Тургенев. Жизнь и любовь

Иван Тургенев- любимый миллионами русских людей писатель. Он известен во всем мире. Еще в советские времена у меня на книжной полке стояла его книга "Три повести", в которой были чудесные произведения "Ася", "Первая любовь" и "Вешние воды". Я эту книгу перечитала множество раз и знала ее почти наизусть. Мне всегда хотелось больше знать о его жизни, и я повсюду собирала сведения о жизни русского писателя.

Восхищалась я этим писателем так сильно, что даже мое литературное имя стало Полина Ребенина. Так вот Полина- это в честь любимой женщины Тургенева. Мне казалось, что став Полиной, я стану не только ближе к моему кумиру, но и стану сильнее характером. Я ведь была наслышана, что Полина Виардо была женщиной одаренной и сильной. А я как мне казалось тоже стану сильнее по жизни, нося это имя. А сведения эти были разные.

Узнавала я о любимом писателе много интересного и разного. Прежде всего рассказы современников о его внешнем облике. Был он очень хорош собой - высоченный, почти двухметрового роста, атлетического сложения, с густыми русыми волосами, и крупными правильными чертами лица. Ранняя седина его не портила, а придавала облику мужественность и благородство... Говорят что напоминал он своим обликом Евгения Онегина. Всегда прекрасно и модно одетый, с изящными светскими манерами, он был известен, как непревзойденный рассказчик и в любом обществе был окружен толпой поклонников и поклонниц.

Наряду с внешней привлекательностью просто нечеловеческое в нем было обаяние, все, кто встречал его, тут же начинали его любить. Поклонники вспоминали: "Он.., был хорош собой, но красота его состояла в каком-то благородстве осанки, в милой улыбке, в гриве седых волос, откинутых назад над прекрасной формы лбом, и, главное, – в привлекательности взгляда...".

И уточняли: "За улыбку этих маленьких светлых подслеповатых глаз женщины обожали его, как мужчину, мужчины, – почти как женщину. И точно, улыбались эти глаза совсем особенно, по-тургеневски: так ни у кого они не улыбались."
Все совершенно так, как я и думала о прекрасном Иване Сергеевиче!

А с другой стороны стали встречаться негативные оценки. Например, его первый биограф Николай Гутьяр обвинял Тургенева в создании героев по преимуществу слабохарактерных и в подыгрывании нигилистам и революционерам.

А знаменитый философ Василий Розанов несколько позднее писал так: "Тургеневу первому из наших европейских писателей привелось сыскать европейскую славу, и когда он достиг ее, и уже не было времени стремиться еще к чему-нибудь, он вдруг увидел, что достиг чего-то самого малого; все же значительное и ценное от него ускользнуло.. Он все время ощущал себя в партере, а не на сцене.. А хотелось на сцену. И страшно было покинуть благополучный полумрак зала".

Почти тоже самое читаешь у одного из последних биографов писателя- Павла Фокина.  Он говорит о двойственности личности и жизненного пути писателя и утверждает, что в судьбе Тургенева сквозь блестки внешнего успеха проступает жизнь противоречивая, странная и не вполне счастливая. 

Тут я перестала что-либо понимать! Как же так и это они пишут о великом русском писателе со всемирной известностью! Как о каком-то неудачнике!

Очень хотелось мне во всем этом разобраться самой и пришлось долгое время по крупицам собирать сведения о жизни Ивана Сергеевича, читать его дневники и письма, углубляться в воспоминания близких, друзей, современников. В результате появилась эта книга "Мой Тургенев", изданная в 2021 году в Спб. А в этом году 2024 году эта монография была напечатана в издательстве Вече под названием "Иван Тургенев. Жизнь и любовь".

Книга получилась очень объемная, почти 500 страниц, но не пугайтесь. По мнению читателей написана она "легким слогом", увлекательна и читается на одном дыхании.
*** 

Приведу лишь отдельные фрагменты из этой книги, касаемые личной жизни писателя. Как сказано был Иван Сергеевич всеми любим и особенно нравился женщинам. Но на чувства женщин отвечал скупо. Хотя и родилась у него в 1842 году дочь Пелагея от швеи Авдотьи в Спасском, но значения этому он большого не придавал.

Но это до поры до времени - в 1843 году произошло роковое событие в его жизни. В 1843 в Спб прибыла итальянская опера и он услышал пение ее примадонны Полины Виардо. Иван Сергеевич был мгновенно покорен, очарован, влюблен. Певица выступала в России 3 сезона - 43-44, 44-45 и 45-46 гг. А когда уехала, то Тургенев ей вдогонку писал: "Поверьте, что узнав вас, невозможно вас забыть". И это были не просто слова - уже в мае 45 года он увольняется со службы, а в 1847 году уезжает в Европу и с этого времени повсюду следует за певицей.

Что же произошло с Тургеневым при знакомстве с Полиной Виардо? Он отвечает на этот вопрос в своих произведениях. В повести "Переписка" пишет: "С той самой минуты, как я увидел ее в первый раз,- с той роковой минуты я принадлежал ей весь, вот как собака принадлежит своему хозяину.. Я.. уже не мог жить нигде,где она не жила; Я оторвался разом от всего мне дорогого, от самой родины, пустился вслед за этой женщиной.. Я не мог отвести взора от черт ее лица, не мог наслушаться речей, налюбоваться каждым ее движением; Я, право, и дышал-то вслед за ней..
.. Любовь даже вовсе не чувство - она- болезнь, известное состояние души и тела, она не развивается постепенно..: обыкновенно она овладевает человеком без спроса, внезапно, против его воли - ни дать, ни взять холера или лихорадка.. Подцепит его голубчика, как коршун цыпленка; и понесет его куда угодно, как там ни бейся и не упирайся.. В любви нет равенства, нет называемого свободного соединения душ и прочих идеальностей, придуманных немецкими профессорами.. Нет, в любви одно лицо- раб, а другое- властелин и недаром толкуют поэты о цепях, налагаемых любовью. Да, любовь- цепь и самая тяжелая...".
*** 

То есть Иван Сергеевич полюбил и так глубоко и сильно, что оказался по собственным словам в любовном рабстве. Отношение же Полины Виардо к нему было неровным- то теплее, то холоднее, пока в 1863 году она не сделала его практически членом своей семьи. По мнению современников была Виардо расчетливой и практичной женщиной, которая любила себя и свое творчество, а преклонение великого писателя она искусно использовала в своих меркантильных целях. Много лет она и ее семья жили на средства богатого и щедрого русского писателя. Ничуть была не похожа Полина Виардо на идеализированный и неоднократно воспетый Тургеневым образ нежной возвышенной "тургеневской девушки". Зато была во многом похожа на его мать, Варвару Тургеневу, тоже некрасивую и властную крепостницу, которая долгие годы тиранила всех окружающих, в том числе своего талантливого сына Ивана.

Виардо не отказывала себе в земных утехах и имела многочисленных "близких друзей" или проще говоря любовников. Муж смотрел на это сквозь пальцы, ведь благодаря щедрости ее воздыхателей семья Виардо жила безбедно. Близкий семейству Виардо французский композитор Сен-Санс свидетельствовал о "дьявольском уме" и «бесчисленных изменах» певицы. Избранниками певицы были многие мужчины, принадлежащие к среде европейской богемы, начиная от выдающихся композиторов и художников, заканчивая коронованными особами. Относились к ним Ференц Лист - ее преподаватель по фортепиано, композитор Шарль Гуно, художник Ари Шеффер, дирижер Юлиус Риц, композитор Гектор Берлиоз и даже принц Баденский - это неполный список «друзей» мадам Виардо, среди которых Тургенев занял особое место- он так и не смог освободиться от ее чар..

Тургенев, обиженный неверностью своей избранницы, уезжал в Россию, но через некоторое время возвращался снова и опять по собственным словам -"исходил в непрестанном обожании" и "на коленях целовал священный для него подол ее платья".

Был ли он счастлив? На этот вопрос отвечает историк и искусствовед Нина Молева в своей книге "Призрак Виардо. Несостоявшееся счастье Ивана Тургенева": "Обращаясь к биографии .. Ивана Сергеевича Тургенева стало привычным называть имя знаменитой певицы Полины Виардо как предмета его многолетнего увлечения.. Эти сложные отношения действительно существовали, приносили светлые минуты, но гораздо чаще тяжелые, безысходные, не дававшие вырваться из заколдованного круга, как говорил сам писатель, несвободы".

А ведь на жизненном пути Тургенева раз за разом встречались достойные и прекрасные женщины, которые его искренне любили и были бы счастливы связать с ним свою жизнь. Это и умница, сестра известного анархиста Татьяна Бакунина, и юная Ольга Тургенева (прототип Лизы Калитиной), и сестра Льва Толстого Мария, и красавица-баронесса Юлия Вревская, героиня русско-турецкой войны, и великолепная актриса Савина. Мария Толстая писала: Если бы он не был в жизни однолюбом и и так горячо не любил Полину Виардо, мы могли бы быть счастливы с ним, и я не была бы монахиней.. Он был чудесный человек и я постоянно о нем вспоминаю". 

В 1856 году, после 6-летнего пребывания в России, Тургенев возвращается к Виардо во Францию. Он сомневается в правильности этого поступка, о чем пишет своим друзьям, но все-таки едет. Как заколдованный принц. Виардо принимает его милостиво и поначалу все как будто идет хорошо. Хотя уже в первые месяцы он признается поэту Фету, навестившему его: ".. Я подчинен воле этой женщины. Она давно и навсегда заслонила для меня все остальное, и так мне и надо. Я только тогда блаженствую, когда женщина наступит мне на шею и вдавит мое лицо в грязь". Хочется привести другие известные слова, сказанные 40-летним Тургеневым Некрасову: "Я и теперь, через 15 лет, так люблю эту женщину, что готов по её приказанию плясать на крыше, нагишом, выкрашенный желтой краской!" Можно ли назвать это счастьем? Эти слова приводят в смущение, это слова не мужчины, а жалкого раба! Что же это такое, околдованность или же слабость характера?

Уже через несколько месяцев, в Париже, он заболевает, чувствует себя крайне плохо физически и психически и посылает отчаянные письма друзьям в Россию. А на Родине его все любят и стремятся помочь: на выручку летит в Париж Некрасов, затем Лев Толстой, а позже Иван Аксаков. Все стараются подставить плечо и уговаривают, увещевают, призывают вернуться домой, разорвать эти несчастные отношения.. Но Тургенев почему-то все тянет, ему никак не оторваться от Полины Виардо. Вернулся он лишь в мае 1858 года после полуторагодовалого мучительного пребывания в Европе.

К 40 годам певица потеряла голос, и в 1863 году состоялось ее последнее выступление в опере. Денег теперь не хватало на ту роскошную жизнь, которую она привыкла вести. И тут она придумала гениальную комбинацию: решила ввести преданного поклонника Тургенева в свою семью. Она знала, что он ее любит и всегда мечтал жить рядом с ней. Ей же теперь нужны были его деньги, ведь он после смерти матери- богатейшей помещицы России, был хорошо обеспечен. Пусть живет с ними, у них будут его деньги, в у него семья! Конечно разводиться она не собиралась, он стал вторым, "младшим" мужем в семействе. С этого времени Виардо живут на деньги богатого писателя и помещика. С этого времени Тургенев существует в семье Виардо, где певица царила, сознавала свою власть над домочадцами, и с русским писателем особо не церемонилась.

И он действительно первое время их совместной жизни в Баден-Бадене чувствовал себя на седьмом небе! Но через несколько лет франко-прусская война и пришлось переселиться в Париж. Расстаться с семьей Виардо Тургенев уже не мог, но и счастливым себя теперь не чувствовал.

И нередко жаловался на свое одиночество и неприкаянную жизнь "на краюшке чужого гнезда". По временам опять себя отчаянно плохо чувствует и русские друзья его навещают в Париже, жалеют, стараются поддержать. Это и Ковалевский, и Кони, и Репин, и Герман Лопатин и др. Тургенев грезит о собственной семье и до последних лет жизни увлекается, влюбляется, мечтает ускользнуть, освободиться. Но это были только мечты, а в реальности он всегда возвращался обратно и снова оказывался в ложном и мучительном положении, у ног властной и выдающейся женщины. Он признавался: "Вы себе представить не можете, как тяжела одинокая старость, когда поневоле приходится приютиться на краешке чужого гнезда, получать ласковое отношение к себе как милостыню и быть в положении старого пса, которого не прогоняют только по привычке и из жалости к нему".
***

Многие современники задавали себе вопрос, как могла Виардо там безгранично поглощать Тургенева? Ведь его собственные стремления и чувства - любовь к Родине, к русскому народу, к друзьям, к литературному творчеству, к женщинам- все это разбивались о стену дьявольского ума (как утверждал Сен-Санс) и железной воли выдающейся певицы. Почему Тургенев раз за раз отворачивался от обожающих его женщин, оставлял Россию и уезжал к жестоко некрасивой Виардо в чужую Францию? «Нет, тут явно не обошлось без колдовских чар, приворотного зелья», - судачили современники писателя. Об этом же упоминают и современные биографы. Недаром его мать, Варвара Петровна Лутовинова твердила: «Околдовала тебя проклятая цыганка!» И грозила лишить наследства. В разговоре с Полонским сам Тургенев всерьез говорил о "присухе" и утверждал, что Полина Виардо - колдунья. 

Но ведь хорошо понимал сам Тургенев, что живя во Франции, он постепенно теряет тот дар, которым отметила его природа- талант писателя. В последние двадцать лет, которые Тургенев прожил в семье певицы, он не смог написать ничего выдающегося. Он признавался Я. Полонскому: "Я очень хорошо понимаю, что постоянное пребывание за границей вредит моей литературной деятельности, да так вредит, что пожалуй и совсем ее уничтожит: но этого изменить нельзя". Он чувствовал, что неспособен написать роман, повесть, главными действующими лицами которых не были бы русские люди. Для этого нужно было поменять душу.

О бесконечной преданности семейству Виардо Тургенев в конце жизни признавался друзьям. Он показывал им карточки Виардо и ее дочерей и уверял, что интересы их были ему дороже и ближе всяких других интересов - собственных, общественных и литературных. "Да вот вам пример: предположим, что каким-нибудь образом мне было бы предоставлено на выбор: быть… ну, скажем, первым писателем не только в России, а в целом мире, но зато никогда больше не увидеть их (он показал карточки, зажатые в ладони). Или же наоборот: быть не мужем – нет, зачем! – а сторожем, дворником у них, если бы они уехали куда-нибудь… на остров Вайгач или Колгуев, – я ни одной минуты не колебался бы в выборе".
***

Известный юрист Кони с возмущением писал о нравственном облике семейства Виардо, которое долгое время существовало на содержании Тургенева, а после его смерти стало распространять клеветнические слухи о его, якобы, иждивенчестве. Таким образом, заключительным аккордом грустной повести о личной жизни Тургенева является попытка почтенного семейства, отнявшего у него родину и близость друзей, отнять и доброе имя и из человека-альтруиста в слове и деле сделать жалкого приживальщика.." А ведь лишился всего своего состояния ради них - распродал все свои имения, леса и пашни, осталось у него к концу жизни лишь одно Спасское.

Никто из друзей Тургенева не желал общаться с Виардо после смерти писателя. Исключение составил лишь художник Алексей Петрович Боголюбов, который навестил ее и высказался об этих необычных отношениях более примирительно: "Много людей русских бранят м-м Виардо, ругая её цыганкой, грабительницей Тургенева, жадной тварью, воспользовавшейся его состоянием и пр. и пр. Я не стою на их стороне и не думаю так, благодаря тому, что, бывая в их доме, мог вглядываться в интимную жизнь Ивана Сергеевича... Что можно было лучше поступить при его кончине, оказать более внимания его друзьям - это другое дело...

..Жизнь Тургенева и Виардо не есть жизнь обыкновенных людей. Полина Виардо, по-моему, была с Иваном Сергеевичем истинная пара по умственным достоинствам. Что у нее нет души, что все расчет – это другое дело, хотя и недоказанное и, опять по честности, не наше дело. Был бы недоволен покойный всеми этими порочными оттенками великой певицы и трагической актрисы, он не пробыл бы под одной с ней крышей более сорока лет, не сносил бы ее дикого характера и обид (как это говорится другими) и даже унижений. Нет, все это было для него ничтожно перед теми высокими достоинствами, которые приковали его к дивной женщине – безобразной красавице... Ивану Тургеневу надо было жить и любить своеобразно, так, как он своеобразно бросил взгляд на все, что сотворил, и тем себя увековечил. А деньги, дачи, дома, имущество, оставленное им, – все это вздор, все это бледно перед 42-летним чувством привязанности и хоть единым мигом наслаждения ума и сердца, который ему дала m-me Виардо."

Известие о смерти И.С. Тургенева в Буживале было осознано в России как трагическое событие национального масштаба. Великий русский писатель, которого некоторые осуждали при жизни, после своей смерти оставлял ощущение невосполнимой утраты. И на отпевании в Париже, и на каждой остановке по пути следование гроба с телом писателя в Россию - собирались толпы народа. А в Спб нескончаемые колонны почитателей Тургенева сопровождали его к последнему месту успокоения- до Волкова кладбища. Он был похоронен рядом с Белинским. В России перед писателем соотечественники преклонялись и были счастливы прибытию на Родину даже его мертвого тела. Как долго бились русские люди за возвращение русского писателя на Родину, и вот, наконец-то, он вернулся домой, хоть и мертвый, хоть и в гробу.


Рецензии
Замечательная статья о великом русском писателе. Очень подробная, глубокая и при этом тактичная и деликатная. Полина Виардо - отдельная, но невероятно важная история жизни писателя.Она была замечательной певицей, а он обладал очень чутким музыкальным слухом. Так что эти отношения можно назвать сакральными. Он же сам говорил, что прожил жизнь на краешке чужого гнезда. Виардо - это его семья. Негатив в отношении Полины был вызван завещанием Тургенева. У него была дочь, которая родилась от случайных отношений, возникших у писателя в студенческие годы. Иван Сергеевич не бросил ребенка, даже несмотря на негатив его матушки. Воспитал ее один и дал образование. Девочка была очень сложной. Отношения с Полиной Виардо у нее так и не сложились... Возможно, это была такая женская ревность. Тургенев очень долго помогал дочери, в том числе после ее не сложившегося замужества... Но почему-то не оставил ей наследства. Из-за этого она очень нуждалась. Все досталось Полине Виардо. Которая, кстати сказать, очень вдумчиво относилась к этому. От Тургенева Полине достался перстень Пушкина, который она должна была передать Толстому. Но не сделала этого, потому что последний поругался с Тургеневым как раз из-за его дочери. Дело дошло почти до дуэли. В итоге Полина отдала перстень в музей Александра Сергеевича... У меня есть очень сильное подозрение, что отцом ребенка Полины Вардо был именно Тургенев. Но обоими было принято решение не афишировать это... Я была в Спасском-Лутовинове и видела там посмертную маску этого прекрасного человека со следами невероятных страданий перед смертью. Все, что связано с Иваном Сергеевичем, несет печать подлинности и красоты. Все его решения надо уважать и принимать.

Ольга Никитина 64   17.11.2024 12:46     Заявить о нарушении
Спасибо Ольга за прочтение и рецензию. Радует встретить человека, который как и я интересуется творчеством и личностью великого писателя. Негатив в отношении Виардо возник не только на основании завещания Тургенева, но из-за многих реалий его жизни на краешке ее гнезда. О которых знали его русские и французские друзья. И конечно не дело Виардо было распоряжаться кольцом с руки Пушкина. Она должна была передать его русскому консулу в согласии с последним желанием Тургенева. И его решение надо было уважать. А Толстой и Тургенев в конце его жизни полностью примирились. Желаю вам всего доброго и творческих успехов!

Полина Ребенина   19.11.2024 12:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.