сообщив проконсулу в Африке, что устал от силового подавления движения верующих.

     В 324 году, став после победы над Лицинием единственным властителем империи, Константин обратил внимание на дела восточных провинций, на догматические разногласия в христианском движении, теологический спор между Александром, епископом Александрии и Арием, имеющим немало единомышленников в христианском мире. Император отправил к спорщикам своего влиятельного посланника, который открыто симпатизировал Александру. Влиятельный посланник собрал в Антиохии поместный собор, который, как и ожидалось, осудил Ария и лишил его церковного общения. Но поместного собора оказалось недостаточно, чтобы удовлетворить христиан в таком значительном догматическом споре. В следующем году Константин собирает В Никее (Малая Азия) самый представительный за предшествующую историю собор епископов. Все епископы на этом соборе считались гостями императора. Значительная часть расходов на это событие покрывалось из императорской казны. Константин председательствовал на первом Вселенском соборе и осуществлял общее руководство его ходом. Главной задачей собора было устранение разногласий и определение основных канонов церкви. Собор проходил в жарких спорах, порой доходило до рукоприкладства между епископами. Константин был заранее готов к разрешению принципиального спора между Арием и Александром. Он поддержал сторону Александра, тех, кто считал Иисуса Богом единосущным Отцу, нерождённым. Именно император предложил ключевую формулировку об отношении Христа к Богу, озвучил непостижимое для разума о Боге. Было принято учение о троичности Бога (в первом варианте) в виде Символа веры, где Господь Иисус Христос обозначается единосущным Отцу Богом, то есть нерождённым. И было низложено, вернее, отодвинуто арианство, чему, по сути, и был посвящён собор.

     Упомянем для ясности основные положения учения Ария: «Было время, когда существовал один только Бог-Отец, нерожденный, первопричина сущего. Восхотев создать мир и зная, что мир, бесконечно удаленный от Бога, не может вынести непосредственного действия Его творческой силы, Бог-Отец творит из не-сущего посредствующее Существо межу Ним и миром, – Сына Божия, дабы чрез Него создать мир. Как сотворенный из не-сущего Сын так же изменяем по природе, как и все творения».

     Константин взял на себя ответственность провозгласить, что решения Никейского собора имели божественное вдохновение и отражали суждения самого Бога. В итоге: Иисус Христос – изначально существующий, единосущный Отцу, нерождённый Бог Сын; император Константин – наместник Бога на Земле.
     Вскоре после собора, оставаясь императором-язычником, мясоед, любитель пития и роскошной жизни Константин принимает указ, говорящий, что тому, кто по религиозным причинам проповедует вегетарианство, должен быть залит в горло расплавленный свинец…

     В 326 году, через год Вселенского собора, по приказу Константина был убит его сын Крисп. По одной из версий современников, жена Константина Фауста то ли пыталась обольстить Криспа, то ли оговорила Криспа перед отцом с той целью, чтобы он не стал препятствием для её сыновей. Потом император утопил свою жену в бассейне с горячей водой…
     Император не мог не обратить внимания – тем более ему напоминали об этом римские епископы – на немалое количество, особенно в восточных церквях, текстов об Иисусе, различающихся, а порой противоречивых по содержанию. Подбор и корректировка текстов христианских писаний происходили и до собора, и после него. У единой церкви должна быть и единая история Иисуса, соответствующая Его божественности. При Константине канонизация текстов Писания была практически завершена, – тех текстов, которые и ранее, на протяжении почти трёх веков, неизбежно подвергались корректировке переписчиков и служителей. При канонизации эти тексты тоже корректировались, в соответствии с взглядами наместника Христа на Земле и римского духовенства. При этом предыдущие варианты писания уничтожались.

     На протяжении всего своего правления, начиная с первых эдиктов, Константин сохранял над церковью контроль, превращал клир (духовенство) в государевых людей, прослойку правящего класса, функционеров, – церковь ставилась в явную зависимость от государства. Константин освободил духовенство от общественных повинностей; выделял церквям деньги из императорских средств, в том числе на строительство храмов и молельных домов; разрешил любому жителю империи делать завещания в пользу церкви; предписал определённую часть налогового сбора каждого города отдавать церквям и клиру; правителям городов предписывалось уступать просьбам христианских священников. На христианские храмы было распространено право убежища. Епископский суд был признан равносильным государственному, приговор епископа было поставлено считать окончательным и безапелляционным. В римских легионах появились христианские священники со специальной палаткой для богослужений.

     Зависимость церкви от государства демонстрирует специальный указ Константина об установлении церковных штатов и замещении вакансий лишь в случае смерти клириков, где говорилось и о возвращении в курию тех лиц, которые обладали богатством и, став клириками, избегали налогов и общественных повинностей.
     Многие епископы стали при Константине крупными землевладельцами. Епископы, пребывающие при дворе, нередко обедали вместе с Константином, по выражению Евсевия – богослова, церковного историка и друга Константина, – как апостолы, окружающие Христа в раю.
     При всём этом Константин оставался императором-язычником, принявшим титул Великого Понтифика, руководителя всего римского языческого культа. И поощрял культ императора, в Риме ежегодно устраивались 83-дневные празднества и игры, посвящённые императорскому культу рода Константина (род Флавиев)…

     На смертном одре в 337 году Константин принял крещение, ведь Христос милостив, в отличие от Зевса – Юпитера. Видимо, такое решение в канун ухода в мир иной виделось наиболее удобным, так как в течение всей жизни ты якобы мог творить любой вид беззакония и зверств, а при принятии крещения грехи вроде как уничтожаются, душа становится кристально чистой, аки у святого, и ты, не успев набраться новых грехов, уходишь в Царство Небесное и восседаешь там рядом с Христом и его учениками, как равноапостольный святой.
     Несмотря на крещение, Константин был причислен сенатом к богам, как и многие его предшественники, римские императоры.

     …Так что же означает огонь Небесный, отметивший 3 сентября 2024 года единственно сохранившийся с древнего Рима памятник божественному императору, святому равноапостольному Константину, основоположнику традиционного, официального христианства, которое имеет весьма отдалённое отношение, а может, и не имеет вовсе к ранним христианским общинам, основанным прямыми учениками Иисуса и их последователями?

     Может быть, перст Неба указывает на истинную цену выстроенной с прямым участием Константина традиционно существующей христианской церкви, однажды уподобившейся театральной игре корыстолюбивых лицедеев?! Ведь сказано было Иисусом Христом простое и понятное – что духом блаженны нищие.

     16.10.2024 г.
    
    
      
    


Рецензии
И, действительно, очень интересные и любопытные совпадения в эпоху глобального кризиса современной цивилизации. Про статую Свободы и западную идеологию, которую она олицетворяет, известно теперь даже школьником. А вот если принять во внимание те исторические факты, которые связаны с личностью императора Константина, и о которых мало кто имеет точное представление, то становится очевидным, что данные природные явления не случайны.
Отдельная благодарность автору за правильный порядок слов в часто используемой, но абсолютно необъяснимой, и, как мы теперь понимаем, искаженной фразе «блаженны нищие духом». ДУХОМ БЛАЖЕННЫ НИЩИЕ. Вот теперь, когда слова на свои места встали, будто солнце из-за туч вышло!

Наташа Заморская   21.10.2024 13:46     Заявить о нарушении
Наташа. На эту тему (про богатство и бедность) есть фраза в евангелии о том, что верблюду легче пройти через игольное ушко, чем богатому в Царство Небесное. Здесь тоже есть варианты, но не с перестановкой слов связанные, а со значением слова. Есть в древнем языке слово "кАнат" (кажется, так звучит). Обозначает это слово не только некрупную разновидность верблюда, но и канат - толстую плетёную верёвку. То есть фразу про верблюда и игольное ушко вполне можно видеть и в другом варианте - легче канат продеть в игольное ушко, чем богатому попасть в Царство Божье. И вот и в другом варианте перевода у богатого не получается быть блаженным духом.

Вадим Редькин   30.10.2024 15:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.