Альма матер

                Памяти Бориса Николаевич Окунева,профессора,доктора наук               
               
    Вот и прозвенел последний звонок.  Выпускные экзамены и прощальный вечер. Грустно, завершился первый этап жизни. Всё было просто и понятно: школа, уроки, друзья. Теперь полная неизвестность. Единственно для меня было очевидным, что буду поступать в технический вуз. А в какой? Колебалась между Политехническим и Военно-механическим. Победил последний, ибо находился недалеко от дома.

   
    Первый экзамен – физика. В рекреации собрались трясущиеся от страха девчонки и я. Неожиданно появился высокий, полный человек, весь облик которого был похож на писателя Льва Николаевича Толстого: та же окладистая борода, толстовка и часы на цепочке. Он увидел нас, остановился и спросил:
-Дрожите?
-Даа!
-Ни пуха ни пера!
-Спаасибо!
-Что надо сказать? - произнес он хорошо поставленным голосом и продолжил свой путь. А вслед за ним неслось наше робкое – «к чёрту».  Им оказался Борис Николаевич Окунев, который преподавал нам внутреннюю баллистику.
   
   
    Он был профессором старой гвардии, владел искусством изысканного обращения, говорил размеренно, спокойно и убедительно. В аудиторию входил часто в сопровождении молодых преподавателей кафедры. Обычно Борис Николаевич ходил вдоль рядов и читал лекцию, а когда уставал, то садился на стул и, обращаясь к кому-нибудь из преподавателей, предлагал продолжить, при этом  часто заставал преподавателя врасплох.  Приходилось и нам стыдливо опускать глаза от его неожиданных вопросов, которые касались отнюдь не баллистики. Однажды он поинтересовался, знаем ли мы в какой опере П.И. Чайковского исполняют куплеты без единого «р».  Оказалось, что это куплеты Томского из оперы «Пиковая дама».
 «Если б милые девицы       
Так могли летать, как птицы…»

   
    Борис Николаевич всегда присутствовал на экзаменах. Первые студенты, которые ответили, оставались в коридоре в ожидании своих зачеток с отметками. Как-то во время экзамена Борис Николаевич вышел к нам с зачеткой в руке и торжественно провозгласил фамилию одной из нас. Можно только представить, что пережила девушка пока подходила к нему, а профессор протянул ей зачетку со словами: «Поздравляю. У Вас отлично». Пожал ей руку и вернулся в аудиторию. 

   
    Был он ярым противником курильщиков, которые любили курить в коридоре во время перерыва. Один курил, а кто-нибудь наблюдал, не идет ли Окунев. Так было и в тот раз. Ребята заметили его приближение, тогда тот,кто курил, спрятал руку с папиросой за спину. Борис Николаевич подошел и протянул ему руку с явным намерением получить папиросу, но молодой человек не растерялся и протянул свою. Окунев ответил на рукопожатие и со словами: «А курить здесь всё-таки нельзя», удалился.

      
    Прошло много лет. Как-то при посещении Русского музея, я остановилась перед картиной Петрова-Водкина «Мадонна с младенцем», которую я раньше не видела, оказалась, что она из коллекции Б.Н. Окунева.
 У Бориса Николаевича была одна из лучших в Советском Союзе частная коллекция картин и произведений искусства.
Он завещал картины русских художников Государственному Русскому музею, которая была принята на хранение в декабре 1983 года. (Взято из интернета.)

       С неизменной благодарностью вспоминаю всех преподавателей старой гвардии, которые щедро делились своими знаниями, были примером благородства и истинными интеллигентами.


   
 


Рецензии
Ирина, ваша трогательная публикация напоминает о тех незабываемых студенческих годах, когда была молодость, интересная напряжённая учёба, талантливые и доброжелательные преподаватели и содержательные развлечения. С уважением и теплом,

Александр Смирнов 83   10.07.2025 08:47     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр!
Рада, что всколыхнула Ваши воспоминания о замечательной студенческой поре. Да, так всё и было, но как давно...
Всех благ и творческого лета!
С уважением,
Ирина

Ирина Ижорская   12.07.2025 23:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.